Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эффективные способы завершения группыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Этот раздел посвящен способам завершения группового опыта. Чтобы завершить работу группы, поразмыслите над следующими вопросами: «Каким способом члены группы могут наилучшим образом завершить незавершенные дела? Как члены группы могут закрепить то, чему они научились в группе, и перенести это в повседневную жизнь, а значит, более эффективно действовать во внегрупповой ситуации? Какие виды деятельности и какие проблемы соответствуют завершающей стадии группы?» Поскольку пространство и время ограниченно, дата завершения работы группы называется заранее, и обсуждение этого момента в той или иной форме осуществляется на протяжении всей жизни группы. РАБОТА С ЧУВСТВАМИ. В ходе заключительной фазы развития группы консультант должен напоминать членам группы, что у них осталось впереди лишь несколько сессий. Это позволяет членам группы подготовить себя к завершению и успешно закрыть групповой опыт. Члены группы нуждаются в том, чтобы осознать временный характер группы и то, что эти встречи скоро подойдут к концу. Чувства, связанные с отделением, которые иногда принимают форму избегания или отрицания, должны быть вынесены на поверхность и проработаны. Консультант должен помочь в организации открытого обсуждения чувства потери и печали, которые сопровождают будущее завершение группы, и эти чувства могут стать весьма значимым переживанием. Член группы лучше примет отделение, если консультант сам раскроет чувства, связанные с предстоящим расставанием. На начальной стадии развития группы участников часто просили выразить свои страхи, связанные с вступлением в группу и участием в ней. Сейчас членов группы нужно поощрять говорить о страхах и волнениях, связанных с оставлением группы и столкновением с повседневной реальностью без ее поддержки. Нет ничего необычного в том, что члены группы говорят об особой атмосфере доверия в группе, о безопасности, которую они ощущают в ее пределах, и о близких отношениях с другими участниками, и о том, что группа — это место, где они могут быть собой, не боясь отвержения. Но именно поэтому они могут быть шокированы и напуганы перспективой лишения этой поддержки и близости. Еще одной характерной тревогой является сомнение в том, смогут ли они доверять людям вне группы так же, как и ее участникам. Одной из ваших задач является постоянное напоминание участникам о том, что если их группа особенная (в ней царят близость, поддержка и забота, не характерные для их обыденной жизни), то только потому, что члены группы сделали соответствующий выбор и вместе работали над ее созданием. Следовательно, они могут сделать подобный выбор в реальной жизни и успешно проявить себя в отношениях за пределами группы. Не нужно отрицать чувство потери и печали, которые сопровождают завершение группы. Напротив, отделение может стать богатейшим опытом, если членов группы поощряют выражать свое чувство потери и тревоги. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ГРУППЫ НА ЕЕ УЧАСТНИКОВ. Ближе к концу работы полезно дать всем ее участникам возможность выразить в словах то, что они узнали в группе и чему научились в результате получения группового опыта, а также рассказать, как они собираются применять все это, чтобы расширить самоосознание. Чтобы подобная оценка оказалась полезной, она должна быть конкретной. Утверждения вроде: «Эта группа была великолепна. Я значительно вырос и многое узнал о людях и о себе» настолько общие, что человек, который их высказал, вскоре забудет то, в чем именно состоял его опыт участия в группе. Когда кто-то делает столь размытые утверждения, вы можете помочь человеку выразить его мысли и чувства более конкретно, задав ему несколько вопросов: «Чем группа была полезной для тебя? В каком смысле ты вырос? Что ты подразумевал, когда говорил, что группа была великолепна? Можешь ли ты сказать, что именно ты узнал о людях и о себе?» Подчеркивая важность конкретизации, помогайте членам группы концептуализировать свой опыт и поощряйте их к открытому выражению чувств, связанных с окончанием работы группы и тем, как они выйдут в реальный мир. Если члены группы сохранят журналы, которые они вели во время работы группы, они получат великолепную основу для оценки влияния группы как фактора, который привел к значимым изменениям в их жизни. На заключительной стадии существования группы я поощряю участников к тому, чтобы они сделали записи по темам, которые я затронул в описании пятой стадии. ПОЛУЧЕНИЕ.