Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б. Истерические реакции и развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Больные с диагнозом истерии являлись издавна монопольным, неоспоримым предметом внимания психотерапевта. Это — его поле деятельности, здесь он может и должен проявить все свое тактическое, стратегическое искусство, уметь мобилизовать все орудия воспитательно-оздоровительного воздействия на человека от самых мелких до самых крупных. Однако, как бы ни была увлекательна и эффективна в ряде случаев борьба с истерическим, в этой области, как и во всех прочих областях психотерапии, нужно «надеяться на лучшее, а быть готовым к худшему», нужно вместе с оптимизмом хранить изрядную долю скептицизма. Этот скептицизм, прежде всего, уместен в тех случаях, где речь идет об истеричных — интеллектуально примитивных и ограниченных, а таких очень много. Совсем не обязательно в таких случаях апеллировать к дегенеративно-конституциональному фактору. По крайней мере, в тех наших случаях, которые вполне соответствовали «дегенеративной истерии», как ее описывал Крепелин, неизменно приходилось встречать крайне уродливое, институтски-кастовое воспитание, культивировавшее такое сочетание наивности и эгоцентризма, которое остается совершенно непонятным молодым поколениям нашей Родины. Достаточно, по-видимому, очень небольшой доли инфантильности для того, чтобы извращения воспитания, поддерживаемые непоколебимым авторитетом условностей и духовным убожеством окружения, сделали бы свое дело и исковеркали бы всю жизнь, превратив ее в сплошную ложь и самообман. В тех случаях, где подобный классический «дегенеративно-истерический» характер вполне сформировался, прогноз, как правило, плохой. Такова, например, следующая больная, которую мне пришлось наблюдать с 1914 года. Больная Зв. 1880 г.р. В наследственности ничего особенного, родом из офицерской семьи, кичившейся своим дворянством. В детстве все воспитание регулируется требованиями медицины («чтобы не простудиться!»), «хорошего тона» и церковной службы. К 25 годам выдана замуж за военного, старше ее на 20 лет, к мужу никакого чувства, но страх «засидеться» пересилил. По-видимому, очень сильное половое влечение, но с мужем фригидна. С русско-японской войны муж возвращается с ампутированной ступней правой ноги. Фригидность переходит в отвращение. Муж добрый, мягкий, бесхарактерный, влюблен в жену и во всем ей потакает, боясь лишиться ее.
С 1909 года начинаются систематические побеги от мужа в санатории. Сохраняя верность мужу, отравляет ему существование. Бич отделения: театральна до последней степени, то припадки, то мутизм (перестает говорить) и т.д. Агрессия к мужу возрастает за счет любезного поведения со всеми окружающими и в первую очередь с врачами: в общении с последними мобилизует всю свою рафинированную утонченность. Она «пушкинская Татьяна», и за это все должны расплачиваться. В 1938 г. мы вновь встречаемся с больной, ей 58 лет. Катамнез позволяет полностью отвергнуть диагноз шизофрении, о чем в свое время могли быть предположения: муж дожил до 78 лет и скончался лишь два года тому назад. Тотчас после смерти мужа 57 лет она выходит замуж; брак расстраивается в связи с отъездом мужа. До преклонного возраста (ей уже под 60) она сохраняет в полной неприкосновенности весь облик пышной истеричности: сплошная аффектированностьг театральность, постоянные угрозы покончить с собой, при этом неугасшее желание нравиться и т. д Высказывания и жалобы в основном те же, что были в 1914 году: она жертва своей добродетельности и проч. В приведенном описании, как и у других подобных больных, находившихся под нашим длительным наблюдением, можно было отметить достаточно тонкий интеллект. Но он целиком порабощен массивными и застывшими истерическими механизмами: то, что не нравится, больные не понимают совершенно также, как истеричный «амавротик» не видит! Психотерапия подобных «дегенеративных истерий», по нашему опыту, лишена надежды на успех. К счастью, однако, эти случаи все больше отходят в область истории; по крайней мере, за последние 10—15 лет их почти уже не приходилось встречать. Объектом психотерапии являются те формы, которые объединяются понятием «истерии развития». Само это обозначение, как нам кажется, исчерпывающе отображает сущность тех патологических реакций, с которыми мы имеем дело в этих случаях: это, прежде всего, болезни «выхода в жизнь», «становления в жизни», когда (чаще всего) инфантильно-эгоцентрические установки личности, не получившей еще должной жизненной закалки в более или менее сложной житейской ситуации, приводят к фиаско, к реакциям бессилия, когда «гипобулические» механизмы овладевают личностью, теряющей в полном смысле слова свою самонаправленность (auto-conduction).
