Основы предупреждения преступности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы предупреждения преступности



 

1. Марксистско-ленинское учение об определяющей роли в жизни общества базисных (экономических) отношений является краеугольным камнем как для понимания проблемы преступности в целом, так и ее предупреждения.

Новые задачи, поставленные апрельским и октябрьским (1985 г.) Пленумами ЦК КПСС, отражают насущные потребности развития нашего общества. Эти задачи заключаются прежде всего в том, как подчеркивалось на Пленуме и в выступлениях Гене­рального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, чтобы принять безотлагательные и действенные меры по преодолению негативных процессов в экономике, социальной жизни на базе достижений на­учно-технического прогресса, психологически перестроиться всем руководителям, каждому человеку, быть готовым к решению по­ставленных задач. А это, как указывалось на Пленуме, невозмож­но сделать без укрепления дисциплины в самом широком смысле слова и поднятия ответственности людей за порученное дело. Вы­ход на новые рубежи, как это подчеркивалось в передовой статье журнала «Коммунист», означает «совершенствование обществен­ных отношений, в первую очередь экономических, активизацию всей системы политических, социальных институтов, углубление социалистической демократии, самоуправление народа», что связа­но и с воспитанием «в каждом человеке чувства социальной и мо­ральной ответственности»22.

«Следуя заветам Ленина, КПСС рассматривает проблему по­вышения инициативы и ответственности в неразрывной связи с за­дачами укрепления дисциплины, порядка и организованности. В решении названных задач партия видит одну из главных предпо­сылок существенного ускорения темпов экономического роста»23.

Причины преступности, как отмечалось выше, лежат в эконо­мической, идеологической, социально-культурной сферах, в сфере формирования психологии людей, их взглядов, навыков, привычек. Поэтому очень важно для выработки эффективных мер преду­преждения преступности руководствоваться марксистско-ленинской концепцией соотношения и взаимоотношения экономического и со­циального.

Экономическое и социальное прежде всего выглядит как про­цесс развития производительных сил и производственных отноше­ний, с одной стороны, и как многообразие различных форм и спо-

29

 

собов организации общественной жизни людей — с другой. Если рассмотреть эту связь конкретнее, то можно сказать, что социаль­ные аспекты экономических отношений получают свое конкретное выражение прежде всего в структуре потребностей и интересов различных социальных групп. Уже сам по себе этот факт имеет первостепенное значение для выработки мер предупреждения пре­ступности. Потребности и интересы социальных групп связаны с формами и способами организации экономической жизни обще­ства. Изменения в сфере экономической жизни меняют круг по­требностей и интересов людей. И, наоборот, изменения потребно­стей и интересов изменяют и экономические отношения, в частно­сти производство материальных благ и способы их распределения. Отсюда наиболее распространенной формой мер по предупреж­дению преступлений, совершаемых, например, в связи с экономи­ческими затруднениями (нехватка продовольствия, сырья и т.п.), являются более строгие и четко организованные формы распреде­ления, жесткий контроль за их осуществлением, нормативное уре­гулирование порядка распределения, обмена и т.д., наряду с уси­лением воспитательной работы с людьми. В конечном же счете ли­квидация источников затруднений (скажем, насыщение рынка не­обходимым количеством товаров) снимает и все (или, точнее, поч­ти все) проблемы, связанные с совершением преступлений на этой почве. Производство — распределение плюс контроль определяют и формы поведения людей, в том числе преступного. В то же вре­мя следует учитывать, что потребности (материальные) — это од­но. И меры предупреждения преступлений в случаях неудовлетво­рения потребностей такого рода более или менее реально осязае­мы. Когда же речь идет об интересах — вопрос о разработке мер предупреждения преступности становится сложнее, поскольку ка­тегория «интерес» не столь «овеществленно» ощущается. Инте­рес — это отношение людей к условиям обеспечения потребностей, т.е. к способам организации общественной жизни.

