Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава IV. Общие принципы психотерапевтической работы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В психотерапевтическом воздействии на больного человека естественно используются все те факторы, из которых вообще слагается воздействие одного человека на другого: разъяснение, убеждение, разубеждение, внушение, наконец, побуждение. Авторы второй половины прошлого столетия в эпоху синдромологической нозологии с легкостью обратились к гипнозу, усматривая в нем панацею. Но когда — благодаря катамнезам — стало ясно, что при гипнозе речь идет лишь о сравнительно поверхностном, в большинстве случаев, только симптоматическом воздействии на больного гипноз утратил свой былой ореол. Однако, из этого никоим образом не следует, что фактор внушения должен быть изъят из арсенала психотерапевта. Он должен и может быть использован в ряде случаев. Пропаганда Дюбуа и Дежерином разъяснения и убеждения, как ведущего психотерапевтического фактора, встретившая горячее сочувствие широких кругов психотерапевтов, исходила из более реальных клинических наблюдений: речь шля уже не о симптоме, а о больном человеке, о личности. Конечно, для нас неприемлема та альтернатива, на которой строили энтузиасты рациональной психотерапии — либо органическое, либо функционально-психогенное, ибо мы, во-первых, не ставим знака равенства между функциональным и психогенным, и, во-вторых, более трезво относимся к понятию «чистой психогении». Но означает ли это, что элемент разъяснения и убеждения не играет роли в психотерапии? Подобное утверждение было бы, конечно, просто бессмыслицей, ибо там, где имеет место словесное воздействие одного человека на другого, логика разумеется сама собой. Совершенно понятно, следовательно, что методы и внушения и логического убеждения должны быть использованы в психотерапии. Мы полагаем, что в этом вопросе совершенно прав В.М. Мясищев предлагая говорить не о психотерапевтических направлениях, а о компонентах. Речь идет, мы сказали бы, для нас не о методологии, а о методиках. Внушение, разъяснение — убеждение, анализ неизбежно теряют для нас свое значение направлений. Мы стремимся к целостному синтетическому пониманию патогенеза, при котором психогения не отрывается от биологического субстрата — конституционального и констеллятивного и от социальной истории личности и тем самым, понятно, мы стремимся в наших психотерапевтических исканиях к более целостному охвату личности, не укладывающемуся в прокрустово ложе односторонне психогенетических концепций. Это стремление и приводит нас к понятию активирующей психотерапии.
Под активирующей психотерапией мы понимает совокупность таких мероприятий, которые стремятся устранить болезненные явления, апеллируя к деятельности больного. Активирующая психотерапия полагает, что «вызвать в психике больного те или иные заранее намеченные содержания (впечатления, эмоции, оценки), а также волевые тенденции, реакции и навыки» (Каннабих) удается скорее всего, побуждая больного к такой, в широком смысле слова, деятельности, посредством которой он приобретает новый для него опыт надо поставить больного в такие условия жизнедеятельности, которые сами собой приведут его к «компенсированию болезненных расстройств и облегчению страданий, доказав ему на практике жизни его способность к росту, психическому обогащению, а через это к преодолению инадекватных, т.е. болезненных состояний. Активирующая психотерапия полагает, что, в конечном счете, перестройка неадекватно переживающей и реагирующей психики достигается не только и не столько словесным обращением к интеллекту и эмоциональной сфере больного, т. е. к его мироощущению и мировоззрению, сколько изменением, коррегированием его мироотношения. Это, новое для больного, иное мироотношение, будучи по необходимости, в силу его социального бытия, адекватным, в свою очередь с необходимостью же повлияет на его эмоции и его интеллектуальную деятельность, т.е. на его мироощущуние и мировоззрение! В этом именно мы усматриваем водораздел, отделяющий тенденции активирующей психотерапии от тех психотерапевтических направлении, которые были освещены выше. Мы должны вернуться к тем положениям, которые мы пытались обосновать в ряде прежних работ, и тут же отметить, что современное развитие наших нейрофизио-логических взглядов несомненно говорит за правомерность выдвигавшейся нами в чисто психотерапевтическом плане точки зрения: мы имеем в виду единство восприятия и действия.
