И международных неправительственных научных организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И международных неправительственных научных организаций



по предупреждению преступности *

 

В статье 1 Устава ООН среди наиболее важных задач этой организации предусматривается необходимость обеспечивать сотрудничество государств при решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, распространять и поощрять уважение к правам личности и основ­ным свободам для всех, без различия расы, пола, языка или рели­гии. Проведение в жизнь этих задач было возложено на Экономиче­ский и социальный совет ООН, созданный в силу главы X Устава ООН в 1946 году.

На этот же совет была возложена координация сотрудничества государств в области предупреждения преступности.

Проблемы борьбы с преступностью неоднократно выносились на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. На V сессии в 1950 году в ре­золюции 415(V) Генеральная Ассамблея закрепила за ООН функции, которыми ранее занималась Международная уголовная и пени­тенциарная комиссия. На XXIII сессии рассматривались проблемы смертной казни, на XXVII сессии (1973 г.) обсуждались проблемы взаимосвязи преступности и социальных изменений.

Большую роль в разработке международных проблем борьбы с преступностью сыграла XXXII сессия Генеральной Ассамблеи

285

 

ООН. На этой сессии были определены основные направления политики ООН в области предупреждения преступности на период до конца XX века. Начало деятельности ООН в данной области выразилось в организации научной, исследовательской и иной работы, которую выполняли ученые-специалисты, выделяемые для этой цели странами — членами ООН. Еще 1 декабря 1950 г. Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам — членам ООН назначать одного или более корреспондентов, обладающих квалификацией специалистов либо имеющих профессиональный или научный опыт в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями, чтобы те действовали на первом этапе в качестве индивидуальных корреспондентов ООН по социальным вопросам11. Этим корреспондентам поручалось направлять в ООН информацию об изменении законодательства в своих странах и о национальных мероприятиях по борьбе с преступностью.

Из числа национальных корреспондентов ООН были сформированы региональные консультативные группы экспертов.

В 1969 году резолюцией Экономического и социального совета региональные группы экспертов были объединены и преобразованы в консультативную группу экспертов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Она принимала непосредственное участие в деятельности Совещательного комитета экспертов, сыгравшего важную роль в системе органов ООН, занимающихся проблемами борьбы с преступностью.

Совещательный комитет экспертов начал функционировать с1948 года, но лишь в 1965 году резолюцией 1086 Экономический и социальный совет закрепил за ним статус постоянно действующего органа и расширил его состав. В расширенном составе он собрался на первое заседание в декабре 1965 года, на котором особое внимание было уделено разработке программы предупреждения преступности и мер обращения с правонарушителями с учетом планов национального развития отдельных стран.

В течение многих лет Совещательный комитет экспертов являлся основным органом, определявшим уголовную политику, проводившуюся ООН, и устанавливавшим программы исследований для органов ООН. Он намечал конкретные сферы, требующие применения мер международного масштаба. При этом перед комитетом стояла задача устанавливать круг тех проблем, в решении которых заинтересовано большинство государств, с учетом того, что сотрудничество по конкретной проблеме должно принести практическую пользу.

21 мая 1971 года Экономический и социальный совет ООН принял резолюцию 1584(I), положившую начало новому этапу в деятельности органов ООН в сфере борьбы с преступностью и ее предупреждения. Согласно этой резолюции, был учрежден Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, члены которого назначаются Экономическим и социальным советом. В его обязанности входит представление докладов Комиссии социального развития

286

 

ООН, а также по мере необходимости — Комиссии по правам чело­века и Комиссии по наркотикам, также действующим в рамках ООН.

В результате решений XXXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН функции и задачи Комитета по предупреждению преступности были расширены. Так, п. 2 резолюции возложил на Комитет задачу подготовки конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которые должны проводиться раз в пять лет. Комитет намечает ключевые аспекты проблем, которые в форме рекомендаций конгрессов выносятся на обсуждение сессий Генеральной Ассамблеи ООН.

Одной из организационных сторон деятельности ООН по борьбе спреступностью является оказание развивающимся странам технической помощи, выражающейся в направлении в страну по просьбе ее правительства экспертов ООН, в предоставлении стипендий гражданам этих стран для прохождения обучения и стажировки в учебных и научных учреждениях высокоразвитых стран.

С годами масштабы технической помощи, оказываемой ООН развивающимся странам в области предупреждения преступности и борьбы с ней, значительно снизились, что функционеры ООН объясняют недостатком средств.

Важной стороной деятельности ООН следует считать также содействие заключению международных договоров о правовой помощи в борьбе с преступностью, разработку соглашений о борьбе с отдельными видами опасных уголовных преступлений.

