Характеристики начальной Стадии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики начальной Стадии



Начальная стадия развития группы — это ориентация и исследование, определение структуры группы, знакомство и изучение ожиданий членов группы. В этой фазе члены группы узнают, как функционирует группа, определяют свои цели, проясняют свои ожидания и ищут свое место в группе. На начальной стадии члены группы стремятся сохранять «публичный образ», то есть демонстрируют ту часть себя, которая, по их мнению, является социально приемлемой. Эта фаза обычно характеризуется определенной степенью тревоги и отсутствием безопасности в структуре группы. Члены группы напряжены, поскольку они открывают для себя группу, испытывают ограничения на прочность и удивляются, когда видят, что их принимают.

Обычно члены группы приносят в группу конкретные ожидания, волнения и тревогу, и жизненно важно, чтобы им позволили выразить их открыто. В это время консультант должен прояснить то, что участники группы понимают неправильно, и, если необходимо, демистифицировать группу. Я рассматриваю начальную стадию как нечто подобное первому дню в другой стране, попытке освоить основы нового языка и различные способы выражения себя на чужом наречии.

 

ПЕРВИЧНЫЕ ЗАДАЧИ НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ: ВКЛЮЧЕНИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Самоопределение в группе и определение той степени, в которой член группы сможет стать ее активным участником, являются основными задачами начальной стадии. Шутц (Schutz, 1973а)[2] говорил, что эта фаза включает в себя нахождение равновесия между утверждением индивидуальности и достижением согласия в группе. На начальной стадии развития группы участники часто спрашивают себя:

• Буду ли я посещать эту группу или уйду из нее?

• Насколько я хочу раскрыть себя?

• Какой риск я готов принять?

• Насколько безопасным для меня будет принятие риска?

• Могу ли я действительно доверять этим людям?

• Впишусь ли я в эту группу?

• Кто в группе мне привлекателен, а с кем я держу дистанцию?

• Примут меня другие члены группы или отвергнут?

• Смогу ли я быть собой и в то же время стать частью группы?

 

ОСНОВА ГРУППЫ - ДОВЕРИЕ

Установление отношений доверия жизненно важно для дальнейшего развития группы. Без доверия групповое взаимодействие будет поверхностным, самоисследование — низким, конструктивные изменения могут так и не наступить, а группа в целом будет плохо функционировать, поскольку ее работе будут препятствовать скрытые чувства.

Ошибочно предполагать, что люди начнут естественным образом доверять друг другу, как только войдут в группу. А почему, собственно, они должны довериться другим людям, не испытывая сомнений и не задавая вопросов? Как они узнают, что группа предлагает им больше принятия и безопасности, чем общество в целом? Мое мнение состоит в том, что люди принимают решение — доверять группе или не доверять. Подобное решение зависит от способности консультанта показать, что группа может быть безопасным местом, где можно освободить себя и быть собой. Поощряя членов группы говорить о любых факторах, которые могут побудить их не доверять кому-либо, консультант поддерживает терапевтическую атмосферу, необходимую для открытости и принятия риска членами группы.

СПОСОБЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОВЕРИЯ. Та манера, в которой консультант представляет себя, может оказать значительный эффект на общую атмосферу группы. Каков консультант? Он открыт, наполнен энтузиазмом, честен и психологически присутствует в группе? В какой степени консультант доверяет себе? В какой степени консультант демонстрирует группе свое доверие и веру в нее? Я часто слышу высказывания членов группы о том, что они чувствуют себя лучше, если консультант доверяет им.

То, насколько консультант успешен в установлении базового чувства доверия и безопасности, зависит по большей части от того, как хорошо он подготовился к группе. Тщательный отбор членов группы и усилия, предпринятые, чтобы убедиться в том, что группа подходит им, — очень важны, равно как и способ, посредством которого консультант устанавливает в группе основные правила. Консультант, который показывает, что он заинтересован в благополучии.членов группы и группы в целом, вызывает доверие. Разговор на такие темы, как права участников, конфиденциальность, разнообразие, представленное в группе, и необходимость уважения к другим демонстрируют другим членам группы, что консультант серьезно относится к группе. Если консультант заботлив, вероятность того, что члены группы будут озабочены активным и эффективным участием в работе группы, повышается.

Эти комментарии не должны быть интерпретированы так, будто построение доверия зависит только от консультанта. В действительности консультант может вызвать доверие своими действиями и высказываемой позицией, но уровень доверия зависит от членов группы — индивидуально и коллективно.

Члены группы обычно приносят в группу свои страхи и надежды.. Участники будут доверять группе больше, если их поощряют говорить о своих страхах, поскольку разговор о них обычно показывает, что эти страхи разделяют и другие участники группы. Если один из участников беспокоится о том, что не сможет эффективно выражать себя, а кто-то другой выразит то же беспокойство, между ними почти неизбежно установится связь.

Тишина и неуклюжесть являются весьма характерными для начала сессии. Чем более не структурирована группа, тем большую тревогу, связанную с тем, как вести себя в группе, она вызывает. Члены группы мучительно пытаются отгадать, как надо вести себя; как быть принятыми и одобренными. По мере разворачивания сессии они начинают относиться к этому проще и вовлекаются в обсуждение. Чаще всего люди пытаются сохранить свою безопасность и на начальных сессиях стремятся говорить о других или о событиях, произошедших там-и-тогда. Это один из способов, посредством которых они оценивают ситуацию, как бы «пробуют воду». Они как будто говорят: «Я покажу часть себя — не слишком глубоко, — и посмотрим, как вы отнесетесь ко мне».

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ АТМОСФЕРЫ ДОВЕРИЯ. Другим характерным аспектом начальной фазы является тенденция некоторых участников сделать резкий рывок вперед и начать тут же раздавать советы о том, как справиться с какой-то проблемой. Консультант должен убедиться в том, что «вмешательство с целью решения всех проблем» не станет паттерном, поскольку может вызывать серьезное раздражение у других членов группы и стимулировать конфронтацию между ними и тем, кто раздает «рецепты счастья».

Атмосфера доверия в группе также подвергается влиянию негативных чувств членов группы по отношению к конкретным участникам или по отношению к консультанту, и скорее всего в этом случае группа пойдет совсем не по тому пути, по которому намеревалась. Доверие может быть потеряно или обретено, в зависимости от того способа, посредством которого преодолеваются негативные чувства. Если конфликт стал открытым и консультант выслушал негативные чувства, не переходя в ответное нападение, есть неплохой шанс, что их можно будет изменить. Члены группы должны знать и чувствовать, что их принимают даже тогда, когда они выражают негативные чувства. И только затем группа сможет повернуть голову вперед и перейти на более глубокий уровень работы. Члены группы чувствуют безопасность, достаточную для того чтобы принять риск и сосредоточиться на той борьбе, которая личностно значима для них, и выражать здесь-и-сейчас чувства.

По мере того как члены группы все больше раскрываются друг другу, группа сплачивается, сплоченность, в свою очередь, усиливает доверие, уже существующее в группе, и создает оптимальную атмосферу для тех членов группы, которые опробуют новые способы поведения. Когда члены группы доверяют друг другу, они доверяют той обратной связи, которую получают, и используют ее, когда прилагают новые формы поведения к повседневной жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.005 с.)