Важным качеством, человеческого сознания является его активность. Это видно из формулы В. И. Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». Там же В. И. Ленин говорит: «Отражение природы в мысли человека надо понимать не «мертво», не «абстрактно», не без движения, не без противоречий, а в вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их» («Философские тетради», 1934). Активность познания, его проверка, на практике, ведущее значение человеческой деятельности в истории — это такого рода понятия, отражающие активность психики, которые особо подчеркиваются в марксистско-ленинской философии. Мы, со своей стороны, можем с удовлетворением отметить, что в нашей науке имеется в настоящее время достаточно точных фактов, всецело подтверждающих философскую концепцию об активности познания. Восприятие, действительно, «не есть фотографический» акт, оно совершается не только центростремительно (т. е. действием раздражителя извне), но и центробежно (т. е. путем активного усвоения воспринимаемого явления). Для нас, в психотерапевтическом плане, речь идет о преодолении одностороннего взгляда на моторику, как на чисто эффекторный механизм. Тренируя и воспитывая моторно установочную сферу, мы тем самым неизбежно влияем на сознание; другими словами, переходя от понятия моторики к понятию деятельности, мы неизбежно влияем на, следуя терминологии И. П. Павлова, уравновешенность первой и второй сигнальных систем. Мы полагаем, что эти положения полностью базируются на основном, исходном диалектическом тезисе психологии о единстве сознания и деятельности. Личность обогащается расширением и углублением познания, которое неотделимо от активного приобретения опыта. И во всех тех случаях, когда врач ставит себе психагогическую задачу, то — в этом я непоколебимо убежден — она разрешается главным образом и прежде всего на путях активирующей психотерапии, которая преемственно ближе всего примыкает к концепции А. И. Яроцкого. А. И. Яроцкий в своей замечательной книге «Идеализм как физиологический фактор» (идеализм здесь имеется в виду не в философском смысле, а в практическом — как стремление к идеалам) обратил впервые внимание на фактор психогении не только применительно к неврозам, но именно во всем его объеме, применительно ко всем разделам патологии, включая и инфекционные заболевания (кстати сказать, избегнув того одностороннего психологизма, о котором мы не раз упоминали). В этом центр тяжести этой книги. Но в высокой степени поучительно, что Яроцкий, попутно затрагивая вопросы психотерапии, ставит их на большой принципиальной высоте и именно в том направлении, которое, как мне кажется, неизбежно приводит к позициям активирующей психотерапии. Ведь ясно, что если Яроцкий пишет об «идеалистическом настроении как чувстве беззаветной преданности, охватывающем всего человека с необыкновенной яркостью и интенсивностью», то речь идет о служении идеалам в смысле именно жизнедеятельности человека. Страницей дальше Яроцкий вкладывает уже вполне конкретное содержание в это общее положение. Он говорит о таком миросозерцании, которое наиболее соответствовало бы «данным, добытым современным знанием и исповеданию социальных учений». Именно в этом специфика Яроцкого. Речь идет не об абстрактном требовании логического мышления, как у Дюбуа, а об определенной насыщенной социальными идеалами установке к жизни.
У нас знают Яроцкого главным образом по его работам о строении поджелудочной железной по диете при язве желудка, но, к сожалению, очень мало знают о том, что Яроцкий, сотрудничавший в радикальной прессе и пострадавший в 1901 г. за свою революционную деятельность, сказал подлинно новое слово не только в учении о роли психогении в жизни человеческого организма, но и наметил тот именно психотерапевтический принцип, названный им «аретотерапия», который должен явиться отправной точкой наших исканий в этой области. Признание этой тенденции мы усматриваем, между прочим, и в эволюции взглядов одного из самых ярких отечественных психиатров-психотерапевтов Ю. В. Каннабиха. В одной из своих поздних психотерапевтических работ (1926) Ю. В. Каннабих, оглядываясь уже на длинный пройденный путь психотерапевтических исканий, писал: «Следует также обратить внимание на занятие искусствами, т.е. на творческий труд (разрядка Каннабиха), значение которого как фактора полезных психофизиологических перемен еще не изучено в полной мере. Но многое заставляет думать, что именно этот род деятельности, заключенный в определенные границы, способен дать наиболее сильные психотерапевтические рефлексы» (разрядка наша. С. К.). Этими словами Ю. В. Каннабих заканчивает «Психотерапию» (в Энциклопедии под ред. Ланга). Мы полагаем, что и принцип психоортопедии, выдвинутый еще в начале 20-х годов В. А. Гиляровским, должен быть отнесен к той же системе взглядов. Правда, самый термин «ортопедия» как бы суживает задачу, делая акцент на тренировке, но, по существу, думается нам, речь идет именно об активировании, о побуждении к действенности, как ведущем психотерапевтическом принципе. Исключает ли этот путь активирования те психотерапевтические методики, о которых речь была выше. Отнюдь нет, и к этому вопросу мы неоднократно будем возвращаться во II части. Каково конкретное содержание понятия активирования? Само собой разумеется, что первым и важнейшим ингредиентом его является труд. Но было бы неправильно сводить понятие активирующей психотерапии к трудовой терапии, а тем более к «трудовым процессам». Конечно, трудовые процессы, как они практикуются в наших стационарах, это лишь мостик к тому труду, который надо писать с большой буквы. Мы сказали бы, что здесь речь идет «о малых формах активирования», «малой активирующей психотерапии». К этим малым формам, имея в виду главным образом наши стационары, я хотел бы прибавить еще два немаловажных фактора — физкультуру во всех ее видах и ритмику. На значение этих факторов давно еще указывал В. А. Гиляровский, подчеркивая при этом значение элемента коллективности; о ритмике, в частности, писали Д.С. Озерецковский и В.А. Гринер из клиники В. А. Гиляровского.
