Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составьте и запишите консультацию для воспитателя доу на тему: «стиль отношения воспитателя к детям дошкольного возраста», учитывая научные взгляды Я. А. Коломенский и Е. О. Панько.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Результативность педагогического труда обусловлена не только умением понять ребенка, но и тем, как дети отражают, интерпретируют облик воспитателя, его поведение, как относятся к нему. Проблеме изучения отношения ребенка к личности воспитателя посвящен целый ряд психологических и педагогических исследований. А.Г. Рузская выявила виды отношений детей к воспитателю: o приязненное и неприязненное; o доверчивое и недоверчивое; o заинтересованное и равнодушное; o спокойное и неспокойное. Е.А. Панько выделила показатели отношения дошкольников к личности воспитателя: o содержание и частота обращений к нему; o форма общения; o характер ответных реакций на его воздействия; o доминирующий тип поведения ребенка в присутствии воспитателя. Интересен материал, собранный Е.А. Панько в ходе изучения мотивировок отношения ребенка к воспитателю. Она исследовала функции и качества педагога, которые дошкольник познает и оказывается способным оценить. Условно Е.А. Панько выделила следующие группы мотивировок отношения детей к воспитателю: o мотивы не осознаются (дети не объясняют свое отношение к педагогу либо отвечают «Потому») – 6,7%; o общая недифференцированная оценка (обоснование: «Она хорошая», «Потому что люблю») – 22,7%; o оценка внешнего вида воспитателя – 11,3%; o оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребенку («Потому что целует», «Потому что значок дала», «Потому что не наказывает») – 14,3%; o оценка информированности воспитателя, его знаний и умений – 7%; o оценка деятельности, организованной воспитателем («Потому что играет», «Лук сажаем», «Учит рисовать») – 19%; o оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления («Она нас кормит») – 5%; o оценка нравственных качеств личности педагога – 9,3%; o оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание в них самостоятельности («Дает дежурить») – 4,7%. Таким образом, в исследовании Е.А. Панько было установлено, что дети среднего дошкольного возраста в целом дают общую недифференцированную оценку воспитателя, немаловажную роль для них играет внешний вид педагога. В старшем дошкольном возрасте оценка нередко проводится по признаку личного отношения воспитателя к ребенку, появляются оценки, основанные на информированности педагога, на присущих взрослому знаниях и умениях. В этот же возрастной период ребенок начинает выделять и оценивать нравственные качества воспитателя. В целом с возрастом у детей увеличивается степень осознанности их отношения к педагогу. Отношение ребенка к воспитателю определяется множеством факторов. Е.А. Панько исследовала взаимосвязь статуса, положения ребенка в группе сверстников и мотивов его отношения к воспитателю. Оказалось, что у популярных детей уровень осознанности мотивов к воспитателю выше, чем у непопулярных; разнообразнее содержание мотивов, различен вес каждого отдельного мотива: популярные дети чаще, чем непопулярные, указывали 4, 5, 6, 8-ю группы мотивов, а непопулярные – 1, 2, 7, 9-ю группы. Отношение дошкольников к личности воспитателя зависит также от стиля руководства детской группой. В многочисленных исследованиях было доказано, что положительное отношение детей к воспитателю особенно часто наблюдается при демократическом стиле руководства. Следующий важный фактор, влияющий на отношение детей к личности педагога и его воспитательным воздействиям, – это эмоциональное отношение воспитателя к воспитанникам. В исследовании С.Е. Кулачковской было выделено три типа эмоционального отношения воспитателя к детям: поощряющее отношение, при котором у детей возникают переживания, созвучные переживаниям взрослого, они становятся особенно чувствительными к положительной оценке и сами побуждают педагога проявлять к себе эмоциональное отношение; формально-требовательное отношение, при котором дети отрицательно реагируют не только на педагога, но и на детский сад в целом; непоследовательный тип отношения, при котором значимость оценок воспитателя для детей резко снижается, они избегают прямых контактов со взрослым, не проявляют инициативы и активности в общении с ним. Таким образом, эмоциональное отношение педагога к ребенку определяет характер эмоциональных переживаний воспитанников. Направленность переживаний на оценку воспитателя формируется лишь в результате эмоциональных контактов, при которых ребенок чувствует себя объектом внимания и уважения со стороны взрослого, при этом существенуную роль здесь играет выразительная, экспрессивная сторона этих отношений, способствующая адекватному восприятию педагогических воздействий. В то же время на протяжении всего дошкольного возраста взрослый со всеми своими особенностями, в том числе и индивидуально-психологическими чертами, является образцом для ребенка. Причем дошкольник принимает воспитателя за нравственный образец независимо от его (воспитателя) эмоциональной привлекательности. В исследовании А.Б. Николаевой были выявлены три основные характеристики ролевого стереотипа воспитателя в глазах дошкольника: смещение существенного и малозначимого в поведении взрослого и принятие всех его характеристик, то есть эффект «ореола роли», эффект «ореола непогрешимости», эффект «сверхконтроля». В ходе использования приема ролевого замещения ребенком временно отсутствующего воспитателя было выявлено, что многие реальные атрибуты деятельности педагога выступают как подчеркнутые, усиленные, бессознательно утрированные. Кроме того, дети улавливают различия в индивидуальных стилях воспитателей и, замещая педагогов, воспроизводят присущие им индивидуальные различия, причем недооценивая позитивные проявления взрослого и переоценивая негативные. Таким образом, в исследовании А.Б. Николаевой было выявлено, что ролевые особенности воспитателя в известом смысле идеализируются детьми (тот, кто воспитывает, – образец для подражания), а индивидуальное своеобразие через детское восприятие подвергается негативным преобразованиям (данный конкретный воспитатель «хуже», чем есть). В заключение можно выделить следующие основные особенности отношения дошкольников к личности воспитателя: o от оценки внешних качеств дошкольники переходят к оценке деятельности воспитателя, а затем к оценке его нравственных качеств; o отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к ним педагога, хотя в основном для дошкольников характерна положительная оценка личности педагога; o с возрастом растет осознание детьми своего отношения к воспитателю; o ролевой стереотип воспитателя в глазах детей характеризуется «ореолом роли», «ореолом непогрешимости», «ореолом сверхконтроля».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.56 (0.007 с.) |