Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие методологии и методики научных исследований.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Процесс познания, как основа любого научного исследования, является сложным и требует концептуального подхода на основе определенной методологии. Методология происходит от греческого слова menthoges - познание и logos - учение. Итак, это учения об исследовательских приемах, о правилах мышления при создании теории науки. Понятие методологии является сложным и в разных литературных источниках поясняется по-разному. В многих зарубежных литературных источниках понятия методологии и исследовательских приемов не разграничиваются. Отечественные научные работники методологию рассматривают как учение о научных методах познания и как систему научных принципов, на основе которых базируется исследование и проводится выбор познавательных средств, методов и приемов исследования. Наиболее целесообразным является определение методологии как теории исследовательских приемов, создание научных концепций, как системы знаний о теории науки или системы исследовательских приемов. По определению авторов учебника "Организация и методика научно-исследовательской деятельности" В. Шейко и Н. Кушнаренко, методология - это концептуальное изложение цели, содержания, исследовательских приемов, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях. Итак, в этом определении точно сформулированные основные функции методологии, которые сводятся к следующего: - определение способов получения научных знаний, которые отображают динамические процессы и явления; - определение определенного пути, на котором достигается научно-исследовательская цель; - обеспечение всестороннего получения информации относительно процесса или явления, которое изучается; - введение новой информации к фонду теории науки; - уточнение, обогащение, систематизация сроков и понятий в науке; - создание системы научной информации, которая базируется на объективных фактах, и логико-аналитического инструмента научного познания. Методология - это наука о структуре, логическую организацию, средства и методы деятельности вообще. Обычно под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, которая представляет собой совокупность теоретических положений о принципах построения, формы и способы научно-познавательной деятельности. Методологию можно рассматривать и как определенную систему основоположных идей. Совокупность методов, которые применяются при проведении научных исследований в границах той или другой науки, составляют ее методологию. Это понятие имеет два значения: во-первых, методология - это совокупность средств, методов, приемов, которые применяют в определенной науке, во-вторых, это область знаний, которая изучает средства, принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности человека. Итак, методология - философское учение о методах познания и преобразование действительности, использование принципов мировоззрения в процессе познания и практики. Развитие методологии - одна с сторон развития науки в целом. Любое научное открытие имеет не только предметный, а и методологическое содержание, поскольку это связан с критическим переосмыслением существующего аппарата понятий, предпосылок и подходов к интерпретации объекта, явления, которое изучается. Методология - это совокупность правил определения понятий, вывод одних знаний из других, методов, приемов, операций научного исследования во всех областях науки и на всех этапах исследования. Ныне методология выступает как отдельная научная дисциплина, которая изучает технологию проведения научных исследований; описание и анализ этапов исследований и ряд других проблем. Методология - это учения о системе научных принципов и способов исследовательской деятельности. Она включает фундаментальные, общенаучные принципы, которые служит ее основой, конкретно научные принципы, которые лежат в основе теории той или другой дисциплины или научной области, и систему конкретных методов и техник, которые применяются для решения специальных исследовательских задач. Главная цель методологии науки - изучение и анализ методов, средств, приемов, с помощью которых получают новые знания в науке как на эмпирическому, так и теоретическому уровнях познание. Методология - это схема, план решения поставленных задач научного исследования. Методология научного исследования рассматривает наиболее существенные особенности и признаки исследовательских приемов, раскрывает их за общностью и глубиной анализа. Например, изучая конкретные способы проведения эксперимента, наблюдений, измерение, методология науки выделяет те признаки, которые присущий любому эксперименту. Наиболее важным для методологии науки является определение проблемы, построение предмета исследования и научной теории, проверки истинности результатов. Осмыслением методов научного познания, разработкой его методологии занимались выдающиеся ученые как минувшего, так и настоящего времени: Аристотель, Ф. Бекон, Г. Галилей, И. Ньютон, Г. Лейбниц, М. Ломоносов, Ч. Дарвин, Д. Менделеев, И. Павлов, А. Эйнштейн, Н. Бор, Ю. Дрогобыч и прочие. В период античной культуры появились первые ростки методологии