Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные правила составления библиографического описания.

Поиск

1. Библиографическое описание книги одного автора:

Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской̆ деятельности / В.И. Андреев. – М., 1981

2. Библиографическое описание книги двух и более авторов:

Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении / П.И. Пидкасистый, В.И. Коротяев. – М, 1978

3. Библиографическое описание журнальной̆ или газетной̆ статьи:

Амирова С.С. Самоорганизация личности в процессе обучения / С.С. Амирова // Педагогика. – 1993. – No 5

4. Библиографическое описание сборника научных трудов:

Психологические проблемы самореализации личности: Сб. научн. тр. / Под ред. О.Г.Кукосяна. – Краснодар, 2001

5. Библиографическое описание автореферата диссертации:

Федотова Н.А. Развитие исследовательской̆ компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дисс..... канд. пед. наук / Н.А. Федотова. – Улан-Удэ, 2010

2). Чтение научной литературы

Чтобы успешно работать с учебной̆ и научной̆ литературой̆, необходимо владеть культурой̆ чтения. Культура чтения включает в себя: регулярность чтения, скорость чтения, виды чтения, умение работать с информационно-поисковыми системами и каталогами библиотек, рациональность чтения, умение вести различные виды записей.

Чтобы овладеть как можно большим пластом литературного материала, необходимо уметь быстро читать. Скорость чтения — не самоцель. Она обязательно должна сопровождаться качеством усвоения содержания текста, его воспринимаемостью, осмыслением и запоминанием самой существенной информации.

Для исследователя важно уметь определять цели чтения, владеть различными видами чтения.

Различают следующие цели чтения:

  • информационно-поисковая — найти нужную информацию
  • усваивающая — понять информацию и логику рассуждения;
  • аналитико-критическая — осмыслить текст, определить к нему свое отношение;
  • творческая — на основе осмысления информации дополнить и развить ее.

Чаще всего специалисты говорят о трех основных видах чтения:

1. Поисковое (просмотровое, ориентировочное): используется для предварительного ознакомления с книгой (статьёй). Главная задача – обнаружить, есть ли в книге необходимая информация. Для этого, обычно просматривается оглавление, аннотация, предисловие, заключение. Иногда такого чтения бывает вполне достаточно, чтобы составить представление о книге, об основных идеях автора, некоторых особенностях работы.

Если попытаться определить последовательность действий при этом виде чтения, то получиться следующее:

а) выделите заголовки и рубрики для того, чтобы получить общее представление о содержании и структуре текста. Заголовок или рубрику можно представить в виде вопроса. Например, заголовок "Система воспитания как условие развития личности" можно преобразовать в

вопрос "Какова должна быть система воспитания, чтобы сформировать растущего человека как личность?";

б) просмотрите первый̆ и последний̆ абзацы с тем, чтобы получить общее представление о содержании;

в) бегло просмотрите весь текст;

г) поставьте вопросы к тексту, который̆ предстоит прочитать: "Что мне известно по данной теме?", "Что мне предстоит узнать?" Благодаря просмотру подзаголовков и рубрик, и преобразования их в вопросы, ваше чтение становится активным, становится понятной цель чтения, появляется связь между новой информацией и имеющимися знаниями.

2. Выборочное чтение (ознакомительное, конспективное) используется при вторичном чтении, если есть необходимость более подробно уяснить, какую- то определенную информацию. В этом случае мы обращаем внимание только на те разделы книги (текста), которые нам необходимы.

3. Углубленное чтение (изучающее, аналитическое, критическое) - его главная задача – понять и запомнить прочитанное. При этом мы обращаем внимание на детали, анализируем информацию, даем ей оценку, критически осмысливаем и оцениваем прочитанное. Это самый серьёзный вид чтения, требующий вдумчивого отношения.

Для эффективного чтения можно предложить такую последовательность действий:

  1. Обзор и просмотр: просмотрите введение, оглавление, резюме для того, чтобы получить общее представление.
  2. Анализ - задумайтесь над тем, для чего вы читаете именно эту книгу, чем мотивирован ваш выбор.
  3. Активное чтение - по мере чтения выделяете основные мысли, сформулируйте их письменно. Запишите возникающие вопросы. Закончив работу, проверьте, насколько хорошо вы усвоили прочитанное.
  4. Развитие мысли - попытайтесь изложить свою собственную точку зрения относительно прочитанного.

Все виды чтения взаимосвязаны между собой̆ и нужно уметь читать по-разному. Результативность чтения определяется степенью усвоения материала и количеством затраченного на это времени. Читать быстро – немаловажное умение для исследователя. Средней скоростью чтения считается 200-250 слов в минуту. Однако истории известны люди, которые читали очень быстро, (О. Бальзак, А. Эдисон и др.). Джон Кеннеди, например, читал со скоростью примерно 1200 слов в минуту.

