Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы отбора инновационных проектов для реализации.

Поиск

Одной из важных задач инвестора является проведение экс пертизы инновационных программ. При этом он должен решить непростую задачу: как из большого числа предлагаемых программ выбрать наиболее эффективные. Для этого необходимо организовать процесс экспертизы и отбора инновационных программ с помощью разработанной системы критериев.

Система критериев выполняет две функции:

- позволяет инвестору произвести обоснованный выбор наиболее выгодной для инвестиций инновационной программы;

- заставляет разработчика инновационной программы в биз­нес-плане предоставить, исчерпывающую информацию по всем интересующим экспертов вопросам.

Для проведения экспертизы можно использовать различные системы критериев, однако, на наш взгляд, одной из наиболее удачной является следующая методика.

В соответствии с этой методикой экспертиза, ведется по де­вяти группам критериев, охватывающих все ключевые аспекты эффективности предлагаемой инновационной программы.

Каждый из критериев количественно может быть определен
посредством одной из пяти оценок (В):

—2 — очень низкая оценка;     

—1 — низкая оценка;              .

—О — отсутствие оценки;                 

+1 — высокая оценка;            

+2 — очень высокая оценка.

Кроме того, для каждого из критериев определяется относи­тельная его значимость посредством назначения весовых коэф­фициентов (W).

Рассмотрим рекомендуемый данной методикой перечень критериев по группам:

 

Группа 1. Аспекты, характеризующие организацию в целом

Эксперты должны оценить фирму с точки зрения ее способ­ности наилучшим образом реализовать программу.

Используются 15 критериев, имеющих следующие весовые. ко­эффициенты:

1)   весовой коэффициент 3,0:

- квалификация менеджеров,

- квалификация специалистов по маркетингу,

- организационно-управленческая структура организации,

- система сбыта товаров (услуг),

- финансовое и экономическое положение организации;

2)   весовой коэффициент 2,0:

- репутация (имидж) организации и ее товаров (услуг),

- квалификация научного и инженерного персонала,

- квалификация производственного персонала,

- технологический уровень производства,

- доступность источников сырья, материалов, комплек­тующих,

- доступность источников энергии и топлива,

- уровень развития транспортной сети,

- доступность рынка,

- культура производства,

- безопасность производства,

- экология производства,

Группа 2. Аспекты, характеризующие отрасль и отраслевой;

Необходимо оценить перспективы развития отрасли рынка, в которой будет реализовываться программа.

Используются 8 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:

1)   весовой коэффициент 3,0:

- перспективы развития отрасли и отраслевого рынка;

- уровень конкуренции,

- стабильность спроса,

- тенденции изменения спроса,

- затраты на продвижение товаров (услуг) на рынок;

2)   весовой коэффициент 2,0:

- емкость рынка,

- способность рынках принятию товаров и услуг;

3)   весовой коэффициент 1,0:

- влияние программы на развитие смежных отраслей.

Группа 3. Аспекты, характеризующие товары или услуги

При проведении экспертизы необходимо оценить качество продукции (услуг), полученной в результате реализации граммы по сравнению с аналогами. В качестве базы для сравнения должен быть выбран наилучший из аналогов, существующих сегодня, включая зарубежные.

Используются 11 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:

1)   весовой коэффициент 3,0:

- функциональные и потребительские свойства товаров (услуг),

- надежность и долговечность,

- экологичность,

- безопасность для потребителя,

- цена,

- себестоимость товаров (услуг);

2)               весовой коэффициент 2,0:

- дизайн,  .

- возможность развития товаров (услуг), о соответствие стандартам,

- технологичность;

3) весовой коэффициент 1,0:      

- подготовка клиента к использованию товаров (услуг)

  Группа 4. Аспекты, характеризующие маркетинг

Необходимо оценить реалистичность предлагаемой про­граммы маркетинга и ее эффективность при реализации це­лей программы.