Но, вместе с тем, в понятие истерии развития входят и те формы, которые сопутствуют инволюции. Отметим, забегая вперед, что эти инволюционные истерии психотерапевтически крайне неблагодарны. Мы подчеркивали в вводных замечаниях настоящей главы, что говоря об истерическом, мы имеем в виду прежде всего психогенные образования. Но, исходя из этого представления, мы, конечно, не в праве закрывать глаза на то, что отделение истерического от органического в иных случаях очень нелегко (см. замечательную работу В. К. Рота, позже работы Гоффа, Бюргера и др.). Если психогенная обусловленность остается существенным и отличительным признаком истерического, то это лишь последнее звено в цепи. Это вовсе не означает, что, и предшествующие звенья во всех случаях истерических реакций идентично психогенно обусловлены. Мы имеем дело с большой полиморфностью генеза истерических механизмов. Для клинициста это означает требование во всех случаях истерических реакций проявлять большую бдительность. Особенно это относится к шизофрении — процессуальной и постпроцессуальной, легко создающей почву, питающую и культивирующую истерические реакции. Вопрос этот обстоятельно разработан в статье Д. Е. Мелехова с соавторами. Со своей стороны укажем, в частности, что особенно подозрительными на шизофрению являются случаи с глубокими и длительными сумеречными состояниями, импонирующие как истерия. Далее необходимо, конечно, помнить, что та или иная недостаточность, обусловленная органическими поражениями, способствует развитию истерических реакций. Умение диагностировать также все те соматические факторы, которые действуют в том же направлении (а не сводить все без остатка к конституции и ситуации), составляет важнейшую задачу психотерапевта. Это особенно наглядно на примере инволюционной истерии. Нередко здесь очень трудно уловить массивные соматические сдвиги, позволяющие делать точные диагностические выводы; чаще приходится апеллировать к общим понятиям климакса, вазовегетопатии, эндокринопатии и т.д. (Т. А. Гейер). Но и при этом необходимо отдавать себе отчет в том, что истерическое в этих случаях, оставаясь психогенным образованием, является следствием, таких, очевидно, массивных соматических сдвигов, с которыми не в силах бороться один лишь психотерапевт. Из этого клинического требования надлежит сделать выводы, прежде всего психотерапевту. Конечно, борьба с истерическим, безусловно, уместна и в тех случаях, где это истерическое является только фасадом, прикрывающим более глубокие и массивные расстройства, необходимо лишь в этих случаях отдавать себе отчет в границах своих возможностей. Сложность генеза истерических симптомов и синдромов и клиническая полиморфность истерического расстройства не позволяет, конечно, отдельно останавливаться в психотерапевтическом плане на всех тех вариациях, которые могут встретиться. Ясно одно: нельзя говорить о каком-то едином психотерапевтическом подходе ко всей этой многообразной группе больных. Но если даже вынести за скобки сложные по структуре случаи и обратиться к простым, так сказать, банальным формам истерических реакций, при которых имеешь дело с более или менее ясными факторами характерологического и ситуационного порядка, то и здесь никак нельзя упрощать дело, сводя, например, всю тактику к строгости, как это многие полагают и делают. Это в корне неправильно.
Конечно, тактика психотерапевта с истеричными индивидуализируется не только в зависимости от личности больного, но и в зависимости от личности психотерапевта. Но одна предпосылка все же необходима, какую бы дорогу мы не избрали: можно быть строгим или добрым, лаконичным или обстоятельным, анализировать или «прикрывать», но все это может привести к цели лишь при одном условии: больной должен знать, что к нему относятся серьезно, что его переживания и болезненные расстройства расцениваются как нечто заслуживающее внимания и искреннего желания помочь. Психотерапевт, чтобы успешно работать с истеричным, должен изжить наивно-обывательское отношение к истерическим симптомам и синдромам, как к проявлениям «злой воли» — «mala voluntas», как, в конечном счете, к