Для того, чтобы читать быстро, нужна тренировка по специальным упражнениям. Но уже сегодня вы можете повысить скорость, если обратите внимание на следующие рекомендации. Они помогут избежать некоторых недостатков, которые мы часто допускаем при чтении:

  • читайте без артикуляции, не проговаривайте слова, внутренняя речь значительно снижает скорость чтения;
  • читайте сверху вниз, скользя глазами по центру страницы, а не по строчкам;
  • читайте не словами, а целыми строками, расширяя периферийное зрение;
  • читайте без регрессий, т.е. не возвращайтесь к уже прочитанным словам, фразам;
  • читайте внимательно, отсутствие внимания при чтении приводит к тому, что чтение происходит механически и смысл прочитанного не доходит до сознания;
  • читайте с интересом, легко читается и запоминается то, что нам интересно, поэтому мотивируйте себя при чтении.

2). Методы фиксации полученной̆ информации

Информация становится ресурсом, если она может распределяться во времени и пространстве, использоваться для решения определенного круга задач. Информация становится ресурсом с момента фиксации ее на носителе (бумажном, электронном).

Первичная фиксация информации может быть сделана следующим образом: подчеркивания в книге, пометки на полях. Для пометок на полях можно воспользоваться такой̆ системой̆ обозначений:

! – очень важно;

? – вызывает сомнение, не понятно;

v – основное, обратить внимание;

= - вывод, резюме, итог;

В – выписать и др.

Фиксировать информацию можно и в виде записей: планов, тезисов, конспектов.

План - это краткая программа какого-нибудь изложения; совокупность кратко сформулированных мыслей̆-заголовков в сжатом виде представляет смысловую структуру текста. План — это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. План как вид записи обычно значительно более подробно передает содержание частей̆ текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей̆. Записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного. Однако, необходимо отметить, что план, как правило, говорит лишь о чем сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т. е. скупо упоминает о фактическом содержании, о схеме его расположения. Составляя план при чтении текста, прежде всего, стараетесь определить границы мыслей̆. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий̆ пункт плана. Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

Достоинства плана заключаются в том, что это самая краткая запись, которая отражает последовательность изложения и обобщает прочитанное; восстанавливает в памяти содержание источника; заменяет конспекты и тезисы; помогает составлению записей̆ и т.п.

Формулировка плана только называет то, о чем нужно сказать. То, что нужно сказать может быть сформулировано в тезисе.

План может быть простым, когда фиксируются основные мысли в пунктах плана, и сложным, с детализацией̆ каждого пункта подпунктами.

Действия при составлении плана могут быть следующими:

1. Просмотрите текст и разделите его на законченные отрывки. Ориентиром могут служить абзацы текста, хотя не всегда смысловая граница проходит по ним.

2. Определите основную мысль каждой̆ части, опираясь на ключевые слова и фразы, и сформулируйте ее.

3. Уточните формулировки и последовательно их запишите. Если вы поставите к каждый смысловой̆ части вопрос и запишите его, у вас получится вопросный̆ план.

Проследите на примере фрагмента из книги Ильина Е.Н. "Искусство общения" как определяется основная мысль отрывка и формулируется пункт плана.

 

 

Фрагмент книги

Пункт плана

"Отметки по литературе совсем не такие, как, предположим, по физике,

Этика отметки

химии. Учусь слушать ученика по- толстовски, т.е. слышать его и свой внутренний̆ голос...Улавливать ложные восторги, заранее заготовленную показную убежденность, чужой̆ «румянец», личное отношение, за которым "мнения чужие только святы". О чем думает ученик, когда говорит? Говорит ли, что думает? Или только думает, что сказать для хорошей̆ отметки? Высоким баллом оцениваю даже робкую попытку сказать что-то, уточнить, добавить, когда остальные молчат. Желание мыслить - уже результат. О трудном спрашиваю "трудных" – так их проще заставить работать".

 

Тезисы - это положения, кратко излагающие какую-либо идею или одну из основных мыслей̆, положений книги. Они могут быть выражены в форме утверждения или отрицания. Тезисы дают возможность раскрыть содержание, ориентируют на то, что нужно запомнить или сказать.

Действия при составлении тезисов могут быть следующие:

1. В каждом абзаце текста выделите ключевые предложения, несущие смысловую нагрузку.

2. Опираясь на выделенные предложения, сформулируйте основную идею абзаца распространенным предложением.

3. Классифицируете основные идеи и кратко сформулируйте то, что они передают.

Подобрав к каждому тезису аргументы (факты, цитаты и т.п.) и изложив их, вы получите текст вашего выступления, ответ на предложенную для семинара тему. Пример того, как можно сформулировать тезис.