получение новых знаний. Так, старинные греки наиболее целесообразным способом открытия новых истин признавали дискуссии, в результате которых обнаруживались противоречие о предмете обсуждения, противоречивость трактований, которые разрешало отстаивать ненадежные и маловероятные догадки. Формирование основных идей методологии науки началось в эпоху Возрождения, чему в значительной мере оказывали содействие успехи в природоведении и начало размежевания философии и специальных наук - как фундаментальных и прикладных. В связи с этим особого значения приобрели исследовательские приемы, которые являются составной частью познавательного процесса и сыграют важную роль в науке. В структуре науки все научные дисциплины, которые образовывают систему наук, делятся натры основные группы: естественные, гуманитарные и технические науки. Разные научные дисциплины отличаются одна от одной не только характером и содержанием объекта изучения, а и специфическими, так называемыми конкретными научными методами. В науке от категории, исследовательских приемов и обобщения часто зависят конечные результаты исследования в целом. Сложность, многогранность и междисциплинарный статус любой научной проблемы требует определенной методики исследования. Методика - это учения об особенностях применения отдельного метода или системы методов. Методика является системной совокупностью приемов исследования, это система правил использования методов, приемов и техники исследования. Если эта совокупность строго последовательная от начала исследования и к получению результатов, то это называется алгоритмом. Выбор конкретных исследовательских приемов диктуется характером материала, условиями и целью конкретного исследования. Методы - это благоустроенная система, в которой определяется их место соответственно конкретному этапу исследования, использование технических приемов и проведения операций с теоретическим и практическим материалом в определенной последовательности. Создание научной методологии и методики исследований является большой победой человеческого ума.
Лекция №3 Методология теоретических исследований. Теоретическое исследование по методологической точке зрения належит к высшему уровню научного знания. Оно раскрывает и обосновывает более глубинные и существенные стороны явлений, которые изучаются. На теоретическом уровне исследования используются такие общенаучные методы:
Идеализация - это мысленное создание объектов и условий, которые не существуют в действительности и не могут быть практически созданы. Она дает возможность реальным объектам в воображении предоставить гипотетически нереальные признаки, которые разрешают решить задачи в законченном виде. Например, в разных областях знаний широко применяют понятие абсолютно черного, абсолютно белого тела, идеальной жидкости. Идеализация достигается многоступенчатым абстрагированием и правомерная только в определенных границах. Формализация - это метод изучения разных объектов, при котором основные закономерности явлений и процессов отображаются в знаковой форме с помощью формул или специальных символов. Формализация обеспечивает общность подходов к решению разных задач, разрешает формировать известные модели предметов и явлений, устанавливать закономерности между фактами, которые изучаются. Символика искусственного языка (химия, математика, экономика) разрешает четко и коротко фиксировать определенные значения, не допуская разного толкования, которое невозможно при пользовании обычным языком. Гипотеза - эта научно обоснованная система умозаключений, через которую на основе ряда факторов формируются выводы о существовании объекта, связей или причины явления. Гипотезы являются формой перехода от фактов к законам. Создание теории эта наиболее высокая форма обобщения и систематизация знаний. Она является совокупностью основных идей, понятий, толкований в той или другой области науки, объединенных в одну достоверную систему знаний об объекте теории. Необходимыми элементами теории являются экспериментальные факты, гипотезы, законы. Задача и роль научной теории в наибольшей мере проявляются в объяснении механизма и суть известных явлений и в особенности в прогнозировании новых, которые раньше не наблюдалось. В современных теориях принято выделять такие основные компоненты:
Теоретические разработки научного исследования составляют такие основные разделы:
Результатами научных исследований, которые проводятся с помощью эксперимента, являются эмпирические законы, которые выражают конкретные закономерности и обобщают результаты определенного эксперимента. Теоретические законы находят свое подтверждение и обоснование через эмпирические законы. В свою очередь эмпирические законы могут быть более понятными на основе теоретических. Следующим важным этапом является выдвижение научной гипотезы для объяснения и обобщения новых фактов, которые не вкладываются у рамки существующих представлений. В этом понимании гипотеза имеет характер научно обоснованной вероятности существования фактов, который является за пределами непосредственного наблюдения. Для обоснования и доведения гипотез следует рядом с имеющимися фактами проводить поиск новых, осуществлять эксперимент и анализ предшествующих результатов. Научная теория должна быть адекватной объекту или явлению, которое описывается, что разрешает в определенных границах заменить экспериментальные исследования теоретическими. Теория может удовлетворять требования полноты описания отдельной сферы действительности, объяснять взаимосвязи между разными компонентами системы, в ней должны существовать связи между разными положениями, которые обеспечивают переход от одних утверждений к другим. Теория может характеризоваться эвристичностью, конструктивностью, простотой. Эвристичность теории состоит в ее предусмотрении, объяснении возможностей. Математический аппарат теории должен разрешать делать не только точные количественные предусмотрения, а и открывать новые явления. Конструктивность теорий состоит в простом осуществлении по определенным правилам проверки основных ее положений. Простота теории достигается применением обобщенных законов, сокращением и уплотнением информации с помощью определенных сокращений (определений). Развитие теории осуществляется двумя путями: эволюционным, если теория сохраняет свою качественную определенность, и революционным - если проходит изменение ее основных исходных компонентов, математического аппарата и методологии. По сути это является создание новой теории, которое проходит тогда, если возможности старой теории исчерпанные. Дедукция - исследовательский прием, который состоит усталость, которая конкретные положения выводятся из общим. Индукция - это метод, при котором за конкретными фактами и явлениями устанавливаются общие принципы и законы. При теоретических исследованиях используют оба метода. Обосновывая гипотезу научного исследования, устанавливается ее соответствие общим законам диалектики и формируется на основе конкретных фактов. Важную роль в теоретических исследованиях сядут способы анализа и синтеза. Анализ - это способ научного исследования, за которым явление делится на составные. Синтез - исследование явления в целом, на основе объединения связанных одного с другим элементом в единое целое. Синтез разрешает обобщить понятия, законы и теории. Методы анализа и синтеза взаимосвязаны, их одинаково часто используют в научных исследованиях. В научных исследованиях широко применяют метод абстрагирования, то является отказ от второстепенных фактов с целью сосредоточения на важных особенностях явления, которое изучается. В ряде случаев используют аксиоматический метод - способ построения научной теории, за которым некоторые аксиомы (постулаты) принимаются без доказательств и потом используются для получения дальнейших знаний по определенному логическому правилу. Одним из важных методов научного познания является аналогия, по которой получают новые знания об объектах или явления на основе того, что они являются подобными другим. Мера достоверности по аналогии зависит от количества подобных признаков в сравнительных явлениях (чем их больше, тем большая вероятность в них заключена). Аналогия тесно связана с моделированием или модельным экспериментом. Гипотетический метод познания предусматривает разработку научной гипотезы, научного пред усмотрения, которые имеют элементы новизны и оригинальности на базе всех основных методов. В прикладных науках этот метод является основным. Его методология включает следующее: изучение физической, экономической и других сторон сути явления, которое исследуется с помощью методов моделирование, анализа, синтеза и т.п. В последнее время большое значения приобретают исследования по вопросам прогнозирования и экономического обоснования, а также организации производства, которое воплощается в комплексе сложной системы, этому оказывает содействие использование ЭВМ. На теоретическом уровне проводятся логические исследования собранных фактов, изготовление понятий, утверждений, делаются умозаключения. При изучении сложных, взаимосвязанных проблем используют системный анализ, который широко применяется в экономике, менеджменте. В основе системного анализа лежит понятие системы, под которой понимают совокупность многих объектов, которые характеризуются раньше определенными свойствами с фиксированными между ними отношениями. На основе этого понятия учитывают связи, проводится количественное сравнение всех альтернатив, для того чтобы осознанно выбрать наилучшее решение, которое оценивается по любому критерию. Системный анализ состоит из четверых этапов. Первый - определение объекта, целей и задач исследования, а также критериев для изучения и управления объектом. Неправильно поставленная задача может свести на нет все результаты следующего анализа. Во время второго этапа определяются границы системы, ее структура; объекты и процессы, которые имеют отношение к поставленной цели. Третий, основной этап системного анализа, предусматривает складывание математических моделей исследуемой системы. На четвертом этапе полученную математическую модель анализируют и формируют выводы. Итак, теория выступает как доказательство истинности эксперимента. Успешное выполнение теоретических исследований зависит не только от мировоззрения, настойчивости и целеустремлённости научного работника, а и от того, в какой мере он владеет методами дедукции и индукции.