Международные конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Международные конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями созываются раз в пять лет.

В конгрессах ООН принимают участие три категории представителей: делегаты, официально назначаемые представительствами своих стран, — специалисты в области борьбы с преступностью или предупреждения правонарушений; представители специализирован­ных органов ООН, межправительственных и неправительственных организаций, связанных с проблемами защиты общества от преступных элементов; отдельные делегаты, занимающиеся проблема­ми преступности: преподаватели-юристы, сотрудники институтов криминологии, научно-исследовательских институтов, работники исправительных учреждений и т.д.

I конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями состоялся в Женеве в 1955 году, II — в Лондоне в 1960 году, III — в Стокгольме в 1965 году, IV — в Киото в 1970 году, V — в Женеве в 1975 году, VI — в Каракасе в 1980 году, VII — в Милане в 1985 году.

Международные конгрессы ООН — авторитетный международный форум. Конгрессы призваны способствовать международному обмену опытом по проблемам предупреждения преступности, деятельности органов уголовной юстиции, законодательных органов,

287

 

пенитенциарных учреждений, укреплять международное сотрудни­чество в разработке подходов к указанным проблемам. Эти конгрес­сы дают возможность специалистам глубже ознакомиться с различ­ными формами и методами предупреждения преступности.

В конгрессах ООН по предупреждению преступности и обраще­нию с правонарушителями, начиная со второго, принимают участие представители СССР. По мнению советских ученых, каждый после­дующий конгресс ООН «характеризуется все более активным уча­стием советских юристов в обсуждении актуальных проблем, расту­щим авторитетом советской науки и практики»12. Это не в малой мере способствует повышению их значения.

Если на I и II конгрессах ООН предпринимались попытки рас­смотреть лишь определенные ограниченные проблемы преступности (например, причины и предупреждение преступности несовершен­нолетних, предупреждение категорий преступности, являющихся специфичными для слаборазвитых стран), то, начиная с III кон­гресса, на повестку дня выносятся общекриминологические пробле­мы. Однако ставились они в основном на базе буржуазной кримино­логической теории. Так, на III конгрессе ООН был выдвинут тезис о том, что социальный прогресс с сопутствующими ему факторами индустриализации, урбанизации, миграции и т.п. сам по себе ведет к росту преступности, что рост преступности есть то общее явление, которое присуще всем странам, независимо от их социально-эконо­мического строя. Советская делегация подвергла критике теорию «социального равновесия» и подчеркнула, что она отражает стрем­ление развитых капиталистических стран «запугать развивающиеся страны, затормозить их развитие угрозой якобы неизбежного роста преступности»13.

На всех конгрессах ООН, и на V в особенности, большое значе­ние придавалось изучению тенденций в динамике преступности, проблемам прогноза преступности и эффективности мер борьбы с ней. Конгресс пришел к выводу, что прогнозирование тенденций в области преступности неотделимо от прогнозирования экономических и социальных тенденций в соответствующей стране в целом. На основании этого вывода к планированию мер борьбы с преступ­ностью и ее предупреждения стали подходить как к элементу планирования общеэкономических и социальных мероприятий14. Разу­меется, общесоциальное предупреждение рекомендуется увязывать со специальными формами предупреждения.

VI конгресс ООН состоялся в 1980 году. На нем проблема предупреждения преступности была поставлена по-новому. Впервые за всю историю конгрессов ООН было введено понятие «стратегии в области предупреждения преступности». Оно было определено в ка­честве «комплекса программы, направленной на предупреждение явлений и моделей поведения, являющихся социально неприемлемыми»15. При данной формулировке объектом предупреждения оказывается не только уголовно наказуемое деяние, но и широкий диапазон так называемого отклоняющегося поведения.

288

 

«Стратегию в области предупреждения преступности» практически следует понимать как разработку теоретических основ рацио­нального планирования предупреждения преступности. Планирова­ние предупреждения преступности, подчеркивалось на конгрессе, должно осуществляться не только правоохранительными органами, но и службами здравоохранения, образования, сельского хозяйства, градостроительства и т.п. В материалах конгресса прямо записано, что «значительной неудачей попыток предупреждения преступно­сти является общий подход, в соответствии с которым считается, что преступления входят в сферу компетенции лишь сектора уголов­ного правосудия»16.

Активное участие делегаций Советского Союза и других стран социалистического содружества в рассмотрении проблемы «Тенден­ции в области преступности и стратегии по ее предупреждению» позволило оказать существенное влияние на процесс разработки и принятия текста резолюции конгресса. На этом международном фо­руме идеи советской науки о причинах преступности не только были противопоставлены идеям буржуазных ученых, но и нашли отраже­ние в тексте принятой конгрессом резолюции.

