Организация предупреждения преступности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация предупреждения преступности



Информационное обеспечение

Предупреждения преступности

 

Среди факторов, влияющих на познание происходящих в обще­стве процессов, явлений и управления ими, особое место отводится социальной информации. На важную роль, которую она играет в

106

 

управлении социальными процессами, указывал В.И. Ленин: «Всякая работа управления требует особых свойств... Чтобы управлять, нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование. Вот те условия, которым мы должны удовлетво­рять во что бы то ни стало»1.

Социальная информация имеет огромное значение для организации борьбы с преступностью и предупреждения преступлений и иных правонарушений. Она является составным элементом упра­вления профилактикой.

Информационное обеспечение предупреждения преступности позволяет связывать многочисленные субъекты профилактики, на­деленные функцией управления, в единую действующую систему. При этом решающим моментом в достижении этой цели являются прямые и обратные связи между субъектами профилактики, в том числе и между субъектами, не связанными между собой подчинением (на горизонтальных управленческих отношениях). Функционирующая в системе предупреждения преступности информация служит одним из условий, обеспечивающим комплек­сность в осуществлении профилактики, вовлечение широких слоев населения в дело борьбы с преступностью. Объем ее возрастает в условиях развитого социалистического общества, когда особую актуальность приобретают проблемы укрепления социалистической законности, предупреждения преступлений и иных правонарушений.

Государственные органы, общественные организации, принимающие участие в предупреждении преступности, испытывают острую потребность в информационном обеспечении, ибо принятие ими любого управленческого решения, направленного на преду­преждение преступности, обязательно основывается на соответствующей информации. Усложнение системы предупреждения преступности в свою очередь усложняет информацию и увеличивает её объем. Это происходит в связи с тем, что организация преду­предительной деятельности все больше сопровождается широким привлечением научных методов, выработанных криминологией и другими науками. Данное обстоятельство ставит в повестку дня проблему совершенствования ее системы информации, с учетом особенностей ее потребителей.

За последние годы сложный процесс предупреждения преступности реализуется при активном использовании информации, содержащейся в статистической отчетности, материалах научных обобщений, нормативных актах, ведомственных и межведомственных анализах и т.д.

Поднятию уровня информационного обеспечения предупредительной деятельности способствовали постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам борьбы с преступностью, в которых содержались требования к правоохранительным органам

107

 

систематически и глубоко анализировать положение дел с преступностью в республике, крае, области, городе и районе.

Какие же требования предъявляются к информации? Одним из основных требований является ее оптимальность. Принятие обоснованных решений возможно при условии, если они основываются на достаточно полной по объему информации. Как избыточность, так и недостаточность ее не способствуют правильному принятию решения. В первом случае излишняя информация, на сбор и обработку которой, как правило, затрачивается много времени и усилий, может лишь затруднить принятие решения. Во втором — недостаток информации делает управленческое решение необоснованным, принятым без учета реально складывающейся обстановки и возможностей, которыми располагают субъекты предупреждения преступности.

Второе требование к информации — это ее достоверность. Информация, не отражающая реальное состояние преступности в регионе, на отдельном объекте, содержащая недостаточно обоснованные данные о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, дезориентирует субъектов предупреждения преступности, лишает их возможности проводить предупредительную работу целенаправленно с использованием всех имеющихся средств. Искажение информации наносит серьезный ущерб делу предупреждения преступности.

Существенным требованием к информации является своевременность ее получения субъектами предупреждения преступности. Она является своевременной в том случае, если поступила к моменту принятия решения или к началу ее обработки. Запоздалая информация не способствует своевременному, а следовательно, и эффективному проведению предупредительных мер. Несвоевременное представление информации субъектам предупреждения пре­ступности влечет за собой рассогласованность в действиях, неприменение надлежащих мер предупреждения преступлений.

Источники информации, необходимой для предупреждения преступности, — разнообразны и многочисленны. Особое место среди них занимают личные наблюдения исследователя — лица (органа), осуществляющего профилактику, — в процессе предупредительной деятельности. Личные наблюдения в значительной мере расширяют объем информации, полученной из других источников. Информация, полученная при личном общении с трудящимися в трудовых коллективах, беседах, в ходе проверок и контроля за исполнением законов, при участии в различного рода заседаниях, собраниях, имеет большое значение для организации всего процесса предупредительной деятельности.