И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Получение и предоставление обратной связи чрезвычайно важны на заключительной стадии развития группы. Хотя участники эффективной группы делятся своими чувствами и мыслями на каждой сессии, возможность дать и получить итоговую, обобщающую обратную связь ценна сама по себе. Чтобы помочь членам группы получить максимальную пользу от этой процедуры, на последних сессиях я обычно прошу их кратко рассказать, как они воспринимали себя в группе, какие конфликты прояснились для них, что было поворотным пунктом в понимании, что они собираются делать с тем, что узнали, и что эта группа значит для них. Затем другие члены группы высказываются о том, что они думают об этом человеке и о том, что он сказал. Я обнаружил, что краткая и конкретная обратная связь наиболее ценна, если включает в себя страхи и надежды членов группы. Размытые и нечеткие комментарии не обладают долгосрочной ценностью и быстро забываются. Полезно также попросить членов группы записывать конкретные моменты полученной обратной связи в их журналах. Если они не запишут некоторые вещи, о которых им сказали другие участники группы, они быстро забудут о них. Если же они сделают соответствующую запись, месяцы спустя они смогут обратиться к ней и посмотреть, насколько правы или не правы были эти люди и насколько автор записей продвинулся в достижении своих целей. ЗАВЕРШЕНИЕ НЕЗАКОНЧЕННЫХ ДЕЛ. Незавершенные дела, которые следует проработать до закрытия группы, могут касаться либо взаимодействия между членами группы, либо группового процесса и его целей. Даже если некоторые трудности не могут быть разрешены, членов группы следует поощрять говорить о них. Например, член группы, который молча сидел на протяжении практически всех встреч, может сказать, что никогда не чувствовал себя в достаточной безопасности для того, чтобы высказывать свои страхи или беспокойство. Хотя уже может быть слишком поздно, чтобы прорабатывать его трудности, важно просто выслушать его, а не игнорировать, ссылаясь на «бессмысленность» процедуры. ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И САМОПОЗНАНИЯ. Я посте, янно обсуждаю различные способы, используя которые участники могут продвигаться дальше и развивать и закреплять то, чему они научились в группе. Этот процесс может включать в себя подготовку членов группы для участия в других группах, индивидуальном консультировании или любых других видах получения нового развивающего опыта. Участие в работе успешной группы обычно является результатом осознания ряда особых трудностей. Члены группы не всегда готовы прорабатывать свои проблемы полностью, а значит, они могут нуждаться в продолжении процесса исследования и обнаружения новых путей к личностному росту.
РЕЗЮМЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАДИИ. Входе заключительной стадии развития группы обычно проявляются следующие характеристики: • Присутствуют печаль и тревога, связанные с осознанием неизбежности отделения. • Есть вероятность, что члены группы отступят и их участие станет менее интенсивным в преддверии окончания группы. • Члены группы решают, какой курс действий они хотели бы избрать. • Могут возникать страхи, связанные с отделением и с тем, насколько членам группы удастся применить то, чему они научились, в повседневной жизни. • Члены группы могут выражать свои страхи, надежды и беспокойство и рассказывать друг другу о том, каким был их опыт присутствия в группе. • Члены группы могут оценить групповой опыт. • Они могут говорить о постгрупповой встрече или планировать свои действия, поэтому следует поощрять их претворять свои - планы в жизнь. ФУНКЦИИ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. Основная задача членов группы на протяжении заключительной стадии развития группы — это объединение того, чему они научились, и перенос этого во внешнюю среду (конечно, они в какой-то степени делали это между сессиями, если группа встречалась на ежедневной основе). Это время, в ходе которого члены группы могут сделать обзор процесса и результатов посещения группы и вложить их в некоторую когнитивную схему, объясняющую групповые переживания. Вот некоторые задачи, встающие перед членами группы в этом время: • Справиться с чувством отделения от группы и ее завершением. • Подготовиться к переносу того, чему научились, в обычную жизнь. • Предоставить другим образ того, как их воспринимают. • Завершить любые незавершенные дела, связанные с группой, либо трудности, которые были принесены в группу, либо трудности, которые связаны с членами группы. • Оценить влияние группы. • Принять решение и спланировать будущие изменения, а также решить, какие изменения желательны и как их достичь. ФУНКЦИИ КОНСУЛЬТАНТА. Основной задачей консультанта является объединение и обеспечение структуры, которая позволит участникам прояснить смысл полученного опыта и поможет членам группы перенести то, чему они научились в группе, в ситуации повседневной жизни. В этот период консультант должен сосредоточиться на следующих задачах: • Закрепление достигнутых результатов и предоставление членам группы информации о тех ресурсах, которые позволят им обеспечить дальнейшие изменении. • Помощь членам группы в определении того, как они будут прилагать конкретные навыки в разнообразных жизненных ситуациях. • Совместная работа с членами группы над формулировкой контракта и домашних заданий как практических способов достижения изменений. • Помощь членам группы в развитии концептуальной схемы, которая поможет им понять, интегрировать, объединить и вспомнить то, чему они научились и что узнали в группе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.136 (0.008 с.) |