Социалистической собственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социалистической собственности



 

Наличие преступлений, совершаемых против социалистической собственности, позволяет сделать вывод, что есть и определенные обстоятельства, которые им способствуют. Прежде всего в этой роли выступают должностные преступления, связанные с ненадлежащим обеспечением сохранности государственного и общественного имущества, в частности халатность и злоупотребления, в том числе попустительство должностных лиц хищениям.

Обстоятельства, способствующие совершению преступлений против социалистической собственности, разнообразны. На основе данных криминологических исследований к их числу можно отнести все еще имеющие место недостатки: 1) в управлении имуще­ством предприятий и организаций; 2) в области организации хо­зяйствования.

Недостатки первой группы чаще всего проявляются в плохой работе должностных лиц по обеспечению сохранности социалистической собственности; в неэффективности текущего и последующе­го контроля как функции управления; в слабой активности профсоюзных организаций, в недостаточной эффективности деятельности местных органов власти и управления по обеспечению сохранности социалистической собственности.

Недостатки второй группы находят свое внешнее выражение в дефиците отдельных видов товаров и платных услуг, в неправильном (ошибочном) решении вопросов ценообразования, несовершенстве действующих норм естественной убыли, расхода сырья, материалов, выхода готовой продукции.

Многие из обстоятельств той и другой групп взаимосвязаны и действуют в комплексе. Однако взятые изолированно, каждое и них имеет, как будет показано ниже, свой механизм влияния (способствования) на совершение преступлений против социалистической собственности.

Недостатки в деятельности должностных лиц предприятий и организаций по обеспечению сохранности социалистической соб­ственности. В борьбе с преступлениями против социалистической собственности важная роль отводится руководителям предприятий, общественных организаций, другим должностным лицам и коллективам трудящихся. От того, как организован и осуществляется ими контроль за сохранным и бережливым расходованием ценностей и денежных средств, как ведется работа по устранению бесхозяйственности, расточительства, фактов недостач, во многом зави­сит успех этой деятельности.

Между тем в ряде случаев хозяйственные руководители, располагая необходимыми силами и средствами, работу по обеспечению сохранности социалистического имущества проводят неэффективно, предупреждением посягательств на народное добро в своих кол-

134

 

лективах должным образом не занимаются. В результате имущество, переданное в оперативное управление предприятий и организаций, зачастую оказывается не защищенным от преступных посягательств, бесхозяйственного расходования, потерь и расточительства.

Бесхозяйственность, низкая организация руководства и управления в области финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятий и организаций создают благоприятную почву для проявления таких отрицательных явлений, как расточительство, небрежность в хранении и расходовании материальных ценностей, ненадлежащий учет и контроль, нарушения принципов планирования, неритмичность в работе предприятий.

Действуя на окружающих лиц, бесхозяйственность девальвиру­ет в сознании некоторых граждан представление о священности и неприкосновенности социалистической собственности, порождает массивное и безразличное отношение к ее сохранности, соблюдению режима экономии, к фактам расточительства, порчи, разбазаривания имущества. Она отрицательно влияет на состояние со­хранности имущества. Свыше двух третей опрошенных рабочих и служащих предприятий, где имелись проявления бесхозяйственности, прямо указали на недостаточно эффективную сохранность имущества, слабую активность деятельности администрации и бух­галтерского аппарата в этом направлении как на обстоятельство, способствующее совершению преступлений против социалистиче­ской собственности.

В борьбе с хищениями большое значение имеет личный пример руководителя и других должностных лиц, выполняющих функции обеспечения сохранности социалистической собственности. Бесхо­зяйственность со стороны некоторых из указанных должностных лиц, нарушения ими режима экономии и бережливости, проявле­ния бесконтрольности неблагоприятно влияют на сознание членов коллектива, препятствуют воспитанию у подчиненных и подконтрольных работников добросовестного отношения к социалистиче­ской собственности, исполнению служебных обязанностей. Еще пагубнее отражается на поведении части окружающих участие самих должностных лиц (руководителей) в хищениях, совершение ими корыстных злоупотреблений. Немалый урон причиняет борьбе за сохранность народного добра и равнодушие, когда некоторые должностные лица, ответственные за обеспечение сохранности социалистической собственности, подчас сами ненадлежащим образом реагируют на выявляемые различного рода корыстные злоу­потребления по службе со стороны подчиненных или подконтроль­ных им работников, смотрят на это сквозь пальцы. Особенно нетерпимы факты, когда должностными лицами предприятий не передаются в следственные органы материалы о недостачах товарно-материальных ценностей и денежных средств, злоупотреблениях, хищениях. Проявленное в этих случаях покровительство и попустительство в отношении виновных еще больше способствует ра-

135

 

сточительству, халатности, посягательствам на социалистическое имущество.

В числе недостатков в деятельности должностных лиц по обе­спечению сохранности социалистической собственности характерным является нарушение принципов подбора кадров руководителей хозяйственных организаций, а также материально ответственных работников и лиц, ведающих учетом и контролем за сохранностью имущества. В наиболее яркой форме данное обстоятельство выражается в приеме на работу, связанную с хранением, учетом имущества лиц, ранее судимых за должностные и корыстные преступления.

Неэффективность текущего и ревизионного контроля как функ­ции управления процессами обеспечения сохранности социалистической собственности. Контроль является важнейшей функцией управления и одним из наиболее эффективных средств обеспечения сохранности социалистической собственности при надлежащем его осуществлении. Однако криминологические исследования показывают, что нередко контроль осуществляется слабо и это способ­ствует совершению хищений, злоупотреблений, халатности, образованию недостач. Совершение преступлений против социалистической собственности становится возможным из-за обезлички в ответственности, неудовлетворительной постановки учета, отчетности, оформления хозяйственных операций по движению имущества. Эти недостатки неотделимы от бесхозяйственности, халатности, злоупотреблений. Именно в таких условиях создаются воз­можности для необоснованного списания с учета имущества, чем покрывается его расхищение, создаются неучтенные «резервы» для разбазаривания. Бесконтрольность отрицательно действует на соз­нание морально неустойчивых лиц, вселяет в них уверенность том, что их преступная деятельность против социалистической соб­ственности не будет вскрыта и разоблачена.

Изучение уголовных дел об особо крупных хищениях, продолжающихся относительно длительный период времени, показало, что в 89% случаев они могли быть вскрыты контролирующими органами и своевременно пресечены, если бы бухгалтерский и ревизионный контроль осуществлялся надлежащим образом.

Еще не изжиты факты, когда при текущем контроле главные (старшие) бухгалтеры предприятий равнодушно относятся к нарушениям порядка учета и отчетности, проявляют беспринципность во взаимоотношениях с материально ответственными лицами, не реагируют на нарушения, связанные с оформлением товарно-денежных документов, хранением, приемом и отпуском материальных ценностей и т.д.

В ведомственной контрольно-ревизионной работе иногда допускается поверхностность: ревизии проводятся неудовлетворительно, формально, только по документам, без анализа фактического положения вещей, некомплексно. Нередко это объясняется тем, что ревизионные аппараты не всегда укомплектованы квалифици-

136

 

рованными работниками. Раздробленность этих аппаратов приводит к тому, что ревизии проводятся нерегулярно. Недостатком является и несоблюдение контрольных правил, направленных на борьбу со злоупотреблениями. Не случайно поэтому ревизионным путем вскрывается всего одна треть совершаемых хищений. Иногда проводится до десятка и более ревизий безрезультатно, в то время как на проверяемых предприятиях совершались хищения.

Исследованием установлено, что, несмотря на снижение количества ревизий, приходящихся на одного ведомственного ревизора за год, качество их не повышается. Постоянно более 20% предприя­тий вообще остается необревизованными, на некоторых предприя­тиях ревизии не проводились более двух лет, в отдельные годы почти на 40% подведомственных предприятий ревизии штатными ревизорами не проводились.