Наряду с ООН все большее значение в координации междуна­родных усилий по борьбе с преступностью занимают международ­ные неправительственные организации. Усиливается сотрудничест­во этих организаций и с ООН. Специализированные учреждения ООН все шире привлекают неправительственные организации к со­ставлению консультативных экспертных заключений, проведению специальных исследований и обследований. Нередко этим организа­циям принадлежит инициатива вынесения наиболее важных вопро­сов в области борьбы с преступностью на рассмотрение конгрессов ООН.

Отношения между неправительственными организациями и ООН определяются и регулируются резолюцией 1296, принятой в 1968 году Экономическим и социальным советом ООН. В со­ответствии с этой резолюцией эти организации разделены на две категории: первая имеет общий консультативный статус, вторая — специальный консультативный статус. Установление консультатив­ного статуса вызвано стремлением предоставить возможность ши­роким слоям международной общественности выражать свое мне­ние, делая его достоянием специальных международных меха­низмов17.

К числу наиболее крупных международных организаций, зани­мающихся научной разработкой вопросов борьбы с преступностью, можно в первую очередь отнести Международную ассоциацию уго­ловного права (МАУП), Международное криминологическое обще­ство (МКО), Международную социологическую ассоциацию (МСА) (ряд ее специальных комитетов, занимающихся вопросами борьбы с преступностью), Международное общество социальной защиты.

Международная ассоциация уголовного права (МАУП) была

289

 

основана в 1924 году на базе Международного союза специалистов по уголовному праву, возникшего еще в 1889 году.

Устав МАУП гласит, что эта организация стремится к совер­шенствованию законодательства и правовых институтов, обеспечи­вающих гуманное и эффективное правосудие. МАУП представляет собой влиятельную организацию, имеющую консультативный ста­тус в Экономическом и социальном совете ООН. Ассоциация осу­ществляет деятельность при помощи национальных групп отдельных стран. Она организует проведение международных конгрессов по проблемам уголовного права; предоставляет консультации ООН, ЮНЕСКО и другим организациям по проблемам, входящим в сфе­ру интересов МАУП.

В настоящее время членами МАУП являются представители более 50 стран.

Основным регулярным международным мероприятием МАУП является проведение конгрессов, которые проходят раз в пять лет. За время своего существования Ассоциация провела 12 международных конгрессов.

На VII конгрессе (Афины, 1957) присутствовали делегации из 39стран, в том числе делегация СССР (впервые). Конгресс рассматривал понятие исполнителя преступления и соучастия в преступле­нии, контроль за властью суда в определении размера наказания и др.

VIII конгресс состоялся в 1961 году в Лиссабоне. На конгрессе обсуждалась тема «Проблема неумышленных преступлений в современном уголовном праве».

IX конгресс (Гаага, 1964 год, 56 стран). Работа конгресса разделялась на четыре секции: 1) отягчающие обстоятельства; 2) пре­ступление против семьи и морали; 3)роль в уголовном процессе органов, возбуждающих уголовное преследование и 4) международное правовое значение судебного приговора.

На X конгрессе (Рим, 1969 год, 48 стран) работа осуществлялась также в четырех секциях: 1) о преступлениях, ставящих в опасность жизнь и здоровье людей; 2) о разделении уголовного процесса на две стадии; 3)роль суда в назначении и исполнении наказания; 4) о выдаче преступников.

XI конгресс проходил в Будапеште (1974 год, 41 страна). Секции конгресса: 1) развитие методов и средств уголовного права; 2) злоупотребление и торговля наркотиками; 3)возмещение ущерба жертвам уголовного преступления и 4) наказание за незаконный угон самолетов.

XII конгресс МАУП состоялся в сентябре 1979 года. Конгрессу предшествовали четыре подготовительных коллоквиума: 1) «Неосторожные преступления: предупреждение, борьба, меры воздействия» (Москва); 2) «Защита окружающей среды уголовным правом: национальные и международные перспективы» (Варшава); 3)«Защита прав человека в уголовном процессе в международном

290

 

праве» (Вена); 4) «Терроризм и международный иммунитет» (Фрайбург).

Темы конгрессов указывают на то, что многие обсуждаемые во­просы выходят за рамки уголовного права в узком смысле слова.

Другой весьма значительной международной организацией, так­же занимающейся вопросами борьбы с преступностью, является Международное криминологическое общество (МКО). Оно основа­но в 1934 году, а с 1949 года имеет консультативный статус ООН. Основная цель Общества, как это сформулировано его Уставом, со­стоит в том, чтобы содействовать объединению усилий ученых и практиков-специалистов в вопросах борьбы с преступностью, с це­лью возможно более широкого изучения этого явления.

