Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскройте значение риторики в развитии ребёнка.

Поиск

Занятия по риторике - одно из важнейших средств развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека в мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б.М.Теплов.

Содержание занятий по риторике позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Коммуникативные ситуации позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Поэтому общими целями предлагаемой работы являются:

- развитие уникального человеческого дара-дара слова, совершенствование устной речи, ее выразительности и связности;

-развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности (целесообразности);

- расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение и т. д.

- развитие культуры речевого поведения, воспитание вежливости;

- развитие творческого воображения, литературных и коммуникативных способностей.

 

Этапы и формы работы. Все содержание работы по развитию риторических умений можно распределили по четырем БЛОКАМ (опишите их в таблице):

 

Этапы формы работы содержание обучения детей с конкретными примерами тем, лит произведений и т.д.
1. БЛОК Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных способностей)   Обучение риторике направлено на развитие коммуникативных компетенций детей, их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, театрализованной деятельности, детской художественно-творческой деятельности и т. д. Развитие коммуникативных умений: - формирование качеств, необходимых для общения (симпатия, открытость, доброжелательность); - формирование умения слушать и слышать собеседника; - овладение поведенческими умениями (выражение чувств, адресованность высказываний); - овладение приемами стабилизации поведения.   Развитие у дошкольников коммуникативных способностей мы организуем поэтапно. 1. Мотивация общения. Лозунг: «Я ХОЧУ!» ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ. На этом этапе мы организуем работу таким образом, чтобы у детей вызвать желание вступать в контакт с окружающими людьми. Для этого нами широко используются театрализованная деятельность и инсценирование, которые способствуют повышению уверенности в себе, учат умению фантазировать, развивают память и творческое воображение, а также, самое главное, учат выразительно передавать характер персонажей, провоцируют на активное включение в конкретную ситуацию. Для желания вступать в контакт помогает разыгрывание ситуаций, которое учит совместной деятельности в общении и взаимопониманию. 2. Знакомство с коммуникативными навыками. Лозунг: «Я ЗНАЮ!» КАК ОБЩАТЬСЯ СДРУГИМИ. Здесь организуется работа по обучению нормам и правилам, которые следует знать при общении с окружающими. Для этого мы использовали работу в парах, где дети могут защищать свою точку зрения, она помогает взаимопониманию, развивает самостоятельность в высказываниях. Также использовали в работе по формированию коммуникативных навыков различные игры и упражнения, которые показывают, что умение находить взаимопонимание в любой ситуации, развивают ассоциативную память. Очень часто на данном этапе включали разыгрывание этюдов (основной метод на занятиях по обучению риторике), которые обеспечивают развитие выразительных движений, помогают познанию принятых в обществе правил и соответственно на них реагировать. В свою очередь, выразительные движения, учат детей сочетать движения и речь, что помогает раскрепощению дошкольников. 3. Уровень овладения коммуникативными навыками. Лозунг: «Я УМЕЮ!» ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ. Здесь происходит развитие умения организовывать общение: оно включает умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение решать конфликтные ситуации. Чтобы более успешно развивать данные умения, в своей работе мы широко использовали метод наглядности (сюжетные картинки, опорные схемы, пиктограммы, фотографии, картины художников), которые способствуют обогащению эмоциональной сферы, помогают установлению последовательности изложения сюжета или предмета. Также включали различные речевые разминки, где развивается техника речи, дикция, темп, ритм, умение управлять своим голосом. Речевые разминки включены в речевые ситуации, помогающие развитию умения рассуждать, различать индивидуальные особенности других детей и людей. Также овладение коммуникативными навыками может проходить и в ходе наблюдения, которое помогает систематизировать знания, различать изменения.