Используются 5 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:

1) весовой коэффициент 3,0:        

- исследование рынка,                  

- реклама,   

- каналы сбыта товаров (услуг),   

- методы стимулирования сбыта;   

2) весовой коэффициент 2,0:     

- предпродажное и послепродажное обслуживание.

Группа 5. Производственные аспекты

Необходимо оценить производственный план организации с
точки зрения рациональности использования ее технологиче­ского потенциала.

Используются 6 критериев, имеющий следующие весовые ко­эффициенты:

1) весовой коэффициент 3,0:     

- система обеспечения и контроля качества товаров (услуг),
- накладные расходы;                        

2)весовой коэффициент 2,0:

- использование технологического потенциала,

- затраты на сырье, материалы и комплектующие,      

- затраты на топливо и энергоносители,

- производственная кооперация.    

Группа 6. Финансовые аспекты

Эксперты оценивают стратегию обеспечения финансирова­ния программы.

Используются 9 критериев, имеющих следующие весовые ко­эффициенты:

1)весовой коэффициент 4,0:      

- возможность привлечения средств из госбюджета,

- возможность привлечения средств населения,

- обеспечение финансовых гарантий;

2)   весовой коэффициент 3,0: 

- участие организации, представляющей программу, в ее финансировании,         

- возможность привлечения российских инвесторов,

- возможность привлечения зарубежных инвесторов,

- возможность получения кредитов в российских банках, о возможность получения кредитов в зарубежных банках;

 3) весовой коэффициент 2,0:

- общий объем финансирования программы.

Группа 7. Социально-экономические аспекты

Необходимо оценить программу с социальной точки зрения.

 Используются 14 критериев, имеющих следующие весовые эффициенты:

1)весовой коэффициент 3,0:,

- обеспечение занятости населения,

- экспортный потенциал,

- экология региона,

- рост деловой активности;

2)   весовой коэффициент 2,0:

- использование научно-технического потенциала,

- рост личных доходов населения региона,

- развитие отрасли,

- развитие производств, косвенно связанных с программой,

- развитие объектов социальной сферы в регионе,

- решение демографических проблем,

- разработка новых рынков,

- рациональное использование природных ресурсов,

- безопасность населения,

- развитие региональной инфраструктуры.

Группа 8. Коммерческая (финансовая) эффективность программы

Необходимо проанализировать уровень финансовых показателей эффективности программы.

При этом используются 3 критерия, имеющие следующие весовые коэффициенты:

1) весовой коэффициент 4,0:

- прибыльность программы;

2) весовой коэффициент 3,0:

- время окупаемости инвестиций,

- ликвидность и платежеспособность.

Группа 9. Риск программы

Экспертам необходимо оценить риск потери вложенных программу средств в результате влияния различных факторов.

Используются 9 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:

1)    весовой коэффициент 3,0:

- экономический риск,

- риск сбыта,

- социально-политический риск;

2)   весовой коэффициент 2,0:

- риск качества,

- риск обеспечения производства,

- бюджетный риск,

- природный риск,

- экологический риск,

- криминальный риск.

Для проведения качественной экспертизы инвестору необхо­димо, во-первых, сформировать группу квалифицированных экспертов (не менее 7 человек), а во-вторых, выбрать методику обработки данных экспертизы.

В процессе экспертизы эксперт выбирает один из предло­женных в опросном листе ответов (оценку). Результатирующий рейтинг программы рассчитывается алгебраическим суммирова­нием произведений весовых коэффициентов критериев на зна­чение их оценок:

R пр = S ит (п) { Wi *В i }, (5.1)

где i — порядковый номер критерия; 

п — число критериев.

При этом рекомендуется:

- ранжировать программы в зависимости от полученных ве­личин рейтинга (R пр);

- при значении R пр < 200 следует считать данную программу неконкурентоспособной;

- при отклонениях значений R пр для различных программ в пределах 10% они могут считаться равноценными.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.63.71 (0.011 с.)