С ликвидацией эксплуататорских общественных отношений в нашем обществе были ликвидированы коренные антагонизмы в жизни людей. Но дифференциация социального положения суще­ствует, потребности и интересы разных социальных групп различ­ны, как различны и возможности их удовлетворения (что, в числе прочего, определяется экономическими возможностями объектив­ного порядка). И это тоже имеет важное значение для разработки мер предупреждения преступности.

Вместе с тем, как это отмечалось на апрельском 1985 года Пле­нуме ЦК КПСС, в выступлениях М.С. Горбачева в Ленинграде, Киеве, у нас еще имеют место нарушения принципа социальной справедливости, выражающиеся, в частности, в том, что имеется определенный слой людей, живущих на нетрудовые доходы, полу­чающих средства к жизни не по количеству и качеству затрачен­ного труда, а значительно выше. Есть и люди, просто тунеяд­ствующие. Все это отрицательно сказывается и на производитель-

30

 

ности труда (в конечном счете) и способствует созданию чуждого социалистическим принципам нравственного климата не только в отдельных коллективах, но и в обществе в целом. Таким образом, соотношение экономического и социального проявляется в числе прочего и в том, какую роль играют люди, конкретные социаль­ные микрогруппы в системе общественных отношений.

В понятие соотношения и взаимоотношения экономического и социального входят также проблемы рабочего и свободного време­ни, ибо свободное время может быть использовано для восстано­вления затраченных на производстве сил, для развития индивиду­альных способностей людей. Но неудовлетворительная организа­ция свободного времени (либо времени рабочего) есть источник неудовлетворенности людей и конфликтных ситуаций, что тоже должно учитываться в профилактической работе.

В соотношение экономического и социального входит и струк­тура повседневного общения людей между собой как на производ­стве, так и вне его. Структура общения, как говорят социологи, «представляет собой непосредственное бытие социальности как та­ковой»24. В свою очередь это «непосредственное бытие» есть не что иное, как составная часть образа жизни.

Уровень социального развития (в конечном счете обусловлен­ного экономическими отношениями) проявляется в показателях культурного уровня людей, приверженности людей к тем или иным духовным ценностям, их образованности, воспитанности и т.д.

Выражением соотношения экономического и социального, нако­нец, являются мотивы индивидуального человеческого поведения, т.е. то, что движет поведением человека: экономические расчеты, выгода, корысть либо, наоборот, возвышенные мотивы поведения. Очень часто мотив приоткрывает нам формы самоутверждения че­ловеческой личности, стимулы поведения человека. Марксистско-ленинская теория не допускает упрощенного подхода к мотивации поведения человека: как выведение мотивации человеческих дей­ствий из «среды», так и ее выведение на основе вечных «есте­ственных» стремлений человека, якобы вытекающих из его приро­ды. Мотивация поведения человека всегда конкретно исторична25. В преступном поведении особенно ярко проявляется борьба нового со старым, живучесть мотивации поступков, выражающих влияние предшествующих социализму общественно-экономических форма­ций. «...Социальные структуры и институты детерминируют со­держание мотивации по меньшей мере двояким образом: во-пер­вых, обусловливая социальное положение индивидов, принадлеж­ность их к определенным социальным слоям и группам, для кото­рых характерен собственный «набор» потребностей и интересов, своя социальная психология, включающая мировоззренческие, эти­ческие и эстетические элементы, свои механизмы поощрения и со­циального контроля; во-вторых, социальные институты как бы предлагают индивиду возможные в данном обществе пути социа-

31

 

лизации, способы развития жизненной карьеры, каждый из кото­рых характеризуется более или менее устойчивым мотивационным комплексом»26.

В то же время последняя проблема не может быть полностью понята без психологического анализа человеческого поведении

Все это и должно быть учтено в процессе проведения и организации работы по предупреждению преступности, в качестве ее социально-экономической основы.