В связи с недостатками бухгалтерского и ревизионного контро­ля следует сказать, что не всегда достигает необходимой эффек­тивности и деятельность органов народного контроля на местах, несмотря на ее активизацию. За последние годы органы народного контроля, учитывая нетерпимость к фактам расточительства, к на­рушениям государственной дисциплины в сфере охраны социалистической собственности, стали больше и строже взыскивать с виновных и должностных лиц, однако обстоятельства, способствую­щие правонарушениям против социалистической собственности, еще продолжают иметь место. В этом отражается отсутствие на местах координации усилий комитетов народного контроля с дру­гими контролирующими органами, действия которых разобщены, а также то, что проверки часто дублируют друг друга, не носят ком­плексного характера, не связаны с проведением ревизий.

Недостаточная активность деятельности профсоюзных органи­заций по обеспечению сохранности социалистической собственности. Советские профсоюзы призваны мобилизовывать трудовые коллективы на борьбу за сохранность социалистической собственности, воспитывать трудящихся в духе уважения к законам, охраняющим государственное и общественное имущество.

Возможности для выполнения указанных задач у профсоюзов весьма широкие. Им предоставлено право создавать комиссии общественного контроля за работой предприятий и организаций, использовать меры общей и индивидуальной профилактики правона­рушений. В случаях необходимости, профсоюзы должны организо­вать проведение семинаров, совещаний, активов, общих собраний в коллективах по вопросам обеспечения сохранности социалистической собственности.

Профсоюзные организации могут участвовать в отправлении правосудия — выдвигать общественных обвинителей или обще­ственных защитников, рассматривать представления следователей и частные определения судов, должны принимать меры к устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений против социалистической собственности. Наряду с администраци-

137

 

ей, с другими общественными организациями на них возложены обязанности перевоспитания лиц, переданных на поруки или условно осужденных и т.д.

Профсоюзам отведено главенствующее место в организации и развертывании социалистического соревнования, в составлении и выполнении комплексных планов социальной профилактики правонарушений в сфере охраны социалистической собственности, проведения проверок, рейдов, смотров сохранности народного добра.

Однако, как показало исследование состояния комплексного планирования социальной профилактики преступлений, совершаемых против социалистической собственности в торговых организациях, далеко не все профсоюзные организации на должном уровне решают стоящие перед ними задачи. Из 22-х планов, разработанных в торгах, лишь в одном плане были предусмотрены мероприятия по обеспечению сохранности материальных ценностей и денежных средств, выполнение которых возложено на общественные организации, в том числе на профсоюзные организации. Объединен­ные профсоюзные комитеты соответствующих торгов не создавали обстановки нетерпимости вокруг расхитителей, не вели борьбы с недостачами, не заслушивали отчеты руководителей, не давали принципиальной оценки фактам правонарушений, слабой воспитательной работы в коллективах, не требовали от хозяйственных и профсоюзных руководителей своевременного устранения недостатков, мало изучали и внедряли положительный опыт работы по предупреждению посягательств на социалистическое имущество.

О существенных недостатках в деятельности профсоюзных организаций по воспитанию трудящихся в духе бережливого отношения к социалистической собственности и по обеспечению ее сохранности свидетельствуют изученные материалы следственной и судебной практики.

Как показало исследование, основания для принятия мер к ак­тивизации воспитательно-профилактической деятельности профсоюзных организаций в большинстве случаев были: многие материально ответственные и обслуживающие ценности лица еще до со­вершения ими хищений, за которые осуждены, проявили себя далеко не с лучшей стороны. 30% из них относилось халатно к сохранности социалистического имущества; 26% допускало нарушения порядка приема и отпуска ценностей, составления отчетности и ведения документации; 27% нарушало правила советской торговли, проявляло грубость в отношениях с покупателями; 21% счетных и бухгалтерских работников проявляли попустительство, не препятствовали нарушениям финансовой дисциплины; 18% допускало другие нарушения трудовой дисциплины и внутреннего распорядка; 37% жило явно не по средствам.

