Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Психастенические реакции и развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В этой главе имеются в виду наиболее типичные формы психастенических реакций и развитии, которые можно было бы обозначить как «неврозы выхода в жизнь», как депрессивно-астенические состояния, сопутствующие постпубертатному периоду со всеми присущими ему трудностями. Понятно, что к психиатру попадают лишь те из этих больных, в которых внутренняя конфликтная ситуация бывает выражена настолько массивно, что требуется тщательное исключение шизофрении. Это подчас нелегко сделать и это, конечно, крайне усложняет вопрос о показаниях к психотерапии. Не касаясь здесь дифференциально диагностических трудностей, необходимо отметить нередко встречающиеся в этом периоде жизни нерезко выраженные и, во всяком случае, не главенствующие в картине болезни обсессивные явления, так сказать «малые обсессии». Их не надо пугаться, ибо два вида обсессий, по меньшей мере, в этом возрасте встречаются довольно часто: навязчивое мытье рук и эритрофобия. Мытье рук является невротически зафиксированным моторным компонентом чувства морального загрязнения, порожденного чаще всего мастурбацией. Эритрофобия в этих случаях является непосредственным выражением той сенситивности, которая в иных случаях тяготеет к сенситивному бреду отношения, занимая, таким образом, особое место среди обсессивных явлений. Названные два вида обсессии не страшны, если они не доминируют в картине болезни. Если же они заполняют собой все сознание больного, то необходима всегда величайшая осторожность в диагностике. Внутренняя конфликтная ситуация описываемых форм слагается из двух элементов: личность дезориентирована в своем биологическом и в своем социально-профессиональном становлении. Оба элемента объединяются в едином чувстве недостаточности, в чувстве бессилия. В одних случаях оно ограничивается мучительным недовольством собой, доходящим до высших степеней презрения, отвращения к самому себе, до крайних пределов аутоагрессивности. Эти случаи, однако, реже попадают к психиатру, чем другие, в которых дисфорический фон обрастает ипохондричностью и разного рода вегетативно-вазомоторными нарушениями, эту ипохондричность питающими (колиты, метеоризм, потливость и пр.).
Не подлежит сомнению, что все такого рода выраженные переживания периода возрастных кризисов, даже если они в какой-то степени близки к шизофрении, требуют, конечно, единственно и только психотерапии и, как правило, оказываются благодарнейшими объектами последней. Это относится в первую очередь к тем из них, где достаточно явно выражена сенситивная основа личности. Это и понятно, конечно, поскольку речь идет о пластичной, еще не застывшей в своих установках, еще не созревшей психике. Содействие созреванию есть задача психотерапевта. Разрешение этой задачи идет по двум путям — разъяснения и активирования, которые взаимно друг друга дополняют. Понятие разъяснения в этих случаях приобретает очень широкий диапазон: от элементарного ознакомления с физиологическими процессами до широкой психагогической работы, направленной на перевоспитание личности. О задачах физиологически просветительного характера речь будет идти ниже. Сущность всей этой психотерапевтической работы составляет стремление к превращению индивидуалистически-эгоцентрической ситуации в ситуацию типовую, развенчание субъективной значимости тяжелых переживаний объективным пониманием присущих им закономерностей. Эти больные, прежде всего, одиноки. Они одиноки, не имея возможности ни с кем поделиться, ибо переживаемая ими ситуация в их сознании глубоко унизительна. Они неизбежно эгоцентричны именно потому, что переживаемая ситуация представляется их сознанию исключительной, уникальной. Как удачно выразился пациент, история болезни которого ниже приводится: «Я совершаю каждый день 80000 верст вокруг самого себя!». Легко понять, что эгоцентризм, являясь следствием мучительного переживания астени*), принципиально отличен от той эгоцентрической астении, которая порождает истерическую симптоматику. *) Мы употребляем термин «астения» в смысле точного его перевода на русский язык как бессилие, в данном контексте — как субъективное переживание бессилия. Психопатологическая симптоматика разбираемых больных складывается в основном из чувства недостаточности и страха жизни; задачи сексуального и профессионального становления в жизни могут гипертрофироваться до крайней степени, приводя в иных случаях к таким вполне реальным, объективным нарушениям жизнедеятельности, как отставание в учении, снижение интересов к окружающей жизни, замкнутость и тем самым, нередко, очень затрудняя дифференциальную диагностику в этих случаях.
