Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава II. Рациональная психотерапия (Разъяснения и убеждения)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Во всех тех случаях, когда разъяснение больному того, что с ним происходит, желательно и полезно, такого рода разъяснение есть само собой разумеющаяся и даже необходимая часть врачебной помощи. Характер и детали такого разъяснения не нуждаются в особом рассмотрении или в подведении под какие-либо общие правила. Здесь вполне достаточно соблюдения основного правила — nichil nocere, прежде всего — не нанести бреда. К сожалению, однако, правило это далеко не всеми и не всегда соблюдается, что и приводит к хорошо всем известным явлениям ятрогении, о которых писали в своё время подробно Ю.В. Каннабих, Р.А. Лурья. Психотерапевту приходится не так редко иметь дело с ятрогенией в области «пограничной психиатрии». Заметим, кстати, что случаи, в которых все сводится исключительно к ятрогении, очень редки: как правило, ипохондрическая ятрогенная фиксация обусловлена рядом других факторов. Поскольку ятрогения, как правило, не является единственной причиной заболевания, постольку и разъяснение ятрогении не является исчерпывающим психотерапевтическим мероприятием. То же замечание относится, однако, и к ряду других симптомов и синдромов, в отношении которых требуется разъяснение, но не только оно одно. Все же разъяснение является одним из важнейших элементов психотерапии. Мы упомянули о требующих разъяснения ятрогенных расстройствах, когда какое-либо неосторожно брошенное врачом слово или плохо понятый больным медицинский термин порождают совершенно необоснованные страхи. Однако, строго говоря, область ятрогении значительно шире: источником ее может быть не только данный врач, но и всякое одностороннее и недостаточное соприкосновение с медициной. Статьи в общих энциклопедиях, случайно попавшие в руки медицинские учебники, разговоры о болезнях и несчастных случаях, встречи с врачами по тому или иному поводу и т.д. — все это нередко приводит к тому, что современный культурный человек, заболевая, реагирует на болезнь в соответствии со своими о ней представлениями, создает ту или иную «надстройку». Культурный человек создает эту «надстройку», мобилизуя свои, как правило, смутные представления о раке и сифилисе, о последствиях онанизма и сухотке спинного мозга и т.д.; так же точно человек некультурный черпает материал для надстройки из «фольклора» (порча, сглаз и т.д.).
Ясно, что человек не может болеть «бездумно»; в любое болезненное ощущение он привносит суждение и оценку, вследствие чего «ощущение» неизбежно становится «переживанием». В подавляющем большинстве случаев эти суждения и оценки правильны: испытывая мучительнейшую зубную боль, человек знает, что это неопасно, что это не угрожает смертью или безумием, т.е. он создает вполне адекватную надстройку. Но эти суждения и оценки, сопровождаемые страхом, бывают подчас у человека мнительного — преувеличены, иногда же — фантастически несуразны. Авторитетное разъяснение истинного положения вещей в подобных случаях относится, как мы уже указывали, к элементарной психотерапии, неотъемлемой от любого вида врачевания и не составляющей монополии психотерапевта. Последнему, по понятным причинам, довольно редко приходится иметь дело с такого рода «простыми ятрогениями», но зато очень часто — со значительно более сложными и стойкими болезненными состояниями, родственными ятрогениям лишь постольку, поскольку и здесь страхи и опасения в значительной степени питаются недостаточным знакомством с медициной. Сюда относятся, например, столь частые у женщин в климаксе невротические картины. Вполне реальные (поскольку они обусловлены гормональными и вазовегета-тивными нарушениями) и, действительно, крайне тягостные ощущения приливов к голове, сердцебиения и т.п. гипертрофируются в сознании сопутствующими страхами артериосклероза, параличей, слабоумия и т.п. Иногда в подобных случаях терпеливое, обстоятельное разъяснение происхождения неприятных ощущений является исчерпывающим психотерапевтическим мероприятием, ликвидирующим те реактивные переживания, которые значительно отягчают и без того тяжелое субъективное состояние. Чаще, к сожалению, дело обстоит не так просто, ибо реактивная надстройка не ограничивается одними лишь ошибочными медицинскими суждениями и связанными с ними страхами, а включает в себе компоненты более обширного и глубокого кризиса. Но это детали, о которых мы здесь не говорим. Разъяснение в том виде, как оно в этих случаях применяется, является, собственно говоря, частью общей санитарно-просветительной работы врача. Есть, однако, более широкая и более увлекательная для психотерапевта область применения разъяснения, где оно является основным и ведущим фактором лечебного воздействия на больного. Речь идет о тех нарушениях душевного равновесия, которые особенно характерны для постпубертатной фазы, для фазы «вступления в жизнь». Это тот период жизни, в котором, как правило, конфликт между этическими стремлениями и сексуальностью приобретает исключительную остроту и напряженность и одновременно решается проблема профессионального самоопределения.