Об этих фактах было известно в коллективах обследовавшихся торгов, в том числе и профсоюзным организациям, но мер никаких не принималось. Более чем в 68% случаев вопрос о совершении преступления против социалистической собственности вообще не

138

 

обсуждался в коллективе, в 15% случаев — заинтересованными лицами от имени коллектива и профсоюзной организации необоснованно возбуждались ходатайства о передаче виновного на поруки, направлялись письма с просьбой не лишать его свободы, применить мягкие меры наказания. В отношении 63% лиц, привлеченных к уголовной ответственности за посягательства на социалистическое имущество, были выданы для приобщения к делу незаслуженно положительные характеристики, под которыми наряду с администрацией подписались руководители профсоюзных организаций.

Необходимо отметить, что указанные недостатки были присущи не только деятельности профсоюзных организаций, но и в це­лом общественному контролю, который не всегда был достаточно активен и эффективен в выявлении и устранении условий, способ­ствующих совершению преступлений против социалистической соб­ственности. Это связано с тем, что слабо разрабатываются и ис­пользуются на практике многочисленные формы и способы массо­вого контроля, помогающие разоблачать расхитителей.

Представители общественности еще недостаточно глубоко знакомятся с общедоступными методами разоблачения хищения. Общественный контроль не всегда активно реагирует на сигналы о том, что то или иное лицо живет не по средствам, не придает должного значения отдельным фактам злоупотреблений. К дея­тельности общественного контроля слабо привлекаются специалисты, бухгалтеры, инженеры, экономисты и другие специалисты, с помощью которых можно успешно выявить замаскированные злоу­потребления, а также и установить условия, способствующие этим преступлениям.

Не всегда представители общественности находят поддержку у отдельных должностных лиц, замешанных в неблаговидных по­ступках, а порой встречают и противодействие, например со стороны торговых работников, препятствующих проведению проверок и составлению акта о злоупотреблениях.

Недостаточная эффективность деятельности местных органов власти и управления по обеспечению сохранности социалистиче­ской собственности. В соответствии с Конституцией СССР на местные органы власти и управления возлагаются важные организа­торские функции по обеспечению соблюдения законов, в том числе законов, направленных на сохранность социалистической собствен­ности и т.д.

В целях изучения деятельности местных Советов народных депутатов в этой области было проведено исследование, которое по­казало, что этим вопросам местные органы власти и управления в общем-то придают определенное значение. В частности исполкомы, как показало исследование, неоднократно выносили эти вопросы на свои заседания, обсуждали их, принимали по ним решения, ставили на обсуждение сессий Советов народных депутатов, привлекали к ним внимание постоянных комиссий, служб и отделов, ру-

139

 

ководителей предприятий и организации, проводили смотры состояния работы по предупреждению разбазаривания и хищений социалистического имущества — народного достояния.

Проведенная работа исполкома Советов народных депутатов, которые обследовались, дала положительные результаты. Вместе с тем были выявлены и присущие их деятельности недостатки — еще наблюдается в отдельных случаях неэффективность принимаемых решений по вопросам обеспечения сохранности социалистиче­ской собственности. Об этом свидетельствовала повторяемость од­них и тех же нарушений, корыстных посягательств на имущество в одних и тех же предприятиях, организациях (ремстройтрест, райпищеторг, трест столовых) и как следствие этого — повторное рассмотрение ранее уже обсуждавшихся вопросов. Этот недостаток обусловлен тем, что вопросы, по которым принимались решения, не всегда глубоко анализировались, состояние сохранности социа­листической собственности всесторонне не изучалось, причины и условия, способствующие бесхозяйственности, расточительности, хищениям, нарушениям государственной дисциплины, подчас до конца не вскрывались либо выяснялись поверхностно. Поэтому многим решениям не доставало главного — конкретности, они изобиловали общими призывами: «усилить, улучшить, повысить, под­нять». А как это сделать практически — оставалось неясным.

