Методы отбора инновационных проектов для реализации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы отбора инновационных проектов для реализации.



Одной из важных задач инвестора является проведение экс пертизы инновационных программ. При этом он должен решить непростую задачу: как из большого числа предлагаемых программ выбрать наиболее эффективные. Для этого необходимо организовать процесс экспертизы и отбора инновационных программ с помощью разработанной системы критериев.

Система критериев выполняет две функции:

- позволяет инвестору произвести обоснованный выбор наиболее выгодной для инвестиций инновационной программы;

- заставляет разработчика инновационной программы в биз­нес-плане предоставить, исчерпывающую информацию по всем интересующим экспертов вопросам.

Для проведения экспертизы можно использовать различные системы критериев, однако, на наш взгляд, одной из наиболее удачной является следующая методика.

В соответствии с этой методикой экспертиза, ведется по де­вяти группам критериев, охватывающих все ключевые аспекты эффективности предлагаемой инновационной программы.

Каждый из критериев количественно может быть определен
посредством одной из пяти оценок (В):

—2 — очень низкая оценка;     

—1 — низкая оценка;              .

—О — отсутствие оценки;                 

+1 — высокая оценка;            

+2 — очень высокая оценка.

Кроме того, для каждого из критериев определяется относи­тельная его значимость посредством назначения весовых коэф­фициентов (W).

Рассмотрим рекомендуемый данной методикой перечень критериев по группам:

 

Группа 1. Аспекты, характеризующие организацию в целом

Эксперты должны оценить фирму с точки зрения ее способ­ности наилучшим образом реализовать программу.

Используются 15 критериев, имеющих следующие весовые. ко­эффициенты:

1)   весовой коэффициент 3,0:

- квалификация менеджеров,

- квалификация специалистов по маркетингу,

- организационно-управленческая структура организации,

- система сбыта товаров (услуг),

- финансовое и экономическое положение организации;

2)   весовой коэффициент 2,0:

- репутация (имидж) организации и ее товаров (услуг),

- квалификация научного и инженерного персонала,

- квалификация производственного персонала,

- технологический уровень производства,

- доступность источников сырья, материалов, комплек­тующих,

- доступность источников энергии и топлива,

- уровень развития транспортной сети,

- доступность рынка,

- культура производства,

- безопасность производства,

- экология производства,

Группа 2. Аспекты, характеризующие отрасль и отраслевой;

Необходимо оценить перспективы развития отрасли рынка, в которой будет реализовываться программа.

Используются 8 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:

1)   весовой коэффициент 3,0:

- перспективы развития отрасли и отраслевого рынка;

- уровень конкуренции,

- стабильность спроса,

- тенденции изменения спроса,

- затраты на продвижение товаров (услуг) на рынок;

2)   весовой коэффициент 2,0:

- емкость рынка,

- способность рынках принятию товаров и услуг;

3)   весовой коэффициент 1,0:

- влияние программы на развитие смежных отраслей.

Группа 3. Аспекты, характеризующие товары или услуги

При проведении экспертизы необходимо оценить качество продукции (услуг), полученной в результате реализации граммы по сравнению с аналогами. В качестве базы для сравнения должен быть выбран наилучший из аналогов, существующих сегодня, включая зарубежные.

Используются 11 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:

1)   весовой коэффициент 3,0:

- функциональные и потребительские свойства товаров (услуг),

- надежность и долговечность,

- экологичность,

- безопасность для потребителя,

- цена,

- себестоимость товаров (услуг);

2)               весовой коэффициент 2,0:

- дизайн,  .

- возможность развития товаров (услуг), о соответствие стандартам,

- технологичность;

3) весовой коэффициент 1,0:      

- подготовка клиента к использованию товаров (услуг)

  Группа 4. Аспекты, характеризующие маркетинг

Необходимо оценить реалистичность предлагаемой про­граммы маркетинга и ее эффективность при реализации це­лей программы.

