Классификационные признаки
| Значения признаки
| Пример
|
Сфера нововведения
| Методология управления персоналом (философия, принципы, методы управления персоналом)
| Это инновации, построенные на ином мировоззрении, взглядах на управление персоналом. Например, HR- брендинг, который представляет собой комплекс целенаправленных мероприятий, направленных на интеграцию бренда в персонал или наоборот персонала в бренд, которая продолжается на протяжении всей жизни компании. HR- брендинг направлен на создание единого видения компании, бренда у сотрудников и осознание своей принадлежности и ценности для компании.
|
Система управления персоналом (цели, задачи, функции, оргструктура)
| Этот вид инноваций направлен на изменение системы управления персоналом. Например, корректировка или коренное изменение целей и задач развития организации, введение новых штатных единиц (с наделением их новым функционалом),или, наоборот, сокращение штатов.
|
Технология управления персоналом (процедуры и методики работы с персоналом)
|
|
Степень новизны
| Абсолютная (пионерное, базовое нововведение)
|
|
Относительная (модернизация, внесение в уже существующее качественных изменений)
|
|
Частная (модификация, усовершенствование)
|
|
Объект управления персоналом, на который направлено нововведение
| Персонал организации в целом
| Этот вид инноваций направлен на корректировку, совершенствование работы всего персонала организации. Например, Wiki-база обязанностей, представляющая собой базу данных, которая содержит в себе подробное описание деятельности предприятия, его отделов и каждого работника в отдельности.
|
Отдельные категории персонала
| Этот вид инноваций направлен на изменение в работе отдельных категорий персонала. Например, в производственном отделе – внедрение новой технологии производства товара.
|
Отдельные коллективы
| Этот вид инноваций направлен на улучшение эффективности работы отдельного коллектива. Например, улучшение социально-психологического климата конкретного коллектива через проведение веревочных курсов.
|
Отдельные сотрудники
| Этот вид инноваций применяется в случае необходимости повышения эффективности работы ценного сотрудника. В этом случае можно использовать, например, технологию «Интегрированный менеджмент талантов», которая используется для привлечения квалифицированных кадров, интеграции новых сотрудников, а также для удержания персонала.
|
Вид новшества
| Новый регламент
|
|
Новая технология
| Например, технология «Синектика» предназначена для генерирования альтернативных вариантов решения управленческой проблемы путем ассоциативного мышления, через поиск аналогий. Термин «синектика» означает совмещение разнородных элементов, соединение различных, зачастую очевидно несовместимых частей.
|
Новая структура
| Например, аутстаффинг – выведение персонала за штат компании. При аутстаффинге персонал заключает трудовые договоры не с фирмой, являющейся фактическим работодателем, а с организацией-посредником (аутстаффером). Аутстаффер берет на себя функции выплаты заработной платы, уплаты налогов, исполнения трудового законодательства. Такая система помогает оптимизировать управление человеческими ресурсами при отсутствии необходимых ресурсов собственных отделов по работе с персоналом, обеспечивает максимальную гибкость в управлении персоналом.
|
Новая методика
| Например, метод ситуационного анализа, являющийся комплексной технологией подготовки, принятия и реализации управленческого решения. Он предполагает генерацию возможных сценариев выхода из проблемы с дальнейшим присваиванием им вероятностного весового коэффициента значимости.
|
Новая процедура
|
|
Новая услуга
| Например, аутсорсинг – это услуга по передаче процессов внешнему подрядчику.
Заключается договор между двумя организациями, согласно которому одна организация передает другой на обслуживание некоторые функции, бизнес-процессы и мероприятия. Это помогает оперативно привлекать высококвалифицированных специалистов к решению проблем.
|
Дополним данную классификацию.
|
Функции управления
| Мотивация
| Например, система «кафетерия» - это система мотивации работника, в которой ему предоставляется право выбирать для себя те формы стимулов, которые представляют для него больший интерес. Вместо стандартного набора социальных льгот работнику предоставляют широкое «меню» и право выбирать на определенную сумму то, что нужно именно ему.
|
Оценка и аттестация персонала
| Например, Ассессмент является многоступенчатой технологией оценки личностно-делового потенциала сотрудников. Точность и объективность его результатов достигается за счет тщательного анализа деятельности, определению требуемых компетенций для должности, составлению поведенческих индикаторов, подбору адекватных измерительных инструментов. Оценка каждого кандидата осуществляется несколькими экспертами-наблюдателями. В подготовке и проведении ассессмента принимают участие специалисты разного профиля и специализации, которые выполняют различные роли: психодиагност, эксперт-наблюдатель, фасилитатор, организатор-проектировщик.