Планы мероприятий по устранению недостатков и выполнению решений, принятых исполкомами, часто не разрабатывались; пер­сональная деятельность тех или иных должностных лиц, виновных в расточительстве, бесхозяйственности или попустительстве хище­ниям, обсуждалась редко и лишь в связи с рассмотрением других (сопутствующих) вопросов деятельности; отчеты руководителей хозяйственных организаций о том, что ими лично сделано для предупреждения корыстных правонарушений в коллективе, почти не практиковались.

Значительная часть вопросов сохранности социалистической собственности выносилась на обсуждение не самими исполкомами, а вышестоящими организациями. Исполкомы рассматривают их и принимают решения «во исполнение решений вышестоящих орга­низаций». Это оказалось характерно для исполкомов районного зве­на. Некоторые из райисполкомов, работа которых изучалась, не про­являли должной инициативы и в постановке на обсуждение сессий Совета народных депутатов вопросов, посвященных состоянию законности и преступности в районе, в том числе законности в сфере охраны социалистической собственности. Из десяти сессий только на двух рассматривались вопросы, имеющие отношение к этим проблемам. В своей деятельности по обеспечению сохранности со­циалистической собственности некоторые райисполкомы еще в не полной мере координируют работу постоянных комиссий, исполь­зуют их широкие возможности в этом направлении. В результате, как показало обследование, в отдельных районных Советах народных депутатов постоянные комиссии по строительству, бытовому и

140

 

коммунальному обслуживанию работу по обеспечению сохранности социалистического имущества, борьбе с бесхозяйственностью, прип­исками и искажениями государственной отчетности не планировали и не вели. Не лучшим образом работали и другие постоянные комиссии. Например, в подготовке материалов к заседанию одного из исполкомов, на котором должно было обсуждаться состояние профилактической работы по обеспечению сохранности социалистической собственности на предприятиях и в организациях района, приняла участие постоянная комиссия по социалистической законности и охране общественного порядка. Однако это ее участие ограничилось лишь представлением справки о работе ОБХСС, взятой в районном управлении внутренних дел.

Ознакомление с протоколами заседаний постоянной комиссии по торговле, а также со справками депутатов о выполнении конкретных поручений привело к выводу, что вопросами охраны со­циалистической собственности в прямом смысле этого слова комиссия не занимается. Депутаты не проводили проверок правильности списаний товарно-материальных ценностей на предприятиях торго­вли, не участвовали совместно с контролирующими органами в контрольных закупках, не проверяли соблюдения правил торговли, не вскрывали фактов «припрятывания» под прилавками дефицит­ных товаров, не принимали участия во внезапных проверках состояния сохранности социалистического имущества, ревизиях и ин­вентаризациях, проводимых торгами и отделом (управлением) торговли.

Между тем необходимо отметить, что в обследованной постоян­ной комиссии по торговле — достаточное число депутатов, которые при надлежащей организации работы могли бы сделать многое в деле предупреждения недостач, хищений, нарушений правил торговли и других корыстных злоупотреблений. Но их возможности используются неэффективно.

Примерно те же недостатки присущи деятельности обследованной постоянной комиссии по общественному питанию. При прове­дении проверок работы столовых и школьных буфетов проверяю­щие не обращают внимания на наличие жалоб по поводу недовложения продуктов, обвешивания, обсчета, несоблюдения норм отпуска товаров, пересортицы их и т.п. В основном они интересуются санитарным состоянием столовых и тем, имеются ли меню, вывешены ли социалистические обязательства.

Несмотря на то, что сессия районного Совета обязала депутатов повысить контроль за работой торговых предприятий в микрорайонах, это решение выполняется неудовлетворительно. Из 24 изученных территориальных депутатских групп в одном году только две, а в другом году — шесть обращались к вопросам работы предприятий общественного питания и торговли. Но и здесь речь шла о культуре обслуживания, необходимости ремонта магазинов, а не о профилактике корыстных правонарушений и недостач. Ни одно из 222 заседаний двадцати двух территориальных депутат-

141

 

ских групп не было посвящено охране социалистической собственности.

