Факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности



Группа факторов Факторы, препятствующие деятельности Факторы, способствующие деятельности
Технико-экономические Недостаток средств для финансирования рискованных проектов; слабость материально- и научно- технической базы; отсутствие резервных мощностей; доминирование интересов существующего производства Наличие резерва финансовых и материально-технических средств; наличие необходимой хозяйственной, материальной и научно-технической инфраструктуры; поощрение за инновационную деятельность
Юридические Ограничения со стороны законодательства Законодательные меры (льготы), поощряющие инновационную деятельность
Организационно-управленческие Устоявшиеся организационные структуры; излишняя централизация и консервативность управления; иерархические принципы построения организаций; преобладание вертикальных потоков информации; индикативность планирования; ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых действий; жесткость в планировании; ориентация на сложившиеся рынки; ориентация на краткосрочную окупаемость; сложность согласования интересов участников инновационных процессов Гибкость организационных структур; демократичный стиль управления; преобладание горизонтальных потоков информации; допущение корректировок; децентрализация, автономия, формирование межорганизационных, взаимоцелевых, проблемных групп
Социально- психологические Сопротивление изменениям, которые могут вызывать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций; боязнь неопределенности; опасение наказаний за неудачу; сопротивление всему новому, что поступает извне ("синдром чужого изобретения") Моральное поощрение, общественное признание; обеспечение возможностей самореализации, творческого труда

Решающим фактором эффективного внедрения инновации является персонал организации и его отношение к ней. Поэтому задача руководителей при внедрении инновации - сформировать психологическую готовность персонала, которая проявляется в осознании производственной и экономической необходимости осуществления нововведения, личной и коллективной значимости нововведения, а также способов личного включения в осуществление нововведения.

5. Заключительный этап инновационного процесса – использование инновации в производстве.

 

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Перечислите основные характеристики инновации.

2. В каких ситуациях внедрение инновационных технологий будет своевременно и эффективно?

3. В чем основное отличие инновации от изобретения, открытия?

4. В чем отличие понятий «кадровая инновация», «кадровое новшество», «кадровое нововведение»?

5. Каким образом, читая литературу широкой тематики, можно изобрести инновационную идею?

6. Приведите прямую аналогию к слову «инновационный процесс»; символическую аналогию к слову «сотрудник»; фантастическую аналогию к слову «технология».

7. В чем отличия инновационного процесса от стабильного?

8. Перечислите особенности инновационного процесса?

9. Перечислите этапы организации инновационного процесса.

10. Перечислите факторы способствующие (препятствующие) инновационной деятельности.

 

Раздел 1

Тема 2. Условия внедрения инновационных технологий в организации.

(2часа)

План:

1.Жизненный цикл инновации.

2. Модели жизненного цикла организации.

3. Организационные патологии.

4. Болезни роста.

 

Жизненный цикл инновации.

В теории маркетинга и стратегического управления под жизненным циклом (ЖЦ) понимают совокупную длительность этапов внедрения, первоначального освоения рынка, роста реализации и доходов, стабили­зации спада количественных и стоимостных показателей, которые по­следовательно проходит каждый товар.

Основными характеристиками ЖЦ продукта являются объем реа­лизации в натуральном или стоимостном измерении и сумма прибы­ли на различных этапах.

Для инновационного и инвестиционного анализа в жизненном Цикле целесообразно выделять инновационный этап, т.е. этап разра­ ботки нововведения, придавая особое значение прибыльности на раз­личных этапах. Такой подход обеспечивает применимость категории ЖЦ ко всем видам инноваций и максимально согласуется с методоло­гией оценки эффективности инвестиций (рис. 2).

С точки зрения определения эффективности на основании интег­ральных оценок понятий инновационный и инвестиционный процессы при осуществлении инновационных инвестиций совпадают и охваты­вают весь жизненный цикл нововведения от практического (прикладного) исследования до вывода инновации из использования, т.е. пери­ од от начала осуществления связанных с инновацией единовременных за­ трат до окончания получения эффекта ее использования.

 

Рис. 2. Жизненный цикл (ЖЦ) нововведения

 


Концепция жизненного цикла является характерным примером иде­ально-типической конструкции (автор концепции идеальных типов в социологической и экономической науках — выдающийся немецкий экономист и социолог Макс Вебер (1864—1920)).

Понятие жизненного цикла товара, технологии, организации, ин­новации в нашем случае исходит из понятной любому взрослому че­ловеку мысли, что все, единожды родившееся, подрастает, взрослеет, мужает, находится некоторое время в зрелом работоспособном состо­янии, после чего неизбежно стареет и умирает.

Концепция жизненного цикла, безусловно, имеет определенное структурирующее значение, характеризуя типическое изменение ос­новных параметров инновации во времени и создавая определенные предпосылки для формулирования стратегий финансирования, инве­стирования, маркетинга, связанных с ней.

Однако ее инструментальное значение, заключающееся в прогно­зе процесса разработки и использования инновации и в уточняющем воздействии на экономическую оценку инноваций и инвестиций, с нашей точки зрения, существенно переоценивается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.005 с.)