симуляции. Конечно, истерик может симулировать, как и всякий другой, но это вовсе не-специфично для истерика; именно потому неспецифично, что для бегства в болезнь, для реакции бессилия или агрессии истерик, в отличие от здорового, пользуется не произвольными реакциями, а уже "предуготованными или, во всяком случае, легко возникающими путями короткого замыкания. Здесь необходимо подчеркнуть еще один момент, который чрезвычайно важен для правильного психотерапевтического общения с истеричными: к ним нужно относиться как к людям, безусловно, страдающим от своих симптомов. Пренебрежение к истерическим симптомам в подавляющем большинстве случаев лишь озлобляет больных и тем самым еще больше усиливает их застревание в той установке, в той исходной позиции, которая является питательной средой для всевозможных истерических реакций. Устранение истерических реакций, как правило, есть купирование данного синдрома, нисколько не предрешающее вопроса о воздействии на тот источник, которым питается данный или прочие истерические синдромы. Здесь можно было бы говорить «о первой помощи», имея в виду в первую очередь ряд сензо-моторных симптомов: сюда относятся такие явления, как афония, мутизм, астазия — абазия, амавроз, а также прочие расстройства в соматической и вегетативной сфере (рвоты, расстройства глотания и т.д.).
Преимущество внушения в купировании такого рода расстройств (лучше знакомых невропатологам, чем психиатрам) остается в наши дни неоспоримым. В отличие от суггестии при алкоголизме, например, при котором эффективно именно прямое гипнотическое воздействие, при истерии можно с успехом прибегать также и к любым приемам косвенной суггестии (электрический ток достаточной силы и проч.). Мы, лично, правда, и при истерии отдаем предпочтение прямой суггестии (не обязательно гипнотической), или же иногда комбинации обоих приемов. Следует, однако, помнить о том, что и при косвенной суггестии «все дело в том, кто держит электрод», как сказал Штрюмпель. К этому можно было бы добавить, «как он держит электрод». Другими словами, дело в том «контексте», в котором применяется то или иное, хотя бы и косвенно-суггестивное мероприятие. Важно, чтобы этот «контекст» отвечал тому требованию участия и серьезности, о котором мы выше говорили. Самым важным является не вопрос о средстве суггестии - (гипноз или пантостат), а о содержании ее. Это вопрос не простой. В части случаев, безусловно, можно добиться быстрых результатов с помощью «решительного наступления». Эффективность такого «наступления» в значительной степени зависит от авторитетности психотерапевта в глазах пациента. Поэтому нельзя его рекомендовать начинающим, еще не окрепшим в психотерапевтической практике товарищам. Очень существенным подспорьем в тех случаях, где избирается путь «решительного наступления», является применение «индукции»: в присутствии пациента, который предупрежден о том, что он будет погружен в сон, в забытье, гипнотизируется другой, уже проверенный в этом отношении больной. Другими словами, используется прием коллективного гипноза. Это могут быть не один, а 2—3 уже испытанных больных. Наиболее надежными «индукторами» такого рода являются, конечно, алкоголики. После такого сеанса уже приступают к гипнозу данного больного. Трудность метода «решительного наступления» заключается, однако, в том, что далеко не всегда эффект, достигаемый в гипнозе той или иной степени глубины, означает эффективность и стойкость постгипнотического внушения. Учитывая это, дабы максимально застраховать себя от неудачи, рекомендуется исходить из следующего правила при купировании соматических и сензо-моторных реакций: ставить себе задачей скорейшее проведение суггестии, но внушать постепенное ослабление и исчезновение тягостных симптомов. Важно при этом форсировать психотерапевтическое наступление и, если условия работы позволяют, проводить сеансы ежедневно. Этот путь в подавляющем большинстве случаев приводит к желательным результатам. Купирование истерических реакций мы обозначили как «первую помощь». Здесь, по существу, дело сводится к определенным техническим мероприятиям и не это, конечно, составляет задачу психотерапевтической работы с истеричными. Задача «большой психотерапии», т. е. в конечном счете, психагогии истеричных, это — большая, интересная, в ряде случаев увлекательная и благодарная задача для психотерапевта, обладающего тем, что Кронфельд называл — пафосом врачевания.