|
Подбор кадров
| Например, видеособеседование как способ оптимизации затрат на подбор персонала.
|
Контроль
| Например, контроллинг персонала как система внутрифирменного планирования и контроля, которая помогает «преобразовывать» стратегии в плановые величины и конкретные мероприятия.
|
Планирование
|
|
Организационная культура
|
|
Профессиональное обучение
| Например, электронное обучение – это бесплатное интернет обучение, которое дает возможность получения образования у лучших преподавателей.
|
Управление карьерой
| Например, проведение тренинга карьерного самоменеджмента.
|
Принятие управленческих решений
| Например, метод «Дерево решений», который представляет схематическое изображение проблемы принятия решений. Ветви дерева решений представляют собой различные события (решения), а его вершины – ключевые состояния, в которых возникает необходимость выбора. Метод может применяться в сложных ситуациях, в которых результаты одного решения влияют на последующие решения.
|
Средства (инструменты) использования
| Использование социальных сетей
| Например, микро-видео на Twitter и Instagram для рекрутинга. Это видео занимает от 6 до 15 секунд, съемка которого происходит в режиме онлайн и не предполагает корректировки. С его помощью можно более эффективно передать энергию, которая царит в компании. Это недорогая возможность постоянно распространять актуальную информацию, которая поможет найти новых сотрудников.
|
Компьютерных программ
| Например, HRM-система или автоматизированная система управления персоналом Фараон, которые автоматизируют учет в области HR-менеджмента: ведут учет личных дел, осуществляют кадровые операции (прием, перевод, увольнение и др.).
|
Активных методов обучения (отбора)
| Например, метод кейсов – один из методов активного обучения, сводится к тому, что обучающийся должен описать конкретную ситуацию (проблему), возникшую в его профессиональной деятельности, затем дать анализ этой проблемы и рекомендации по ее разрешению, преодолению. Сущность данного метода состоит в том, что материал подается обучающимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой исследовательской работы.
|
Традиционных методов
|
|
Средств телекоммуникаций (телефон, телемост, интерактивные методы)
| Например, технология ToF делает возможным отображать мир вокруг вас во всем его трехмерном великолепии. Эта технология может собирать трехмерную информацию обо объекте с высоким разрешением на расстоянии до одного километра. Технологию ToF можно использовать при электронном обучении, при осуществлении контроллинга и т.д.
|
Количество участников
| Малые группы
| Например, мозговой штурм. Собирается группа людей (от 6 до 12 человек), отобранных для генерации альтерантив. Главный принцип отбора – разнообразие профессий, квалификаций, опыта и т.д.
|
Большие группы
|
|
Неограниченное
| Например, интернет-выборы – один из способов электронного голосования.
|
Индивидуально
|
|
Время проведения
| Краткосрочные
| Например, метод 360º. В основе метода – круговая оценка: свое мнение о сотруднике высказывают руководители, подчиненные, коллеги и клиенты. Таким образом, мы получаем результат, не зависящий от субъективного мнения одного человека.
|
Долгосрочные
| Например, метод сценариев используется в сфере принятия управленческих решений в долгосрочном периоде. Сценарий – описание или картина будущего какого-либо объекта (фирмы): оптимистического, пессимистического, ожидаемого (наиболее вероятного). Сценарий используется для принятия решений в сфере стратегического развития фирм, технологий и т.д.
|
Финансовые затраты
| Не требующие затрат инновации
|
|
Средне затратные инновации
|
|
Дорогостоящие инновации
|
|
Инвестиционные вложения
|
|
Сопротивление персонала изменениям
| Одобряемые инновации
|
|
Отвергаемые инновации
|
|
Частично отвергаемые инновации
|
|
Данная классификация инноваций позволяет путем опроса и паспортизации провести диагностику субъектов инновационного предпринимательства, выделить основные особенности каждого кластера и зафиксировать основные группы субъектов инновационного предпринимательства.
1. В каких ситуациях внедрение инновационных технологий будет своевременно и эффективно?
2. В чем основное отличие инновации от изобретения, открытия?
3. В чем отличие понятий «кадровая инновация», «кадровое новшество», «кадровое нововведение»?
4. Из таблицы 2 «Классификации инноваций» выбрать виды инноваций относящихся к кадровому менеджменту. Обосновать свое решение.
5. С помощью сведений, данных в таблице 3 «Классификация нововведений в управлении персоналом», опишите основные признаки Ассессмент центра как инновационной технологии оценки и аттестации персонала.