Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава IX. Так называемые профессиональные неврозыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Из всех категорий больных, направляемых к психотерапевту, группа так называемых профессиональных неврозов является, пожалуй, самой неясной в отношении этиологии и патогенеза. Понятно, что сама постановка вопроса о показаниях к психотерапии здесь необычайно трудна. В эру экспансии шизофрении, даже такой осторожный клиницист, как Ю. В. Каннабих, готов был поддаться соблазну растворить целиком профессиональные неврозы в шизофрении. В дальнейшем, однако, он отказался от этой тенденции. Бесспорно, важно, конечно, исключение шизофрении, а также органических процессуальных и, особенно, резидуальных поражений в этих случаях, и это является первейшей диагностической задачей, подчас исключительно трудной. Однако, по материалам моих наблюдений случаи истинных профессиональных неврозов составляют значительное большинство, не обнаруживая, насколько мы можем судить, какого-либо генетического родства с шизофренией и видимых неврологических знаках. В этой группе можно отличать два полюса: · аффективный, вокруг которого группируется большая часть расстройств, связанных с публичным выступлением (музыканты — исполнители, актеры и пр.), и чисто · моторный, к которому тяготеют писчий спазм, спазм машинисток и аналогичные формы, но также и некоторые немалочисленные случаи нарушения музыкального исполнительства, не связанные с публичным выступлением. Очевидно, таким образом, что речь идет о большой сборной группе. Но поскольку между этими двумя полюсами имеются многочисленные переходы, рассмотрение их в одной главе, до некоторой степени, правомерно. Страх рампы — явление настолько понятное и распространенное, что трудно трактовать его как патологию даже в тех, видимо, очень частых случаях, где он носит характер трудно преодолимых приступов, обнаруживая при том крайнюю стойкость, сопутствуя всей, даже самой блестящей артистической карьере. Говорить о патологии, о профессиональном неврозе можно, очевидно, лишь тогда, когда страх приводит к минусу в исполнительстве и именно с такими случаями приходится иметь дело психотерапевту. В чем бы ни выражались эти минусы — а диапазон их очень широк, включая компоненты вазовегетативного, моторного и мнестического порядка — несомненна их обусловленность аффектом страха, волнением, вследствие чего задача психотерапевта сама по себе здесь ясна, хотя и не всегда достижима: она заключается в том, чтобы ослабить аффект.
Чем можно этого добиться? Прежде всего, мероприятиями чисто режимного, так сказать, психогигиенического порядка: достаточный ночной сон накануне ответственного выступления (если нельзя иначе, то с помощью снотворных), в день выступления основательный прием пищи в строго установленные часы. Указания, частые в этих случаях, на полную невозможность что-нибудь съесть, должны категорически отвергаться ссылкой на то, что есть можно и без аппетита. Обязателен послеобеденный сон или просто отдых не менее, но и не свыше одного-полутора часов, с таким расчетом, чтобы он имел место за час, примерно, до выхода из дому. Показано, наконец, и какое-либо невинное лекарство (кофеин с люминалом в микроскопических дозах и т.п.), принимаемое в точно установленное время перед выступлением. Мы считаем допустимым давать в виде исключения, лишь в случаях особо ответственных выступлений, фенамин (0,01), который дает положительный эффект почти неизменно, хотя грозит опасностью привыкания. Важно, конечно, чтобы выполнение всех этих мероприятий требовалось врачом с полной императивностью, которая всегда содержит в себе элемент суггестивный. Каково значение чистой суггестии в этих случаях? Невозможно на этот вопрос ответить однозначно для всех больных. В иных случаях, чаще у женщин, суггестия дает неплохие результаты. Мы советуем в этих случаях внушать не просто спокойствие (что, конечно, слишком рискованно), а волнение, связанное с чувством творческого подъема, ожиданием успеха. Некоторое значение при этом мы придаем «наложению руки», с суггестией, что в трудную или критическую минуту это ощущение прикосновения ладони появится с неотвратимой силой, как навязчивость, и тотчас снимет или смягчит страх. Располагает ли психотерапевт какими-либо мерами воздействия рационалистического порядка в описываемых случаях? Поскольку речь идет об исполнительстве, мы склонны ответить на этот вопрос отрицательно. Против такой возможности говорит хотя бы уже то обстоятельство, что, насколько мы можем судить, исполнительские страхи не обнаруживают тенденции проходить с годами накопления опыта и артистического созревания. Это говорит, очевидно, за то, что голос разума, как правило, приобретающий с годами больше власти над аффектами, мало помогает в борьбе с описываемым синдромом.