Сложность этого становления и самоутверждения личности в жизни с ее многообразными и подчас противоречивыми требованиями особенно велика у всех, тяготеющих к сенситивно-замкнутому и психастеническому полюсу. Чувство одиночества и беспомощности доходит, здесь подчас до крайней интенсивности, порождая тяжелые и протрагированные невротические состояния и неизменно сопровождаясь мучительным представлением о катастрофичности и исключительности всей этой психологической ситуации. Разъяснение больному тех закономерностей, которыми обусловлен его внутренний кризис, разъяснение последнего, как «болезни роста», само по себе способствует более трезвой и объективной оценке ситуации, учит рассматривать ее не в аспекте индивидуальной катастрофы, а в широком плане биологически и социально обусловленных трудностей этого этапа включения в жизнь, превращает индивидуалистическое и общечеловеческое. В этих, как и в ряде других, по существу аналогичных, случаях сознание, умение ориентироваться в объективных закономерностях происходящего является необходимой предпосылкой преодоления трудностей. В других случаях осознание должно вести к осуждению: когда мы разъясняем истеричному мало привлекательную и ему самому не всегда до конца понятную подоплеку его «коротких замыканий», мы нашим разъяснением не стремимся примирить пациента с этими явлениями. В «кризисных фазах» периода полового созревания или инволюции мы стремились к тому, чтобы «катастрофическое» и «индивидуальное» воспринималось как закономерное и, в конечном счете, закаляющее личность» способствующее, ее росту. Здесь, наоборот, наше разъяснение имеет целью осудить, вызвать протест, отвратить. В последнем случае разъяснение, являясь отправной точкой психотерапевтического воздействия, вплетается уже в более широкую, комплексную воспитательную (психагогическую) работу. Немаловажное психотерапевтическое значение присуще разъяснению там, где надлежит объяснить больному сущность психогении, в частности, ее влияние на сому. Это относится, главным образом, к вегетативно стигматизированным и ипохондричным субъектам, когда создается circulus vitiosus между лабильностью психики и органо-вегетативной лабильностью, как, например, в упоминавшихся выше климактерических неврозах. Рядом примеров из обыденной жизни и из экспериментальной физиологии мы можем помочь больному разобраться в механизмах психогении, объяснить ему, каким образом представление может оказаться в одних случаях болезнетворным, а в других случаях — оздоровляющим фактором. Прекрасной иллюстрацией к тому является так называемый опыт Бэкона, к сожалению, мало известный широким врачебным кругам. Опыт этот наглядно показывает, как одна лишь мысль о движении уже сопровождается определенным двигательным актом: испытуемый держит нитку длиной около 20—30 см с подвешенным к ней небольшим грузом (маленькая гирька, брелок, запонка и т.п.) над центром циферблата часов. Часы лежат горизонтально на столе, испытуемый держит нитку с грузом большим и указательным пальцами, упираясь локтем на стол. Испытуемому предлагают придать руке состояние полного покоя, но в то же время настойчиво вызвать в себе представление о том, что маятник (т.е. нитка с грузом) качается в определенном направлении, напр., от 12 к 6 часам или от З к 9 часам. У одних тотчас же, у других спустя 1—2 минуты маятник начинает раскачиваться в этом направлении. Представление о движении неизбежно реализуется в соответствующем двигательном акте. Особенно эффектно изменение направления, так сказать, находу, когда испытуемому в начале опыта было предложено представить себе круговое движение маятника по направлению часовой стрелки, а затем, когда маятник уже совершал кругообразные движения, переключиться на представление о движении в противоположном направлении, т. е. против движения часовой стрелки.
