Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава III. Психоаналитическое направление.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы упоминали о психоаналитическом направлении, связанном с именем Фрейда. За рубежом, особенно в США, понятия психотерапия и психоанализ стали синонимами. Произвольные и чрезвычайно громоздкие построения Фрейда требуют обстоятельной и развернутой критики с позиции диалектического материализма, прежде всего, конечно, под углом зрения марксистско-ленинского учения о сознании. В рамках нашего практического пособия по психотерапии нет никакой возможности излагать и развертывать критику учения Фрейда, а тем более эпигонов его. Но в этом, по крайней мере, для нас, психотерапевтов, нет и особой нужды, ибо спорить о психоанализе, как лечебном мероприятии, едва ли приходится. Психоанализ неизменно сводится к вскрытию в человеческой психике тех переживаний раннего детства, тех, как выражаются фрейдисты, - комплексов, которые совершенно произвольно сконструированы самим психоанализом. Это — заколдованный круг. Психоанализ, не касаясь его явно реакционных политических выводов, требующий от больного систематического, из года в год, копания в воспоминаниях раннего детства и в судьбах своей сексуальности, глубоко чужд сознанию советского человека. Учение Фрейда явилось отправной точкой теоретических концепций и, в соответствии с ними, психотерапевтического направления венского врача Альфреда Адлера, которое следует кратко здесь осветить ввиду того, что, термины, введенное Адлером, вошли в арсенал психопатологических понятий, хотя в целом концепция Адлера для нас также совершенно неприемлема. Чтобы понять, чего хочет Адлер, достаточно, строго говоря, усвоить два основных понятия: чувство недостаточности и воля к власти. Адлер набрасывает следующую схему жизни человека вообще и невротика в частности. Принимая в принципе понятие инфантильно - внесознательного от Фрейда, Адлер наполняет его, однако, совершенно иным содержанием. Ребенок на каждом шагу принужден осознавать свою недостаточность: он — в полном подчинении у взрослых, он слаб, беззащитен, несведущ. Сопоставляя себя со взрослыми, которые представляются ребенку всесильными, бесстрашными, свободными, он не может не чувствовать, полагает Адлер, своей ущемленности, своей недостаточности. Это чувство еще больше усиливается у болезненного, хилого, физиологически так или иначе неполноценного ребенка. С другой стороны, это чувство своей малоценности поддерживается в нем неразумным, излишне строгим воспитанием — непрерывными приказаниями, запретами, окриками, а нередко и побоями.
Так культивируется присущее в зачатке каждому ребенку чувство недостаточности, слабости, малоценности, а отсюда возникает стремление компенсиррвать это чувство. Но все дело в том, что оно не просто компенсируется, а компенсируется с избытком, сверхкомпенсируется. Подобно тому, как рубцевание раны сопровождается избыточным возмещением дефекта (напр, костная мозоль), психическая компенсация сопровождается сверхкомпенсацией: «Я самый слабый, самый ничтожный. Я хочу быть самым сильным, самым могучим». Но опыт ребенка ограничен детской. Кто для него самый сильный, самый могучий? Отец, старший брат, учитель, но всегда — мужчина. Последнее обстоятельство, по мнению Адлера, обусловлено той ролью, которую вообще в современном капиталистическом обществе играет мужчина. Так приходит ребенок к формуле, призванной заглушить в нем чувство малоценности — «Хочу быть мужчиной»; это то, что Адлер называет «мужской протест». Все поведение ребенка, учит Адлер, определяется этой формулой, т. е. по существу волей к власти (Шопенгауэр), и ею же формируется характер: ребенок применяет самые разнообразные способы «самовозвеличения» — он бывает груб, дерзок и непослушен, или, наоборот, он беспрекословно повинуется старшим, но и в том и в другом случае он таков с той лишь целью, чтобы утвердиться и утвердить других в положительной оценке самого себя. Все эти детские установки, конечно же, фиктивны. Ребенок плохо ориентируется в окружающей жизни, он наивен в своем эгоцентризме, он не разбирается во взаимоотношениях «я» и «они». Но не только ребенок, и невротик являются жертвой этих фикций, поскольку он наивен и эгоцентричен, поскольку он сохранил и не преодолел те фиктивные установки, которые выкристаллизовались в нем в детстве. Невротик застревает в инфантильном чувстве недостаточности и в инфантильном же идеале быть самым могущественным; с такого рода «планом» он вступает в жизнь.
