Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Несовершеннолетних, совершающих преступления
Преступность несовершеннолетних как социальная реальность проявляется через конкретные деяния (общественно опасные, уголовно-противоправные, виновные) конкретных лиц. Поэтому ее понятие охватывает как совокупность совершаемых деяний, подчиняющуюся определенным закономерностям, так и контингент лиц, их совершивших, также имеющий свои закономерности формирования и развития. Отсюда — значимость задачи выявления и анализа специфически криминогенной деформации личности тех подростков, которые совершают преступления17. Выявление личностных механизмов, обусловливающих преступное поведение, и обеспечение воздействия, предупреждающего их формирование, пресекающего реализацию, устраняет дальнейшее их существование. Это тот подход к проблеме борьбы с преступностью несовершеннолетних, который исходит из общих характеристик лиц, совершающих преступления, и типологии их личностных качеств. Личностная характеристика подростков, совершающих преступления, имеет существенные особенности по сравнению с этими качествами преступников из других социально-возрастных групп. Данные особенности связаны с тем, что на общие закономерности формирования и поведенческой реализации криминогенных черт личности, воздействия этих черт с определенными внешними факторами18 существенно влияют «наложения» возрастной психологии (и особенно ее деформаций)19, как и специфика социального статуса, сферы общения и жизнедеятельности подростков, взаимодействия со средой функционирования. Говоря об особенностях личностных черт (качеств) несовершеннолетних преступников, представляется необходимым: 1) описать наиболее типичные для этого контингента отличающие его от нормотипических членов общества по социально-демографическому и культурно-образовательному статусу, кругу и содержанию потребностей и интересов, отношению к ведущей и иным видам социальной деятельности, ценностным ориентациям в сфере права и норм, эмоционально-волевой характеристике, состоянию физического и психического здоровья; 2) рассмотреть специфику этих качественно-количественных определенностей в сопоставлении с ана- 248
логичными характеристиками других социально-возрастных групп;
3) выделить ключевые, интегрирующие особенности направленности, позиции личности, непосредственно приводящие во взаимодействии со средой и ситуацией к выбору преступного варианта поведения; 4) выделить основные типы несовершеннолетних преступников. Социальный, социально-психологический, психологический, правовой аспекты анализа при этом взаимодействуют. В частности, правовой подход дает исходную (и единую) дефиницию несовершеннолетнего преступника, определяет период во времени, применительно к которому можно говорить о личности несовершеннолетнего, совершившего преступление. Социальный подход выявляет круг криминогенных факторов в сфере взаимодействия личности со средой, испорченных отношений с обществом; социально-психологический и психологический подход — механизм трансформации этих факторов в личностные черты, поведенческие цели и мотивы. Социально-демографические особенности личностной характеристики несовершеннолетних, совершивших преступления, связаны прежде всего с тем, что их контингент состоит преимущественно из лиц мужского пола20, старше 15 лет. При этом показатели «криминальной активности» (распространенности преступлений) в возрастной группе 14-17-летних повышаются по мере увеличения возраста21. Названные особенности несомненно связаны со статусом и условиями воспитания мальчиков и девочек, старших и младших подростков, как и с тем, что «физическая» возможность совершения некоторых видов преступлений связана с достижением определенного уровня развития интеллекта, сил, влечений22. Традиционным социально-демографическим признаком является семейное положение. Применительно к несовершеннолетним, совершающим преступления, он обретает, однако, специфический вид. С учетом статуса несовершеннолетних необходимо не только зафиксировать долю имеющих и не имеющих семью по сравнению с контрольной группой, но и выделить, во-первых, структуру семьи, в которой он воспитывается, и, во-вторых, характеристику с точки зрения исполнения социальной функции (и конституционно-правовой обязанности) воспитания детей.
