Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Перечислите функции педагогического общения воспитателя. Впишите в таблицу.
1.
| Информационная. В непосредственном межличностном общении воспитатель получает разнообразную информацию о своих воспитанниках - их возможностях, желаниях, потребностях, сильные и слабые стороны, страхи и мечты, о группе детей в целом, о внутренних процессах, происходящие в ней, об особенностях отношений в семьях воспитанников т.д..
В свою очередь, педагог в процессе общения передает информацию своим воспитанникам как целенаправленную, так и спонтанную в виде подтекста, в его обращении к детям. Эта информация касается содержания программы обучения и воспитания в ДОО, а также особенностей самого воспитателя - его вкусов, привязанностей, интересов, увлечений. Передача информации происходит с помощью вербальных и невербальных средств общения.
| 2.
| Познавательная. Рассматривая то, какую информацию получает педагог через канал общения, особенно следует обратить внимание на информацию о личности ребенка. Непосредственное общение позволяет изучать, познавать личность в самых разнообразных условиях и проявлениях. Непосредственное общение с детьми важно и тогда, когда воспитателю необходимо изучить какой-либо явление в коллективе или в отдельных детей, понять причинно-следственные связи явлений и процессов, происходящих попытаться проследить их зарождение, возникновение, развитие и прогнозировать дальнейший рост. Значительную роль в общении играет личность воспитателя. Каждый педагог одно и то же явление видит по-разному, в зависимости от собственного опыта (жизненного, педагогического, опыта общения с конкретными воспитанниками). Опыт педагогического общения, его богатство детерминирует адекватность и качество восприятия информации воспитателем.
| 3.
| Организация деятельности. Любую деятельность, дети овладевают в дошкольном возрасте, трудно представить вне общения. То игра или работа, или учебная деятельность - к ней дети побуждаются и поощряются с помощью различных приемов, соответствующих возрасту воспитанников. В работе с детьми воспитатель предпочитает игровым приемам, сюрпризных моментам. Чтобы организовать старших дошкольников, педагог использует загадки, небольшие произведения художественной литературы, проблемные вопросы, описание ситуации, свидетелем которой стал воспитатель и т.д.. Воспитателю принадлежит руководящая роль в учебно-воспитательном процессе ДОО, и она ярко проявляется в функциях педагогического общения, в частности в организации деятельности.
| 4.
| Обмен ролями. Содержание этой функции состоит в том, что воспитанник выполняет роль педагога. Это способствует разнообразным проявлениям личности - «сброса масок», возможность войти в роль другого способствуют процессу адекватного восприятия и понимания друг друга. В дошкольном учреждении воспитатели применяют ее частично в работе с детьми пятого, шестого года жизни, когда просят одного из воспитанников показать комплекс общеразвивающих упражнений для других детей группы или назначают ответственного за уборку в игрушечной зоне т.д.. Эта функция имеет большое воспитательное значение, поскольку дисциплинирует ребенка, учит его быть ответственным, целеустремленным.
| 5.
| Сопереживание. Эта функция обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования эмпатии. Чтобы понять, что в этот момент чувствует воспитанник, воспитатель должен обладать социальной перцепцией. А на основе анализа информации, полученной благодаря умению считывать невербальные сигналы своих воспитанников и ставить себя на место другого, педагог может подобрать адекватные методы и приемы взаимодействия на детей: кого успокоить, кого рассмешить, кого отвлечь от грустных мыслей, привлекая к содержательной и увлекательной деятельности. Выбор способа сочувствие ребенку зависит от его возраста и индивидуальных особенностей.
| 6.
| Самоутверждение. Реализация этой функции требует от воспитателя решения такой задачи: как способствовать осознанию ребенком своего «Я», ощущению значимости его личности, формированию адекватной самооценки и перспектив развития личности. Эта функция прежде должна быть реализована в общении с неуверенными в себе воспитанниками с заниженной самооценкой.
| 7.
| Интегративно-компенсаторная. Ребенок дошкольного возраста является одновременно членом многих коллективов: семейного, дворового, коллектива спортивной секции, школы искусств, ДОУ. Все они одновременно и по-разному, то есть и положительно, и отрицательно влияют на ребенка. В этих условиях роль общения педагога с детьми как канала управления воспитанием проявляется в том, что он интегрирует эти влияния, компенсирует недостатки, корректирует противоречивые влияния, минимизирует негативные, усиливает положительные.
|
|