Предупредительной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предупредительной деятельности



 

Как уже подчеркивалось выше, одним из непременных принци­пов деятельности каждого субъекта предупреждения преступности является социалистическая законность. Еще в 1964 году В.Г. Танасевич, формулируя основные требования, предъявляемые к предупредительным мерам, отмечал, что они «должны быть ос­нованы на законе, соответствовать принципу строжайшего соблю­дения социалистической законности»11. На это обращалось внима­ние в первом и последующих учебниках криминологии12. «Законы и иные нормативные акты, — пишут А.Р. Ратинов и А.Б. Сахаров, — обеспечивают ответственность уполномоченных лиц за вы­полнение их обязанностей... и за строгое соблюдение личных и имущественных прав и законных интересов граждан и учреждений, попадающих в сферу профилактической деятельности»13.

В числе гарантии законности деятельности государственных и общественных организаций, должностных лиц и граждан по предупреждению преступности одно из важнейших мест занимает прокурорский надзор.

45

 

Органы прокуратуры осуществляют надзор, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям, принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности (ст. 4 Закона о прокуратуре СССР). Объектом прокурорского надзора в рассматриваемой области является деятельность (как действия, так и бездействие) с точки зрения соблюдения законов всех субъектов предупреждения преступности. Цель надзора в данном случае состоит в том, чтобы предупреждение преступности осуществлялось законными средствами.

Как известно, прокурорский надзор осуществляется в четырех основных направлениях: надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор); надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах; надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Во всех этих направлениях прокурорской деятельности осуществляется надзор за точным и единообразным исполнением выше рассмотренных законов и иных правовых норм о предупреждении преступности14.

Анализ практики показывает, что все встречающиеся наруше­ния законов, регламентирующих предупреждение преступности и иных связанных с ними правонарушений, можно разделить на две группы: 1) неисполнение или ненадлежащее исполнение названных законов и 2) превышение полномочий субъектами предупреждения преступности, предоставленных им соответствующими пра­вовыми нормами. В первом случае задача прокурора состоит в том, чтобы побудить к точному исполнению закона, а во втором — принять меры к устранению и предупреждению в будущем нарушений закона, к восстановлению нарушенных прав и законных ин­тересов граждан и организаций.

Для предупреждения, выявления и устранения нарушений за­конов, регламентирующих предупреждение преступности, прокурор наделен необходимыми правовыми средствами. В связи с этим прежде всего нужно отметить, что прокурор всей своей деятельностью способствует воспитанию должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей, соблюдения законов и правил социалистического общежития (ст. 2 Закона о прокуратуре СССР). Вместе с тем прокурор располагает средствами, специально предназначенными для предупреждения нарушений законов. К ним в первую очередь относятся предостережение о недопустимости нарушения закона15, представление в государственные органы, общественные организации и должност-

46

 

ным лицам об устранении как самих нарушений закона, так и при­чин нарушений и способствующих им условий16. Осуществляя надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, прокурор обязан следить за соблюдением требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, в том числе и обстоятельств, способствовавших совершению преступления, а также за законностью профилактических мер, ко­торые должен принимать следователь. В целях предупреждения нарушений правовых предписаний прокуроры разъясняют субъек­там профилактики их обязанности и права по осуществлению пре­дупредительной деятельности, возможные последствия за наруше­ния закона. Такая работа проводится в различных формах: лек­ции и беседы, доклады в трудовых коллективах и на собраниях хозяйственного актива, встречи с членами товарищеских судов, до­бровольных народных дружин и других общественных формирова­ний, занятия в университетах правовых знаний и т.д.

Для выявления нарушений законов, регламентирующих преду­преждение преступности, прокуроры используют целый ряд пра­вовых средств, указанных в Законе о прокуратуре СССР и других правовых актах. К этим средствам относятся: истребование для проверки соответствия закону приказов, инструкций, распоряже­ний, решений и других актов, издаваемых государственными и об­щественными организациями и должностными лицами — субъекта­ми профилактики; требование от руководителей этих организаций и должностных лиц представления необходимых документов, мате­риалов и иных сведений; требование проведения проверок и реви­зий деятельности субъектов профилактики в связи с имеющимися данными о нарушениях закона; проверка прокурором исполнения законов непосредственно на предприятиях, в учреждениях и орга­низациях (государственных и общественных) в связи с заявления­ми, жалобами и иными сведениями о правонарушениях и некото­рые другие. Использование названных средств позволяет прокуро­ру установить конкретные нарушения закона, причины и условия, способствовавшие им, и виновных в этом лиц.

На основе достоверно установленных данных прокурор прини­мает меры к устранению и предупреждению нарушений законов, к наказанию виновных. К средствам прокурорского реагирования на выявление нарушения закона относятся: опротестование противо­речивых закону актов, издаваемых в целях предупреждения пре­ступности органами управления, государственного арбитража, на­родного контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, а также незаконных актов и действий должностных лиц; привлечение правонарушителей к уголовной ответственности; возбуж­дение дисциплинарного производства и производства об админи­стративном правонарушении; передача материалов о правонаруши­телях общественным организациям для решения вопроса о приня­тии мер общественного воздействия; внесение представления об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствую-

47

 

щих им условий (ст. 23, пп. 6, 7, 9 Закона о прокуратуре СССР) и некоторые другие. Кроме того, прокуроры информируют партийные, советские органы, общественные организации о допускаемых нарушениях законов при осуществлении деятельности по предупреждению преступности.

Между прокуратурой и субъектами предупреждения преступ­ности существуют отношения не только надзора, но и взаимодействия, так как они имеют одну общую задачу — предупреждение преступности. В Законе о прокуратуре СССР (ст. 4) в числе принципов деятельности органов прокуратуры специально указано, что они взаимодействуют с Советами народных депутатов, другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами, опираются на активную помощь граждан в деле укрепления правопорядка. Формы такого взаимодействия разнообразны. Это, например, совместное участие в разработке комплексных планов по укреплению законности, в частности разделов, относящихся к профилактике правонарушений, консультирование представителей субъектов предупреждения преступности (в первую очередь — общественных организаций) по правовым вопросам, обсуждение в трудовых коллективах результатов проверок исполнения законов о предупреждении преступности и т.д.

 

Глава четвертая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.008 с.)