Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устная речь обязательно должна быть выразительной. Каким образом речь сделать выразительной.

Поиск

Самое важное правило в формировании выразительной речи – постоянное пополнение своего словарного запаса. В таком случае для выражения своей мысли вам не придется использовать стандартных фразы и клише. Вы сможете свободно оперировать различными художественными приемами, использовать иносказания, даже известные поговорки и крылатые фразы могут из ваших уст исходить с особой свежестью. Средства выразительной речи помогают все вокруг, даже самые простые вежи, преподносить в необычном, художественном свете. Помним, что существуют однозначные слова и многозначные. Именно умелое использование последних и помогает сделать речь выразительной. Перенос качеств и характеристик одного явления на другое с использованием таких слов делает речь яркой и насыщенной. При этом надо помнить, что двузначные слова имеют прямое и переносное значение. То из них, которое появилось первым обычно называют прямым, а которое позже – переносным. Хотите сделать свою речь выразительной, научитесь чувствовать эту связь между прямыми и непрямыми значениями.

«Хорошо говорить — значит просто хорошо думать вслух». Ж.Ренан. Средства выразительности речи

В литературе используются такие средства выразительности речи, как синекдоха, метонимия, эпитет, метафора. Это художественные средства, которые легко применяются и естественно смотрятся как в повседневной речи, так и в различных ораторских выступлениях. Чтобы использовать эти средства выразительной речи, надо разобраться, что это такое и из чего они формируются.

1. С помощью метафоры переносят значение с одного явления на другое через какое-то их сходство. Это средство может наделить неодушевленные предметы особенностями живых существ или наоборот. Некоторые средства выразительной речи настолько прочно вошли в наш обиход, что мы их не замечаем. Например, выражение идет снег или часы стоят – это и есть метафора. Но чтобы сделать свою речь выразительной, надо использовать редкую и точную метафору. При этом не стоит слишком увлекаться. Не частите с одной удачной метафорой, иначе она потеряет эффект. Обилие метафор может слишком отяготить речь и сделать ее трудной к пониманию. Поэтому, если хотите сделать свою речь выразительной, найдите баланс между шаблонными фразами и метафорическими выражениями.

2. Метонимия охватывает собой смежные по сути слова, которые могут иметь несколько значений, а поэтому помогают сделать речь выразительной. Например, бронза, серебро, золото могут обозначать как драгоценные металлы, так и изделия из них. В быту мы тоже часто используем метонимию. Например, мы говорим о том, что ЖЭК прислал квитанцию, суд вынес приговор и т.д.

3. Синекдоха используется тогда, когда надо выделить какую-то часть предмета или явления из целого. Например, олицетворением простого русского солдата в произведениях стал так называемый «русский Иван».

4. Аллегория помогает создать какой-то образ через иносказания. Чаще всего используется в баснях и сказках. Она не только помогает сделать речь выразительной, но и проникнуть в суть явлений.

 5. Сравнение – самый простой и понятный троп. Мы его используем, когда сопоставляем разные предметы и находим в них общий признак. Сравнение легко поможет сделать речь выразительной и подчеркнет ее важные моменты. Ведь слушать речь и читать книгу – это две огромные разницы. В первом случае нельзя вернуться к непонятной фразе и перечитать ее несколько раз. Зато сравнение может красной строкой подчеркнуть те основные мысли, которые должны запомниться слушателям.

Но опять же, надо помнить, что многие сравнения настолько часто использовались ораторами, что превратились в клише. Такие фразеологизмы не помогут вам сделать речь выразительной. Для этого надо искать свои решения и использовать их точно к месту. Иначе слушатели почувствуют некую натянутость и искусственность речи и потеряют к вам доверие.

7. Эпитеты – самые короткие и понятные тропы. Это дополнительные слова, которые придают основному явлению большую выразительность, сочность и красоту. Это могут быть прилагательные, существительные и даже числительные. В любом случае они помогают сделать речь выразительной. Но их переизбыток тоже не плохо сказывается на речи, поэтому надо следить за их количеством.

Формирование выразительной речи – это процесс не одного дня. Но если вам удастся сделать речь выразительной, вы станете общительным человеком, которого к тому же интересно послушать.

 В речи особое внимание обращайте на ее начало и конец – это то, что запоминается больше всего.
8. Виды и жанры красноречия (перечислите и раскройте их):

Различают следующие основные виды красноречия: академическое, политическое, юридическое (судебное), дипломатическое, богословское (гомилетика), военное, социально – бытовое. Сопер считает, что существует только два вида красноречия – информационное и агитационное, но такая классификация не даёт полного представления о частных риториках с их собственными жанрами. Например, военная риторика отличается своей лаконичностью: боевой призыв – предельно краткий, афористичный, приказ – чёткий, требующий мгновенного понимания и беспрекословного выполнения и т.д.