Изучение материалов, отражающих состояние работы 10 производственных депутатских групп, также свидетельствует о невысокой степени активности и инициативности депутатов в контроле за сохранностью социалистического имущества. Многие депутаты не имеют достаточного опыта такой работы, испытывают затруднения организационного и методического характера, а исполкомы, которые обязаны вести специализированную учебу и инструктирование депутатов, не всегда четко выполняют эти обязанности. Устранение вышеуказанных недостатков, хотя они и не имеют «всеобъемлющего» характера, во многом способствовало бы поднятию на новую, высшую ступень уровня предупредительной работы местных органов власти в управлении по борьбе с хищениями социалистического имущества и уровня их деятельности по обеспечению сохранности народного добра.

Дефицит отдельных видов товаров и платных услуг. Среди об­стоятельств, способствующих совершению преступлений против социалистической собственности, дефицит товаров и платных услуг занимает особое место по характеру неблагоприятных влияний. Вокруг дефицита образуется и наслаивается комплекс других взаимосвязанных отрицательных явлений, в том числе и такое из них, как совершение некоторых корыстных преступлений, например хищений, злоупотреблений. Для восполнения дефицита граждане прибегают к приобретению товаров в другой местности, «достают» их через торговых работников с доплатой за «услугу», по знакомству, за взятки, через спекулянтов, дельцов, а то и похищают с предприятий. О том, как влияет дефицит на хищения, было наглядно показано в статье «При наличии отсутствия», помещенной в «Литературной газете». В ней рассказывалось, как искусственно созданный дефицит мыла побудил одного из работников масложиркомбината встать на путь наживы: он стал похищать мы­ло и продавать его по цене 5 руб. за ящик, вырученные деньги ра­страчивал на спиртное2. На дефицит как обстоятельство, способствующее хищениям, указали три четверти опрошенных работников предприятий, на которых совершались хищения. Он выгоден расхитителям: последние, учитывая спрос и возможности рынка сбыта, в одних случаях изготавливают неучтенную продукцию и реализуют ее через торговые точки, а вырученные деньги присваивают. В других случаях расхитители при отсутствии дефицита создают его искусственно сами. В частности, прячут товары под прилавком, продают с «черного» хода, через знакомых, спекулянтов. Иногда, создавая такого рода дефицит, расхитители вначале скрывают товары от реализации, как якобы не пользующиеся спросом, а затем, под этим предлогом уценив их, реализуют по полной, а то и завышенной цене.

В условиях искусственно созданного дефицита, когда каких-то товаров вдруг не оказывается в открытой продаже, люди стремят-

142

 

ся любыми путями «достать» их, в том числе и путем взаимного обмена «услуги за услугу». При этом используются взятки, протекционизм, связи, в которые вовлекаются подчас и отдельные рабо­тники контролирующих служб и подразделений, ревизоры. Вследствие этого создается опасность утраты принципиальности контроля, сращивания хозяйственного аппарата с контролирую­щим, невыявления и непресечения хищений.

Вместе с тем незаслуженно растет «ложный авторитет» работников торговли, в распоряжении которых находятся товары, пользующиеся спросом, и к которым вынуждены в связи с этим обращаться граждане, повышается их престижность до уровня людей, именуемых «нужными», хотя их «заслуги» в этом отношении осно­вываются на злоупотреблениях.

Часто из-за дефицита хищения и злоупотребления, за счет ко­торых удовлетворяется спрос, теряют в глазах недальновидных людей характер предосудительных действий и становятся непори­цаемыми. Так создается почва для совершения новых хищений, корыстных злоупотреблений и появляются люди, которые на общем фоне непрерывного повышения жизненного уровня населения в нашей стране живут явно не по средствам, строя свое личное благополучие преступным путем. У лиц, соприкасающихся с расхи­тителями, формируются корыстно-потребительские взгляды и на­строения, тяга к вещизму, стремление к имущественной престижности.