Лекция №4 Источники информации и их использования в научно-исследовательской работе. В процессе подготовки и проведения любого исследования можно выделить пять основных этапов: - этап накопление научной информации: библиографический поиск научной информации, изучения документов, основных источников темы, составление обзора литературы, выбор аспектов исследования; - формулировка темы, цели и задачи исследования, определение проблемы, обоснование объекта и предмета, цели, главных задач, гипотезы исследования; - теоретическое исследования - обоснование направлений, выбор общей методики, методов, разработка концепции, параметров, формулировка выводов исследования; - проведение эксперимента - разработка программы, методики, получение и анализ данных, формулирование выводов и результатов исследования; - оформление результатов научного исследования, выводов, рекомендаций, уточнения научной новизны и практической значимости. Как видим, исследование начинается с анализа информационных материалов по выбранной теме. Информацию разделяют на: - обзорную (вторичную) обзор научных материалов; - реферативную, что содержится в описаниях прототипов научных задач; - реферативную (вторичную), что содержится в аннотациях, резюме, рефератах; - сигнальную (вторичную) - данные предыдущего сообщения; - справочную (вторичную) - систематизированные краткие сведения в любой отрасли знаний. Следовательно, при обработке информации ее можно разделить на две группы. Первичная информация - это исходная информация, которая является результатом непосредственных социологических экспериментальных исследований, изучение практического опыта (это фактические данные, собранные исследователем, их анализ и проверка). Вторичная информация - это результат аналитической обработки и публикации информации по теме исследования (это опубликованы документы, обзор информации по теме). Это: - информационные издания (сигнальная информация, реферативные журналы, экспресс-информация, обзоры); - справочная литература (энциклопедии, словари); - каталоги и картотеки; - библиографические издания Эта информация служит теоретическим и экспериментальным фундаментом, основой проведения научного исследования, является доказательством научной обоснованности ее работы, достоверности и новизны. Достоверность - это достаточное правильность, доказательство того, что названный результат (закон, совокупность фактов) является истинным, правильным. Достоверность результатов и выводов обосновывается экспериментом, логическим доказательством, анализом литературных и архивных источников, проверенных на практике. Есть три группы методов доказательства достоверности: аналитические, экспериментальные подтверждения практики. К важнейшим методам научного познания принадлежат аналитические методы. Их суть - доказательство результата через логические, математические преобразования, анализ статистических данных, опубликованных и неопубликованных документов (учетных, плановых, аналитических, анкетных). В процессе эксперимента проводятся научные исследования сравниваются теоретические и экспериментальные результаты. При сопоставлены научного результата с практикой необходимо совпадение теоретических положений с явлениями, которые наблюдаются в практических ситуациях. Поэтому для изучения теоретических основ темы исследования требуется глубокая проработка источников информации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 1375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.017 с.) |