Ставя перед собой такую масштабную задачу, МКО осущест­вляет деятельность, имеющую многоплановый характер: оно орга­низует регулярные (раз в пять лет) международные конгрессы и публикует их материалы; организует обмен научными кадрами кри­минологов между различными национальными институтами; прово­дит международные криминологические курсы-семинары с целью расширения профессиональной ориентации научных кадров; создает совместно с национальными криминологическими учреждениями международные научные центры и руководит их работой; учрежда­ет стипендии и организует чтение лекций.

Научной стороной деятельности МКО руководит его особый орган — Научный комитет, подотчетный руководящему совету МКО.

В настоящее время МКО объединяет в своих рядах представите­лей 81 страны мира. МКО проведено восемь международных кри­минологических конгрессов.

I конгресс состоялся в г. Риме, в 1938 году, его тема: «Общие проблемы криминологии»; II — в Париже в 1950 году, тема: «Во­просы методики криминологии»; III — в Лондоне в 1955 году, тема: «Проблемы рецидивизма»; IV — в Гааге в 1960 году, его тема: «Психиатрические аспекты поведения преступников»; V конгресс — в Монреале в 1965 году, тема: «Профилактика и новые методы обращения с правонарушителями»; VI конгресс проходил в Мадриде в 1970 году. Его темой было «Научное исследование в криминологии, единство науки и практики». В работе этого конгресса впервые в истории Общества приняла участие делегация Советского Союза.

VII Международный криминологический конгресс состоялся в Белграде в 1973 году, по теме: «Конфронтация основных тенденций в современной криминологии». В нем приняли участие более 600 че­ловек из 53 стран мира.

Международное общество социальной защиты было создано в результате развернувшегося после второй мировой войны в евро­пейских капиталистических странах движения в области уголовной политики, получившего название «социальная защита».

В 1947 году был проведен I Международный конгресс сторон-

291

 

ников движения социальной защиты, ав 1949 году на II конгрессе было образовано Международное общество социальной защиты.

Теория социальной защиты возникла в результате ряда обстоятельств: обострения противоречий в системе буржуазной юстиции, роста преступности в послевоенный период, наступившего разочаро­вания как классической школой уголовного права, так и антрополо­гическими и социологическими направлениями криминологии. Как и всякая теория, воздвигаемая на основе несостоятельности своих предшественниц, теория социальной защиты не избежала на первых порах существования крайностей в формулировании своих исходных позиций: сторонники теории выступили с идеей рационализации ре­прессии за счет ликвидации основных понятий уголовного права и по существу замены его принципами социальной защиты. Иными словами, это грозило, как подчеркивал А.А. Пионтковский, ликви­дацией элементарных гарантий законности и прав граждан именно в процессе организации защиты общества от общественно опасных деяний и социально опасных личностей18.

Крайнее течение встретило противодействие со стороны более умеренных членов общества. Это направление довольно быстро раз­вилось в течение, оформившееся под названием «Новая социальная защита». Оно и заняло ведущие позиции в Международном обще­стве социальной защиты (МОСЗ).

МОСЗ в качестве органа движения новой социальной защиты ставит своей задачей пропаганду идей дальнейшей гуманизации уго­ловной политики в странах, сотрудничающих с Обществом. Обще­ство имеет консультативный статус в ООН, издает свой периодиче­ский журнал.

Характеризуя задачи Общества, ст. 1 его Устава гласит, что Международное общество социальной защиты является междуна­родной ассоциацией, стремящейся изучать преступность в рамках социального контекста с учетом факторов ресоциализации преступ­ников, с целью защиты общества от преступности, а индивидов от возможности совершать преступления.

Общество осуществляет свою деятельность в основном путем проведения (один раз в пять лет) международных конгрессов соци­альной защиты, путем организации научно-практических семина­ров. Оно сотрудничает с другими международными и национальны­ми организациями и учреждениями, занимающимися вопросами борьбы с преступностью. Членами Международного общества соци­альной защиты являются научные и практические работники более чем 50 стран мира.

Оно объединяет в своих рядах специалистов в области уголовно­го права, криминологии, пенитенциарных наук, социологии, психо­логии, психиатрии и медицины.