Официальная документация государственных и общественных организаций имеет важное значение как источник информации в системе предупреждения преступности. Она накапливается за длительные периоды времени, а поэтому позволяет получить представление о динамике преступности, о деятельности отдельных субъ-

108

 

ектов по ее предупреждению, ретроспективно проследить влияние тех или иных событий и явлений. А это важно для совершенствования деятельности по предупреждению преступности.

Особый вид представляет устная информация, поступающая повседневно на всех уровнях предупредительной деятельности — от организаторов последней — до отдельных граждан, участвующих в охране порядка, перевоспитании и исправлении правонарушителей. Значительный объем информации, необходимой для предупреждения преступности, представляется возможным получить должностным лицам при приеме ими граждан, а также во время проведения различных встреч с населением. Для четкой организации предупреждения преступности особое значение имеют письма и предложения трудящихся. «Это — один из наиболее достоверных и ценных источников информации о запросах и чаяниях тружеников города и деревни, о положении дел в различных областях социально-экономической, политической и духовной жизни нашего общества, одно из средств реализации конституционных прав сове­тских граждан»2.

К числу источников информации, обеспечивающей эффективность предупреждения преступности, следует отнести результаты конкретных социологических и криминологических исследований. В ходе исследований получается информация о правонарушениях на отдельных предприятиях, о состоянии сохранности социалистической собственности, эффективности предупредительной деятельности государственных органов и общественных организаций и т.д. Информация, полученная с использованием научных методов (анкетного наблюдения, анализа уголовных дел и др.), позволяет выработать систему мер предупреждения отдельных видов преступлений, совершаемых среди отдельных групп населения, и т.д.

Социальная информация классифицируется по ряду признаков: по той роли, которую она выполняет в системе управления, по источникам ее получения, по видам информирующих органов. Имеются классификации по типу носителя информации, по ее ак­туальности и т.д.3

При предупреждении преступности используются многие виды информации. К их числу относятся: экономическая, политическая, правовая, демографическая, культурно-бытовая, социально-политическая, научно-техническая, социально-психологическая, криминологическая, педагогическая, спортивная и т.д.

По видам информирующих организаций информация подразде­ляется на информацию, исходящую из директивных, государственных и общественных органов и организаций.

По характеру она делится на официальную и неофициальную.

Официальная информация делится на обязывающую, запрещающую, управомочивающую и удостоверяющую, ответную и уведомительную. Эти виды информации обслуживают управленческую функцию соответствующих органов и организаций в системе

109

 

предупреждения преступности. В первых трех видах выделяются еще два подвида — нормативная и индивидуальная. Первый подвид включает в себя: акты государственных и общественных органов, положения об органах, осуществляющих профилактику, правила поведения и т.д. Второй подвид — акты, решающие те или иные индивидуальные, конкретные дела.

Применительно к управлению в системе предупреждения пре­ступности информация делится на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относитсяинформация, функционирующая в пределах субъекта, осуществляющего предупредительную деятельность (уч­реждение, организация, предприятие). К внешней — формирующаяся вне данного субъекта и поступающая к нему для использо­вания. Это, как правило, информация, идущая от вышестоящих и нижестоящих органов, а также органов, не связанных между собой подчиненностью, но с которыми поддерживаются связи в форме координации или взаимодействия.

Информация подразделяется на первичную и вторичную (пере­работанную). Первичная информация отражает сведения о единич­ных фактах, событиях и явлениях; во вторичной — выделяются и группируются существенные факты, систематизируются события, делаются выводы о характере и эффективности мер предупрежде­ния преступности.

Анализ практики предупреждения преступности, осуществляе­мой на различных уровнях, свидетельствует о том, что недостатки в организации предупредительной деятельности во многом объ­ясняются ненадлежащим информационным обеспечением. Анализы преступности и содержащаяся в них информация, как правило, об­ращены в прошлое. Между тем как для управления профилактической деятельностью необходима «опережающая» (прогностическая) информация4, которая бы обеспечивала эффективное функционирование профилактической системы.

