Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сборник лекций по предмету «Индивидуальный проект»

Поиск

Сборник лекций по предмету «Индивидуальный проект»

Преподавателя Бруй С.Ю.

 

Лекция №1

1. Основные понятия проектной̆/исследовательской деятельности обучающихся

1.1. Понятие Проект включает в себя:

  • замысел для создания реального объекта, предмета, разного рода теоретического и практического продукта;
  • программа и план действий̆, направленных на создание нового продукта;
  • творческая деятельность по реализации замысла, результатом которой̆ является произведенный̆ продукт.

1.2. Типы ученических проектов:

Исследовательские проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой̆, исследовательской̆ проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Результатами таких исследований могут быть:- конкретный̆ продукт (новая деталь, новый̆ прибор и пр.)- концепция продукта (если для создания продукта требуется производство, но в условиях написания проекта невозможно);- продукт научного труда (бизнес-план, схема информационного взаимодействия в организациях, стратегия развития страны, региона, области, города, школы и др.)

Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой̆ информацией̆, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой̆ аудитории. Продуктом такого проекта может быть информационный̆ справочник, web-сайт, информационный̆ бюллетень и т.п.

Творческие проекты (литературные вечера, спектакли, экскурсии). Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной̆ структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой̆ логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной̆ газете, сочинении, видеофильме, спортивной̆ игре, экспедиции, пр.)

Социальные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный̆ с самого начала результат деятельности его участников. Результат обязательно ориентирован на позитивные изменения в социуме, причем размер группы бенефициантов такого проекта значения не имеет.

1.3. Типы учебных исследовательских работ

Информационно-реферативная работа, написанная на основе нескольких научных, научно-популярных источников с целью наиболее полного освещения какой̆-либо проблемы.

Проблемно-реферативная творческая работа, предполагающая сопоставление данных нескольких научных, научно-популярных источников, их анализ, на основе которого дается собственная трактовка поставленной̆ проблемы.

Исследовательская творческая работа, выполненная при помощи корректной̆ с научной̆ точки зрения методики, имеющая собственный̆ экспериментальный̆ материал, на основании которого дается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

2. Содержание проектной̆/исследовательской̆ деятельности

2.1. Учебный проект/исследование должен представлять индивидуальную работу соответствующего научно-дидактического уровня.

2.2. Проектная/исследовательская работа включает в себя все этапы познавательной деятельности, выполненные полностью самостоятельно или при частичной поддержке преподавателя.

2.3. Основные этапы проектной / исследовательской деятельности:

  1. формулировка проблемы, постановка цели, определение задач;
  2. сбор, обработка, систематизация и обобщение информации по выдвинутой̆ проблеме;
  3. анализ ресурсов, выработка путей̆ решения задач;
  4. составление плана работы.
  5. технологическое следование составленному плану работы;
  6. презентация полученного результата.

Полный цикл проектной деятельности включает две, четко различимые фазы. Стадии 1-4 – подготовительные - завершаются разработкой проекта в узком смысле этого слова. Эта фаза наиболее трудна для обучающихся и требует существенной поддержки со стороны преподавателя. Эта фаза также и наиболее важна, так как именно она определяет успех дальнейшей̆ деятельности и качество произведенного продукта. Поэтому имеет смысл по завершении этой фазы длительных проектов проводить процедуру представления проекта, которое оценивается педагогом/супервайзером. Основной задачей этого оценивания является поддержка студента и внесение, при необходимости, изменений в программу и план действий, обеспечивающих успешность реализации проекта.

Вторая фаза – непосредственная реализация проекта, завершающаяся созданием конечного продукта, его презентацией и оформлением отчета. Публичная презентация произведенного продукта очень важна, так как актуализирует коммуникативные навыки учащегося. Таким образом, по завершении проекта учащийся представляет:

проект (продукт первой фазы);

конечный продукт (если это возможно в рамках написания проекта);

публичная презентация работы.