Предпошлем дальнейшему несколько клинических замечаний. Мы говорили выше об истерических реакциях, имея в виду, в первую очередь, те сомато-вегетатив-ные и сензо-моторные симптомы, которые требуют «скорой помощи». Современная клиника оперирует в основном понятиями истерических реакций и истерического характера, рассматривая первые как проявления этого характера. Это положение требует поправок, которые проистекают из сложности генеза истерических механизмов. Глубоко ошибочно исходить из представления о строгом соответствии, параллелизме характера и реакций, на что в свое время обратил внимание Курт Шнейдер. Мы знаем множество глубоко истеричных, инфантильно-эгоцентричных, со склонностью «не быть, а казаться», внутренне лживых и с прочими атрибутами классического истерического характера, никогда в жизни не продуцировавших никаких истерических симптомов— припадков, соматических, двигательных симптомов и проч. И, наоборот, мы встречаем тяжелейшие пароксизмальные и соматические симптомы у лиц без каких бы то ни было манифестных черт истерического характера. Ясно, что решающим фактором в оформлении болезни в этих случаях является не некая абстрактная конституция, а жизненный путь личности. Истерические реакции мы неизменно встречаем там, где имеется (явная или скрытая) трудная для больного ситуация. Не посильность травмирующей ситуации может сама по себе привести в движение истерические механизмы. Для этого вовсе не требуется весь набор «истерических черт характера», но, безусловно, требуется одно — переживание бессилия. И, наоборот, — стеничные, целенаправленные истерические характеры, лишенные излишней этической скрупулезности и тем самым, в известной степени, застрахованные от тяжелых внутренних конфликтов, прекрасно живут без специфических реакций. Эти замечания немаловажны именно в психотерапевтическом плане. Нельзя подходить к психагогической работе с истеричными с точки зрения «укрощения строптивой», разумея под последней человека со всеми специфически-отрицательными чертами истерического характера. Пусть он выражен более или менее ярко, не в этом, вернее, не только в этом дело. То последнее, психологически выводимое звено, которое приводит истеричного к врачу, есть всегда внутреннее бессилие, несостоятельность. Но, в отличие от психастеника, эта несостоятельность не является объектом внутренней борьбы; наоборот — несостоятельность в конечном счете так или иначе демонстрируется, экспонируется. Это и составляет ее специфичность. Эта тенденция к демонстрации и экспозиции своих страданий может быть более или менее осознана. Так или иначе, здесь всегда налицо элемент целевой установки. Но нельзя, опять-таки, сбиваться на примитивно-обывательскую трактовку этой целевой установки. И в инстинктивно-примитивной реакции на физическую боль, например, в виде криков, стенаний, слез часто можно вскрыть смутно осознаваемые «целевые компоненты». Даже психически полноценные нисколько не истеричные люди, заболевая соматически, заметно истеризуются. Сознавая свою беспомощность, свою зависимость от окружающих, они считают себя вправе демонстрировать, подчеркивать свое недомогание, они легко теряют присущие им сдержанность и самообладание и перестают регулировать свое поведение. Душевная дезорганизация, порождаемая внутренним затруднением, невозможность с ним справиться без посторонней помощи, должна так или иначе заявить о себе: от искреннего, но демонстрируемого жеста отчаяния (проявляется ли он в афонии или в припадке — неважно) до прямого расчета ведет целая шкала мотивов. Все это необходимо иметь в виду в практических, психотерапевтических целях. Если бы в каждом случае истерической реакции скрывался весь ассортимент специфических черт истерического характера, наши психагогические попытки были бы, вероятно, заранее обречены на полную или почти полную безнадежность, так же, как и при «дегенеративной истерии» Крепелина. К счастью, эти случаи редки. Гораздо чаще нам приходится иметь дело лишь с известной душевной незрелостью (необязательно конституциональной, как бы абсолютной незрелостью, а с относительной несостоятельностью, обнаруживающейся применительно к данной ситуации и приводящей к инадекватным реакциям короткого замыкания). В значительной части случаев при этом приходится иметь дело с явно конфликтной ситуацией. Но не всегда, конечно, речь идет об остром, актуальном конфликте. Не так редко истерогенным источником являются хронически ущемляемые аффекты, которые нередко особенно