Образованию дефицита способствуют выпуск недоброкачественной продукции, приписки, незаслуженно выплачиваемые премии и незаработанная заработная плата. При выпуске недоброка­чественной продукции образуется дефицит потому, что эта про­дукция не может быть поставлена в торговую сеть, а приписанной продукции нет, как известно, вообще в наличии.

Не пользующиеся спросом, залежалые товары не только способствуют созданию дефицита, но и влекут за собой большие убытки для государства на уценку. В прошлую пятилетку уценивание было произведено на несколько миллиардов рублей. Влияет на образование дефицита также и недопоставка товаров по причи­не нерасторопности отдельных работников, головотяпства, бесхозяйственности и других нарушений в хозяйствовании.

Все это, взятое в целом, существенно обостряет дефицит в то или иное время и отрицательно воздействует на сознание морально неустойчивых людей, порождает неблагополучия в состоянии сохранности социалистической собственности и помехи в борьбе с хищениями.

Недостатки ценообразования. Способствующая хищениям роль данного обстоятельства существенна. Известно, что при установле­нии цен на товары, изделия обычно учитываются затраты труда на их производство, необходимость соответствующего перераспре­деления части национального дохода в интересах всего общества, стимулирования производства товаров и потребления.

143

 

Изучение влияния цен на жизненный уровень населения показывает, что в ценообразовании, политике цен весьма важен и криминологический аспект, учет которого позволил бы предусмотреть все возможные последствия принимаемых решений по этим вопросам. Между тем криминологические аспекты ценообразования, на наш взгляд, не всегда берутся во внимание, вследствие чего ожидаемый от нововведений эффект дает порой противоположные результаты, государство не получает от этого, во всяком случае мало получает, выигрыша, в то время как расхитители извлекают корыстную выгоду, незаконно обогащаются.

Достаточно вспомнить о множественности цен на однородные товары, например на рыбу, яблоки и пр. Все эти товары расхитители реализовывали в основном по более высокой цене, а отчитывались по фактической, более дешевой, присваивая разницу в цене. Несомненно, установление разных цен на однородные товары имело положительную направленность, делалось это в интересах покупателей, однако пользу извлекали расхитители.

Нуждалось, по нашему мнению, в криминологическом обосно­вании установление в 1979 году разных цен на одни и те же товары в зависимости от системы, в которой они реализуются. Это от­крывает перед расхитителями новые возможности для махинаций, которыми они уже пользуются, перебрасывая товары из магазина в предприятия общественного питания.

В печати неоднократно сообщалось, что в погоне за количе­ством предприятия расширяют ассортимент однотипных изделий, например выпускают 46 моделей холодильников, 36 видов электроприборов и других товаров, по существу мало чем отличающихся друг от друга, без должной унификации и повышения качества, не пользующихся спросом. При этом предприятия всякий раз повышают цены на изделия, поскольку прирост объемов учитывается в рублях и отчисления в различные фонды поощрения производятся пропорционально общей сумме стоимости реализованной продукции. А эти явления имеют и криминологические аспекты, которые нельзя не учитывать.

Несовершенство действующих норм естественной убыли, расхода сырья, материалов и выхода готовой продукции. Данное обстоятельство также способствует преступлениям, совершаемым в сфере охраны социалистической собственности. Многие нормы и нормативы были установлены давно, еще в период экстенсивного развития экономики. Внедрение же в производство достижений науки и техники, прогрессивной технологии, замена оборудования более новым и совершенным дает значительную экономию в расходовании сырья, материалов, позволяет больше выпускать продукции. И чтобы обеспечить режим экономии, должен производиться своевременный пересмотр норм. Когда это не делается, расхитители за счет использования устаревших или недостаточно совершенных норм создают неучтенные излишки материальных ценностей и расхищают их. В частности, указанный способ созда-

144

 

ния неучтенных излишков за счет несовершенных норм применяется на предприятиях полиграфической промышленности. Полученными излишками книг покрываются бесхозяйственность, недостачи, образовавшиеся в результате краж и хищений. Несовершенны нормы в мясной и молочной промышленности, завышены нормы естественной убыли на стеклопосуду, продукты питания.