Та же тема фигурировала в ряде работ психиатров, работавших в московских санаториях (И. С. Кириллов, М. Ю. Лахтин, С. И. Консторум, И. Н. Афанасьев и др.). Поскольку здесь затрагивается вопрос психотерапевтического значения организации жизни больных в стационаре, я не могу не упомянуть также о культтерапии, о значении которой писала С.А. Лиознер. Излишне говорить, конечно, о том, какое огромное воспитательное и оздоровляющее значение для больного в стационаре, когда он располагает свободным временем, может приобрести умелый подбор книг для чтения (Макаренко). В годы войны вопросы физкультуры и культтерапии естественно отошли на второй план, чего, однако, нельзя сказать о трудовой терапии, которая именно в эти годы приблизилась к тому, чем она должна бы быть (имея в виду стационары) — к максимальному самообслуживанию больных. Последнее замечание возвращает нас к существу вопроса об активирующей психотерапии во всем его значении. Мы думаем, что все больничные психиатры, которым пришлось работать в тяжелые годы Отечественной войны в стационарах, знают, какое оздоровляющее значение и для отдельных больных, и для отделения в целом приобрело вовлечение больных в хозяйственную работу — заготовку топлива, огороды и т.д. В этом опыте важно то, что больные (мы имеем в виду главным образом больных шизофренией), казалось бы, со значительным дефектом или в фазе еще не отзвучавшего процесса, именно в самом процессе работы оказывались гораздо более дееспособными, чем это казалось и им самим, и их врачам; здесь именно не оздоровление психики привело к работоспособности, а вовлечение в работу обусловило оздоровление психики. Вопросы трудовой терапии в психиатрии освещались отечественными психиатрами в многочисленных статьях и докладах. Не претендуя на исчерпывающую полноту, я ссылаюсь на труды Т.И. Юдина, Б.Р. Гурвич, П.Б. Посвянского, И.С. Кириллова, М. Ю. Лахтина, С.И. Консторума и мн. др. К сожалению, все эти статьи (как и работы зарубежных авторов — Симона, Тумма и др.) относятся к эре до внедрения в нашу практику активной биологической терапии. Последняя в значительной степени снизила интерес к трудовой терапии — вопрос, к которому мы еще вернемся в главе о шизофрении. Мы не вдаемся в разбор многочисленных работ упомянутых авторов, так как это отвлекло бы нас от нашей основной задачи. Отметим лишь, что повышенный интерес советских авторов к вопросу трудовой терапии, неразрывно связанный, конечно, с соответствующими организационными мероприятиями, — трудоустройство, артели инвалидов, дневные стационары при больницах и диспансерах — свидетельствует об определенном психиатрически-психотерапевтическом направлении, преуменьшать значение которого совершенно недопустимо. Именно это направление содержит в себе, правда, пока еще только в зачаточном виде, ростки подлинно большой, широкой психотерапии.
