Понятие и система правового регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и система правового регулирования



Предупреждения преступности

 

Как и всякая иная целенаправленная деятельность государствен­ных органов и общественных организаций, отдельных должностных лиц и граждан, предупреждение преступности, ее отдельные направления и аспекты регулируются нормами права.

33

 

Правовое регулирование гарантирует законность в этой сфере общественных отношений, неприкосновенность прав и законных интересов граждан, а также предприятий, организаций и учрежде­ний; в значительной мере обеспечивает эффективность предупре­дительных мероприятий1. Между тем в существующей в настоя­щее время совокупности правовых актов, регулирующих различ­ные аспекты предупреждения преступности, нет четкой системы, имеются существенные пробелы2. Поэтому в криминологической литературе неоднократно высказывалось мнение о необходимости совершенствования правового регулирования предупреждения пре­ступности, в частности путем принятия общесоюзного Закона или Основ законодательства о предупреждении преступности3.

Вопросы, относящиеся к этой проблеме, освещались в трудах ряда авторов (например, Г.А. Аванесова, А.И. Алексеева, А.Э. Жалинского, А.Б. Сахарова и др.)4. Однако анализ имею­щихся литературных источников свидетельствует об отсутствии однозначного понимания предмета, целей и задач правового регу­лирования предупреждения преступности и ряда других вопросов.

Так, многие авторы, исходя из наиболее общего определения предупреждения преступности как комплекса взаимосвязанных ме­роприятий, проводимых государственными органами и обществен­ностью в целях преодоления преступности и устранения причин, ее порождающих5, включают в сферу правового регулирования на­ряду с другими нормами и уголовное законодательство, предусма­тривающее ответственность за те или иные преступления6. Не от­вергая такого подхода, основанного на предупредительном воздей­ствии как одной из функций уголовно-правовых норм, нам пред­ставляется целесообразным говорить о нормативном регулирова­нии преступности в более узкой сфере. Установление уголовной ответственности за те или иные деяния хотя и имеет предупреди­тельное значение, но тем не менее относится, как уже отмечалось, к более широкой сфере общественных отношений, а именно к борьбе с преступностью. Поэтому правовое регулирование преду­преждения преступности предполагает прежде всего регулирование системы государственных и общественных мер, устраняющих при­чины и условия преступности либо ослабляющих (блокирующих) их действие7, а также практику их применения. Указанная система государственных и общественных мер и возникающих в связи с их осуществлением общественных отношений ýже по своему составу и содержанию, чем система мер борьбы с преступностью, и соста­вляет лишь часть последней. Тем не менее и эта специфическая сфера общественных отношений регулируется исключительно боль­шим и разнообразным по своему содержанию числом норм права, которые различаются по своей нормативной силе, уровню, объему регулируемых отношений, степени регламентации тех или иных во­просов, связанных с предупреждением преступности. В совокупно­сти этих правовых актов можно выделить следующие виды: 1) Конституция СССР и конституции союзных и автономных ре-

34

 

спублик; 2) законы, указы Президиума Верховного Совета СССР и Президиумов Верховных Советов союзных и автономных респу­блик; 3) постановления Совета Министров СССР, постановления Советов Министров союзных и автономных республик; 4) ведом­ственные акты. Для организации работы по предупреждению пре­ступности особое значение имеют директивные партийные доку­менты (постановления, решения), роль которых определяется тем, что КПСС является руководящей и направляющей силой совет­ского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций (ст. 6 Конституции СССР).

В криминологической литературе определены два главных на­правления правового регулирования предупреждения преступно­сти. Первое из них состоит в воздействии с помощью права на криминогенные факторы с целью их устранения. Второе — состоит в закреплении прав и обязанностей должностных и иных лиц по предупреждению преступности, в установлении содержания и по­рядка осуществления профилактических мероприятий (процессу­альный характер)8.

Возможность такой классификации правового регулирования предупредительной деятельности не исключается, однако предста­вляется, что она должна быть расширена и конкретизирована. При этом важно, чтобы правовое регулирование соответствовало основным направлениям борьбы с преступностью и ее предупреж­дения. На наш взгляд, к таким основным направлениям можно от­нести правовое регулирование предупреждений: хищений социали­стического имущества, должностных и хозяйственных преступле­ний; преступлений против личности и общественного порядка; пре­ступности несовершеннолетних.

В деятельности по правовому регулированию, кроме основных, существуют и направления предупреждения отдельных преступле­ний или отдельных видов преступного поведения (например, нор­мативное регулирование предупреждения автотранспортных пре­ступлений, рецидивной преступности и др.).

Каждое из основных направлений нормативно регулируется на нескольких уровнях, определяемых юридической силой актов.

По содержанию нормы права, регулирующие каждое из наз­ванных направлений и на каждом уровне, могут быть разделены, как это указывается в упомянутой криминологической литературе, на два основных вида: 1) нормы, определяющие характер факто­ров, обусловливающих преступность и ее отдельные проявления, ставящие задачи по их устранению и 2) нормы, определяющие субъектов предупредительной деятельности, их основные права и обязанности и порядок деятельности по устранению криминоген­ных факторов. Естественно, что нормы, составляющие каждый из этих видов, существенно различаются и по своей нормативной силе и по содержанию. Вместе с тем при всем своем многообразии и различии они тесно взаимосвязаны между собой и представляют единую систему. Эта взаимосвязь выражается в обязательном со-

35

 

ответствии всех подзаконных актов Конституции СССР и консти­туциям союзных республик, другим законам, Указам Президиума Верховного Совета СССР, а также законам и Указам Президиу­мов Верховных Советов союзных республик.

Тесная взаимосвязь норм права, регулирующих предупрежде­ние преступности, определяется и единым руководством партии, направляющей процесс предупреждения преступности в целом и правовое его регулирование в частности.

Системность рассматриваемых норм права обусловлена и един­ством цели и задач правового регулирования предупреждения пре­ступности. Его целью, на наш взгляд, является искоренение пре­ступности из жизни социалистического общества. Задачи правово­го регулирования, в отличие от цели, более многочисленны и раз­нообразны по своему содержанию. Ими являются: определение субъектов предупредительной деятельности, их компетенции, вы­работка основных направлений предупреждения преступности и т.д. Решение каждой из названных задач требует осуществле­ния тесно взаимосвязанных между собой мероприятий. Так, пра­вовое определение субъектов одновременно в значительной мере предполагает и выработку направлений их деятельности. Проведе­ние тех или иных предупредительных мероприятий осуществляет­ся в строгом соответствии с компетенцией каждого из субъектов этой деятельности и в направлениях, также определенных задача­ми, закрепленными в нормах права.

Суммируя все сказанное, можно сделать вывод, что правовое регулирование предупреждения преступности это — нормотворческая деятельность государства и его органов, определяющая в за­конах и иных нормативных актах цели и задачи предупреждения преступности, круг субъектов, осуществляющих эту деятельность, их компетенцию, и основные формы и методы осуществления пре­дупредительных мер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.005 с.)