Представление о психогенной природе всех вообще неврозов, разработанное уже рядом предшествующих авторов, легло в основу столь же последовательного, сколь и одностороннего учения бернского невропатолога П. Дюбуа. Всю психотерапию Дюбуа считает возможным строить на разъяснении больному тех неправильных представлений, которыми обусловлены его невротические расстройства. Очень близки по существу к идеям Дюбуа психотерапевтические концепции Дежерина (сформулированные им в большой работе совместно с Гоклером). Обе системы — Дюбуа и Дежерина — восходят к началу нашего столетия и заслуживают большего внимания, свидетельствуя о реакции на одностороннее увлечение гипнозом и о стремлении к более углубленной и эффективной психотерапии. Дюбуа усматривает центр тяжести психотерапии в непосредственном воздействии на «мир представлений больного» путем «убедительной диалектики». Мы поймем ход мыслей этого выдающегося и, можно сказать, фанатичного психотерапевта, если примем во внимание «дух времени», царивший в медицине в конце прошлого и в самом начале нынешнего столетия: реакция против вульгарно-материалистических тенденций XIX столетия вступала в свои права.
Идея психогенеза, теряя свой мистический привкус, постепенно получала объективно - научное содержание и все больше приобретала права гражданства во всех отраслях медицины. В лице Дюбуа она нашла одного из своих самых ярких и горячих последователей. Либо органическое-мозговое, спинномозговое, корешковое, периферическое, либо психогенное: из этой дилеммы исходит Дюбуа (теоретически, стараясь при этом всячески избегать дуализма и подчеркивая монистичность своих концепций). Всякое психогенное страдание или расстройство Дюбуа рассматривает, в конечном счете, как продукт неправильных представлений. Элемент ratio, интеллектуальной функции, присущ, по его мнению, каждому ощущению; не бывает эмоции без компоненты представления, не существует глубинных первичных «протопатических чувствоний». В психической жизни все представление, т.е. некий образ идея. И если у психоневротика или психопата (Дюбуа употребляет оба термина как синонимы) преобладают тягостные, мучительные переживания психического или телесного свойства, то речь идет о представлениях окрашенных неприятным чувственным тоном. Чувство есть эмоционально окрашенное представление. Как может врач влиять на психику своего пациента? — Побуждая его подвергать представления и сопровождающие их отрицательные чувства постоянной критике разума. Все психопатические расстройства являются следствием недостатка критики. Больной избавится от своих страданий, если сумеет осветить их прожектором разума. Недостаток критики тесно связан с присущим психопату эгоцентризмом и эгоизмом. Эгоцентризмом культивируется односторонняя эмоциональность: последняя неизменно снижает критику, суженная критика потворствует эмоциональности и т.д. Таков заколдованный круг, в котором произрастают самые разнообразные психогенные расстройства. Перед психотерапевтом, таким образом, две, тесно переплетающиеся задачи: укрепить критику и устранить эгоцентризм» т.е.., если угодно, задача рационалистическая (интеллектуалистическая) и задача – скорее —этическая. Они связаны для Дюбуа, который склонен ставить знак равенства между разумом и этикой. Те разумные доводы, которыми Дюбуа хочет убедить больного в его неразумности, должны быть согреты этическим пафосом: «С развитием рассудка смягчается аффективность а параллельно с нашим знанием укрепляется наша этика». Принципиально и последовательно Дюбуа отметает все виды фармако- и физиотерапии во всех тех случаях, где речь идет о чисто психогенных, по его мнению, расстройствах. Однако, стремясь максимально сконцентрировать внимание больного на общении с врачом, Дюбуа предпочитает стационировать больного в условиях строгой изоляции — в отдельной комнате, где он почти лишен впечатлений от внешнего мира. В случаях общего истощения организма эта изоляция сочетается с откармливанием или с усиленной молочной диэтой. Одновременно с Дюбуа и, по существу, в том же плане убеждения (persuasion) разрабатывает проблему психотерапии неврозов знаменитый парижский невропатолог Дежерин. Его терапия ставит себе задачей, с одной стороны, обстоятельно разъяснить больному функциональную (т.е. для Дежерина психогенную) природу его страданий, их этиологию и патогенез, с другой,— вызвав в больном доверие к врачу, пробудить в нем те элементы личности, с помощью которых он приобретет власть над собой, т. е. окрепнет интеллектуально и этически. «Необходимо, — говорит Дежерин. — чтобы больной вполне усвоил сущность тех болезненных расстройств, которые у него наблюдаются. Необходимо, чтобы он извлек из своего арсенала те орудия, которые восстановят синтез его психики. Роль врача сводится к призыву, побуждению, направлению, но отнюдь не к внушению».