Однако, как мы уже указывали, трудовой терапией не исчерпывается понятие активирующей терапии. «Трудовая терапия» в узком смысле есть лишь зерно «трудовой деятельности», как последняя есть зерно «жизнедеятельности». Именно обогащение последней является основной задачей психотерапевта. Обогащение, жизнедеятельности — это «здоровый спорт — гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода, разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование и все это, по возможности совместно». Эти слова обращены В. И. Лениным к молодежи (Клара Цеткин, «Воспоминания о Ленине», стр. 78). В этом В. И. Ленин усматривал залог «жизнерадостности и бодрости». Это и должно быть активированием личности в психотерапевтическом плане. Было бы, конечно, наивно не отдавать себе отчета в тех пределах, которые поставлены каждой данной личности в ее возможностях роста, вообще положительных сдвигов. Но все дело в том, что ни наши пациенты, ни мы, врачи, этих пределов не знаем. Когда-то Кречмер выдвинул понятие схемы личности. Но Кречмер в своей работе затронул, думается нам, лишь отрицательную сторону вопроса — когда в инволюции субъект ведет себя в соответствии с выработавшейся в нем годами схемой, ныне уже не соответствующей его возможности. Но нас интересует как раз обратное, вживание в определенную схему, которая в ряде случаев оказывается неадекватной личности, поскольку последняя в своей потенции выше, богаче ее. Именно эту ситуацию мы наблюдаем у многих больных шизофренией, у многих астеничных или астенизированных, в каких бы реакциях не проявлялась во вне их недостаточность, и многих других, которые лишь в процессе труда, в процессе более интенсивной жизнедеятельности, убеждаются в недостаточности этой своей привычной схемы личности. Это именно имел в виду А. М. Горький в своих словах: «Человек значит неизмеримо больше, чем принято думять о нем и больше того, что он думает сам о себе. Итак: центр тяжести большой стремлении повлиять на психическую структуру личности, поскольку она проявляется в таком мироощущении и мироотношении, которое порождает болезненные явления. При этом главную ведущую роль в лечении как таковом мы усматриваем в обогащении пациента. Но мы должны знать, чем обусловлено настоящее состояние, что породило недостаточность этой жизнедеятельности, заставившую больного обратиться к врачу. Речь идет о клинической задаче и эта-то задача для психотерапевта в ряде случаев оказывается особенно сложной. Ее можно обозначить, как психотерапевтически-диагностическую, причем нередко оба компонента—диагностический и терапевтический — совпадают, о чем ниже. Трудности, с которыми приходится иметь дело психотерапевту,— двоякого рода: они относятся к собиранию анамнеза и к определению психических ресурсов, какими располагает личность потенциально. Обычный, даже самый тщательный психиатрический, а тем более неврологический анамнез для психотерапевта недостаточен во всех тех случаях, где симптоматика теснейшим образом связана с интимной жизнью больного, например, при обсессиях. Собирание сексуального анамнеза, отнимающее много времени и требующее, конечно, от врача большого такта, в этих случаях и многих других совершенно неизбежно, как бы далек ни был психотерапевт от психоаналитических установок. Очень важно врачу добиваться от больного полной откровенности, что далеко не во всех, конечно, но во многих случаях совершенно необходимо. Самое детальное изучение анамнеза ничего общего не имеет с анализом в понимании Фрейда. Для того, чтобы заниматься таким психоанализом, надо ведь все высказывания больного по поводу сновидений или в свободных ассоциациях толковать в плане вытесненных сексуальных комплексов. Некоторые авторы, напр. К.И. Платонов, А.С. Чистович и др., говорят об анализе, по существу имея в виду лишь сугубо тщательную эксплорацию. Авторы вскрывают те или иные детские травмы, в том числе и сексуальные, иногда пользуясь для этого, как Платонов, гипнозом, побуждая тем самым больного к гипермнезии, к репродукции в памяти событий, действительно, быть может, преданных забвению (что, однако, не означает еще вытеснения!). Но это не психоанализ, а лишь детальная эксплорация. Вопрос о том, можно ли здесь говорить о гипермнезии, о репродукции преданного забвению, — для нас далеко не ясен. Мы много раз применяли этот метод и, действительно, нередко получали в ситуации гипноза более детальные сведения, чем при обычном расспросе, но неизменно убеждались в том, что дело не в амнезии, а в понятной стеснительности, каковой, по мнению больной, можно в известной степени пожертвовать в гипнозе. А. С. Чистович, приводя несколько случаев сновидений, которые, безусловно, напрашиваются на символическое толкование, вскрывает опять-таки актуальную для больной на сей день тягостную сексуальную