Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия эффективного педагогического общения.

Поиск

Чтобы профессиональное педагогическое общение было эффективным, воспитателю следует учитывать следующие условия:

1. Соблюдение принципа субъект-субъектного взаимодействия, что предполагает готовность воспитателя видеть и понимать собеседника, находиться в равной психологической позиции с ним, понимать его взгляды.

2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей партнера по общению, в частности его репрезентативной системы - основного канала мировосприятия. Часть людей воспринимает окружающий мир преимущественно через зрительные образы (визуальный канал), другая - через слуховые образы (аудиальные канал), третьи - через ощущение своего тела: удобство позы, мягкость или жесткость, тепло, холод и т.д. (кинестетический канал).

3. Знание вербальных средств коммуникации: техникой речи и коммуникативными качествами речи (правильность, точность, краткость, целесообразность, выразительность, ясность, ласковость).

4. Знание невербальными средствами общения: правильно устанавливать дистанцию во время общения; пользоваться взглядом, жестами, такесика (Такесика — невербальное общение людей с помощью прикосновений (похлопываний, рукопожатий, поцелуев, ударов и т.д., а также область психологии, занимающаяся его изучением); соблюдать конгруэнтность - соответствия вербальных и невербальных средств коммуникации.

5. Знание умениями психотехники: управлять собственным психофизическим состоянием, эмоциями, понимать психофизическое состояние партнера по общению, вовремя замечать малейшие изменения в нем и адекватно на них реагировать.

6. Соблюдение педагогического такта. Тактичность в общении прежде всего проявляется в умении: уважать собеседника, называя его по имени, или по имени и отчеству; уместно улыбаться; внимательно слушать; не перебивать; не являться навязчивым, грубым, гиперкомуникативним - говорить большую часть времени взаимодействия и слышать только себя.

7. Учет эмоционального состояния собеседника и обстоятельств, при которых происходит общение. Если мама воспитанника находится в негативном эмоциональном состоянии, раздражена, расстроена, вряд ли стоит говорить ей о проблемах ее ребенка, тем самым «подливая масла в огонь».

8. Учет общего культурного уровня и педагогической образованности собеседника. Свое мнение следует одевать в такую словесную оболочку, которая была понятной для собеседника, легко воспринималась, побуждала к соответствующей адекватной речевой реакции. Употребление научных специфических терминов в разговоре воспринимается собеседником как желание его унизить, показать некомпетентность и превосходства над ним педагога. Такое общение не приводит к пониманию, а только раздражает, настораживает, отталкивает.

В стремлении к артистической речи важно уметь пользоваться «риторическим инструментарием». Этот риторический инструментарий выступает в виде ряда коммуникативных эффектов: эффекта визуального имиджа, первых фраз, аргументации, квантового выброса информации, паузы, релаксации, дисперсии, воображения, дискуссии, эллипса. Остановимся на некоторых из них.

Эффект визуального имиджа основан на впечатлении о внешнем виде педагога: привлекательный внешний вид, хорошая манера общения, открытый доброжелательный взгляд - всё это оказывает положительное воздействие на дошкольников ещё до момента общения.

Эффект первых фраз закрепляет или корректирует первое впечатление детей о педагоге. Главным критерием эффекта первых фраз является заключённая в них интересная информация. Она может быть и не абсолютно новой, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными приёмами.

Эффект квантового выброса информации направлен на поддержание внимания аудитории, заставляет ребят активизировать внимание. Вследствие этого детям приходится прилагать больше усилий для концентрации внимания. И в этом случае на помощь приходит эффект релаксации, в центре которого находится юмор. Благодаря юмору происходит естественная пауза для отдыха интеллекта.

Эффект дискуссии имеет цель поставки проблемы, интересной для ребят, вовлечения их в обмен мнениями, вследствие чего создаётся два образа: образ сотрудничества и образ собеседования. Но эффект дискуссии требует, чтобы речь педагога была обращена к ребенку, как партнёру по общению, то есть любое высказывание воспитателя, как ведущего партнёра, учитывает реакцию дошкольника (детского коллектива) и стимулирует своей поддержкой того, кто вносит наибольший вклад в поиск истины.

Эффект воображения: педагог, активизируя мыслительную деятельность воспитанников, активизирует и их воображение, то есть побуждает детей к потребности интеллектуальной деятельности.

Эффект эллипса. «Эллипс» - это пропуск структурно необходимого элемента высказывания, который в данном контексте легко восстанавливается. Такой эффект придаёт речевому общению игровую форму и вызывает эмоциональное оживление.

В заключение отметим, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, поскольку ориентирована на стимулирование, организацию, коррекцию работы всех участников воспитательного процесса. Воздействие педагога-воспитателя в дошкольном образовательном учреждении должно строиться по следующей схеме: цель – средство – результат, на основе творческого начала, поскольку в содержании учебно-воспитательного процесса, в подборе средств и методов воздействия на детей дошкольного возраста не может быть привычных схем, однообразных рекомендаций и готовых рецептов.

Выполните следующие задания:

6. Составьте глоссарий понятий:

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.

Осознанное влияние в педагогическом общении – это осознанные считают вербальные и невербальные действия воспитателя, которые он строит и воспринимает сам именно как средства воспитательного воздействия, направленные на формирование личности ребенка, создание благоприятного педагогического климата.

Неосознанное педагогическое общение – это такое воздействие, воспитателя исследователи рассматривают как такие действия педагога, которые он не осознает как средства воздействия на ребенка или группу в целом.

Психологи акцентируют внимание на том, что в процессе общения реализуется достаточно важная социально-перцептивная функция. Они замечают, что оптимальность педагогического общения также зависит и в умение воспитателя использовать искусство, сказку, песенку, музыку как средство воздействия на ребенка.

Стили отношение воспитателя к воспитанникам:

1) позитивно-устойчивые отношения,
2) позитивно-пассивные отношения,
3) неустойчивые отношения,
4) открыто-отрицательные отношения,
5) пассивно-отрицательные отношения.

Стиль педагогического общения - это сложившаяся система способов и приемов, которые педагог использует при взаимодействии с обучающимися, их родителями и другими педагогами.

Педагогический такт воспитателя – это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.38.184 (0.006 с.)