Международная социологическая ассоциация (МСА) возникла в 1949 году. В соответствии с принятым уставом МСА — это орга­низация, имеющая сугубо научные цели. Ее задача — развитие со­циологии и ее распространение во всем мире. В этих целях устав

292

 

предусматривает, что Ассоциация осуществляет деятельность по установлению и укреплению контактов между социологами различ­ных стран мира, по международному распространению информации о развитии социологической науки; по организации и проведению международных социологических исследований и обмену научным опытом.

Ассоциация регулярно, один раз в четыре года, проводит все­мирные конгрессы по социологии, имеет свое периодическое изда­ние — журнал «Современная социология», а также информацион­ный бюллетень. В конце пятидесятых годов на основе развития кон­кретных отраслей в рамках социологии стали возникать особые под­разделения МСА — исследовательские комитеты.

В настоящее время официально признаны 35 таких комитетов и в их числе 2 комитета, занимающиеся проблемами преступности, — по социологии права и по социологии отклоняющегося поведения и социального контроля.

Исследовательский комитет по социологии права возник в сере­дине шестидесятых годов. Официальное положение об исследова­тельских комитетах МСА, определяющее их статус и внутреннюю организацию, было принято в 1972 году. В соответствии с Положе­нием исследовательский комитет по социологии права проводит на­учные заседания (не реже одного раза в год), которые посвящаются обсуждению конкретных теоретических или методологических про­блем. Выбор тем, приглашение докладчиков производятся комите­том по рекомендации его правления.

Кроме того, комитету разрешается организация специальных ис­следовательских групп (до четырех одновременно) для разработки определенных проблем социологии права.

Международный исследовательский комитет по социологии пра­ва проводит свои научные мероприятия как в рамках работы регу­лярных международных социологических конгрессов, так и в рам­ках специально организуемых международных симпозиумов, колло­квиумов и семинаров по проблемам социологии права. Кроме того, комитет иногда присоединяется к проведению национальных меро­приятий по социологии права.

Развитие исследований в области социологии и права в странах Европы поставило исследовательский комитет МСА перед необхо­димостью не только координации работы социологов права Европы, но и более активного обмена мнениями по вопросам подготовки спе­циалистов в области социологии права и проведения исследований. В связи с этим была выдвинута идея создания международного центра, который бы способствовал развитию социологии права в указанных аспектах. Таким центром стал Институт социологии пра­ва для стран Европы. Местом его работы была избрана Бельгия. Статус Института как международной организации с научными це­лями был предоставлен бельгийским властям в январе 1974 года.

В задачу Института входит: стимулирование и облегчение со­трудничества между социологами права в странах Европы в целях

293

 

развития исследований и подготовки кадров в данной области зна­ния. Основное внимание уделяется развитию учебных программ по преподаванию социологии права и разработке программ научных исследований в области социологии права. В Институте действует рабочая группа из ученых-представителей европейских государств, занимающаяся разработкой примерной университетской программы изучения социологии права. Эта же группа занимается подготовкой учебного курса «Введение в социологию права».

В целях более полного и оперативного обмена информацией по исследованиям в области социологии права в Европе Институт при­ступил к созданию своего информационно-координационного цен­тра. В нем планируется обобщать материалы, публикуемые по про­блемам социологии права в различных странах. Результаты этой работы должны публиковаться в реферативном сборнике Инсти­тута.

Институт также ставит своей задачей организацию ежегодно двух учебных краткосрочных семинаров (для ограниченного кон­тингента слушателей) и научных ежегодных симпозиумов по социо­логии права; кроме того, Институт имеет статью расходов на предо­ставление стипендий лицам, избравшим сравнительную область ис­следований на основе материалов и данных, хранящихся в фондах Института. До сих пор такого рода стажировки ученых осуществля­лись в Центре социологии права в Беркли (США).

Сходным в организационном отношении в МСА является и по­ложение другого исследовательского комитета — Комитета по со­циологии отклоняющегося поведения и социального контроля. Но это подразделение МСА является более молодым по сравнению с Комитетом по социологии права. И направления его научной дея­тельности еще четко не определились.

Как можно видеть из изложенного, сотрудничество государств в предупреждении преступности диктуется необходимостью борьбы с этим социальным злом, наличием преступности как в странах со­циализма, государствах социалистической ориентации, так и в капи­талистических странах. Но сотрудничество в этой области отнюдь не снимает острых противоречий в понимании сущности преступно­сти, путей, средств и методов борьбы с ней, конечных целей этой борьбы. Кроме того, необходимо иметь в виду и те специфические особенности преступности в капиталистических странах, о которых шла речь выше, и особенно о наиболее опасных ее формах, о чем и будет сказано в следующем разделе.


 

 

 

Раздел четвертый

ПРЕСТУПНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ

КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

 

 

 

Закономерности преступности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.042 с.)