активируются с приближением и наступлением климакса. Тщательнейший, не останавливающийся перед щепетильными вопросами, анамнез, как правило, дает и в этих случаях достаточно ясный материал для суждения о характере психогении. Серьезная психагогическая работа должна начинаться, как правило, тогда, когда полностью устранены те или иные соматические и сензо-моторные симптомы. Исключение составляют естественно те очень редкие случаи, где эти симптомы, особенно стойки (месяцы, годы). В тех случаях, где имеется склонность к истерическим припадкам, наш опыт позволяет рекомендовать следующий путь: после основательной беседы с больной, заканчивающейся (обязательно) тщательным сомато-неврологическим обследованием, следует такое, примерно, заявление врача: «Если будете серьезно лечиться, все пройдет и никогда не вернется. Лечение потребует от вас большого терпения; нам придется вдвоем разобраться в вашей жизни, что называется «пуд соли съесть». Если вы чувствуете себя по-настоящему больной, если вы считаете, что так дальше жить нельзя и хотите, чтобы вам по-настоящему помогли справляться с трудностями жизни, давайте лечиться. В противном случае не стоит терять времени ни вам, ни мне. Но дело вот в чем: я не смогу приступить к делу, покуда у вас продолжаются истерические припадки (о природе их здесь не следует говорить, кроме разве того, что они носят чисто функциональный характер) или взрывы гнева, крики и т. п. Все это необходимо устранить прежде, чем приступить к серьезному лечению. Чтобы ускорить дело, я вам пропишу лекарство (обычно в этих случаях я прописываю бром с кофеином). Приходите через 5—10 дней и, если в течение этого времени все будет в порядке, мы приступим к лечению». Как правило, подобным вступлением достигается должный эффект и создается плацдарм для серьезной психагогической работы. В тех, очень редких случаях, когда по прошествии 5—10 дней больная заявляет, что истерические пароксизмы не прошли, мы сухо купируем разговор и назначаем второй срок, указывая на то, что если и в этот раз эффекта не будет (при этом можно увеличить дозу лекарства или прописать другое), то мне придется отказаться от лечения. Аналогичный прием применим иногда при сомато-неврологических симптомах, когда коротко заявляется: «Когда пройдет, начнем лечение». Больная 3., 29 лет, инженер-химик, в семье много психопатов импульсивных, взрывчатых. Сама больная в преморбидном анамнезе без каких-либо психопатических черт. После тяжелой психической травмы (развод с мужем) острый истеро-депрессивный синдром; вскоре поступает в стационар (санаторий) с явлениями полного мутизма — спонтанно не говорит, на вопросы не отвечает (диагноз направляющей инстанции «шизофрения»). Во всем остальном поведение вполне адекватное, на вопросы отвечает мимикой и жестами или письменно. Первый разговор с больной: «Почему не говорите?» — пожимает плечами. «Не хотите?» — пишет: «не могу». «Что мешает?» — «Не знаю». «Хорошо, это скоро, дня через 3—4 пройдет, тогда и начнете лечиться». На этом разговор заканчивается. Персоналу и соседям по палате категорически запрещается обращаться к больной с вопросами и разговорами; со стороны врача — полное игнорирование больной. На пятый день начинает свободно говорить. В этот же день двухчасовая беседа с больной, налаживающая полный контакт. Систематическая психагогическая работа. Катамнез (9 лет): вполне нормальное самочувствие, энергичная, исключительно успешная работа на производстве, полноценная во всех отношениях жизнедеятельность. Устранение остро-реактивных явлений приемами авторитетно-суггестивного воздействия на больную является исходной позицией для широкого психагогического «наступления». В этом наступлении огромное, решающее значение играет первая «атака» и на нее нельзя жалеть времени. Она должна быть максимально насыщена эмоциональной теплотой и беспощадной требовательностью. Менее всего эта первая «большая беседа» ставит себе задачей «успокоение» больного. Скорее наоборот — она должна его взбудоражить, всколыхнуть, дать понять, что его отношение к жизни нетерпимо, невозможно, уродливо, что оно приведет его в безвыходный тупик и в конец отравит существование, что это тяжелая, более тяжелая, чем больной сам думает, моральная болезнь. Тон беседы может быть обличительно-бичующим, беспощадно-суровым — лишь бы больной внимательно слушал. Я говорю примерно так: «Вы тяжело больны, тяжесть вашей болезни, прежде всего в том, что вы не отдаете себе