Отсутствие или неполнота семьи (сиротство, полусиротство) уже не являются ведущим социально-демографическим признаком личности несовершеннолетнего преступника23, хотя распространенность данного признака в этом контингенте примерно в 2 раза чаще, чем в контрольной группе. При сохранении такой типичной черты семейного положения подростков, совершающих преступления, как психологический дискомфорт, неблагополучие, ограничение или неисполнение семьей социально полезной воспитательной функции, структура деформаций семейного положения, существенно изменилась. Речь идет прежде всего о внутренней ситуации в семье, связанной с прямым отрицательным примером родителей 249
или других взрослых членов семьи (пьянство, наркомания, половой аморализм, уклонения от общественно полезного труда, проявления жестокости и цинизма и т.п.) или связанной с неправильной ориентацией семейного воспитания (формирование у детей безответственности, потребительства, эгоцентризма)24. При этом типичная характеристика семьи подростка, совершившего преступление, — это пониженный против среднего по стране образовательно-культурный уровень и профессиональный статус, что существенно ограничивает сферу позитивного общения семьи с детьми, правильное формирование у них духовных интересов и потребностей, помощь в жизненной ориентации. К социально-демографической характеристике личности подростков, совершивших преступления, тесно примыкает образовательно-культурная. Традиционно приводятся в этой связи данные о том, что большинство несовершеннолетних, совершивших преступления, окончили меньше классов общеобразовательной школы, нежели их сверстники «из контрольной группы». Надо в этой связи отметить, что в условиях обязательного среднего образования это формализованное различие постепенно утрачивается. Но фактическое отставание по уровню знаний, общему развитию и культуре, потребностям и интересам в этой сфере у большинства несовершеннолетних преступников сохраняется и даже углубилось в условиях интенсифицированных программ обучения. Оно лишь вуалируется в результате попыток учебных заведений, стремящихся улучшить отчетность, «дотянуть» и «вытянуть» этот контингент. Это отставание является действительно одной из ведущих и трудно устранимых личностных характеристик несовершеннолетних. Оно существенно затрудняет социализацию подростка и его ресоциализацию в процессе исправления и перевоспитания. «Низкое образование и низкая культура личности сначала бывает следствием нравственно-правовой ее деформации, а затем уже оказывает обратное влияние на сознание и поведение»25 (на избирательное отношение к информации, общению, на жизненные планы и т.д.). В качестве характерных черт личности подростков, совершающих преступления, констатируется также: а) ограниченность использования ряда каналов культурной информации (регулярно читали книги не более 10 – 20% обследованных подростков, совершающих преступления26, газеты — менее 10%, причем в основном спортивную или развлекательную информацию); б) отношение к кино, телевидению, радио, как средству заполнения свободного времени, а не как к источнику культурно значимой информации; в) предпочтение «своих» каналов информации, значимой в микрогруппе, в том числе получение большей части сведений у лиц, с которыми предпочитают проводить свободное время.
Особенности потребностей, интересов и отношений в сфере ведущей (учебной, трудовой, общественной) деятельности несовершеннолетних, совершающих преступления, включают утрату инте- 250
реса к учебе (среди этих подростков в пять раз больше, чем среди всех учащихся, доля лиц, пропускающих занятия без уважительных причин, и в семь раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания), отрыв от учебного коллектива, от его требований и оценок. По мере ослабления социальной мотивации обучения подросток все более тяготеет к бесцельному, беспорядочному проведению свободного времени. В производственной сфере его характеризуют отсутствие интереса к выполняемой трудовой деятельности, утилитарное отношение к профессии (т.е. как к возможности извлечь из нее пользу), что влечет недобросовестное отношение к своим обязанностям, неучастие в общественной работе. Интересы в сфере техники, художественной самодеятельности, занятий спортом и так далее проявляются у этого контингента в три-четыре раза реже, чем у подростков с нормальным поведением. Речь идет не просто об отставании в культурно-образовательном уровне, но именно о развитии отрицательных интересов и потребностей. Все эти особенности личностной характеристики большинства подростков, совершивших преступления, связаны с нарушением контактов с коллективом, где они учились или работали до совершения преступления, по существу отчуждением от этих коллективов (даже если формально разрыва не произошло). При этом подросток становится все менее уязвимым к воздействию со стороны администрации и общественности. Он малочувствителен к осуждению его плохой работы, недисциплинированности, уверен в своей подопечности («им нужно»). Как отмечает К.Е. Игошев, три четверти изученного им контингента преступников не проявили интереса к общению с членами трудового коллектива (предпочитая контакт со «своей» группой по месту жительства и проведения досуга, а 8% — с соучастниками по преступной деятельности и ранее судимыми лицами)27. Сходные данные об отношении несовершеннолетних преступников к учебному коллективу приводит В.Ф. Трегубова: семь из каждых десяти таких лиц к моменту совершения преступления утратили чувство заботы об интересах коллектива и чувство стыда за поступки, осуждаемые общественным мнением28.
Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, в общественной работе у правонарушителей заменяют досуговые потребности и интересы, желание «повеселиться»... Сама система оценок и предпочтений у таких людей все больше переориентируется на эту сферу, фиксируется и гипертрофирование этих потребностей и интересов, слепая погоня за модной одеждой, информацией, наиболее значимой для данной микросреды, и т.д. В отличие от нормальных потребностей развитие здесь часто идет как бы в обратном направлении: фактическое времяпрепровождение формирует интерес, он закрепляется в привычке, а последняя ведет к социально-негативной потребности. Соответственно искаженному развитию потребностей развиваются и 251
привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения. Наличие сравнительно выраженных социально-негативных потребностей и интересов: к употреблению алкоголя, бесцельному «шатанию» по улицам и т.п. — констатируется (по данным различных исследований) не менее чем у 2/3 контингента подростков, совершивших преступления и иные правонарушения. К числу характерных черт личности несовершеннолетних, совершивших преступления, относятся и достаточно серьезные и глубокие деформации нравственных и правовых ценностных ориентаций, «вокруг (которых) вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения (которых) решаются многие жизненные вопросы»29. Эти деформации прослеживаются как в выборе перспективных и текущих целей (отношение: «ценности-цели»), так и в выборе средств достижения целей (отношение: «ценности-средства»)30. Как правило, у несовершеннолетних преступников: а) имеют место «ножницы», разрывы между известными им (и одобренными ими в принципе) ценностями нашего общества и фактически интериоризованными ими в качестве «руководства к действию» в повседневном поведении ценностями, ориентироваться на которые требует референтная микросреда; б) выше всего ставятся интересы того круга лиц, с которыми они объединены товарищеским общением, эмоциональной приязнью, солидарностью31; в) на первое место выделяется ориентация на престиж, авторитет в референтной группе любой ценой; г) понятия товарищества, долга, совести, смелости и т.п. переосмысливаются, исходя из групповых ценностных ориентаций; д) жизненные цели смещаются в сторону психологического комфорта в группе, сиюминутных удовольствий, потребительства; е) осуществляется «облагораживание» в собственных глазах своих действий, их мотивов и искажение оценок поведения у личности потерпевших (ориентация на «психологическую самозащиту»32); ж) признается допустимым нарушение уголовно-правового или любого другого правового запрета, если «очень нужно», в том числе если этого требуют интересы группы; з) закон рассматривается как совокупность запретов, а не правил нравственно одобряемого целесообразного поведения; необходимость соблюдения его требований соотносится прежде всего со степенью вероятности наказания за нарушение; и) не одобряется позиция содействия правоохранительным органам, в том числе в раскрытии конкретных преступлений; к) привлечение к уголовной ответственности, а тем более применение строгих мер наказания и фактическое исполнение последних в отношении несовершеннолетних представляется им маловероятным.
В эмоционально-волевой сфере подростков, совершивших преступления, чаще всего фиксируется ослабление чувства стыда, развитие равнодушного отношения к переживаниям других, наблюдаются несдержанность, грубость, лживость, несамокритичность. 252
Выраженное ослабление волевых качеств констатируется лишь в 15 – 25% случаев. Следовательно, причина чаще всего заключается не в слабоволии, а в отрицательной волевой направленности. Можно выделить по этому основанию по меньшей мере три типа: во-первых, подростков с сильной волей, способных организаторов (они в ряде случаев осуществляют преступления единолично или выступают в качестве вожаков преступных групп); во-вторых, подростков с избирательно проявляющимися отрицательно направленными волевыми качествами, выступающих обычно активными участниками подготовки и совершения преступлений; в-третьих, слабовольных подростков, доля которых, по-видимому, достаточно точно исчислена К.Е. Игошевым (15 – 25%), которых втягивают в совершение преступлений33. Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям других, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характеристическим чертам личности несовершеннолетних преступников. При этом речь идет в соответствии с общей концептуальной схемой о криминогенности не общевозрастных черт, а именно их сдвигов, деформаций, о морально-эмоциональной невоспитанности. Такие черты, как «озлобленность, конфликтность, агрессивность», по наблюдениям Е.