Но жизнь — это, прежде всего, коллектив и в этом коллективе средний рядовой человек должен занять свое место, как правило, оркестранта, а не обязательно дирижера. Это противоречит «плану» невротика, на каждом шагу вырастают препятствия осуществлению этого «плана». Агрессивность, т. е. воля к власти, прикрытая или неприкрытая, терпит то и дело поражения. Раз так, то лучше отойти от жизни, проще не принять боя, чем рисковать поражением и ущемленным самолюбием. В любом неврозе, учит Адлер, можно вскрыть эти два начала — мужской протест, возникший из инфантильного чувства недостаточности, как его сверхкомпенсация, и стремление застраховать себя от ущемлений самолюбия, другими словами, сохранить за собой где-то в глубине это право протеста. Отсюда, с одной стороны, честолюбие, деспотизм, гневливость, агрессивность, с другой — трусливость, нерешительность, мимозность и т.д. Вместо спокойной и рассудительной оценки людей и их поступков возникает бурно аффективная реакция на все окружающее, неизменно преследующая определенную цель: оправдать свой отход от реальной жизни с ее многообразными требованиями, не подвергаться риску обнаружить свои недостатки, засесть в раковине, втайне завидуя всем другим, либо явно всех презирая. Это, собственно, и есть невроз: невроз — не болезнь, а определенный стиль жизни, определенная «аранжировка», исходящая из преувеличенных и ложных представлений о себе, о своем месте в жизни, представлений, восходящих к раннему детству. Проявляется ли невроз в истерических или астенических симптомах, раздражительности или самобичевании и т.д., — это несущественно: все это — варианты одной и той же «аранжировки». Чем обусловлено разнообразие этих вариантов? Вовсе не конституцией, полагает Адлер, а исключительно лишь условиями развития, т. е. воспитанием и влиянием среды. Ребенок — это tabula rasa. В процессе самоутверждения ребенок использует все возможные приемы и в зависимости от неблагоприятных условий своего роста, фиксирует те из них, которые оказываются наиболее подходящими для сверхкомпенсации чувства недостаточности. Здоровый или относительно здоровый человек, приспособляясь к жизни, к коллективу, сдает эти, порожденные фикциями, представления в архив, изживает их. Невротик остается в их власти. Разоблачение этой подсознательной позиции, занятой невротиком в жизни, и составляет цель психотерапии по Адлеру. Своим учением о «чувстве недостаточности» и «сверхкомпенсации» его, Адлер, несомненно, затронул вопрос большой важности. Не удивительно, что понятие «адле-ровских механизмов» прочно вошло в арсенал психологических и психопатологических терминов. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что все в целом учение Адлера, неприемлемо с точки зрения советской психотерапии. Во-первых, это учение порочно, как целиком основанное на идеалистической философии и, кроме того, оно полностью противоречит клинике. Сводить все разнообразие психопатических конституций и развитии, процессов и дефектов, реакций и психогений к телеологической формуле «аранжировки» невроза, как «сверхкомпенсации», мог, конечно, только лишь человек, далекий от клиники. Если Дюбуа мог говорить о неврозах вообще, то это было 50—60 лет тому назад. К Адлеру, нашему современнику, мы вправе предъявить иные требования. Коротко: для того, чтобы строить на Адлере всю вообще психотерапию, нужно основательно забыть о клинике.
Второе обстоятельство, делающее учение Адлера для нас неприемлемым, обусловлено его прямой приуроченностью к тем социальным условиям, которые для нас давно уже не существуют. У советского ребенка нет и не может быть среды, питающей пресловутую шопенгауэровскую «волю к власти». Тем самым, для нас, естественно, отпадают самые предпосылки конструкции А. Адлера.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.164 (0.012 с.) |