Упоминавшиеся нами моторные нарушения «эстрадного невроза», выражающиеся в разнообразных расстройствах, вообще говоря, спастического характера — нарушение дыхания, неправильные интонации у вокалистов, напряжение мышц и нарушение координации у пианистов, дрожание большого пальца правой руки (держащей смычок) у скрипачей и проч. наблюдаются очень часто и независимо от публичных выступлений, при которых, однако, резко усиливаются. Здесь мы уже имеем дело с синдромом, безусловно не чисто аффектогенного характера, как в описанных выше случаях. Вообще говоря, и у этих больных иногда имеет место известная аффективная напряженность, имеющая отношение к страху выступления: ведь певец и музыкант, упражняясь у себя в комнате, всегда как бы находится на эстраде, хотя бы он исполнял только вокализы или гаммы, всегда поет и играет как бы для слушателя, и его обоснованное или необоснованное недовольство собой создает отрицательный аффективный фон. Как это часто бывает, к этому легко присоединяются сомнения в выборе профессии, в своем призвании и проч. А при этом условии легко создается то напряжение в работе, которое лишает ее инстинктивной спокойной целенаправленности. Тогда, когда моторные помехи сказываются во всех фазах работы, они, конечно, на эстраде резко усиливаются. Эти случаи собственно и составляют переход к тем уже чисто моторным профессиональным нарушениям, которые никакого отношения к исполнительству не имеют и испытываются больным, как непонятная внутренняя помеха или же вообще как нарушение чисто физического порядка, непонятное постольку, поскольку оно появляется лишь в данном профессиональном комплексе движений. Писчий спазм является классическим образцом этого рода расстройств. Насколько мы можем судить, диапазон этих, так сказать, чистых профессиональных неврозов, примыкающих к моторному полюсу, очень широк — от психогении до вегетоневритов, а может быть и вышележащих центральных нарушений, клиническая природа которых остается еще неясной. Психогенный момент у некоторых из этих больных никак нельзя полностью исключить. Иначе, как объяснить такие случаи, когда писчий спазм дает себя знать только в определенной обстановке. Например стенографистка не может писать на заседании, но вполне справляется с тем же темпом письма у себя на работе, или опытный бухгалтер, полноценный человек и работник, очень живой, синтонный, испытывает неприятное внутреннее напряжение каждый раз, когда выводит на бумаге цифру семь Очевидно, в таких случаях имеется психогения, но в чем суть этого механизма, что это за психогения, остается совершенно неясным. Чаще приходится иметь дело с больными, у которых синдром моторных нарушений профессионального порядка, сочетаясь с разного рода болевыми ощущениями, настолько массивен, что приходится думать о центральных или периферических нарушениях чисто неврологического порядка. С годами, по мере накопления наблюдений, я все больше отходил от трактовки этих заболеваний в плане психогении.
Особенно необходимо подчеркнуть то, что в подавляющем большинстве этих случаев мне не удавалось отметить близости к механизмам навязчивости — ни в наследственности, ни в клинической картине. Это не ананкасты, не психастеники, также и не выраженные психопаты, отличающиеся яркостью эмоций или патологической инертностью нервных процессов. Большая часть такого рода профессиональных неврозов тяготеет все же скорее к невропатологии, чем к психиатрии. Для психотерапевта эти случаи — мало благодарное поле деятельности. Прежде всего: никогда, ни в одном случае писчего спазма мы не видели ни малейшего эффекта от назначаемых больному предшествовавшими врачами мероприятий привязывания пальцев к ручке, употребления особо толстых ручек, забинтовывания лучезапястного сустава (пожалуй, еще последнее, в иных случаях, чуть-чуть помогает). Зато, если не исцеление, то несомненное улучшение от массажа (так называемый массаж по Корнелиусу). Эффект от суггестии по моим наблюдениям незначителен. Конечно, всегда попадаются случаи с повышенной откликаемостью на Гипноз, как то может иметь место при любом вообще синдроме и симптоме, независимо от его генеза. Однако результаты эти нестойки. Многочисленные и длительные катамнезы этих случаев не располагают к гипнотерапевтическому оптимизму. Бесспорно, несколько особое место занимают те профессиональные неврозы, в развитии которых наличествует так или иначе элемент аффектогении и функция нарушается лишь постольку, поскольку она экспонируется. В этих случаях может иметь известное значение та борьба с эгоцентризмом, о которой говорилось в главе II, но и этому, к сожалению, не приходится придавать большого значения. Что касается аналитической концепции профессиональных расстройств, как символического замещения и соответственно ориентированной аналитической терапии, то могу лишь сказать, что в этих случаях я не наблюдал ни малейшего улучшения от психоанализа, проводимого в двадцатых годах знатоками этого метода. Таким образом, мы, чем дальше, тем больше приходим к заключению, что те профессиональные неврозы, в которых на первом плане стоит моторное нарушение, как таковое, нарушение координации в подавляющем своем большинстве не являются объектом психотерапии.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.241 (0.012 с.) |