отчета в у н и з и т е л ь н о с т и вашего состояния. Ведь у вас есть самолюбие, оно не позволит вам просить на улице милостыню, подвергать себя насмешкам окружающих, унижаться перед ними. Вы, несомненно, очень дорожите мнением о вас других людей. А ведь именно самолюбием-то своим вы и жертвуете, доводя себя до ваших болезненных проявлений. Вы говорите, что вы же не нарочно все это проделываете, что вы этого не хотите. Вы говорите, что не можете со всем этим бороться. И это верно. Менее всего я склонен заподозрить вас в симуляции («значит, по-вашему, я симулирую» — излюбленное замечание многих больных, которым они дают понять врачу с презрительным сожалением, что он ровно ничего не понимает). Беда именно в том, что вы не симулируете, беда в том, что вы на самом деле больны, поскольку вы не умеете (а не не хотите) ни разобраться в себе, ни контролировать себя. В чем сущность всех ваших болезненных проявлений? В том, что вы расписываетесь в своей несостоятельности. Со стороны окружающих это вызывает к себе насмешливо-ироническое отношение, такое же примерно, какое вызывает у москвича вид человека, в смертельном страхе останавливающегося перед эскалатором. Этот человек смешон, ибо на его глазах десятки и сотни людей, старых и молодых, взрослых и детей, мужчин и женщин преспокойно ступают на эскалатор, но присущий ему консерватизм, присущая ему косность не позволяют довериться движущейся лестнице. Этим он демонстрирует свою наивность, свой провинциализм, свою несостоятельность. Это и делает его смешным. С таким же точно ироническим сожалением наблюдатель, не врач, относится ко всяким крикам, припадкам и т. п. Прочтите, как Диккенс описывает какую-нибудь миссис Бардль или миссис Реддель, которые при всякой неудобной, неловкой ситуации, особенно тогда, когда, как им кажется, задевается их самолюбие, «убегают в болезнь». Что они этим достигают? Обратное тому, чего хотели: они роняют свое самолюбие, они смешны. Но не думайте только, что они это делают нарочно, что они это «устраивают». Так, может быть, думает и Диккенс, но это неверно. Это только так кажется не врачу. На самом деле они лишь поддаются чувству бессилия, бессильного раздражения, гнева, бессильной ярости или бессильного страдания — все равно. Это свое бессилие они расценивают как нечто законное, обоснованное, например, как естественно присущее им, как представительницам «слабого пола». И вот то обстоятельство, что они мирятся с этим своим бессилием, этой своей недостаточностью, является уже причиной того, что «иначе они не могут», что они роковым образом оказываются жертвой болезни, что они то и дело попадают в ловушки, расставленные болезнью. Но мало того. Если для окружающих, не врачей, все это смешно -(некоторые, правда, при этом пугаются, но это меньшинство, это люди в жизни неопытные), то для врача все это приобретает еще иной, более серьезный привкус. В глазах врача всякое почти, так называемое, истерическое проявление, неприлично. Именно неприлично. Потому что бессилие, лежащее в основе истерических проявлений, всегда почти свидетельствует о какой-то несостоятельности человека, о личной неудаче. Можно глубоко страдать от неразделенной любви, от измены, от половой неудовлетворенности, но нельзя же кричать об этом вслух, посвящать в это посторонних. Это, значит, выставлять напоказ свое уязвленное самолюбие. Так в старое время поступали нищие на церковной паперти, демонстрировавшие свои раны и язвы, чтобы разжалобить проходящих. Тяжесть вашей болезни, глубина вашего падения заключается в том, что вы этого не понимаете, что вы не отдаете себе отчета в том, как вы расцениваетесь окружающими. Вы говорите, что не можете с собой бороться? Это верно, вы правы, вы не могли с собой бороться, поскольку вы не понимали ситуации, поскольку вы мирились со своим бессилием. Вы и впредь не сможете с собой бороться до тех пор, покуда не поймете, что попали в совершенно ложную колею, что вы потеряли чувство собственного достоинства, что вы роняете свое самолюбие. Для того чтобы бороться и побороть, надо чтобы были соответствующие внутренние побуждения. Дело не в силе воли, а именно в наличии этих побуждений, этих стимулов. Никакой особенной силы воли я от вас не требую. Воли у вас вполне достаточно для полноценной жизнедеятельности. Я требую только одного: чтобы вы сумели посмотреть на себя глазами окружающих, чтобы вам стало не по себе от унизительности своего положения. Если вы хотите вместе со