Аристотель в своей “Риторике” делит речи на эпидейктические – хвалебные, торжественные, порицательные, судебные – защитительные и обвинительные, учебные (академические) – монологи и диалоги, дружеские – от бытовых до философских.

Академическое красноречие – это ораторская деятельность научного работника и преподавателя, представляющего результаты своих исследований или популяризирующего достижения науки. В Украине зарождение академического красноречия связано с деятельностью Острожской школы и Киево-Могилянской академии. Выдающимися представителями украинского академического красноречия были М. Максимович, М. Костомаров, В. Ермаков и др.

К жанрам академического красноречия относятся: научный доклад, научное сообщение, лекция, реферат, выступление на семинарском занятии. Основным жанром этого вида красноречия является лекция. Она относится к монологичным выступлениям, но аудитория должна не только слушать, но и активно воспринимать материал, поэтому необходимо использовать приёмы обратной связи с аудиторией (подробнее о них будет сказано в отдельной лекции).

Следует широко использовать также диалогические формы работы с аудиторией: дискуссию, диспут, коллоквиум, устную рецензию, обсуждение. В современном образовании именно диалогическим формам обучения отдаётся предпочтение.

Деление речи на монолог и диалог (речь одного лица или речь двоих) было известно уже в Древней Греции, где использовалось в риторике, философии и логике. Монологическая речь считалась более сложным и действенным видом речи, чем диалог.

Со II пол. ХХ в. работы по философии и теории языка посвящены исследованию диалогической речи и показано е более сложное устройство. В последние десятилетия стало употребляться понятие “полилог”: речевой процесс в группе общающихся, где роли меняются, как правило, неупорядоченно.

Специфика устного монолога в том, что в нём сильны мотивы самовыражения личности; ослабленная установка на ответ собеседников в сравнении с репликами диалога; структура монолога всегда строже; в выборе языковых средств меньше случайного.

Диалогическая речь состоит из обмена высказываниями и на её композицию, содержание и языковой состав влияет непосредственное, чаще всего – немедленное восприятие. Речь в диалоге – преимущественно ситуативная, во многом спонтанная. Поскольку она редко бывает подготовлена, в ней высока вероятность неудачного выбора слов, нарушений литературной нормы. Диалог предрасположен к экспрессии: эмоции в нём играют значительную роль.

Особый интерес вызывают дискуссионные виды диалога, в которых сталкиваются разные, подчас противоположные позиции: спор, полемика, дискуссия, диспут, судебное разбирательство. Наблюдается возвращение к античному пониманию риторики как теории построения убеждающей речи.

Полилог пока мало исследован, однако к нему проявляют интерес и социолингвистика, и этнология, и история культуры. Каждый участник полилога более независим, чем в диалоге. Содержание реплик в нём имеет большую амплитуду отклонений и колебаний, роль каждого из участников активизируется. Специфическими признаками полилога являются общая тема, связанность ситуации, нелинейность развития.

Деятельность политика является профессиональной оратор­ской деятельностью, связанной с приобщением людей к определенной идеологии и социальным концепциям, которые политик излагает. К ог­ромному сожалению, многие современные отечественные политики не владеют ораторским искусством и поэтому свои непосредственные за­дачи как политиков решают малоэффективно. Редкий политический де­ятель способен сегодня в письменной или устной форме обратиться к своим согражданам и в чем-нибудь их убедить или к чему-то призвать. А ведь еще Платон писал: "Я утверждаю, что если бы в какой угодно город прибыли оратор и врач и если бы в Народном собрании или в любом ином собрании зашел спор, кого из двоих выбрать врачом, то на врача никто бы и смотреть не стал, а выбрали бы того, кто владеет сло­вом, — стоило бы ему только пожелать. Оратор способен выступать против любого противника и по любому поводу так, что убедит толпу скорее всякого другого..."

Те же политические деятели, которые обладают врожденными ораторскими данными и к тому же в отличие от всех остальных получили специальное образование, подчас, несмотря на неоднозначность и даже скандальность поведения, имеют немалую популярность среди людей. Как профессиональные ораторы, эти политики делают постоянно одно и то же: говорят людям то, что те хотят от них услышать, чего ждут, и поэтому разным людям говорят, как правило, разные вещи, ориентиру­ясь на менталитет конкретных слушателей, что соответствует ораторс­кому принципу уместности речи. "В самом деле, самое трудное в речи, как и в жизни, — это понять, что в каком случае уместно.

Об этом-то в философии немало есть прекрасных наставлений, и предмет этот весь­ма достоин познания; не зная его, сплошь и рядом допускаешь ошиб­ки. Оратор к тому же должен заботиться об уместности не только в мыслях, но и в словах. Ведь не всякое положение, не всякий сан, не вся­кий авторитет, не всякий возраст и подавно не всякое место, время и публика допускают держаться одного для всех случаев рода мыслей и выражений. Нет, всегда и во всякой части речи, как и в жизни, следует соблюдать уместность по отношению и к предмету, о котором идет речь, и к лицам как говорящего, так и слушающих" (Цицерон).