2. Идеологические основы деятельности по предупреждению преступности. Успешное социальное развитие страны достигается с помощью комплекса мероприятий по идейно-политическому, трудовому и нравственному воспитанию людей. Вопросам значения идеологической работы был посвящен июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС, где отчетливо была показана связь недостатков в идеологической работе с антиобщественным поведением отдельных людей. Известно, что идеология — это система взглядов, теорий, идей, прямо или косвенно отражающих экономические и социальные процессы в обществе с позиций интересов и целей определенного господствующего класса. В социалистическом обществе идеологией, выражающей интересы народа, является марксизм-ленинизм. Утверждение социалистической идеологии происходило и происходит в борьбе с буржуазной идеологией, в процессе становления, развития и укрепления нового общества. Отсюда вытекает, что идеология изменяется и развивается в ходе экономического и социального развития общества. Формирует нашу идеологию Коммунистическая партия, руководствующаяся в своей деятельности теорией марксизма-ленинизма. Являясь идеологией самого передового общества, наша идеология противостоит влияниям идеологии классов, опирающихся на частнособственнические принципы. При этом следует сказать, что утверждавшиеся веками взгляды и идеология эксплуататорских классов живучи и стимулируются идеологическим наступлением на социализм со стороны реакционных империалистических сил. Внедрение «идеологии» вещизма, спекуляция фальшивым лозунгом «прав человека», провозглашение идей о якобы ничем не ограниченной «свободе» человека от общества и т.п. — это все факторы, влияющие на определенные категории людей социалистического общества, стимулирующие их антиобщественное поведение. Поэтому всемерное утверждение со­циалистических принципов и идеологии марксизма-ленинизма должно быть основой планов воспитательной работы с людьми и в особенности с теми, кто отступает от советских законов, совершает преступление.

В планах предупреждения антиобщественного поведения и пре­ступности следует предусматривать улучшение идеологической работы во всех звеньях советского общества, начиная от организованных форм идеологической работы, осуществляемой соответствующими учреждениями под руководством Коммунистической партии (в учебных заведениях, в системе учреждений повышения

32

 

уровня политических знаний, в системе политической учебы на предприятиях, по месту жительства и работы граждан), средствами массовой информации (радио, печать, телевидение, клубы, лектории и т.д.), средствами идеологического воздействия литературы, искусства, науки, кончая организацией личного взаимовлияния людей.

Весь идеологический процесс в нашей стране подчинен следую­щим основным задачам:

а) воспитанию нового человека, обладающего коммунистической убежденностью, политической сознательностью, занимающего ак­тивную жизненную позицию;

б) содействию осуществления экономических и социальных за­дач, стоящих перед нашим обществом, утверждению дисциплины, порядка и организованности;

в) пропаганде идей марксизма-ленинизма;

г) дальнейшему развитию самой социалистической идеологии.

Когда эти задачи превращены в конкретные виды и формы идео­логической работы, получили конкретные адресаты и закрепление в планах профилактики правонарушений на всех уровнях, — они и со­ставляют идеологическую основу этой деятельности.

Выступая на совещании, посвященном вопросу об ускорении на­учно-технического прогресса, М.С. Горбачев подчеркивал, что «ма­ло что можно изменить в экономике, управлении, воспитании, если не осуществить психологическую перестройку, не выработать жела­ния и умения мыслить и работать по-новому»27. И далее, говоря о значении идеологической работы в решении задач, поставленных партией, он указал на то, что под все наши задачи необходимо, как об этом говорил В.И. Ленин, подвести «достаточно широкую и со­лидную базу убеждения»28.

Идеологическая работа и есть работа, связанная с убеждением, с внедрением всего того подлинно передового, прогрессивного, чело­вечного, что дает людям марксистско-ленинское мировоззрение. А это и есть та основа, на которой должна зиждиться и вся работа по предупреждению антиобщественных поступков и преступлений.

 

Глава третья

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.014 с.)