Разъясняя больному, в чем сущность ошибок его характера, его переживаний, его воззрений, обусловивших его страдание, врач не требует от больного, чтобы он все это принимал на веру. Нет, врач только требует, чтобы больной постарался обдумать и понять. Было бы, однако, совершенно неправильно, считает Дежерин, сводить, всю психотерапию к разъяснению: было бы нелогично полагать, что у человека с ослабленным интеллектуальным контролем и гипертрофией аффективных реакций все можно подчинить разуму. Если в неврастеническом состоянии эмоция берет перевес над разумом, то нельзя делать из этого вывод, будто в терапевтических целях возможно обратное — преобладание разума над эмоцией. Дли того чтобы повлиять на психику больного, нужно апеллировать к его чувсту. «Сердце имеет доводы, о которых не знает разум» - цитирует Дежерин Паскаля. Таким образом, в отличие от Дюбуа Дежерин центр тяжести persuasion усматривает не столько в рационалистических доводах и диалектике, сколько в непосредственном воздействии, оказываемом на эмоциональную жизнь больного. «Нельзя, — пишет Дижерин, — излечить неврастеника нельзя изменить душевное состояние доказательствами и силлогизмами. Исцелить можно тогда, когда больной приобретает доверие к врачу, а затем и веру. Лишь тогда психотерапия бывает эффективной, когда тот, к кому она применяется, целиком, как на исповеди, открывает врачу свою душу, другие словами, когда он проявляет к нему полное безграничное доверие. Между доводами, апеллирующими к разуму и согласием больного с этими доводами наличествует фактор, значение которого неизмеримо велико — чувство. Именно чувство создает ту атмосферу доверия, без которой не может быть психотерапии. «Нет холодной терапии — добавляет Дежерин. Здесь впервые предпринимается систематическая попытка внедрения в медицину начала, на первый взгляд, казалось бы, далекого от научного врачевания — этического пафоса. Понятие гигиены, разрастаясь в понятие психической гигиены, превращается во всеобъемлющее понятие «моральной гигиены» (для французских авторов такое сближение «психического» и «морального» не столь парадоксально, ибо не случайно во французском языке слово moral обозначает как «моральный», так и «психический», «умственный»). Оба автора охотно апеллируют к Сократу, усматривая в «познай самого себя» краеугольный камень практической философии, т. е. и разумного и нравственного отношения к жизни, того, что можно было бы назвать истинной мудростью. Получается так: через познание к самосовершенствованию, через самосовершенствование к здоровью, т. е. к спокойствию. Слов нет, при всем уважении к Дежерину и Дюбуа такая концепция представляется все же несколько упрощенной наивной. Тот знак равенства, какой ставят Дежерин и, особенно, Дюбуа между душевным равновесием, высокой этикой и светлым разумом, несомненно, способен вызвать недоверчиво-ироническую улыбку. Разве в психотерапии нуждаются исключительно только неумные и недостаточно щепетильные в нравственном отношении люди? Ведь про больных с агорафобией один из старых авторов (Кордес) сказал, что он не встречал среди них глупых. Гофман, говоря об ананкастах, остроумно замечает, что им не хватает «мужества к своему несовершенству». Несомненно, для многих больных призыв к логике приобретает немаловажное значение, но, конечно, не для всех и, в частности, менее всего для больных с фобиями и навязчивости. Несомненно, опять-таки, для многих наших больных вопрос «эгоцентризма» имеет огромное значение, но не всегда же эгоцентризм является ведущим звеном болезненного состояния в целом, ибо нередко эгоцентризм не причина, а следствие болезни. А затем, почему логика призвана спасти от эгоцентризма? Здесь то слабое место системы Дюбуа, на которое неоднократно указывали. Дежерин, исходящий из того же стремления к убеждению, что и Дюбуа и также считающий разъяснение необходимой частью всякой психотерапии, ставить, как мы видели, ударение именно на эмоциональной компоненте, лишь вскользь упоминаемой Дюбуа. «Было бы наивно предполагать, — пишет он, — что психотерапевт имеет в своем распоряжении какие-то особые, никому неизвестные способы рассуждения, что он располагает диалектикой непобедимой мощи. И, тем не менее, несмотря на такое, казалось бы, существенное расхождение этих авторов, оба, если ближе приглядеться, идут одним путем к одной цели: оба стремятся к перестройке, к синтезу личности. Доверие к врачу есть фактор, без которого ни тот, ни другой обойтись не могут и, конечно же, искусство диалектики Дюбуа сводилось не только к безукоризненной логичности, находчивости, яркости и образности примеров и сравнений и т.