Политическое красноречие – выступление оратора, выражающего интересы той или иной партии (политической силы) или разъясняющего какую-либо социально-политическую ситуацию. Как способ борьбы за власть или гармонизацию общественных отношений оно заявило о себе ещё в античности. Термин “политика” происходит от греческого “полис” – город. В греческих полисах существовали различные политические модели: олигархия, аристократия, тирания, демократия и т.д. Политические речи занимали значительное место в развитии греческой и римской риторики. В варварской Ирландии в первые столетия н.э. существовало публичное красноречие на тинге – аналоге славянского вече. Особое значение политическое красноречие приобретает в условиях широкого тиражирования его СМИ.

Появился новый вид риторики – искусство связей с общественностью, искусство коллективного администрирования и рекламы.

Дипломатическое красноречие уделяет внимание конкретности описаний, учитывает местную специфику, исторические, этнические и религиозные особенности партнера. Полезно в этом плане использовать понятия, дословные расхожие выражения, пословицы и поговорки, а иногда и литературные образы, распространенные в стране-адресате. Особую остроту, нередко столь необходимую в дипломатической полемической переписке (например, обмен нотами по поводу какого-либо драматического события) придают ироническая интонация, сарказм.

Не редкость вдобротных политико-дипломатических документах — эмфатические конструкции, безличные предложения, фразы-увещевания, восклицанияи вопросы, некоторые языковые вольности, свежие, незатасканные слова. Напротив, вредит им повествовательная форма изложения, излишняя прилизанность, навевающие тоску на читателя и, как следствие, не оставляющие следа ни в его уме, ни в сердце. «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал», — такой методологический подход придает выразительность не только поэтическому, но и литературно-дипломатическому языку.

Особо необходимо сказать о недопустимости речевых оборотов, задевающих самолюбие, национальную, «державную» гордость адресата, могущую вызвать у него впечатление ультимативного характера послания, ноты, другого документа. Повышенного внимания требуют в этом отношении слова ивыражения: «должно», «надо», «никогда», «ни при каких обстоятельствах» и т. п. (не зря ведь среди дипломатов всего мира распространен древний афоризм «„никогда не говори „никогда““). В то же время использование сослагательного наклонения, разного рода оговорок придает документу своеобразную пластичность, оставляет впечатление гибкости его авторов, готовности к продолжению дискуссии, поиску компромисса.

Важное место в дипломатической переписке принадлежит „каучуковым“ фразам и формулировкам, из которых опытный дипломат извлекает именно тот смысл, который в них и стремились вложить. Искусство дипломатии в немалой степени в том и состоит, чтобы не называя иногда вещи своими именами, подвести партнера к должному восприятию сказанного или написанного.

Г. Никольсон приводит весьма поучительные примеры из этого ряда. Так, замечает он, если политический деятель или дипломат заявляет, что его правительство „не может безразлично относиться“ к какому-то международному конфликту, он при этом подразумевает, что его правительство непременно вмешается в конфликт. Если в ноте или речи употребляются выражения: „Правительство Его Величества смотрит с беспокойством…“ или „с глубоким беспокойством“ то ясно, что речь идет о вопросе, по отношению к которому английское правительство намерено занять решительную позицию. Если говорится: „Правительство Его Величества считает необходимым сохранить за собой право…“, в действительности имеется в виду, что „правительство не позволит“ и т. д. Такой осторожный „эзопов язык“ дает возможность, сохраняя дипломатические приличия, не прибегая к прямым угрозам, сделать, когда это требуется, серьезное предупреждение иностранному государству. (Никольсон Г. Дипломатия, с. 129–130).

Богословское красноречие – проповеди, беседы, напутствия, комментирование Библии в практике различных христианских конфессий. Религиозное красноречие характерно не только для христианской традиции, оно зарождается в эпоху язычества и присуще всем религиям в наши дни…

Социально – бытовое красноречие – это меткая, острая или торжественная речь по поводу какого-либо важного события в частной жизни или интересной ситуации. Бытовое красноречие выделяется в поздней античности (“Никомахова этика”), и носит название гомилетики. Плутарх в “Застольных беседах”, например, называет гомилетикой умение не “перешутить” и не переругаться во время застолья.

Сегодня жанрами социально-бытового красноречия являются: юбилейные речи, приветственное слово, тосты (застольные речи), надгробное (поминальное) слово.

9. Типы речей по знаковым оформлениям

По знаковым оформлениям различают речи, которые(перечислите и раскройте их):

Существуют различные типы речей по своей внутренней структуре и внешней формой, т.е. по своему знаковым оформлением речи, есть разные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.008 с.)