Типична в этом отношении история болезни больного Ан. 22-х лет (1936 год). Дядя по матери душевнобольной (диагноз не уточнен). В детстве ночные страхи: рос живым, общительным, озорным. Нормальное обучение в школе. Корь, скарлатина без осложнений. В дальнейшем частые ангины. Поступил в ВУЗ, с 3-го курса (21 года) пришлось по семейным условиям занятия прервать и поступить на работу; надеется со временем вернуться в ВУЗ. Приблизительно с 16 до 20 лет онанизм; мучительная и бесплодная борьба, презрение к себе за «слабость воли», страх, что окажется импотентом. С этого же периода частые сердцебиения, постоянно ощущает свое сердце, трудно «вдохнуть до конца», потные руки, которых стесняется. На 21-м году онанизм прекращается Либидо нормальное. Жалобы остаются те же, присоединяется недовольство в связи с вынужденным уходом из ВУЗа, становится крайне раздражительным с домашними, ради которых прервал учебу. Сомнения в своей полноценности нарастают, боится душевной болезни (дядя!). Одинок: от товарищей по ВУЗу отошел, с коллективом на работе мало общего. Считает себя «неудачником, никчемным человеком», «ни одна женщина такого не полюбит» и т. п. Сосредоточенный целиком на себе, почти перестает читать: «некогда, да и не к чему». Шизофрения исключается безоговорочно после второй беседы с больным. Упорная психагогическая работа в направлении, обрисованном выше. По требованию врача берет дополнительную нагрузку — преподавание в техникуме, оказывается прекрасным педагогом; материально семье становится значительно легче. Начинает много читать, делает «открытие», что «благодаря книгам становишься умнее». К концу первого года знакомства начинает уже иронизировать над собой. Начиная с 1938 года, изредка навещает врача уже не на правах больного, «а так, потолковать». В 1940 г. успешно кончает ВУЗ, продолжая преподавать. От вегетативных нарушений ничего не осталось. Тревогу в связи с мастурбацией удается в этих случаях сравнительно быстро «развенчать» ссылками на соответствующие медицинские источники. Очень прискорбно, что у нас недостаточно хорошей популярной литературы на эти темы, ибо сплошь и рядом больные обращаются к устаревшим источникам, обычно к старым энциклопедиям, черпая из них всякие нелепые утверждения о «мастурбаторном помешательстве», заболеваниях спинного мозга и т. п. Сложнее обстоит дело с чувством социальной недостаточности. Здесь работа с больными должна вестись в таком, примерно, плане. Необходимо вскрыть то положительное, что содержится в мучительной самокритике, указать, что первоисточником ее является повышенная требовательность к самому себе. Последнее же является основным стимулом всякой вообще продуктивной жизнедеятельности. Надо разъяснить, что неспособность к самокритике свидетельствует об интеллектуальной ограниченности, наоборот, гипертрофия ее есть удел более богатой и одаренной натуры. Глупый человек никогда не бывает недоволен собой. Добрая половина всех сверстников больного таят в душе такое же точно мучительное неверие в свои силы. Гордость мешает им в этом сознаться, но так оно и должно быть, ибо не следует сознаваться перед окружающими в своей «слабости», следует преодолевать ее. Каждый в отдельности тягостный симптом должен быть разъяснен и развенчан как психологически понятный и типовой.
Ниже приводится примерное содержание беседы врача с такими больными. Вам трудно сосредоточиться над книгой? Это происходит не от того, что ваш интеллект плохо работает, а потому, что, открыв книгу, вы уже объяты напряженным ожиданием, страхом что-либо в ней не понять, понятно, что страх отвлекает вас и мешает сосредоточиться. Но почему же вы боитесь трудностей и почему вы считаете, что все вам должно легко даваться? Ведь это же банальная истина — «корень учения горек, плоды его сладки». Вспомните, как вы в детстве проливали слезы над какой-нибудь задачей с бассейном. Однако, это не помешало вам окончить успешно среднюю школу. Пройдет год-другой и то, что сейчас нам представляется катастрофой, трагедией, окажется той же задачей с бассейном. Вспомните вообще обо всех ваших детских неудачах, обидах, страхах, слезах. Как вы теперь к ним относитесь? Как к пустякам? Но тогда-то это были отнюдь не пустяки. Что же изменилось? — Только то, что вы приобрели опыт, вы стали способны критически и объективно относиться к переживаниям детства. Но к теперешним вашим столь тягостным переживаниям вы относитесь так же, как некогда в детстве по той же причине, у вас нет еще достаточного опыта, знания жизни, чтобы понять их закономерность. У вас нет интереса к изучаемым дисциплинам? Но интерес динамичен, и он нарастает в процессе работы. Это — правило без исключений. А самое главное это то, что интерес, прежде всего, стимулируется практической деятельностью. Покуда вы только учитесь, и ваши знания остаются без всякого практического применения и без практической проверки, многое кажется и скучным и трудным. В медицине, в частности, есть много такого, чего на известном этапе ни один студент, как правило, не понимает, и что, поэтому, ему скучно или даже ненавистно. Но когда он переходит на старшие курсы и к врачебной деятельности, он приобретает и знание и интерес. Врач знает, что от него зависит судьба больного, все его внимание поглощено объектом его деятельности и он направляет на него свои знания и интересы, т. е. врач думает уже не о себе, а о больном, и в этом главный стимул его деятельности. А у вас этого стимула еще нет, вероятно, и не будет, покуда вы только учитесь.