д., но и к пафосу, к вере в свою правоту, к страстной настойчивости в желании помочь больному. Ни y тoгo, ни у другого психотерапия не сводится только лишь к одному этому эмоциональному фактору, ибо тогда это было бы ничем иным, как внушением. Между тем, как мы уже указывали, и Дежериа и Дюбуа исходили из борьбы с односторонним увлечением гипнозом, совершенно ясно отдавая себе отчет в том, что симптом есть продукт личности и что личность нельзя переключить гипнозом. Что же нужно и можно дать в руки личности, чтобы она преодолела свои страдания? Дюбуа отвечает: побудите ее логичнее мыслить, всегда прислушиваться к голосу разума, отказаться от эгоцентризма во имя стоицизма. Дежерин отвечает более обще — побудить личность к синтезу. Мы лучше поймем Дюбуа в его стремлении к сближению «логики» и «этики», если несколько видоизменим приведенную выше формулировку. Дело не в формальной логике, ибо пациент может не хуже врача знать, что 2Х2=4. Дело не только в знании, ибо, опять-таки, пациент не хуже врача может знать, что его физические расстройства обусловлены немотивированным страхом. Дело в ограниченности внутреннего опыта, в узости психического диапазона, в недостаточной духовной оснащенности, вследствие чего больной оказывается не в состоянии преодолеть страдание, создать дистанцию между собой и страданием, отнестись к нему в ином аспекте. Не столько логичнее думать должен больной, а больше думать, больше вдумываться, вовлечь в свое мышление больше понятий, представлений и эмоций, чем до сих пор, обогатить свое мышление. Так, по существу, Дюбуа хочет укрепить личность, помочь ей справедливо разбираться и в других людях, и в жизни вообще, а лучше понимая общие закономерности жизни, больной легче сумеет преодолевать свою однобокую эмоциональность и свой эгоцентризм. Несколько видоизменив терминологию Дюбуа, мы сказали бы, что он хочет сделать своего пациента более зрелым и более мужественным. Понятно, что и стремление Дежерина к «синтезу личности», как он выражается, есть то же стремление к зрелости. Если мы, таким образом, сюда перенесем центр тяжести психотерапии Дюбуа и Дежерина, то нас не должны будут смущать их несколько наивные формулировки. Обратимся теперь к общей оценке методики убеждений в практике психотерапии. Достаточны ли предлагаемые Дюбуа и Дежерином методы убеждения, с акцентом ли на логике, с акцентом ли на эмоции, чтобы во всех случаях добиться желаемых результатов? Этого, конечно, не утверждают и сами авторы; Поэтому правильнее будет поставить вопрос так: являются ли эти методы единственными, применимыми ко всем случаям, требующим 'психотерапии? И когда именно применение их показано? На это мы могли бы ответить так: конечно, они применимы далеко не всегда, но в тех случаях, когда именно общая незрелость личности стоит на первом плане и где личность в то же время, сохранила достаточную пластичность и способность к росту, можно, идя по стопам Дюбуа и Дежерина, добиться больших результатов. Цель, которую ставили себе Дюбуа и Дежерин, это и есть, в конечном счете, цель большой психотерапии. Но часто самая настойчивая и эмоционально насыщенная диалектика оказывается недостаточной для того, чтобы побудить личность к росту, сделать ее более зрелой, более устойчивой. Для этого человек должен обогатить свой опыт. Об этом подробнее речь будет идти в другом месте. Последнее замечание, которое надлежит сделать по поводу Дюбуа и Дежерина, касается вопроса внушения. Мы должны повторить здесь то, что говорили в главе о суггестии; фактор внушения есть элемент, неизменно наличествующий в любом психотерапевтическом мероприятии. Дюбуа и Дежерин с большим ригоризмом выступали против гипноза, но при всем желании они никак не могли изъять из общения с больным элемента косвенного внушения, обусловленного хотя бы уже только их авторитетом, их славой и т.д. И если Дежерин говорит, что между доводами и согласием с ними необходимо наличие чувства, то сама собой, разумеется, та огромная роль, которую играет элемент косвенного внушения в возникновении этого чувства. В полемиках с Дюбуа и Дежериным на это не раз указывалось, но, конечно, ценность разработанных ими психотерапевтических систем нисколько этим не умаляется. В лице Дюбуа и Дежерина психотерапия, разочаровавшись в гипнозе, поставила перед собой большую и сложную проблему — воздействия на личность в целом, исходя из требования, далеко выходящего за рамки врачевания в узком смысле слова, из требования интеллектуально-этической перестройки личности пациента. Эта система взглядов односторонняя, но именно от нее ведет свое начало подлинная «большая психотерапия».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.144.139 (0.017 с.) |