Следует заметить, что до последнего времени проблемы информационного обеспечения разрабатывались применительно к некоторым отдельным субъектам профилактической деятельности. За пределами научных исследований все еще остаются вопросы объема и содержания информации, необходимой для управления профилактикой, информационных связей и потоков информации во всей системе профилактики; правового регулирования информационного обеспечения и др. Эти проблемы ждут своего исследования. При их разработке следует особо обратить внимание на необходимость постановки экспериментов на базе конкретных регионов, объектов и отдельных субъектов профилактической деятельности.

 

Планирование предупреждения преступности

 

В организации борьбы с преступностью особое место отводится планированию — одному из эффективных средств, обеспечиваю-

110

 

щих целенаправленность и согласованность профилактической дея­тельности, осуществляемой различными государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами.

Практика планирования предупреждения преступности получила за последнее время широкое распространение в условиях респу­блик, краев, областей, городов, районов. Это свидетельствует о том, что значительно расширяется сфера научного управления предупредительной деятельностью, централизованное руководство профилактикой дополняется локальным регулированием процесса предупреждения преступлений и иных правонарушений.

Партийными комитетами, Советами народных депутатов и их исполкомами, иными государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами накоплен практический опыт, а научными учреждениями вырабатываются теоретические основы планирования5.

Этому во многом способствовали научные исследования советских криминологов. Всесоюзным институтом по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности в ходе экспери­ментальных исследований, проведенных в г. Львове, Новомосковске и других городах, разработаны рекомендации по планирова­нию профилактики правонарушений в условиях города, района, предприятия6, что позволило практическим органам активизировать работу и строить ее на научной основе. Таким образом, можно сказать, что криминологическое планирование стало осознанной необходимостью.

Понятие планирования. В криминологической литературе еще не сформулировано общепринятое определение понятия криминологического планирования. Имеется лишь определение комплексного плана профилактики, под которым понимается система «обязательных для всех партийных, советских, хозяйственных, правоохранительных органов, общественных организаций предписаний о мероприятиях экономического, культурного, идеологического и организационно-правового характера, направленных на предупреждение и искоренение преступлений и иных правонарушений»7. Дается более общее определение плана. «План — это программа, состоящая из заданий, реализация которых призвана обеспечить разрешение конкретных задач»8.

Эти определения не раскрывают сущности и процесса планирования. В ходе разработки плана профилактики постановка целей для планирования не должна осуществляться априорно, мероприятия, направленные на нейтрализацию негативных явлений, обусловливающих совершение преступлений, должны вытекать из конкретной обстановки в регионе, на отдельном объекте и т.д.

Исходя из этого под криминологическим планированием следует понимать научно обоснованное определение ситуации с преступ­ностью, целей в системе ее предупреждения, мер и конкретных заданий, направленных на предупреждение преступлений и иных правонарушений.

111

 

Эффективность комплексного планирования профилактики находится в прямой зависимости от экономического и социального планирования.

Целевая функция в социальном планировании призвана решать две взаимосвязанные задачи:

производимый общественный продукт (национальный доход) необходимо использовать для максимально возможного на данном этапе удовлетворения материальных и культурных потребностей населения;

подчинить потребление материальных и культурных благ цели всестороннего развития людей9.

Поэтому, разрабатывая основы планирования предупреждения преступности, необходимо увязывать его с социальным планированием, учитывая при этом, что увязка должна, с одной стороны, использовать всю систему социально-экономических плановых мероприятий для предупреждения преступности, с другой — не допускать искусственного завышения в привлечении ресурсов на профилактику.

Советское государство в силу объективных причин не может пока привлекать все необходимые средства на решение всех социальных проблем10, в том числе и на борьбу с преступностью, ибо кроме интересов борьбы с преступностью, есть и другие не менее важные государственные и общественные интересы.

Наибольший эффект предупреждения преступности достигается в том случае, когда криминологическое планирование согласуется с планами совершенствования воспитательной и идеологической работы. На это обстоятельство указывалось в постановлении ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и уси­лении борьбы с правонарушениями».