2.4. Результаты выполнения индивидуального исследовательского проекта должны отражать:

  • умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
  • сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального исследовательского проекта;
  • самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей̆ деятельности на основе предварительного планирования.
  • способность выбирать адекватные методы исследования;
  • способность презентовать достигнутые результаты на основе эффективной письменной и устной коммуникации, демонстрируя владение научной терминологией, адекватной для выполнения поставленных задач.

2.5. Проектная/исследовательская работа не допускает какие-либо виды плагиата. Использование каких-либо видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой̆ на эти источники, в том числе и Internet-ресурсы.

2.6. Проект должен иметь практическую направленность, социальную значимость, возможность применения в той или иной сфере деятельности.

2.7. При реализации индивидуального проекта преследуются следующие учебные цели и учащиеся должны продемонстрировать умение:

  • планировать и реализовывать исследовательский̆ проект, проявляя инициативу и проницательность;
  • четко формулировать ключевой вопрос (вопрос исследования);
  • собирать и интерпретировать материал (“материал” имеет разное значение в разных предметах – это могут быть собранные данные или иная информация, аргументы и свидетельства) из различных источников в соответствии с поставленным ключевым вопросом;
  • структурировать обоснованную аргументацию ответов на ключевой̆ вопрос на основе собранного материала;
  • представлять свое исследование в формате, принятом для исследований в выбранной̆ области знаний, четко указывая цитируемые источники принятым в академической̆ среде способом;
  • использовать терминологию и язык, соответствующие предмету исследования;
  • применять навыки анализа и оценки, проявляя понимание контекста, места и роли исследования.

Требования к отчету о выполненном исследовании/проекте в рамках учебного проекта

Форма отчета и требования к его оформлению определяются преподавателем самостоятельно в каждом конкретном случае. Приведенные ниже требования носят рекомендательный характер и относятся к представлению доклада в письменной̆ форме.

Тема проекта должна быть грамотно сформулирована с литературной̆ точки зрения, и отражать содержание проекта.

Структура доклада о проведённом исследовании/проекте содержит в себе:

титульный лист;

оглавление;

введение;

основную часть;

заключение;

список источников информации;

приложения.

Введение включает в себя следующие положения:

Любой проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы:

показывается, что уже известно в науке и практике, что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой̆ основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный̆ проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема.

Устанавливается цель работы (что необходимо достигнуть в результате работы над проектом).

Формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели.

Определяются адресаты проекта.

Указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта.

Завершают введение разделы «новизна проекта», «практическая значимость».

Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый̆, как правило, содержит теоретический̆ материал. Второй̆ раздел описывает проведённый эксперимент, исследование, практическую работу.

В заключении формулируются выводы, описывается достигнутый результат (достижение цели, решение поставленных задач).

Общие требования к оформлению.

Титульный̆ лист должен обязательно содержать название работы, ФИО автора работы, ФИО руководителя/супервайзера

Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.

Все разделы плана начинаются с новых страниц. Внутри разделов может быть деление на главы.

Названия разделов оформляются одним и тем же форматом заголовка. Названия глав также оформляются одинаковым форматом заголовка, отличным от формата заголовка разделов

Страницы в работе считают с титульного листа, нумеруют со второго.

Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

Объем текста исследовательской̆ работы, включая формулы и список литературы,

не должен превышать 20 машинописных страниц.

Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных

страниц. Основной̆ текст работы нумеруется арабскими цифрами.

Перечень использованной̆ литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке по фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. Ссылки на интернет ресурсы должны быть приведены полностью, включая дату посещения данного сайта. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной̆ источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

Лекция №2

Лекция №3

Методология теоретических исследований.

Теоретическое исследование по методологической точке зрения належит к высшему уровню научного знания. Оно раскрывает и обосновывает более глубинные и существенные стороны явлений, которые изучаются.

