Понятие и свойства инновации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и свойства инновации.



Инноватика – это отрасль знаний, охватывающая широкий круг вопросов от создания новых знаний до трансформации их в новшества и распространение (диффузию) новшества.

В соответствии с международными стандартами ин­ новация определяется как конечный результат инноваци­онной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рын­ке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Сущность понятия инновация раскрывается в следующих ее харак­теристиках:

•ориентация на конечные результаты прикладного характера, т.е. на
быстрое и широкое внедрение, коммерциализацию и капитализацию;

•целенаправленность (планируемость и управляемость) иннова­ционного процесса;

•интенсивность процессов исследования, разработки, внедрения,
адаптации и распространения новшества;

•укрупненная предварительная (приемлемой считается 50—75-процентная вероятность оценки) и точная итоговая измеримость результа­та в категориях экономического или социального порядка.

В соответствии с международными стандартами ин­ новация определяется как конечный результат инноваци­онной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рын­ке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Свойства инновации, отличающие ее от простого новшества (изобретения, открытия):

научно-техническая новизна. Так В.Г. Медынский под инновацией подразумевает объект, внедренный в про­изводство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

производственная применимость. М.П. Кирпичников утверждает, что инновация – это научно-технический результат в товарной форме.

коммерческая реализуемость. По мнению Миндели Л.Э. инновация представляет собой новый продукт или услугу, нововведение в организационной, финансовой и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Исходя из приведенных характеристик и свойств инновации, можно сказать, что в отличие от изобретения, которое в трактовке Й. Шумпетера, не по­лучив коммерческого измерения, оставалось лишь фактом технологи­ческой сферы, мудрого философского трактата, способного изменить жизнь человечества, но пылящегося годами в неизвестном хранили­ще, открытия, которое, быть может, через много лет приведет наших потомков к «райскому блаженству», инновация представляет собой коммерциализацию и социализацию (в узком смысле этого слова) ин теллектуальной деятельности и ее продукта.

Таким образом, инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. В структуру такой системы могут входить:

1) научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового;

2) знания о том, как нечто может быть (открытие) и о том, как нечто можно создать (изобретение);

3) проектная деятельность, направленная на разработку особого инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть (инновационный проект);

4) образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике (реализация).

В сфере управления персоналом следует придерживаться следующей схемы полного цикла возникновения и реализации инновации в практике: источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.); инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация); деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция); инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике); новый тип или новая форма практического кадрового управления.

Процесс создания инновации в области менеджмента не менее важен для экономического и социального прогресса, чем инновации технологические, так как управленческие нововведения трансформируют способ функционирования организаций. Так, А.Н. Латкин в книге «Управленческие нововведения» приводит данные о востребованности организациями управленческих нововведений:

порядка 80% заказывают консалтинговым фирмам новую организационную структуру управления, на втором месте находится мотивация, на третьем - спрос на стратегию, на четвертом - грамотное определение служебных функций персонала, на пятом - подходы к разрешению внутриорганизационных конфликтов.

Можно привести данные из различных источников об эффекте, возникающем вследствие внедрения управленческих инноваций (табл. 1).

Таблица 1

Результативность управленческих инноваций

Управленческая инновация Данные о результативности Исследование
Проведение стратегического аудита, разработка стратегии и сбалансированной системы показателей Создание единого понимания стратегии - у 90% компаний; улучшение реализации стратегии - 70% компаний; повышение прибыли -80%; улучшение процесса планирования - 90%; улучшение бюджетирования - 74% Исследование фирмы "Horvath & Partners", 2003
Проектирование сквозных операционных бизнес-процессов Повышение эффективности ключевых межфункциональных процессов бизнеса на 100% Согласно Lean Institute (ДжеймсВумек, Дэниел Джонс), 2003
Проектирование эффективных процессов управления и организационной структуры Повышение рентабельности капитала; повышение конкурентоспособности; повышение доходов; снижение издержек; улучшение коэффициента удержания покупателей Международный стандарт ISO 10014
Постановка системы финансового управления Повышение рентабельности операций компании; снижение затрат на капитал на  1 - 3% в год Найдерманс Финанц Корпорацион, 2002
Постановка и автоматизация процессного управления качеством Существенное увеличение объемов продаж - у 61% компаний; повышение удовлетворения потребителей - 67% компаний; улучшение качества продукции - у 78% Исследования Уральского межрегионального сертификационного центра (УМСЦ)
Разработка ИТ-стратегии и подготовка ТЗ на внедрение ИС Уменьшение сроков закрытия учетного периода в пять раз; уменьшение затрат на административно-управленческий аппарат на 30%; уменьшение дебиторской задолженности на 13%;сокращение времени составления бюджета на 70% Статистика APICS (American Production and Inventory Control Society) Данные корпорации "Корус"
Проектирование и внедрение модели компетенций управленческого персонала Повышение эффективности выполнения не связанных с продажами функций на 19 - 48%; повышение эффективности выполнения функций в области продаж на 48 - 120% Согласно Competency International, 1993 - 2007