Тезис

 

"При наличии одного магнитофона прослушивание

Ролевое участие детей̆

 

записей̆ поручается ученику параллельного класса во внеурочное время. Эта почетная работа доверяется только лучшим ученикам не чаще одного раза в учебную четверть. Затраты времени 15-20 минут. При наличии двух магнитофонов ребята из параллельного класса прослушивают записи непосредственно на уроке вовремя письменной̆ работы. В этот день за письменную работу им выставляются "пятёрки- автоматы", отличающиеся по цвету от других оценок в ведомости открытого учета знаний. Иногда некоторые ответы прослушивает учитель. Практика показала: ребята очень строгие судьи, и за все годы не было ни одного случая либерального отношения к ошибкам товарищей̆".

 

в учебном процессе, например, в оценивании результатов работы

 

Выписки.

В толковом словаре говорится: «Выписать — значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки» (от слова «выбрать»). Вся сложность выписывания заключается как раз в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников. Выписи делаются после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом. Остерегайтесь обильного автоматического выписывания цитат взамен творческого освоения и анализа текста. Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами.

Часто записей в виде плана и тезисов бывает недостаточно для полноценного усвоения материала. В этом случае прибегают к конспектированию, т.е. к переработке информации за счет ее свертывания.

Конспектом называется краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план, тезисы, выписки, цитаты. Конспект в отличие от тезисов воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними, в конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.

Существуют разнообразные виды и способы конспектирования. Одним из наиболее распространенных является, так называемые текстуальный̆ конспект, который̆ представляет собой последовательную запись текста книги или статьи. Такой конспект точно передает логику материала и максимум информации.

Конспекты могут быть плановыми, пишутся на основе составленного плана статьи, книги. Каждому вопросу плана соответствует определённая часть конспекта. Удобно в этом случае воспользоваться вопросным планом.

В левой части страницы вы ставите проблемы, затронутые в книге в виде вопросов, а в правой части страницы даете на них ответы. Например, вопросно-ответный конспект «Стили педагогического общения»

1.Что такое педобщение?

Многоплановый процесс организации, установления, развития коммуникации, взаимопонимания, взаимодействия между учителем и учащимися, порождаемый̆ целями и содержанием их совместной̆ деятельности.

2.Какие существуют стили ПО?

Авторитарный (единоличное решение педагогом все вопросы жизнедеятельности и учения, тактика диктата и опеки, устойчивые конфликты, неадекватная самооценка уч-ся).

 

Демократический (субъектное взаимодействие, открытое, свободное обсуждение проблем, сотрудничество).

 

 

Попустительский (формальное выполнение педагогом своих обязанностей̆ равнодушие, незаинтересованность учителя, низкая дисциплина и успеваемость)

3.Как установить целесообразные взаимоотношения с уч-ся?

Влияние личности учителя; взаимопонимание; апатия, педагогический такт и авторитет; адекватность оценок поведения и деятельности уч-ся; педагогическое требование.

Очень удобно пользоваться схематической записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

Наиболее распространёнными являются схемы типа "генеалогическое древо" и "паучок". В схеме "генеалогическое древо" выделяются основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т.п. и располагаются в последовательности "сверху-вниз" - от общего понятия к его частным составляющим.

В схеме типа "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который̆ составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их на схеме так, что они образуют "ножки паучка". Для того, чтобы усилить их устойчивость, нужно присоединить к каждой̆ "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без пояснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. В схеме можно использовать фрагменты текста, объяснения, пояснения, выписки. Такая запись позволяет лучше ориентироваться в материале при ответе.

Можно воспользоваться смешанным (комбинированным) способом конспектирования. Такие конспекты представляют собой сочетание всех (или нескольких) перечисленных способов.

При любом виде конспектирования важно не забывать о том, что:

1. Записи должны быть убористыми, на странице нужно размещать как можно больше текста, это улучшает его обозреваемость.

2. Запись полезно делить, для этого используются:- подзаголовки, - абзацные отступы, - пробельные строки.

Все это организует запись.

3. Нужно пользоваться оформительскими средствами:

-делать в тексте конспекта подчеркивания, а на полях тетради отчёркивай (например, вертикальные),

- заключать законы, основные понятия, правила и т.п. в рамки, -пользоваться при записи различными цветами,-писать разным шрифтом.

4. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление. В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию.

3). Систематизация и хранение информации

Отберите нужный̆ материал, собранный̆ при работе с источником. Его следует систематизировать и хранить в картотеке научных статей̆, выписок, газетных и журнальных вырезок. На карточку заносятся факт, вопрос, теоретические положения. Над каждой̆ выпиской̆ указывают проблему выписки, а также библиографическую справку источника (фамилию автора, название книги, год издания, страницу). Карточки в картотеке помещают в определенные рубрики. Хранить следует самый̆ существенный̆ материал, постоянно его обновляя. Этому способствует знакомство с новой̆ научной̆, учебной̆, методической̆ литературой̆ и публикациями периодики.

Современные компьютерные технологии предлагают большие возможности в систематизации и хранении информации. Так, в компьютере можно организовать информационное пространство своей̆ исследовательской̆ работы, использую правила.

 

Лекция №5

Методика работы с источниками информации.

Методы работы с научной литературой

План:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.253 (0.011 с.)