ситуацию, как первоисточник невротического симптомообразования, но отнюдь не детскую сексуальность в точном смысле слова. Но уже и эти замечания сами по себе свидетельствуют о том значении, какое приписывают сексуальному анамнезу цитированные выше психотерапевты-нефрей-дисты. Именно таков путь психотерапевтического направления, возглавляемого В. Н. Мясищевым, который говорит о психогенетическом анализе. Коротко формулируя, под психогенетическим анализом Мясищев понимает детальнейшую зксплорацию, ставящую себе целью всесторонне осветить всю историю жизни пациента и вскрыть весь комплекс факторов — конституциональных и социальных, психологических и биологических — обусловивших в их динамике невротическое симптомообразование или благоприятствовавших таковому. Возникает, однако, следующий немаловажный вопрос: в какой мере вскрытие само по себе, установление динамики симптомообразования, его корней содержит в себе элемент терапевтический? Ссылаясь на диссертацию Е.К. Яковлевой из клиники В.Н. Мясищева в которой приводится очень интересный, детально анамнестически разобранный материал, мы должны сказать, что терапевтический эффект, как нам кажется, лишь отчасти связан с психогенетическим анализом как таковым, а, главным образом, очевидно, именно с той большой психагогической работой, какая проводится в связи с этим анализом. Именно эта работа, стремящаяся к максимальному социальному включению личности, критической переоценке ею своих эгоцентрических позиций выступает здесь как конечное и, думается нам, как решающее звено психотерапии. А между тем это именно тот фактор, к которому Фрейд относится весьма скептически, сводя все к механизму вскрытия комплекса. Таким образом, между анализом в смысле Фрейда и психогенетическим анализом Мясищева, как психотерапевтическими мероприятиями — непроходимая пропасть. Детальный опрос, вскрывающий в ряде случаев если и не корни, то, во всяком случае — важные компоненты патогенеза тех или иных невротических психопатологических синдромов вместе с тем и сам по себе приобретает, конечно, в иных случаях немалое психотерапевтическое значение. Само собой разумеется, и в этом сходятся все психотерапевты, что предоставление больному возможности поделиться с врачом тем, что гнетет его, и умение терпеливо и участливо его выслушать составляют в иных случаях часть психотерапевтической работы. Но, конечно, гораздо большее значение, чем само по себе высказывание, приобретает разъяснение больному недостаточно объективного эгоцентрического отношения к своим мнимым или реальным минусам, о чем мы еще не раз будем говорить во II части. Тут, таким образом, глубокое изучение прошлого больного неизбежно перерастает в психагогическую работу, в разъяснение и развенчание. Другой вопрос большой важности для выбора пути, каким должен следовать психотерапевт в каждом данном случае и который далеко, конечно, не исчерпывается одним лишь нозологическим диагнозом, он заключается в определении тех, в широком смысле слова, психических ресурсов, какими располагает больной. Вопрос — тесно примыкающий к задачам, стоящим перед психиатрической экспертизой трудоспособности и трудоустройством больного. Есть в больном эти ресурсы, эти психические резервы, о которых он сам может не знать, недооценивает он себя, или наоборот, переоценивает, что, конечно, тоже нередко бывает у больных параноидной шизофренией, у эпилептоидов (отметим, однако, что с этой категорией больных психотерапевту, понятно, сравнительно редко приходится иметь дело). Другими словами, вопрос стоит о реституционных и компенсаторных возможностях, обусловленных и интеллектуальным и эмоционально-волевым достоянием личности и присущей ей динамичностью, которая, как мы указывали, раскрывается часто лишь в самом процессе перестройки жизнедеятельности. В какой мере личности вообще присуща пластичность, способность расширить диапазон своего мироощущения и мироотношения, в какой мере личность, хотя бы и ущербленная, обладает «чувством нового» — вот то, что приобретает исключительно большое значение для психотерапевта, если только он не сводит всю свою деятельность к техническим приемам малой психотерапии. Особое место среди психотерапевтических методик занимает сочетанное применение биологических и психотерапевтических мероприятий. Речь идет не просто о единовременном использовании факторов двух рядов, как то, конечно, имеет место на каждом шагу в нашей практике, а о слитности и взаимодействии биологических и психотерапевтических методов. Наиболее элементарным видом такого рода терапии можно считать упоминавшееся нами в главе о гипнозе предложение Бехтерева и Шренк-Нотцинга давать перед сеансом суггестии снотворное, так наз. наркогипноз, при котором биологическое переключение облегчает применение суггестии. Этот принцип