Надо сказать, что расхитители сознательно показывают в отчетах сверхнормативные потери с тем, чтобы нормы не были пере­смотрены и снижены. Нередко списание естественной убыли про­довольственных товаров по максимально допустимым нормам так­же является способом их хищения. Это наглядно видно на приме­ре списания продуктов работниками торговли и автомобильного транспорта. В условиях хороших дорог и спроса на продукты пи­тания доставка их в магазины производится быстро, почти без потерь. Однако при приемке товаров от шоферов-экспедиторов неко­торые работники торговли списывают естественную убыль по пол­ному нормативу, а иногда составляют акт и о сверхнормативных потерях. Подобного рода операция бывает выгодна шоферу-экспедитору и вдвойне — некоторым работникам торговли: такой шофер-экспедитор, подписав акт, получает «свою долю» наличными от работника торговли, транспортная организация возмещает сверхнормативные «потери», взыскивая в порядке регресса с шофера-экспедитора сумму значительно меньше той, которую он фактически получил от работника торговли. Последний же, списав продукцию в несуществующие потери, имеет возможность присво­ить незаконно списанное или реализовать по завышенной цене.

Частнопредпринимательская деятельность лиц, ориентирую­щихся на нетрудовые доходы (так называемых шабашников). Это обстоятельство в общем ряду причин преступных посягательств на социалистическую собственность занимает не последнее место. Используя встречающуюся еще в отдельных регионах нехватку рабочей силы, неправильное распределение трудовых ресурсов, «шабашники» навязывают руководителям хозяйств заключение выгод­ных для себя договоров на производство работ в полеводсте, на строительстве дорог, жилых помещений в совхозах и колхозах, устанавливают завышенные расценки, используют наемную силу, эксплуатируют чужой труд случайных людей (по преимуществу тунеядцев), с которыми рассчитываются по своему усмотрению. Они за взятки достают материалы, транспортные средства, технику.

Иногда они выдают себя за студентов с целью получения тех финансовых льгот, которыми, как правило, пользуются студенты, зачастую втягивают в хищения, во взяточничество должностных лиц предприятийи организаций, в которые устраиваются на работу. Имеют место факты, когда должностные лица сами организуют хищения, совершают злоупотребления с использованием «шабашников». Несмотря на очевидный вред «шабашничества», в ряде районов страны, где ощущается нехватка в рабочей силе, непра-

145

 

вильно используются трудовые ресурсы, руководители государственных и общественных организаций пользуются услугами «шабашников», переплачивая в несколько раз за их труд. Например, в некоторых хозяйствах Кировской области за доставку из других областей соломы стоимостью 10 руб., которая оплачивалась по безналичному расчету, «шабашнику» наличными выплачивали по 42 руб. А в совхозе «Терновский» Камышинского района Волгоградской области за работу стоимостью в 290 руб. выплатили 14 434 руб. Заработки некоторых «шабашников» за сезон достигают больших сумм, особенно в полеводстве. А моральный ушерб, который причиняет «шабашничество», не поддается учету. Шабашники разлагают, развращают людей, соприкасающихся с их образом жизни, получаемыми доходами. Глядя на них, некоторые люди с отсталыми взглядами сами забывают об обязанности честно трудиться, попадают во власть частнособственнических настроений и становятся на путь поисков легкой жизни, «длинного рубля».

Следственная практика показывает, что многие «шабашники» нашли приют в колхозах и совхозах, открывают там запрещенные промыслы, добиваются создания цехов по производству продукции, не связанной с переработкой сельскохозяйственного сырья, прибегают ко всякого рода махинациям, подрывающим финансовое положение колхозов, совхозов, способствующим образованию де­фицита в продукции, которую должны производить эти хозяйства. Все это порождает бесхозяйственность, создает условия для совер­шения хищений социалистического имущества.

 

§ 3.Предупреждение преступлений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.054 с.)