На теоретическом уровне исследования используются такие общенаучные методы:

  • идеализация;
  • формализация;
  • анализ;
  • синтез;
  • индукция;
  • дедукция;
  • принятие гипотез;
  • создание теории;
  • обобщение.

Идеализация - это мысленное создание объектов и условий, которые не существуют в действительности и не могут быть практически созданы. Она дает возможность реальным объектам в воображении предоставить гипотетически нереальные признаки, которые разрешают решить задачи в законченном виде. Например, в разных областях знаний широко применяют понятие абсолютно черного, абсолютно белого тела, идеальной жидкости. Идеализация достигается многоступенчатым абстрагированием и правомерная только в определенных границах.

Формализация - это метод изучения разных объектов, при котором основные закономерности явлений и процессов отображаются в знаковой форме с помощью формул или специальных символов. Формализация обеспечивает общность подходов к решению разных задач, разрешает формировать известные модели предметов и явлений, устанавливать закономерности между фактами, которые изучаются. Символика искусственного языка (химия, математика, экономика) разрешает четко и коротко фиксировать определенные значения, не допуская разного толкования, которое невозможно при пользовании обычным языком.

Гипотеза - эта научно обоснованная система умозаключений, через которую на основе ряда факторов формируются выводы о существовании объекта, связей или причины явления. Гипотезы являются формой перехода от фактов к законам.

Создание теории эта наиболее высокая форма обобщения и систематизация знаний. Она является совокупностью основных идей, понятий, толкований в той или другой области науки, объединенных в одну достоверную систему знаний об объекте теории. Необходимыми элементами теории являются экспериментальные факты, гипотезы, законы.

Задача и роль научной теории в наибольшей мере проявляются в объяснении механизма и суть известных явлений и в особенности в прогнозировании новых, которые раньше не наблюдалось.

В современных теориях принято выделять такие основные компоненты:

  1. исходную экспериментальную основу в виде фактов, которые требуют теоретического объяснения;
  2. исходную теоретическую основу - идеализированную модель наиболее существенных связей с реальностью объекта теории, которая создается на основе совокупности постулатов, аксиом, гипотез и т.п.;
  3. логику теории - много допустимых в рамках теории правил логического вывода и доведений;
  4. совокупность теоретически выведенных утверждений с их доведением, которые являются основным массивом теоретического исследования и теоретических знаний.

Теоретические разработки научного исследования составляют такие основные разделы:

  • изучение физической или экономической сути процесса, явления;
  • формирование гипотезы исследование, выбор, обоснование и разработка физической или экономической модели;
  • математизация модели;
  • анализ теоретических решений, формулирование выводов.

Результатами научных исследований, которые проводятся с помощью эксперимента, являются эмпирические законы, которые выражают конкретные закономерности и обобщают результаты определенного эксперимента.

Теоретические законы находят свое подтверждение и обоснование через эмпирические законы. В свою очередь эмпирические законы могут быть более понятными на основе теоретических.

Следующим важным этапом является выдвижение научной гипотезы для объяснения и обобщения новых фактов, которые не вкладываются у рамки существующих представлений. В этом понимании гипотеза имеет характер научно обоснованной вероятности существования фактов, который является за пределами непосредственного наблюдения.

Для обоснования и доведения гипотез следует рядом с имеющимися фактами проводить поиск новых, осуществлять эксперимент и анализ предшествующих результатов.

Научная теория должна быть адекватной объекту или явлению, которое описывается, что разрешает в определенных границах заменить экспериментальные исследования теоретическими. Теория может удовлетворять требования полноты описания отдельной сферы действительности, объяснять взаимосвязи между разными компонентами системы, в ней должны существовать связи между разными положениями, которые обеспечивают переход от одних утверждений к другим.

Теория может характеризоваться эвристичностью, конструктивностью, простотой.

Эвристичность теории состоит в ее предусмотрении, объяснении возможностей. Математический аппарат теории должен разрешать делать не только точные количественные предусмотрения, а и открывать новые явления.