мной разобраться в том, как это произошло, если вы хотите, чтобы я помог вам изжить раз и навсегда то, что привело вас к болезни, вы будете приходить ко мне регулярно, но приходите только в том случае, если вы почувствуете ко мне полное, безоговорочное доверие, если вы почувствовали, что в моих словах есть хоть крупица истины. Не думайте, что все лечение можно свести к валериановым каплям. Нам предстоит с вами серьезная работа. От вас потребуется, прежде всего, серьезное, вдумчивое отношение ко всему, что я буду вам говорить, ничего больше, все остальное само приложится». Эта «первая атака» в большинстве случаев имеет решающее значение для дальнейшей психотерапевтической работы. Она может быть более или менее резкой, более или менее обличающей и осуждающей, или щадящей, но она обязательно должна быть эмоционально насыщенной, напряженной. Она должна, прежде всего, ошеломить, всколыхнуть, чтобы больной, выйдя из кабинета, так или иначе оставался под впечатлением решительного, серьезного и искреннего нападения, которое на него было произведено кем-то более сильным и опытным. В очень редких случаях после такой беседы больной больше к врачу не приходит, но в подавляющем большинстве случаев брешь пробита, плацдарм очищен с явным преимуществом на стороне врача. Мы наметили, если можно так выразиться, в самых общих чертах план первой атаки, первого, так сказать, прорыва. Само собой разумеется, что этот «прорыв» должен быть углублен и расширен. Для этого необходимо, прежде всего, взвесить интеллектуальные ресурсы больного, его духовную и душевную гибкость, умение воспринимать и ассимилировать новое, дотоле неизвестное. Было бы наивно ставить себе задачей радикальное перевоспитание личности. Конечно, и это оказывается возможным в иных случаях. Но в большинстве случаев речь идет, конечно, о более ограниченной и скромной задаче. Мы имеем в виду ту многочисленную категорию истеричных, если и не дебильных, то, во всяком случае, по своему интеллектуальному и общекультурному уровню вполне подходящих под понятие «примитивных» личностей. Наивно-инфантильный эгоцентризм сочетается в этих случаях с столь невысоким духовным уровнем, что задача психагогии по существу совпадает здесь с задачей педагогии. Само собой разумеется, что врач не в состоянии взять на себя задачу и школы, и производственного коллектива, и общественных организаций, словом, взять на себя целиком и полностью воспитание личности. В подобных случаях будет правильно, если мы, надлежащим образом расценивая способность этих больных (вернее, неспособность) воспринимать и усваивать новое, с самого начала не будем задаваться слишком далеко идущими задачами — и будем делать ударение на «невыгодности» истерического поведения, как обнаруживающего внутреннюю слабость и недостаточность. Идя в этом направлении и не пренебрегая явными или скрытыми методами суггестии, можно еще добиться подчас некоторых результатов. К этой же категории следует отнести и истеричных в более пожилом возрасте, особенно в климактерическом периоде. Здесь сказываются утрата интеллектуальной гибкости, с одной стороны, с другой же, очевидно, те соматические изменения (в климаксе), которые значительно способствуют фиксации астено-истерических установок. Более дифференцированная психика и более высокий культурный уровень, притом в более молодом возрасте и, особенно в фазе «выхода в жизнь», в значительной мере обеспечивают эффективность дальнейшей систематической и настойчивой психагогической работы. На чем же она строится? Прежде всего, несколько слов о том, на чем она не должна строиться. Следует решительно избегать всяких общих, банальных, не доходящих до цели директив вроде: «Вы должны взять себя в руки, вы должны с собой бороться, вы должны укрепить свою волю и т. п.». Все это, конечно, совершенно правильно, но ведь все это больной знает и без наших советов и потому, давая их, мы себя только дискредитируем. К той же категории прекрасных, но малодоходчивых директив относятся общие указания на необходимость борьбы с эгоцентризмом, необходимость более вдумчивого отношения к другим людям и т.д. После шквала, после первой большой атаки должно наступить затишье, перемирие с таким примерно содержанием: «Вы, вероятно, были на меня очень сердиты, считаете, что я был несправедлив и т.