А. Кульчицкой, характерны не для подростков в целом, а именно для правонарушителей34. Вопрос о степени отягощенности личности несовершеннолетних преступников соматическими заболеваниями пока недостаточно изучен, чтобы сделать вывод о распространенности элемента деформации личности у подростков-правонарушителей. Отсутствуют данные и о том, как конкретно сказалось то или иное заболевание на развитии такой личности. Сказанное не должно трактоваться как полное отрицание значения для криминологии данных об отягощенности исследуемого контингента соматическими заболеваниями. Такие заболевания (кстати, в ряде случаев само их возникновение — результат неблагоприятных условий жизни и воспитания подростков), раз возникнув, могут усиливать «центробежную» линию развития личности подростков в направлении затруднения учебы, отчуждения от коллектива сверстников, от общественной работы и некоторых форм досуга и т.д. Они могут и непосредственно порождать психологически конфликтные ситуации (например, в результате систематического осмеяния другими подростками какого-либо физического недостатка). По вопросу отягощенности рассматриваемого контингента нервно-психическими аномалиями проведено гораздо больше исследований. Их обобщение позволяет сделать следующий вывод: связь нервно-психической аномалии с правонарушением подростка носит обычно косвенный или опосредствованный характер, стимулируя социальную неадаптированность подростка, неадекватность его реакций, но не определяя самое содержание конкретных его действий. 253
Криминогенные свойства личности неодинаково развиты у отдельных несовершеннолетних правонарушителей. Этим в значительной мере объясняется различие в характере и последствиях совершаемых преступлений. Применяя общую типологию «личности преступников» к рассматриваемому контингенту и несколько видоизменяя ее в соответствии со спецификой последнего, можно говорить о четырех основных типах несовершеннолетних преступников, к каждому из которых относятся лица, совершившие преступления в результате: а) случайного стечения обстоятельств и вопреки общей положительной направленности личности; б) попадания в соответствующую ситуацию, связанную с неустойчивостью («шатающимся» характером) общей направленности личности; в) преобладающей отрицательной направленности личности, не достигшей, однако, уровня устойчивой антиобщественной направленности (подростки, уже имеющие развитые отрицательные потребности, привычки и «опыт» мелких правонарушений, состоящие на профилактических учетах, и т.п.); г) частично сформированной устойчивой антиобщественной направленности личности, обусловливающей всю систему поведения (подростки, совершавшие преступления неоднократно, рецидивисты и т.п.). Доля названных типов в контингенте несовершеннолетних преступников выражается, по выборочным исследованиям, соответственно как: 25 – 30%, 25 – 30%, 30 – 40%, 10 – 15%. Вместе с тем для всех или почти всех несовершеннолетних, вставших на путь преступлений, выбор преступного варианта поведения был непосредственно или в конечном счете связан с личностными деформациями, проявившимися в «узости и неразвитости общественных позитивных связей, бедности форм личностной деятельности, бессознательности досуга»35. Это нельзя, конечно, рассматривать как некое «отставание» несовершеннолетних преступников от своих законопослушных сверстников по развитию. В целом речь должна идти не столько об отставании в нравственно-психологическом развитии (инфантильности), сколько о его деформации. Сама пробельность потребностей, интересов, взглядов, если иметь в виду их социально-позитивное содержание, не остается в чистом виде. Пробелы замещаются потребностями, интересами, взглядами социально-негативного содержания. Искажения, характерные для личности подростков, совершающих преступления, охватывают круг социально значимых потребностей и интересов, соотношение их отдельных элементов (гипертрофия одних, «угнетение» других), содержание потребностей и интересов, способы их удовлетворения. Искажения проявляются через мотивацию как порознь (на уровне отдельных потребностей 254
и интересов), так и в совокупности (на уровне ориентации, направленности личности). Наличие же указанных пробелов и деформаций почти неизбежно приводит подростка с учетом его возрастных потребностей в общении и психологической незащищенности в неформальнуюгруппу с антиобщественной ориентацией (преступную, предпреступную, с развивающейся деформацией интересов). Усвоение и применение ее норм, требований ведет к конфликту с нормами права, социалистического общежития. Поскольку же для таких подростков «мир сужается до микросреды, с негативных позиций которой воспринимаются и оцениваются происходящие события»36, групповые нормы, культивирующие эгоистический произвол их носителей, могут возобладать со всеми вытекающими нежелательными последствиями.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.027 с.) |