Виды инноваций в кадровом менеджменте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды инноваций в кадровом менеджменте



Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по практическому применению которых были приняты в Осло в 1992 г. и получили название «Руководство Осло».

Существует несколько подходов к классификации инноваций. Большинство исследователей приводят следующие виды классификационных признаков:

· по технологическим параметрам объектов инновационных изменений;

· научно-технической значимости;

· частоте применения;

· сфере конкретного воплощения;

· по масштабу новизны.

По критерию технологических параметров объектов инновационных изменений выделяют продуктовые и процессные инновации.

Продуктовые инновации включают:

- получение принципиально новых товаров и услуг;

- использование новых материалов, комплектующих.

Один из важнейших видов продуктовой инновации – новая техника, то есть средства производства и предметы труда, в которых материализованы новые знания и умения человека. В свою очередь применение новой техники в производстве приводит к процессным инновациям внутри предприятия – новым технологиям.

Процессные инновации – это новые услуги, производственные процессы, методы организации производства, организационные структуры, системы управления. В этом классе инноваций определяющей является инновация в области производственных процессов, ее также называют – технологическая инновация. Такая инновация направлена на улучшение качества продукта, повышение производительности труда и увеличение объемов производства.

По критерию научно-технической значимости инновации делят на базисные и улучшающие. Базисные (радикальные) инновации представляют собой результаты крупных научно-технических разработок. Именно они лежат в основе принципиально новых продуктов и технологий нового поколения, не имеющих аналогов. Сегодня среди них – нанотехнологии, создание новых материалов, вчера – сотовая связь, Интернет, выход в космос.

Улучшающие инновации представляют собой результаты средних и мелких научных разработок, которые лежат в основе значительных изменений (модернизации) уже существующих продуктов, технологий, методов организации хозяйственной деятельности.

От улучшающих инноваций следует отличать рациональное предложение, которое является “техническим” решением, обладающим относительной новизной, например, новое для данной отрасли, или для данного рынка или для данной организации.

Наиболее эффективными являются базисные инновации, в особенности, такие, как новый ресурс, – предметная инновация на входе предприятия. Частота появления таких инноваций – одна-две в промежуток времени 40 – 50 лет в данной области науки и техники.

По критерию причины возникновения выделяют реактивные и стратегические инновации. Реактивные инновации представляют собой ответную реакцию на нововведение, примененное конкурентом. Цель реактивных инноваций заключается в сокращении экономического отставания от лидера отрасли, недопущении снижения конкурентоспособности собственной продукции и сохранении позиции в конкурентной борьбе.

Стратегические инновации носят упреждающий характер. Они являются результатом научно-технического прорыва и нацелены на длительное единоличное лидерство в отрасли.

По критерию частоты применения различают разовые и диффузные инновации. Разовые инновации не имеют распространения вне рамок предприятия или компании-новатора. На ранних стадиях коммерческого освоения практически все инновации разовые. Диффузные инновации возникают в ходе применения нововведения компаниями-имитаторами. Инновации данного вида характеризуют процесс распространения нововведения во времени и пространстве.

По критерию сферы конкретного воплощения выделяют материально-технические, технологические, управленческие, сервисные, социальные инновации.

Социальные инновации – это нововведения, направленные на сглаживание или разрешение конфликтов внутри активной организационной системы.

По критерию масштаба новизны различают глобальные, отраслевые, региональные, локальные инновации. Глобальные инновации предполагают принципиально новые виды продукции, технологий, новые методов управления, не имеющие аналогов в мировой практике. Отраслевые инновации предполагают нововведения, ранее не применявшиеся на предприятиях данной отрасли. Региональные инновации предполагают применение нововведения, зарекомендовавшие себя за границей, за пределами данной страны или административно-территориальной единицы. Локальные инновации предполагают использование отдельным предприятием прогрессивного опыта другого хозяйствующего субъекта.

В последние десятилетия в связи с развитием информационных технологий важнейшей становится информационная инновация. Она рассматривается как новый вид ресурса.

Информационная инновация обладает двумя важнейшими

свойствами:

• она является первичной по отношению к другим инновациям, так как в основе всего лежит информация;

• она является неисчерпаемой, в то время как другие ресурсы ограничены.

Однако, инновации в сфере управления персоналом имеют отличительные особенности. Так, Ярцева С., Лукьянова Т., Салгириев М. в статье «Методологические основы инновационного процесса в управлении персоналом» (2012, №4, Кадровые решения) описывают следующие отличия нововведений в сфере управления персоналом от продуктовых и технологических нововведений:

а) осуществляются обычно с меньшими единовременными затратами;

б) сложнее поддаются экономическому обоснованию до своего внедрения и оценке после него;

в) специфичны по отношению к той организации, в которой они созданы (если технологию перенести несложно, то кадровое нововведение - проблематично);

г) процесс внедрения осложнен психологическим фактором, выражающимся в феномене сопротивления переменам, которое проявляется ощутимее, чем при материальных инновациях.

Ярцева С., Лукьянова Т., Салгириев М. приводят классификацию нововведений в управлении персоналом (см. таблицу 3).

 

Таблица 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.022 с.)