Питер Друкер считал, что инновация - это не техническое, экономическое понятие, подразумевая изменения на всех уровнях менеджмента: внутрифирменного управления, управления производством; управления персоналом. Он предвидел появление нового вида сотрудников, чья работа основана на знаниях, а не на физическом труде или руководящих действиях. Именно Друкер первым смог убедить менеджеров в том, что отдельные работники являются ключом к успеху для любой корпорации и что маркетинг и инновации важнее, чем финансы.

Основные понятия кадровой инноватики.

Рассмотрим основные понятия кадровой инноватики: "кадровое новшество", "кадровое нововведение", "кадровая инновация".

Кадровое новшество - результат интеллектуальной деятельности (научных исследований) в сфере управления персоналом. Кадровое новшество может быть представлено в виде документации, описывающей новое теоретическое знание, принципы, методы и т.п., а также организационные, управленческие и другие процессы и явления в сфере управления персоналом. Так, кадровые новшества могут оформляться в виде документа стандарта, рекомендации, методики, инструкции.

Кадровое нововведение - процесс внедрения, распространения и использования кадрового новшества. Если "нововведение" означает, что новшество используется, то сущность понятия "инновация" раскрывается в следующих ее характеристиках: ориентация на конечные результаты прикладного характера, т.е. на быстрое и широкое внедрение; измеримость результата в категориях экономического или социального порядка.

Кадровая инновация - конечный результат внедрения новшества, приводящий к изменению кадровой работы как объекта управления и получению экономического, социального или другого вида эффекта. Внедрение инновации приводит к повышению эффективности в сфере ее применения, экономии затрат или созданию условий для получения дополнительной прибыли.

Справедливо рассматривать новшество как начальное, а нововведение - как завершающее событие, как практическое использование новшества. С этой позиции инновация представляет собой совокупность новшества и нововведения, приведших к определенному эффекту.

В результате проведенной инновационной деятельности происходят изменения: за функциональными подразделениями закрепляются новые задачи, ставятся новые цели, вносятся коррективы в состав работ и функций отдельных работников, содержание труда (а иногда и его характер) на рабочих местах изменяется, снижаются или растут затраты на выполнение функциональной деятельности. В свою очередь, функциональная деятельность предоставляет ресурсы для реализации инновационной деятельности: финансовые, материальные, человеческие.

Так, при проведении инновационной деятельности по постановке системы оценки персонала на предприятии предположительно произойдут положительные сдвиги в работе функциональных подразделений: руководители обратят внимание на планирование и оценивание деятельности подчиненных, у подчиненных появится осознание значимости своей работы для развития предприятия, первоначально негативное отношение к системе оценки постепенно сменится пониманием ее необходимости и важности. Положительные сдвиги в функциональной деятельности предоставят предприятию возможность завоевать большую долю рынка, получить большую прибыль, показать персоналу, что новое не несет в себе для него угрозу, сформировать в коллективе группу осознающих необходимость развития организации на основе инноваций. Следующий этап инновационной деятельности в сфере управления персоналом будет обеспечен большими финансовыми ресурсами, более лояльным к изменениям персоналом и сотрудниками, готовыми участвовать в инновационной деятельности. Таким образом, взаимодействие функциональной и инновационной деятельности осуществляется по спирали, качественно изменяясь от одного витка к другому.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.008 с.)