В современных условиях профилактику правонарушений нельзя строить без использования возможностей хозяйственных органов, поэтому в сфере планового воздействия на преступность необходимо использовать специфические возможности каждой отрасли народного хозяйства, объединения, предприятия, первичных трудовых коллективов, что дает возможность построить целостную систему криминологического планирования, сочетая в нем территориальное иотраслевое планирование. Это соответствует положению Конституции СССР о распространении социального планирования на территориальные и отраслевые уровни. Поэтому криминологам необходимо направить свои усилия на научную разработку причин преступности и организации ее предупреждения в конкретных отраслях народного хозяйства.

Комплексность в разработке планов профилактики. Принцип комплексности получает широкое распространение в экономической и социальной жизни общества11. Коммунистическая партия Советского Союза строит свою работу по руководству экономикой и всей общественной жизнью на основе комплексности. На это особо обращалось внимание на XXVI съезде партии: «...нужно всеми организационными, финансовыми, юридическими средствами

112

 

накрепко закрыть всякие щели для тунеядства, взяточничества, спекуляции, для нетрудовых доходов, любых посягательств на социалистическую собственность»12.

Вот почему при организации профилактики правонарушений необходимо учитывать сложный комплекс факторов, обусловли­вающих совершение преступлений, причем часто далеко отстоящих непосредственно от преступных деяний. В выступлении на совеща­нии, посвященном ускорению научно-технического прогресса, Гене­ральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев подчеркивал, в частности, что для поднятия уровня экономики необходим комплекс мер, связанных с интенсификацией производства, укреплением дисциплины, организованности и порядка и другими мерами. В постановлении Президиума Верховного Совета СССР по докладу Генерального прокурора СССР А.М. Рекункова указано на то, что меры по укреплению законности, дисциплины, организованно­сти и порядка способствуют поднятию уровня экономики, развитию и укреплению социалистических общественных отношений на новом этапе. Комплексность в планировании — это важнейшее условие скоординированности действий широкого круга субъектов профилактики при решении проблем борьбы с преступностью.

Она обеспечивает:

всестороннее воздействие на криминогенные факторы, обусло­вливающие в целом преступность, отдельные виды преступлений и фоновые явления;

вовлечение всей системы субъектов профилактики и средств, направленных на нейтрализацию негативных явлений, влияющих на преступность;

взаимодействие системы субъектов профилактики и активизацию государственных и общественных органов в деле предупреж­дения преступности;

пропорциональность воздействия ресурсов профилактики на явления и процессы, отрицательно влияющие на преступность;

непрерывность профилактического воздействия форм и методов предупреждения преступности, выработанных наукой и практикой.

В предупреждении преступности комплексность планирования даст реальные результаты в том случае, если этот принцип будет пронизывать все этапы: предплановый анализ преступности, выработку мероприятий и реализацию плановых заданий.

При этом очень важно использовать уже имеющиеся средства, контролировать их использование, а не расширять без надобности круг профилактических мер. Здесь положение, аналогичное тому, на что указывал М.С. Горбачев. Он, говоря о неиспользованных резервах в промышленности, подчеркивал, что нужно интенсивное, а не экстенсивное ее развитие.

В организации профилактики не следует без конца «выдумывать» новшества, не используя в полной мере уже проверенные практикой рекомендации.

113

 

Основные принципиальные требования к формированию планов предупреждения правонарушений. Марксистско-ленинская наука выработала важнейшие принципы, имеющие огромное значе­ние для социально-экономического планирования в условиях со­циалистического общества. На XXIV съезде КПСС отмечалось, что «наука серьезно обогатила теоретический арсенал планирования, разработав методы экономико-математического моделирования, системного анализа и другие»13.

К числу основных принципиальных требований, предъявляе­мых при разработке планов, относятся: партийность, принцип демократического централизма, научная обоснованность, директивность.

Партийность. Коммунистическая партия Советского Союза обе­спечивает руководство планированием в стране.

Исходными методологическими предпосылками планирования предупреждения правонарушений в современных условиях развития нашего общества являются Программные требования КПСС, решения съездов партии, постановлений Пленумов ЦК КПСС, в том числе и по вопросам укрепления социалистической законности и борьбы с преступностью.