Конструктивность теорий состоит в простом осуществлении по определенным правилам проверки основных ее положений.

Простота теории достигается применением обобщенных законов, сокращением и уплотнением информации с помощью определенных сокращений (определений).

Развитие теории осуществляется двумя путями: эволюционным, если теория сохраняет свою качественную определенность, и революционным - если проходит изменение ее основных исходных компонентов, математического аппарата и методологии. По сути это является создание новой теории, которое проходит тогда, если возможности старой теории исчерпанные.

Дедукция - исследовательский прием, который состоит усталость, которая конкретные положения выводятся из общим.

Индукция - это метод, при котором за конкретными фактами и явлениями устанавливаются общие принципы и законы.

При теоретических исследованиях используют оба метода. Обосновывая гипотезу научного исследования, устанавливается ее соответствие общим законам диалектики и формируется на основе конкретных фактов.

Важную роль в теоретических исследованиях сядут способы анализа и синтеза.

Анализ - это способ научного исследования, за которым явление делится на составные.

Синтез - исследование явления в целом, на основе объединения связанных одного с другим элементом в единое целое. Синтез разрешает обобщить понятия, законы и теории.

Методы анализа и синтеза взаимосвязаны, их одинаково часто используют в научных исследованиях.

В научных исследованиях широко применяют метод абстрагирования, то является отказ от второстепенных фактов с целью сосредоточения на важных особенностях явления, которое изучается.

В ряде случаев используют аксиоматический метод - способ построения научной теории, за которым некоторые аксиомы (постулаты) принимаются без доказательств и потом используются для получения дальнейших знаний по определенному логическому правилу.

Одним из важных методов научного познания является аналогия, по которой получают новые знания об объектах или явления на основе того, что они являются подобными другим. Мера достоверности по аналогии зависит от количества подобных признаков в сравнительных явлениях (чем их больше, тем большая вероятность в них заключена).

Аналогия тесно связана с моделированием или модельным экспериментом.

Гипотетический метод познания предусматривает разработку научной гипотезы, научного пред усмотрения, которые имеют элементы новизны и оригинальности на базе всех основных методов. В прикладных науках этот метод является основным. Его методология включает следующее: изучение физической, экономической и других сторон сути явления, которое исследуется с помощью методов моделирование, анализа, синтеза и т.п.

В последнее время большое значения приобретают исследования по вопросам прогнозирования и экономического обоснования, а также организации производства, которое воплощается в комплексе сложной системы, этому оказывает содействие использование ЭВМ.

На теоретическом уровне проводятся логические исследования собранных фактов, изготовление понятий, утверждений, делаются умозаключения.

При изучении сложных, взаимосвязанных проблем используют системный анализ, который широко применяется в экономике, менеджменте. В основе системного анализа лежит понятие системы, под которой понимают совокупность многих объектов, которые характеризуются раньше определенными свойствами с фиксированными между ними отношениями. На основе этого понятия учитывают связи, проводится количественное сравнение всех альтернатив, для того чтобы осознанно выбрать наилучшее решение, которое оценивается по любому критерию.

Системный анализ состоит из четверых этапов. Первый - определение объекта, целей и задач исследования, а также критериев для изучения и управления объектом. Неправильно поставленная задача может свести на нет все результаты следующего анализа. Во время второго этапа определяются границы системы, ее структура; объекты и процессы, которые имеют отношение к поставленной цели. Третий, основной этап системного анализа, предусматривает складывание математических моделей исследуемой системы. На четвертом этапе полученную математическую модель анализируют и формируют выводы.

Итак, теория выступает как доказательство истинности эксперимента. Успешное выполнение теоретических исследований зависит не только от мировоззрения, настойчивости и целеустремлённости научного работника, а и от того, в какой мере он владеет методами дедукции и индукции.

 

Лекция №4

Источники информации и их использования в научно-исследовательской работе.