д. Давайте мы теперь спокойно обсудим, объективно разберем, в чем дело и чем вам помочь». Детальнейшее исследование больного должно уделить самое серьезное внимание личному анамнезу. В частности, необходимо целиком и полностью признать огромное значение аффективных переживаний, сопровождающих первые фазы (сознательные) полового созревания, тормозящих нормальное развитие сексуального влечения или искажающих его. Инфантильность, присущая очень часто истерическому характеру, нередко характерна и для сексуальной направленности, вследствие чего сексуальные вопросы приобретают заостренную проблематичность: дисгармония, возникающая между инстинктом и сознательным стремлением (а отсюда мечтательность, фантастика, чувство вины и пр.), создает тягостную ситуацию, которая далеко не всегда изживается и с вступлением в нормальную половую жизнь. Здесь возникает та хроническая неполноценность женщины, которую можно поставить в параллель к функциональной импотенции мужчин. Из этого не следует, что мы считаем возможным сводить все «истерическое» — к инфантильно-сексуальным (в смысле Фрейда) комплексам. Мы л,ишь полагаем, что структура полового влечения в ряде случаев (отнюдь не во всех) является одним из источников, питающих истерические механизмы. Выяснение этой структуры в подобных случаях при достаточно высоком интеллектуальном уровне безусловно может способствовать более ясному и трезвому суждению больного о самом себе, может помочь ему ориентироваться в самом себе и тем самым создать ту «дистанцию», о которой говорил Кронфельд. Та неблагоприятная социально-бытовая ситуация, с которой нам нередко приходится иметь дело, требует не только внимания, но нередко и активного врачебного вмешательства. Нам известно несколько случаев, где истерические реакции непосредственно были связаны с алкоголизмом мужа. Вызывая к себе на прием мужа под предлогом получения объективных сведений, необходимо ставить в категорической форме вопрос о лечении, к которому немедленно же приступать. Только так можно добиваться результатов и в отношении алкоголизма му^~ жа и в отношении истерических реакций жены. Там, где приходится иметь дело со служебными, общественными организациями, необходимо не считать ниже своего достоинства непосредственно (не через сестру социальной помощи!) с ними связываться и вносить те или иные коррективы в неблагоприятно сложившуюся служебную или иную, ситуацию. Признательность больных за такую проявляемую врачом активность, в свою очередь, значительно повышает эффективность психотерапевтической работы. При этом надо помнить, что конфликтная ситуация — внешняя или внутренняя — переживается определенной неполноценной личностью — истерической или истеризованной. Для психотерапевта важно как можно более расширить последнее понятие за счет первого, даже таким образом, чтобы трактовать «истерический характер» как частный случай длительной и стойкой исте-ризованности, а не наоборот — истеризованность как свойство истерического характера. Нужно уметь оставлять при себе свой скептицизм, как бы силен он ни был; это есть предпосылка всякой вообще психотерапии. В отношении истеричных это положение особенно важно: тогда только, когда мы всемерно подчеркиваем и демонстрируем нашу непоколебимую веру в больного и его возможности, мы создаем тот аффективный контакт, который делает эффективной нашу рационально - психотерапевтическую воспитательную работу. Аффективный контакт с истеричными, как всегда в психотерапии, уже сам по себе в известной степени является или может явиться источником психотерапевтического воздействия. Но одного его недостаточно в тех случаях, где речь идет именно о психагогии, о перевоспитании. Созданный контакт лишь обеспечивает возможность психагогического воздействия. Вот его примерное содержание на этом этапе. «Вы станете другой, совершенно непохожей на себя, только при том условии, что скажете себе «нет», что действительно искренне захотите стать другой. Для этого не требуется сила воли — нисколько, для этого нужно только взглянуть на себя со стороны, этого вполне достаточно, чтобы овладеть основным и главным — всегда и неизменно держать себя с достоинством. Вспомните, как Лев Толстой определяет храбрость: «Храбр тот, кто в опасности ведет себя, как следует». Именно в этом все дело. Ведь вы ежедневно выполняете тысячу условностей, вовсе не нуждаясь для этого в особой силе воли: ведь вы не станете чесаться в обществе, вы не выходите раздетой на улицу и т.д. единственно потому только, что это «неприлично». Мысль о том, что вы можете б
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.205 (0.027 с.) |