Коммунистическая партия Советского Союза рассматривает проблему предупреждения правонарушений как одну из основных частей общей проблемы воспитания советского человека.

Для выполнения этой задачи рекомендуется разрабатывать планы воспитательной работы с таким расчетом, чтобы в них находили отражение вопросы профилактики правонарушений. «Партийные комитеты должны объединять и координировать в борьбе с правонарушениями усилия партийных, государственных, общественных организаций, трудовых коллективов, идеологических уч­реждений, семьи и школы. Признано необходимым, чтобы в перспективных и годовых планах работы партийных организаций по коммунистическому воспитанию трудящихся содержались комплексные меры по профилактике правонарушений»14.

Принцип демократического централизма. Планирование предупреждения правонарушений основывается на выработанном В.И. Лениным организационном принципе демократического централизма, сущность которого применительно к рассматриваемому вопросу состоит в сочетании централизованного установления основной задачи в деле предупреждения правонарушений и определении основных целей (задач) с предоставлением широкой инициативы на местах партийным органам, Советам народных депутатов, иным государственным учреждениям, общественным организациям и трудовым коллективам в выборе форм и методов организации борьбы с преступлениями и другими правонарушениями. Он находит свое яркое выражение в решениях и постановлениях партийных съездов, пленумов. Действенность рассматриваемого принципа можно показать и на примере постановления ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями». Поставив задачи в области борьбы с преступ-

114

 

ностью и определив конкретные меры, направленные на дальнейшее улучшение профилактики правонарушений, Центральный Комитет предложил партийным, советским, правоохранительным органам и общественным организациям наметить и осуществить конкретные меры по дальнейшему улучшению охраны правопоряд­ка и борьбы с правонарушениями. Во исполнение этого требования на местах с учетом особенностей и складывающейся ситуации с правонарушениями разработан комплекс мер по предупреждению правонарушений, которые нашли отражение в планах социального развития и в комплексных планах профилактики.

Научная обоснованность планирования предполагает, с одной стороны, обеспечение практики научной информацией, с другой — активную разработку научных рекомендаций и их использование при составлении планов профилактики.

Анализ практики планирования профилактики свидетельствует, что планы, в подготовке которых принимали участие представители научных учреждений, носили, как правило, научно обоснованный характер. Реализация принципа научной обоснованности выдвигает на повестку дня проблему более интенсивного внедрения уже разработанных наукой рекомендаций, а для этого — обучения практических работников основам криминологии. Возможен также и путь выделения из числа практических работников со­трудников специально для осуществления связей с научными учреждениями.

Прокуратура СССР, как известно, выделила ряд прокуратур разных звеньев (от республики до района) для внедрения научных рекомендаций в практику, их апробации и дальнейшего совершенствования.

Директивность планов предупреждения преступности состоит в том, что все намеченные мероприятия подлежат обязательному выполнению всеми субъектами профилактики и в установленные сроки.

Виды криминологического планирования подразделяются в зависимости от цели, субъектов и средств. Целевая направленность криминологического планирования позволяет решать, с одной сто­роны, комплекс вопросов предупреждения преступности, а с другой — отдельные проблемы, вытекающие из задач борьбы с преступностью. На практике получили широкое распространение ком­плексные планы, разрабатываемые для административно-террито­риальных единиц и определенных объектов. Такие планы существенно расширяют возможности постановки и выбора оптималь­ного решения задач предупреждения преступности.

Республиканские, краевые, областные комплексные планы про­филактики правонарушений все больше ориентируются на решение узловых и долгосрочных задач по предупреждению преступности, на решение вопросов, являющихся актуальными в складывающей­ся ситуации с преступностью в республике, крае, области.

В условиях административно-территориальных единиц наряду

115

 

с комплексным планированием получило развитие планирование предупреждения преступлений по проблемам, в частности и в осо­бенности по борьбе с преступностью среди несовершеннолетних, рецидивной преступностью, преступностью среди лиц, не занятых общественно полезным трудом, и т.д.