В процессе подготовки и проведения любого исследования можно выделить пять основных этапов:

- этап накопление научной информации: библиографический поиск научной информации, изучения документов, основных источников темы, составление обзора литературы, выбор аспектов исследования;

- формулировка темы, цели и задачи исследования, определение проблемы, обоснование объекта и предмета, цели, главных задач, гипотезы исследования;

- теоретическое исследования - обоснование направлений, выбор общей методики, методов, разработка концепции, параметров, формулировка выводов исследования;

- проведение эксперимента - разработка программы, методики, получение и анализ данных, формулирование выводов и результатов исследования;

- оформление результатов научного исследования, выводов, рекомендаций, уточнения научной новизны и практической значимости.

Как видим, исследование начинается с анализа информационных материалов по выбранной теме. Информацию разделяют на:

- обзорную (вторичную) обзор научных материалов;

- реферативную, что содержится в описаниях прототипов научных задач;

- реферативную (вторичную), что содержится в аннотациях, резюме, рефератах;

- сигнальную (вторичную) - данные предыдущего сообщения;

- справочную (вторичную) - систематизированные краткие сведения в любой отрасли знаний.

Следовательно, при обработке информации ее можно разделить на две группы.

Первичная информация - это исходная информация, которая является результатом непосредственных социологических экспериментальных исследований, изучение практического опыта (это фактические данные, собранные исследователем, их анализ и проверка).

Вторичная информация - это результат аналитической обработки и публикации информации по теме исследования (это опубликованы документы, обзор информации по теме). Это:

- информационные издания (сигнальная информация, реферативные журналы, экспресс-информация, обзоры);

- справочная литература (энциклопедии, словари);

- каталоги и картотеки;

- библиографические издания

Эта информация служит теоретическим и экспериментальным фундаментом, основой проведения научного исследования, является доказательством научной обоснованности ее работы, достоверности и новизны.

Достоверность - это достаточное правильность, доказательство того, что названный результат (закон, совокупность фактов) является истинным, правильным. Достоверность результатов и выводов обосновывается экспериментом, логическим доказательством, анализом литературных и архивных источников, проверенных на практике. Есть три группы методов доказательства достоверности: аналитические, экспериментальные подтверждения практики.

К важнейшим методам научного познания принадлежат аналитические методы. Их суть - доказательство результата через логические, математические преобразования, анализ статистических данных, опубликованных и неопубликованных документов (учетных, плановых, аналитических, анкетных).

В процессе эксперимента проводятся научные исследования сравниваются теоретические и экспериментальные результаты. При сопоставлены научного результата с практикой необходимо совпадение теоретических положений с явлениями, которые наблюдаются в практических ситуациях. Поэтому для изучения теоретических основ темы исследования требуется глубокая проработка источников информации.

Выписки.

В толковом словаре говорится: «Выписать — значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки» (от слова «выбрать»). Вся сложность выписывания заключается как раз в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников. Выписи делаются после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом. Остерегайтесь обильного автоматического выписывания цитат взамен творческого освоения и анализа текста. Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами.

Часто записей в виде плана и тезисов бывает недостаточно для полноценного усвоения материала. В этом случае прибегают к конспектированию, т.е. к переработке информации за счет ее свертывания.

Конспектом называется краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план, тезисы, выписки, цитаты. Конспект в отличие от тезисов воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними, в конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.

Существуют разнообразные виды и способы конспектирования. Одним из наиболее распространенных является, так называемые текстуальный̆ конспект, который̆ представляет собой последовательную запись текста книги или статьи. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.

Конспекты могут быть плановыми, пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определённая часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом.

В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы. Например, вопросно-ответный конспект «Стили педагогического общения»

1.Что такое педобщение?

Многоплановый процесс организации, установления, развития коммуникации, взаимопонимания, взаимодействия между учителем и учащимися, порождаемый̆ целями и содержанием их совместной̆ деятельности.

2.Какие существуют стили ПО?

Авторитарный (единоличное решение педагогом все вопросы жизнедеятельности и учения, тактика диктата и опеки, устойчивые конфликты, неадекватная самооценка уч-ся).