Используются 5 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:

1) весовой коэффициент 3,0:        

- исследование рынка,                  

- реклама,   

- каналы сбыта товаров (услуг),   

- методы стимулирования сбыта;   

2) весовой коэффициент 2,0:     

- предпродажное и послепродажное обслуживание.

Группа 5. Производственные аспекты

Необходимо оценить производственный план организации с
точки зрения рациональности использования ее технологиче­ского потенциала.

Используются 6 критериев, имеющий следующие весовые ко­эффициенты:

1) весовой коэффициент 3,0:     

- система обеспечения и контроля качества товаров (услуг),
- накладные расходы;                        

2)весовой коэффициент 2,0:

- использование технологического потенциала,

- затраты на сырье, материалы и комплектующие,      

- затраты на топливо и энергоносители,

- производственная кооперация.    

Группа 6. Финансовые аспекты

Эксперты оценивают стратегию обеспечения финансирова­ния программы.

Используются 9 критериев, имеющих следующие весовые ко­эффициенты:

1)весовой коэффициент 4,0:      

- возможность привлечения средств из госбюджета,

- возможность привлечения средств населения,

- обеспечение финансовых гарантий;

2)   весовой коэффициент 3,0: 

- участие организации, представляющей программу, в ее финансировании,         

- возможность привлечения российских инвесторов,

- возможность привлечения зарубежных инвесторов,

- возможность получения кредитов в российских банках, о возможность получения кредитов в зарубежных банках;

 3) весовой коэффициент 2,0:

- общий объем финансирования программы.

Группа 7. Социально-экономические аспекты

Необходимо оценить программу с социальной точки зрения.

 Используются 14 критериев, имеющих следующие весовые эффициенты:

1)весовой коэффициент 3,0:,

- обеспечение занятости населения,

- экспортный потенциал,

- экология региона,

- рост деловой активности;

2)   весовой коэффициент 2,0:

- использование научно-технического потенциала,

- рост личных доходов населения региона,

- развитие отрасли,

- развитие производств, косвенно связанных с программой,

- развитие объектов социальной сферы в регионе,

- решение демографических проблем,

- разработка новых рынков,

- рациональное использование природных ресурсов,

- безопасность населения,

- развитие региональной инфраструктуры.

Группа 8. Коммерческая (финансовая) эффективность программы

Необходимо проанализировать уровень финансовых показателей эффективности программы.

При этом используются 3 критерия, имеющие следующие весовые коэффициенты:

1) весовой коэффициент 4,0:

- прибыльность программы;

2) весовой коэффициент 3,0:

- время окупаемости инвестиций,

- ликвидность и платежеспособность.

Группа 9. Риск программы

Экспертам необходимо оценить риск потери вложенных программу средств в результате влияния различных факторов.

Используются 9 критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:

1)    весовой коэффициент 3,0:

- экономический риск,

- риск сбыта,

- социально-политический риск;

2)   весовой коэффициент 2,0:

- риск качества,

- риск обеспечения производства,

- бюджетный риск,

- природный риск,

- экологический риск,

- криминальный риск.

Для проведения качественной экспертизы инвестору необхо­димо, во-первых, сформировать группу квалифицированных экспертов (не менее 7 человек), а во-вторых, выбрать методику обработки данных экспертизы.

В процессе экспертизы эксперт выбирает один из предло­женных в опросном листе ответов (оценку). Результатирующий рейтинг программы рассчитывается алгебраическим суммирова­нием произведений весовых коэффициентов критериев на зна­чение их оценок:

R пр = S ит (п) { Wi *В i }, (5.1)

где i — порядковый номер критерия; 

п — число критериев.

При этом рекомендуется:

- ранжировать программы в зависимости от полученных ве­личин рейтинга (R пр);

- при значении R пр < 200 следует считать данную программу неконкурентоспособной;

- при отклонениях значений R пр для различных программ в пределах 10% они могут считаться равноценными.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.018 с.)