В развитие комплексных планов разрабатываются так называе­мые межведомственные планы, имеющие целью скоординировать деятельность по предупреждению преступности отдельных групп субъектов профилактической деятельности (например, суд, прокуратура, органы внутренних дел), обеспечить взаимодействие государственных органов и общественных организаций. В развитие комплексных и межведомственных планов субъекты профилактики разрабатывают свои отраслевые планы, в которых отражаются мероприятия, относящиеся к исключительной компетенции соответ­ствующего органа (ведомства)15.

По срокам планы профилактики делятся на: а) перспективные (10 – 15 лет), б) среднесрочные (5 лет) и текущие (1 – 2 года).

Структура плана. В криминологической литературе сделана по­пытка выработать своего рода типовую структуру плана преду­преждения правонарушений. В основном все предложенные варианты структуры включают следующие разделы: организационные мероприятия, борьба с пьянством и алкоголизмом, борьба с тунеядством и бродяжничеством, предупреждение рецидивной преступ­ности, профилактическая работа по месту жительства трудящихся и предупреждение преступлений на улицах и в общественных ме­стах, предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, борьба с посягательствами на социалистическую собственность, предупреждение преступных нарушений правил охраны труда и техники безопасности, проблемы правовой пропаганды. В региональных планах вводится специальный раздел, посвященный пре­дупреждению правонарушений в трудовых коллективах.

Приведенный перечень разделов свидетельствует о стремлении включить широкий круг вопросов в планы профилактики. Анализ практики планирования профилактики свидетельствует, что струк­тура планов в значительной мере определяется складывающейся ситуацией с преступностью и характером совершаемых престу­плений.

Проблематика планов, характер включаемых мероприятий, на­правленных на предупреждение преступлений, определяет и круг субъектов профилактической деятельности.

Субъекты планирования. На практике еще не сложилась строй­ная система субъектов, осуществляющих планирование предупреж­дения преступности, нет единого представления об этом и в науч­ной литературе.

В большинстве своем комплексные планы профилактики в ад­министративно-территориальных единицах разрабатываются и ут­верждаются партийными комитетами и Советами народных депу­татов или их исполкомами. Непосредственно работу по разработке

116

 

проектов планов осуществляют специально создаваемые группы, в состав которых входят представители партийных комитетов, Советов народных депутатов, руководители правоохранительных органов, общественных организаций. Разработка планов в трудовых коллективах ведется совместно партийной организацией и администрацией предприятия с привлечением общественных организаций, осуществляющих профилактику правонарушений.

Обеспечение выполнения плана профилактики. После завершения разработки и утверждения плана профилактики наступает наиболее ответственный этап — его выполнение, которое может обеспечить: а) проведение организационных мер и б) контроль за его выполнением.

К числу организационных мер, обеспечивающих выполнение плана, следует отнести: доведение до сведения всех субъектов профилактики заданий плана, обеспечение информацией о состоянии и тенденциях преступности в регионе, взаимная информация о проделанной работе в соответствии с планом и достигнутых результатах, координирование действий субъектов профилактики по выполнению плановых заданий, моральное и материальное стимулирование как отдельных исполнителей, так и в целом коллективов.

Проверка выполнения планов профилактики правонаруше­ний — важнейший организационный принцип. В.И. Ленин придавал особое значение проверке исполнения. При этом он рассматривал контроль за выполнением плана как составную часть процесса планирования и указывал на то, чтобы плановики «детально изучали выполнение наших планов, наши ошибки в этом практическом деле, способы исправления этих ошибок. Без такого изучения мы слепые»16.

Проверка выполнения плана должна проводиться систематически, комплексно с привлечением представителей различных органов и организаций и целенаправленно. Для соблюдения этих принципов необходимо: 1) установить сроки проведения контрольных проверок, рассмотрение хода выполнения плановых заданий на заседаниях партийных комитетов, исполкомов Советов народных депутатов; 2) для проведения контрольных проверок определить составы бригад из представителей государственных органов и общественных организаций; 3)наметить конкретные направления работы и объекты, подлежащие контролю.

Контроль достигает своей цели в том случае, если он осуществляется не только на стадии истечения установленных планом сроков, когда практически невозможно восполнить упущенное, а на всех стадиях выполнения намеченных мероприятий. При этом он не должен быть ограничен формальным сбором сведений о проведении тех или иных мероприятий. Только изучение и анализ их, оценка достигнутых результатов дают основание судить о ходе выполнения комплексного плана профилактики правонарушений.