Ваше неверие в свои силы, ваше чувство недостаточности есть целиком и полностью следствие вашей неопытности: вы мало знаете о жизни и потому дезориентированы. Вы не знаете, что ваши страдания — это удел очень и очень многих и притом не менее, а более социально ценных людей. Понятно, что то напряженное, подавленное душевное состояние, в котором вы пребываете, порождает целый ряд тягостных явлений, в том числе телесных: будучи погружены в самого себя, вы мнительны, вы прислушиваетесь ко всем своим ощущениям; прислушиваясь к своему сердцу, вы нарушаете его деятельность и испытываете сердцебиение. Прислушиваясь к дыханию, вы испытываете стеснение в груди. Вы озабочены своим желудком и, бессознательно глотая воздух, начинаете страдать отрыжкой и т д. (воздухоглотатели попадаются нередко среди этих больных). Вы потеете, краснеете, бледнеете и т.д. Но при этом вы совершенно здоровы, и все эти явления — следствие вашего душевного состояния (полезно демонстрировать этим больным для разъяснения механизма психогении общеизвестный опыт Бекона). Но, мало того: вы полагаете, что окружающие догадываются о вашем тяжелом внутреннем конфликте и смотрят на вас не то с сожалением, не то с усмешкой. Вы начинаете их бояться, отходите от товарищей, от коллектива, еще больше замыкаетесь в себе. Коротко: вы попадаете в порочный круг, который и заставляет вас с утра до ночи совершать «80 000 верст вокруг самого себя». Основное и главное заключается в том, что в вашем душевном состоянии, созданном всеми этими действительно трудными вопросами, типичными для периода роста и «выхода в жизнь», нет ничего исключительного. Вы смотрите на окружающих снизу вверх, даже не догадываясь о том, что многие другие точно так же смотрят на вас. Вы сплошь и рядом ошибаетесь в оценке, даваемой вам окружающими, совершенно так же, как это происходит с чеховским героем: молодой адвокат, впервые выступающий в суде, терпит полное фиаско, считает себя банкротом, думает о самоубийстве и, случайно подслушав разговор двух членов суда из соседней комнаты, узнает, что его выступление было расценено как совершенно блестящее. «О, этот далеко пойдет»,— слышит он в ту самую минуту, когда терзается мыслью о полном провале своей карьеры. Само собой разумеется, что клиническая картина состояния подобных больных часто расцвечивается теми или иными конституциональными или ситуационными моментами, то приобретая более явственно депрессивный, то вегетативно-ипохондрический характер. Однако, как правило, психастеническое ядро при всем этом является основой и именно против него должны быть направлены все наши психотерапевтические усилия. Есть одно требование, какое необходимо предъявлять к подобным больным; это требование «перманентного аврала». Тогда и только тогда вербальная, так сказать, часть врачебной работы — разъяснение — приводит к созреванию больного и преодолению болезненных явлений: этих людей, погрязших в себе, сузившихся в своей жизнедеятельности, надо беспощадно стимулировать, чтобы вывести их на простор жизни. Одни из них никогда не были в Третьяковской галерее, вообще в художественном музее. Почему? Другие никогда не были на футбольном состязании. Почему? Третьи никогда не были на симфоническом концерте. Почему? и т.д. без конца. А когда слышишь в ответ: «Это меня не интересует», то, конечно, отвечаешь: «Как может интересовать или не интересовать то, чего не знаешь». Если же в ответ слышишь: «Времени нет», то, конечно, отвечаешь: «Чем интенсивнее человек заполняет свою жизнь, тем больше он успевает». Этих больных после того, как они уже достаточно изучены, никогда не надо спрашивать о том, как они себя чувствуют: следует только спрашивать, что они сделали.
Важной составной частью работы с этой категорией психастеничных является столь мучительная для них проблема «недостатка воли». Если под этим имеется в виду бесплодная борьба с мастурбацией, то здесь психотерапевтические возможности довольно скромны (подробнее см. об этом в гл. XII). Если же жалобы направлены на недостаток воли не в смысле подавления влечений, а в смысле воли к действию, на недостаточную усидчивость, повышенную утомляемость, то в этом направлении психотерапевтические усилия должны идти в том же русле активирования. Не существует некоей абстрактной воли, поддающейся измерению; существуют требования и стимулы жизни, существует активность, адекватная этим требованиям и стимулам. Этим людям, в большинстве своем этически скрупулезным, нет нужды напоминать о требованиях долга. Важнее побуждать их к тому, чтобы они искали и находили стимулы в своей жизнедеятельности, чтобы они как можно интенсивнее взаимодействовали с окружающей жизнью. Это есть то требование, которое остается ведущим в отношении психастеников, как таковых, безотносительно к фазе «выхода в жизнь». При описании последней была взята типовая психастеническая ситуация. Но, конечно, ситуация тревожного ожидания, неуверенности в себе, чувства недостаточности и т.д. нередко сопутствует психастеникам и в том периоде жизни, когда юношеские бури давно уже позади. В тех случаях, где эта психастеничность сочетается с ясно выраженной эмоциональной лабильностью, а также с чертами вегетативной неустойчивости и ипохондричности и с обсессивными явлениями, словом, там, где речь идет помимо психастении в узком смысле слова об известной витальной недостаточности, наши психотерапевтические успехи довольно скромны. Но там, где эти витальные нарушения отсутствуют, там подчас удается добиться действительно больших результатов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.78 (0.015 с.) |