Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стили отношения воспитателя к воспитанникам и стили педагогического общения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Стиль - это устоявшаяся система способов и приемов, которые использует педагог во взаимодействии. Взаимодействие зависит от личностных качеств воспитателя и параметров общения. Среди качеств, которые определяют стиль общения воспитателя, прежде всего, выделяют отношение к детям и владение организаторской техникой. В общении различают два аспекта - отношение и взаимодействие. Это как подводная и надводная части айсберга, где видимая часть - серия языковых и неязыковых средств (взаимодействие), а невидимая часть - потребности, мотивы, интересы, чувства - все, что побуждает человека к общению. В основу стиля общения воспитателя положено его общее отношение к детям и профессиональной деятельности в целом. Стили отношение воспитателя к детям дошкольного возраста изучали Я.А. Коломенский и Е.О. Панько. Они различают: 1) позитивно-устойчивые отношения, 2) позитивно-пассивные отношения, 3) неустойчивые отношения, 4) открыто-отрицательные отношения, 5) пассивно-отрицательные отношения. 1. Если отношение воспитателя к детям позитивно-устойчивый, то он обнаруживает деловую реакцию на деятельность воспитанников, помогает в трудную минуту, испытывает потребность в неформальном общении, объективно их оценивает, поддерживает, поощряет. Требовательность в сочетании с заинтересованностью вызывает у воспитанников доверие. Они раскованные, коммуникабельны. 2. Позитивно-пассивное отношение воспитателя определяется установкой: только требовательность и сугубо деловые отношения могут обеспечить успех в учебно-воспитательной работе. Отсюда - сухой, официальный тон, отсутствие эмоциональной окраски взаимоотношений, теплоты, душевности. А это обедняет общение и тормозит эмоциональное и творческое развитие воспитанников. 3. Неустойчивое отношение характерно для воспитателя, успех взаимодействия которого определяется исключительно его настроением: хорошее настроение - и послушные дети, дорогие; плохое настроение - воспитанники невыносимые, неуправляемые, раздражают и выводят из себя. В этом стиле ярко проявляется неумение воспитателя владеть собственной психотехникой - скрывать плохое настроение от детей и коллег, не заражать негативными эмоциями других. 4. Открыто-негативное отношение к детям проявляется и в словах (хуже детей, чем вы я не видела: как мне надоели ваши выходки и непослушание! Т.п.), и в действиях. Такой воспитатель довольно часто использует наказания и негативные косвенные требования, угрозы как методы воспитательного воздействия на детей. Отсутствуют приветливость, доверие, открытость и искренность в отношениях. Дети такого воспитателя боятся, не уважают, пытаются его не гневить. 5. Воспитатель, который проявляет пассивно-негативный стиль отношения, внешне старается не выражать свою неприязнь к детям, но отсутствие похвалы, поддержки, поощрения, холодность в общении и формальный подход к делу говорят о плохо замаскированное отрицательное отношение к воспитанникам и работы в целом. Нелюбовь скрыть трудно, особенно от детей дошкольного возраста, которые интуитивно чувствуют отношение взрослого к ним. В зависимости от стиля отношения педагог подбирает удобные для него способы организации деятельности детей. Стиль руководства, как и отношение, является частью общего стиля общения воспитателя. Рассмотрим основные стили руководства детским коллективом и убедимся в том, что отношение педагога детерминирует его организаторскую деятельность: 1. Авторитарный - стиль диктата, когда подчиненный рассматривается только, как пассивный исполнитель и ему фактически отказано в праве на самостоятельность и инициативу. Такой педагог сам определяет направления работы, последовательность, объем. Никогда не признает своих ошибок, не идет на компромиссы, его позиция всегда является правильной. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор. Даже благодарность звучит как команда. Преобладает руководящий тон, который не терпит возражений. Психологический климат в коллективе неблагоприятный, напряженный. 2. Демократический - стиль, основанный на глубоком уважении к личности каждого; основой для него доверие и ориентация на самоорганизацию, самоуправление личности и коллектива. Воспитатель направляет свою деятельность в сознании каждого ребенка, поощряет к активной деятельности. Он видит свою задачу не только в осуществлении контроля и координации усилий подчиненных, но и в их поддержке и воспитании. Каждый ребенок, находящийся в поле зрения, ободряется, поощряется. Демократический руководитель пытается оптимально распределять нагрузку, учитывать индивидуальные особенности, способности, интересы каждого. Он развивает инициативу, побуждает к проявлению активности и творчества. Основные способы взаимодействия: просьба, совет, информация. Психологический климат способствует самореализации и творческому развитию каждой личности. 3. Либеральный - стиль, характеризующийся отсутствием устойчивой педагогической позиции; проявляется в невмешательстве, низком уровне требовательности к себе и другим, формальном решении проблем, отсутствия ответственности. Такой руководитель легко подчиняется другим воздействиям, в том числе и отрицательным. Безответственность, безволие, отсутствие самодисциплинированности, попустительство со стороны такого воспитателя не способствует формированию авторитета ни у коллег, ни у воспитанников, ни у их родителей. В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения: Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. Этот стиль характеризуется увлеченностью педагога совместной творческой деятельностью с учащимися. О таких педагогах говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят!» Общение на основе дружеского расположения — предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако, при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации. Общение-дистанция — его суть в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно, в качестве важного ограничителя, фигурирует дистанция: «Вы не знаете — я знаю». Один из самых распространенных типов педагогического общения. Постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении — со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании — со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Общение-устрашение — крайняя форма общения-дистанции. Она соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность. Общение-заигрывание — стиль общения, вызванный стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявления этого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться классу, а с другой — отсутствие навыков профессиональной деятельности. Оба последних стиля свидетельствуют о профессиональном несовершенстве педагога.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.231.122 (0.027 с.) |