 

Демократический (субъектное взаимодействие, открытое, свободное обсуждение проблем, сотрудничество).

 

 

Попустительский (формальное выполнение педагогом своих обязанностей̆ равнодушие, незаинтересованность учителя, низкая дисциплина и успеваемость)

3.Как установить целесообразные взаимоотношения с уч-ся?

Влияние личности учителя; взаимопонимание; апатия, педагогический такт и авторитет; адекватность оценок поведения и деятельности уч-ся; педагогическое требование.

Очень удобно пользоваться схематической записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Наиболее распространёнными являются схемы типа "генеалогическое древо" и "паучок". В схеме "генеалогическое древо" выделяются основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т.п. и располагаются в последовательности "сверху-вниз" - от общего понятия к его частным составляющим.

В схеме типа "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который̆ составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их на схеме так, что они образуют "ножки паучка". Для того, чтобы усилить их устойчивость, нужно присоединить к каждой̆ "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без пояснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. В схеме можно использовать фрагменты текста, объяснения, пояснения, выписки. Такая запись позволяет лучше ориентироваться в материале при ответе.

Можно воспользоваться смешанным (комбинированным) способом конспектирования. Такие конспекты представляют собой сочетание всех (или нескольких) перечисленных способов.

При любом виде конспектирования важно не забывать о том, что:

1. Записи должны быть убористыми, на странице нужно размещать как можно больше текста, это улучшает его обозреваемость.

2. Запись полезно делить, для этого используются:- подзаголовки, - абзацные отступы, - пробельные строки.

Все это организует запись.

3. Нужно пользоваться оформительскими средствами:

-делать в тексте конспекта подчеркивания, а на полях тетради отчёркивай (например, вертикальные),

- заключать законы, основные понятия, правила и т.п. в рамки, -пользоваться при записи различными цветами,-писать разным шрифтом.

4. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление. В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию.

3). Систематизация и хранение информации

Отберите нужный̆ материал, собранный̆ при работе с источником. Его следует систематизировать и хранить в картотеке научных статей̆, выписок, газетных и журнальных вырезок. На карточку заносятся факт, вопрос, теоретические положения. Над каждой̆ выпиской̆ указывают проблему выписки, а также библиографическую справку источника (фамилию автора, название книги, год издания, страницу). Карточки в картотеке помещают в определенные рубрики. Хранить следует самый̆ существенный̆ материал, постоянно его обновляя. Этому способствует знакомство с новой̆ научной̆, учебной̆, методической̆ литературой̆ и публикациями периодики.

Современные компьютерные технологии предлагают большие возможности в систематизации и хранении информации. Так, в компьютере можно организовать информационное пространство своей̆ исследовательской̆ работы, использую правила.

 

Лекция №5

Методика работы с источниками информации.

Методы работы с научной литературой

План:

Конспектирование источников

Виды конспектирования:

  • выборочное и сквозное;
  • репродуктивное и продуктивное.

Каждый вид конспектирования отличается особенностями, определяющими пригодность для решения разных задач.

Формы конспектирования:

  • выписки;
  • составление плана;
  • тезисы;
  • аннотация;
  • рецензия.

Лекция №6

Лекция №7

Содержание

  • Виды и методы публичного выступления
  • Особенности публичной речи
  • Требования и технология публичного выступления
  • 10 основных ошибок начинающего оратора

Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.

Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

  • быть уверенным в себе;
  • уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
  • кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
  • уметь заинтересовывать аудиторию;
  • артистизм и харизма;
  • дар убеждения.

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

Особенности публичной речи

Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно — субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.

Речь оратора имеет ряд особенностей:

  • Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменные настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
  • Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
  • Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
  • Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики.

Требования и технология публичного выступления.

Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.

Общие приемы и требования к публичному выступлению:

  • Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
  • Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
  • Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чув


Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 5256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.174 (0.021 с.)