2. БЛОК Речевой этикет в разных ситуациях общения   Развитие речевого этикета в себя включает: - овладение набором устойчивых стереотипов в ситуациях (просьба, приглашение, разрешение, совет, отказ, приветствие, прощание, уточнение); - формирование в речи знаков доброжелательности; - формирование осознания тональности общения; - осознание и использование в речи эмоциональных характеристик в виде фразеологизмов. Обучение дошкольников речевому этикету проходит успешно через использование следующих методов и приемов: - чтение художественной литературы и беседы по содержанию помогают понять поведение героев, соблюдать очередность речевых действий, что подводит к выводу о том, что чтение книг – это тоже общение; - использование особых ритуалов (приветствие и прощание), которые создают ощущение единства и взаимной поддержки всех членов группы; - участие в разыгрывании мини – диалогов, помогающие понять, что слушать – значит принимать активное участие в диалоге, учить оценивать себя как слушателя, защищать свою точку зрения, развивать культуру речевого общения; - свободное общение в процессе совместной деятельности учит вежливому общению, помогает определить чувства говорящего, искренность; - этюды учат произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску, выбирать уровень громкости, понять, что громкость зависит от конкретной ситуации общения; - видео – аудиоматериалы, которые помогают определить установлению последовательности сюжета и поведение героев. Например: а) знакомство: будем знакомы, разрешите представиться, мне хотелось бы, давайте познакомимся; б) прощание: всего доброго, всего хорошего, в добрый путь, до встречи; в) поздравление, пожелание: примите поздравление, разрешите поздравить; г) благодарность: спасибо за, благодарю за, я вам признательна; д) извинение: извините за, прошу извинить, должен извиниться и т. д.
3. БЛОК Развитие вербального и невербального средства общения Обучение детей способам вербального и невербального общения включает в себя: - осознание различных способов адекватного проявления различных эмоций; - умение выражать свои эмоции, одновременное освоение адекватных способов привлечения внимания к себе; - снижение импульсивных эмоциональных реакций. Данные методы и приемы учат распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса собеседника, помогают соотносить слова и движения, активизировать мыслительную деятельность, сделать занятие более эффективным и оживленным. Большая роль отводится специальным приемам на данном блоке: 5) дыхательная гимнастика помогает регулировать речевое дыхание, правильно расходовать воздух при произнесении слова или фразы; 6) артикуляционная гимнастика, помогающая совершенствованию речи, отработке навыков четкого произношения, не исправление, а контроль за правильным звукопроизношением. Например: 1) этюды на выражение различных эмоций; 2 ) мимика и пантомимика; 3 ) выразительные движения; 4 ) тренинги мышечного расслабления.
4.БЛОК Культура слушания Под культурой слушания предполагается: - умение поддерживать беседу, выражать радостное удовольствие, благодарность в ответ на заботу окружающих, внимание, вежливость к детям и взрослым (знакомым и незнакомым); - замечать затруднения окружающих, выражать стремление помочь, не привлекать к себе излишнего внимания, поддерживать беседу, уважение к взрослым, терпимость к детям; - радоваться успехам товарищей; - терпеливо выслушивать говорящего; - справедливо разрешать возникающие споры и конфликты. Этот блок он самый сложный и включает в себя все выше перечисленные умения, поэтому в работу по развитию культуры слушания мы включали следующие методы, приемы и средства. Данные приемы, игры со словом и звуком являются элементами художественного общения и на первое место здесь выступают эмоциональные процессы, воображение. Совместные детские импровизации, игры со словом и звуком являются элементами художественного общения и для этого используются различные формы обучения детей: - развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры); - упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера); - этюды; - импровизации, разыгрывание инсценировок и сказок; - наблюдения, прогулки, экскурсии; - рассматривание рисунков и фотографий; - моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний; - анализ заданных ситуаций, которые помогают развитию культуры речевого общения в разных позициях; - свободное и тематическое рисование помогает передать характер, чувства образа; - лепка, конструирование помогают тактильно прочувствовать образ; - чтение художественных произведений; - беседы, сочинение историй; - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; - упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); - пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику в сочетании с речью. Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация коммуникативной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. - выбор детьми диалогов по желанию; - назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; - распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); - проигрывание в парах диалогов, игр и упражнений


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.132.189 (0.019 с.)