117

 

При контроле выполнения комплексного плана применяются методы:

1) анализ статистических данных и отчетных документов, ха­рактеризующих состояние преступности, степени распространение правонарушений и отдельных асоциальных явлений, на нейтрализацию которых были направлены запланированные мероприятия, своевременности их проведения, полноты привлечения субъектов профилактики для реализации плана;

2) непосредственное наблюдение и изучение достигнутых результатов в процессе реализации запланированных мероприятий.

Наибольший эффект достигается, когда оба эти метода применяются в сочетании. Отсюда видно, насколько актуальна для практики задача повышения качества планирования разработки его методологических основ и методики.

 

§ 3.Криминологическое прогнозирование

 

Управление социальными процессами, планирование деятельности правоохранительных органов, общественных организаций и иных субъектов предупреждения преступности в качестве необходимого элемента включает прогнозирование. «Составляя часть системы социалистического планирования, прогнозирование занимает в ней особое место со своими функциями, а также в определенном смысле со своим предметом, который заключается в выявлении ипредвидении объективных тенденций развития...»17. Прогнозирование призвано формировать научные предпосылки принятия и практического осуществления плановых, управляющих решений18.

Разрабатывать научно обоснованные программы предупрежде­ния преступности, планы их реализации возможно лишь на базе достаточно надежного, обоснованного представления о тенденциях развития этого явления, его состоянии и структуре. Такое представление можно получить, используя криминологическое прогнозирование преступности19.

Проблема прогнозирования преступности актуальна как в тео­ретическом, так и практическом отношении. В разработке методологических вопросов и методики криминологического прогнозирования сделаны пока первые шаги. Для того чтобы перед наукой была поставлена задача прогнозирования преступности, необходимы были соответствующие объективные условия. «Человечество ставит себе всегда только такие задачи, — писал К. Маркс, — ко­торые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо или, по крайней мере, находятся в процессе становления»20.

Вопросы прогнозирования в криминологии стали активно об­суждаться в середине 60-х годов. Именно к этому времени возникли необходимые для решения прогностических задач в криминоло-

118

 

гии условия: 1) были разработаны общетеоретические проблемы социального прогнозирования; 2) началось стремительное развитие научно-технической революции в нашей стране; 3)были разработаны основные теоретические проблемы криминологии, выявлен ряд криминогенных явлений и процессов, установлена связь между ними и преступностью («Объективная связь явлений, более или менее точно установленная человеком, — вот что всегда лежит в основе успешного предвидения»21); 4) появилась возможность использования современной вычислительной техники; 5) появи­лись научные кадры криминологов22.

Фундаментальные положения о научном предвидении содержатся в трудах основоположников марксизма-ленинизма. Всем юристам хорошо известен прогноз В.И. Ленина о тенденции изменений преступности («эксцессов») при социализме: «Мы не знаем, как быстро и в какой постепенности, но мы знаем, что они будут отмирать»23.

Один из основных принципов научного прогнозирования криминологических (как и любых других) явлений состоит в историческом подходе к их рассмотрению. Без достоверного и полного знания о том, чем данное явление было в прошлом, как и под влиянием каких факторов оно изменялось, нельзя сколько-нибудь правильно составить представление о том, чем данное явление будет в будущем. Отсюда следует очевидный вывод: чтобы прогнозировать преступность, необходимо знать, как это явление возникло вообще и в нашем обществе, какие основные этапы оно прошло, как изменялось под влиянием конкретных исторических условий, какие именно социальные факторы оказывали существенное воз­действие на состояние, динамику, структуру преступности в конкретные отрезки времени.

Условием успешного решения прогностических задач является значение законов, раскрывающих необходимую, существенную, устойчивую связь между преступностью (следствием) и другими социальными явлениями и процессами, порождающими ее (причиной) и влияющими на динамику ее развития, уровень, структуру24. Как отмечает Ю.А. Васильев, точность предвидения определяется «и уровнем зрелости данной отрасли научного знания, и степен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.069 с.)