Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии хорошего конспекта:

Поиск
  • краткость (не более 1/8 первичного текста);
  • целевая направленность;
  • аналитичность;
  • научная корректность;
  • ясность (отчётливость и однозначность), понятность.

Конспектированию лучше учиться в самом начале исследовательской работы, т. е. на стадии выполнения реферата.

3. Методы обработки содержания научных текстов

Читая и конспектируя научную литературу, следует подумать о том, как она будет представлена в тексте тематического реферата, курсовой и дипломной работы. Рекомендуется содержание текстов обрабатывать. Это делается с помощью теоретических методов и преимущественно методов анализа. Назовём методы, чаще всего используемые студентами.

Метод деконструкции заключается в возможности изменять последовательность высказываний автора, отбирать нужный материал и включать его в свой текст с указанием источника, сочетать его с высказываниями других исследователей и давать свою интерпретацию. Этот метод основан на праве читателя и пользователя толковать и оценивать текст согласно своим взглядам и потребностям, не искажая авторский вариант.

Аксиоматический метод – построение авторского текста на основе некоторых положений изучаемого научного текста, принятых как аксиоматические (исходные, не требующие доказательств), на основе которых чисто логическим путём, посредством доказательств (аргументации) выводятся все остальные положения. Так, студент использует терминологию исходных текстов, идеи, законы, которыми затем руководствуется, приняв их за аксиомы. Эти тексты общеизвестных и общепринятых положений дополняются своим материалом – различного рода анализом и оценкой (выводами).

Дескриптивный метод – описание изучаемого явления, процесса, качества с помощью дескрипторов (слов и словосочетаний, служащих для описания основного смыслового содержания документа). Дескрипторы – это опорные слова, выражающие основное смысловое содержание изучаемого явления. Например, при изучении и описании технологических инноваций в социальной работе ими будут: традиция, инновация, технология, технологический процесс, технологическая задача, социальная проблема, социальный проект.

Диахронический метод предполагает изучение каких-либо идей, научных школ в их историческом появлении, становлении и развитии. Чаще всего применяется при описании исторического материала, написании глав и параграфов, посвящённых истории вопроса.

Аспектный анализ представляет собой рассмотрение научного текста под каким-нибудь конкретным углом зрения, через призму какой-либо определённой теории или идеи, на основе какого-либо учения. Этот метод реализуется, когда научный материал интерпретируется с учётом определённых проблем практики.

Герменевтический анализ позволяет выявить скрытые, неявные смыслы научного текста. Например, установление мировоззренческих взглядов автора научного текста, о которых он прямо не заявляет в тексте работы, или выявление исторически верных смыслов, используемых автором анализируемого текста терминов и понятий, отнесение его научных идей к каким-либо научным школам. Применяя такой анализ можно получить новую информацию для своей работы – собственную, которая и составит научную новизну исследования.

Голографический анализ – анализ целостного явления или процесса во всех его связях и зависимостях, в движении и отношениях с внешней средой. Это самый сложный вид аналитического рассмотрения, с помощью которого соединяются теоретические знания о предмете исследования и осведомлённость в практике его функционирования, выявляются его всевозможные внутренние структуры и их взаимодействие. Этот метод находится в стадии становления. Опыт его применения студентами очень важен.

Критический анализ – метод выявления сильных и слабых сторон научного текста. Чаще всего применяется студентами в сочетании с диахроническим методом при оценке вклада учёных в разработку того или иного вопроса.

Концептуальный анализ – это анализ научного текста в ракурсе определённой концепции или теории, а также поиск концептуальных основ проведённого автором исследования и полученных им выводов.

Проблемный анализ – анализ нерешённой, находящейся в стадии исследования проблемы. Он предполагает постановку проблемы и её интерпретацию, при этом ситуация такова, что-либо ещё нет определённых методов её исследования, либо адекватного и достаточного факто логического материала, либо отсутствует единый к ней подход.

Системный анализ – рассмотрение предмета исследования по возможности во всех его внутренних и внешних связях и зависимостях. От голографического метода он отличается тем, что с его помощью можно рассматривать предмет исследования в статике, условно выделив его из практики и даже дистанцируясь от неё, лишь на одном теоретическом материале.

Сравнительный анализ – метод сопоставления и выявления общих и различных признаков, свойственных двум или более объектам исследования (идей, подходов, решений и др.).

Феноменологический анализ – анализ какого-либо крупного явления социальной жизни, процесса, системы как феномена науки и научное описание их состава и наиболее общих характеристик. С его помощью "собираются" все знания, которые получены в науке при исследовании таких явлений.

Кроме этих методов изучения теоретического материала научных текстов, существуют структурный, обзорный, обобщающий, функциональный и другие виды анализы, широко применяемые студентами. Можно использовать и иные методы работы с научными текстами. Например:

актуализацию – восстановление значимости забытого материала;

моделирование – создание собственной концепции понимания и объяснения предмета исследования и др.

Выбор метода изучения научного текста основывается на постановке чёткой цели исследования и его задач, на понимании специфики рассматриваемого текста, на владении техникой того или иного анализа. Выбранные и применяемые методы обработки содержания теоретической литературы обязательно указываются во "Введении" в разделе "Методы исследования", в его подразделе "Теоретические методы исследования".

4. Понятийно-терминологический аппарат исследования

Научные понятия, представленные в тексте как термины, составляют основу любого исследования. Они определяют его логику, обеспечивают развитие мысли.

Любой тематический реферат, курсовая и дипломная работы имеют внутреннюю систему понятий, в которой есть свои категории, соподчинительные связи. Очень важно выстроить понятийно-терминологическую систему собственной работы и убрать противоречия и излишества, мешающие чётко и просто представить тему. Это и есть труд по составлению тезауруса. Последний может включать 5-10 терминов в тематическом реферате, 10-15 терминов – в курсовой и не менее 20-25 терминов – в дипломной работе.

При использовании научной терминологии следует соблюдать некоторые правила:

  • используйте научную терминологию в объёме, не превышающем необходимость её для раскрытия темы, не перегружайте ею текст;
  • пользуйтесь лишь понятными вам терминами;
  • сохраняйте устоявшийся в науке смысл и значение используемого термина;
  • если вводятся новые научные термины, давайте их определения.

Делая свой текст "прозрачным" (понятным), вы демонстрируете ясность мысли, творческий подход к понятийно-терминологическому аппарату и уважение к читающему.

В исследовательской деятельности всегда надо помнить о поли функциональности научной терминологии как способности термина обозначать в разных ситуациях различные явления и состояния. Всегда надо уточнять, в каком смысле мы используем термин и какова его функция.

Следует избегать частого повтора одного и того же термина; повторяющийся термин может быть заменён местоимением или синонимичным существительным.

 

Лекция №6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.245 (0.01 с.)