Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как пользоваться конспектом?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Р азные лекторы пользуются своими записями по-разному. Ч.Чаплин, например, очень боялся микрофона, и все его речи были им предварительно полностью написаны, он выступал по полному тексту. Великолепный лектор И. И. Мечников готовился к каждой лекции тщательнейшим образом, но записей или конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал. Известный химик С. Н. Реформатский писал полный текст лекции, дома читал его семье, брал запись в аудиторию с собой, держал перед собой на кафедре, но не заглядывал в нее. Историк В. О. Ключевский читал полностью написанный с листа, но при этом как бы рассказывал. Физиолог И.М.Сеченов сначала шепотом проговаривал лекцию в процессе подготовки, а потом читал без конспекта. Прекрасный оратор В.И.Ленин готовил тезисы на маленьких листах бумаги и выступал, изредка заглядывая в них. В ыступать без конспектов могут только опытные ораторы, многократно выступающие на одну и ту же тему. Оптимально иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже. Репетиция выступления О бсуждайте то, что вы хотите высказать публично, в семье, с друзьями, с людьми, с которыми вам легко общаться и которые не стесняетесь, готовыми всегда вас поддержать: Я вот хочу выступить и предложить, чтобы... Н адо ли репетировать свои выступления? Конечно, надо. Как это лучше делать? Репетируйте речь про себя, идя по улице. Уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами. Д. Карнеги советует: играйте в семье в произнесение речей. М ногократно произносите наедине трехминутные речи на темы, и которых вы хорошо разбираетесь; затем — перед друзьями. М ожно ли тренироваться перед зеркалом? Лучше не надо, зеркало отвлекает. Для тренировки перед зеркалом необходим значительный навык, да и зеркала перед вами не будет, когда вы будете выступать. О. Эрнст вообще считает тренировку оратора перед зеркалом вредной. М ы часто произносим яркие и вдохновенные речи после события. Лучше произнести такую речь до события, а потом повторить ее во время события. Психологическая и физическая подготовка к выступлению В от наступает день вашего выступления. К нему нужно прийти в хорошей психологической и физической форме. Следуйте этим рекомендациям. · Не бойтесь слушателей. О. Эрнст писал: «Еще ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики». · Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи. · Скажите слушателям не все. Оставьте себе разные знания — мысль о них укрепит вашу уверенность. · Не готовьтесь в день выступления. За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами.
11. Подготовка речи происходит в следующей последовательности (включает 7 компонентов, перечислите их и кратко опишите): В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки кконкретному выступлению: ■выбор темы и определение целевой установки; ■подбор материалов; ■изучение и анализ отобранного материала; ■разработка плана выступления; ■работа над композицией; ■написание текста выступления; ■овладение материалом выступления. Выбор темы и определение целевой установки — один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Следует иметь в виду, что оратору далеко не всегда приходится самому выбирать тему речи. Нередко ему предлагают ее организаторы мероприятия. При этом учитываются события, происходящие в стране и за рубежом, ситуация, сложившаяся в организации, цели и зада-чи, стоящие перед ней, и т. д. В таком случае оратору необходимо подумать о конкретизации предложенной темы, о выделении круга вопросов для освещения. Поиск материалов для выступления. Успех публичного выступления определяется в первую очередь его содержанием. Поэтому оратор должен приложить максимум усилий, чтобы собрать интересный и полезный для аудиторий материал по выбранной теме. В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. В процессе подготовки к выступлению следует подумать и о так называемом местном материале, т. е. имеющем отношение к жизни слушателей или того коллектива, организации, региона, о котором идет речь. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению. Поиск материалов для ораторской речи требует времени, поэтому подготовку к выступлению по возможности надо начинать заранее. Этот этап подготовки связан с работой оратора в библиотеке. Следовательно, выступающему необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, систематическим, предметным), библиографическими изданиями, справочной литературой. Болыпую помощь в по-иске необходимого материала может оказать компьютер. Умение пользоваться им позволит значительно сэкономить время. Очень важно научиться правильно работать с книгой. Прежде всего следует дать себе соответствующую установку. Она бывает самой различной. Оратор может поставить перед собой задачу изучить по книге тот или иной вопрос, который предстоит освещать в выступлении; критически проанализировать содержание книги; проверить, совпадает ли его оценка какой-то проблемы с мнением автора, других авторитетных лиц; выбрать для выступления наиболее яркие факты, примеры, интересные положения и т. д. Подобные установки помогут оратору более целенаправленно работать с книгой, определить вид чтения: сплошное, выборочное, комбинированное. При сплошном чтении книга прочитывается полностью, от начала до конца, без каких-либо пропусков. Иногда для разрабатываемой темы достаточно изучить не всю книгу, а лишь отдельные ее разделы, главы, параграфы. Такое чтение называется выборочным. Комбинированное чтение - это сплошное чтение одних частей и выборочное - других. Как показывает практика, речи, написанные без предварительно составленного плана, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время. Поэтому при подготовке к выступлению важно определить поря-док, в котором будет излагаться материал, т. е. составить план. План - взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий и основной. При составлении плана важно соблюдать основное требование, предъявляемое к нему: он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому. Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план. Кроме того, у оратора могут быть различные варианты плана по данной теме. Композиция публичного выступления. Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начи-нается словами: «Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и при превос-ходстве стратегии и тактики». Действительно, история знает немало примеров, когда великие полководцы, уме-ло разработав стратегик) и тактику военных действий, одерживали победу над численно превосходящей армией противника. Как и сражение, подчеркивает автор, речь необходимо планировать. Ее содержание и приемы должны быть разработаны так, чтобы они привели к постав-ленной цели. Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи. Овладение материалом выступления. При подготовке публичного выступления перед оратором неизбежно возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою речь, обязательно или нет составлять ее письменный текст. Это давний спор; своими корнями уходящий в глубокую древность. Античные теоретики ораторского искусства считали писание единственно верным способом подготовки речей. Цицерон, к примеру, утверждал, что нужно как можно больше писать, потому что «кто вступает на ораторское поприще с привычкой к письменным работам, тот приносит с собой способность даже без подготовки говорить, как по писаному». Римский ритор Квинтилиан уверял: «Лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи». Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели, теоретики красноречия последующих времен тоже считала, что речи должны быть предваритель-но написаны. Конечно, писать текст выступления - дело нелегкое. Поэтому многие неохотно берутся за это, убеждая себя, что речь в уме лучше, чем на бумаге. А между тем создание текста активизирует мыслительную деятельность оратора, позволяет ему глубже вникнуть в суть проблемы и точнее выразить свои мысли.
12. Планы есть трех видов: простой, сложный, цитатный. Простой план - это несколько нераспространенных предложений, связанных между собой темой. Например: Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» План 1. Актуальность экологического воспитания. 2. Задача экологического воспитания. 3. Содержание экологического воспитания. 4. Средства экологического воспитания. 5. Условия экологического воспитания. Сложный план - это распространение простого плана путем расширения основных вопросов, вступление и выводы. Например: Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» План 1. Введение. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников на современном этапе. 2. Основная часть. Содержание экологического воспитания в дошкольном возрасте. 1. Цель и задачи экологического воспитания. 2. Средства экологического воспитания. 3. Условия экологического воспитания в ДОО. III. Выводы. Зависимость качества экологического воспитания дошкольников от уровня подготовленности воспитателя к этой деятельности. Цитатный план подобен простому, но вместо нераспространенных предложений используются цитаты, которые точно отражают суть освещаемому вопросу. Например: Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» План 1. «Экологическое воспитание - это формирование сознательного восприятия окружающей природной среды, бережного отношения к природным ресурсам, правильного понимания проблемы взаимодействия общества с природой». 2. «Цель экологического воспитания - формирование системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые закладывают основы ответственного и действенного отношения личности к окружающей середы». 3 Другие. План записывается на отдельном листе. При этом он не есть нечто неизменное. В случае необходимости некоторые моменты плана могут корректироваться, а то и изыматься.
Составьте свой план (тема речи по выбору студента) (Простой план) Тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» План 1. Актуальность нравственного воспитания. 2. Задача нравственного воспитания. 3. Содержание нравственного воспитания. 4. Средства нравственного воспитания. 5. Условия нравственного воспитания. 13. Еще ораторы античных времен выделяли в речи три части (назовите их): 1. совещательные (или политические), 2. судебные 3. торжественные (эпидиктические)
14. Чем проявляется л огическая культура оратора? Под логической культурой оратора подразумевают такие проявившиеся в речи качества мышления оратора, как способность определенно (т. е. ясно и недвусмысленно) изложить содержание основных идей; непротиворечивость в рассуждении; последовательность перехода от одной мысли к другой; доказательное (т. е. опирающееся на аргументы) изложение материала. 15. В чем заключается функция оратора? Ораторское искусствовыступает в нескольких социальных функциях: 1. Это средство публичного обмена мыслями и мнениями, обогащающее людей. 2. Оно имеет ярко выраженную познавательную функцию, являясь средством распространения знаний и обмена опытом. 3. Это средство передачи информации, имеющее пропагандистские (агитационные) функции. 4. Управлять, руководить возможно лишь общаясь, поэтому ораторское искусство является особой формой руководства людьми. 5. Мы передаем не только информацию, знания, но и свои эмоции, стараясь словом выразить свои эмоции, - отсюда столь сильна эмоциональная функция ораторского искусства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.21 (0.008 с.) |