нашел в дальнейшем развитие и углубление и заслуживает большого внимания. Можно различать два направления, в которых реализуется этот принцип. К первому следует отнести попытки непосредственно, т. е. биологически, воздействовать на нервную систему, вызвать известный сдвиг в ней с тем, чтобы сдвиг этот мог быть в дальнейшем использован и психотерапевтически. Это путь, предложенный в свое время В. А. Гиляровским для лечения посткоммоционных и постконтузионных расстройств. С этой целью применяются внутривенные вливания алкоголя, короткий эфирный наркоз, в последнее время также амиталнатр, пентотал и пр. С известным правом, пожалуй, сюда же можно отнести и предложенное французскими авторами «лечение истерии» средствами, вызывающими судорожные припадки (кардиозол и пр.). Однако, очень трудно сказать, что здесь идет за счет биологического переключения, что за счет психологического шока и соответствующих «оргвыводов», т. е. просто-напросто страха перед повторением столь мучительной и, с нашей точки зрения, совершенно недопустимой процедуры. Второе направление в сочетанной био-психотерапииносит совершенно иной характер. Здесь вполне уместно вспомнить о Клоде. Растормаживающее влияние небольших доз алкоголя и эфира на мутичных, вообще недоступных больных шизофренией дало повод применять эти средства с эксплоративной целью. Тем же принципом расторможения с помощью тех или иных поверхностно-наркотизирующих средств или комбинации их с возбуждающими (например, амиталнатр-кофеин) воспользовались в последние годы, главным образом, американские психоаналитики; они применяют метод наркоанализа. Если я не ошибаюсь, первым или, во всяком случае одним из первых на этот путь стал американский автор Быховский, еще в 20 годах; длительный наркоз, предложенный Клэзи, Быховский стал комбинировать с последующим аналитическим вскрытием комплексов; тем же путем шли аналитики и при применении инсулинотерапии. Здесь, по мнению этих авторов, имеет место использование биологического сдвига, «разрыхления почвы» на предмет облегчения аналитического вскрытия. Само собой разумеется, что вся эта методика представляет интерес для тех, кто стоит на позициях Фрейдова психоанализа, — но и только для них. Но, повторяем, совершенно независимо от наркоанализа, принцип сочетанного использования биологических и психотерапевтических методик представляет огромный интерес. На сей день вопросы эти, однако, еще сравнительно мало разработаны и в этом направлении предстоит, конечно, дальнейшее накопление опыта, освещаемого с позиций учения И. Е. Введенского о парабиозе и И.П. Павлова о фазовых состояниях. Мы не можем согласиться с В.К. Хорошко, когда он пишет: «Можно говорить о различного рода торможении, возбуждении, доминанте, предугадывать роль и значение подкорковых или корковых центров, проводить параллель с экспериментальным изучением условных или сочетанных рефлексов, проводить аналогии с экспериментально вызываемыми неврозами у животных, но все это пока не приближает, а отдаляет от воздействия на сущность заболевания». Мы полагаем, что всякое уточнение физиологических механизмов, при тех или иных нейропсихических нарушениях, представляет огромный принципиальный интерес для психотерапевта. Мы думаем, что тенденция рассматривать невротические расстройства в общем плане учения Павлова, конечно же, не только правомерна, но и обязательна и здесь предстоит многое сделать. Все приведенные нами в этой главе замечания, естественно, носят несколько абстрактный характер, но мы надеемся, приобретут более конкретное и живое содержание во II части. Резюмируя все сказанное принимая суггестию, разъяснение и убеждение как само собой разумеющиеся ингредиенты психотерапевтического воздействия, мы полагаем, что стоящие перед нами задачи должны разрабатываться в трех главнейших аспектах. 1. Активирующая психотерапия, идущая путем обогащения сознания через обогащение деятельности должна быть ведущим принципом во всех тех случаях, когда вообще возможна психагогическая работа, когда в той или иной мере сохранна пластичность личности, ее способность к освоению нового. Сюда относятся, в первую очередь, многие больные шизофренией в стадиях ремиссии, больные затяжными реактивными состояниями в более молодом возрасте и хроническим алкоголизмом. 2. Учение о патогенном значении аффектов представляется правомерным прежде всего с позиций советской нейрофизиологии и особенно важным в вопросе о патогенезе обсессий. Поэтому установки психогенетического анализа, безусловно, подлежат тщательной дальнейшей разработке. 3. Особого и большого внимания заслуживает стремление к сочетанной биопсихотерапии, имеющей большие перспективы развития также с позиций нейрофизиологии.
ЧАСТНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.202.60 (0.02 с.) |