Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристики начальной СтадииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Начальная стадия развития группы — это ориентация и исследование, определение структуры группы, знакомство и изучение ожиданий членов группы. В этой фазе члены группы узнают, как функционирует группа, определяют свои цели, проясняют свои ожидания и ищут свое место в группе. На начальной стадии члены группы стремятся сохранять «публичный образ», то есть демонстрируют ту часть себя, которая, по их мнению, является социально приемлемой. Эта фаза обычно характеризуется определенной степенью тревоги и отсутствием безопасности в структуре группы. Члены группы напряжены, поскольку они открывают для себя группу, испытывают ограничения на прочность и удивляются, когда видят, что их принимают. Обычно члены группы приносят в группу конкретные ожидания, волнения и тревогу, и жизненно важно, чтобы им позволили выразить их открыто. В это время консультант должен прояснить то, что участники группы понимают неправильно, и, если необходимо, демистифицировать группу. Я рассматриваю начальную стадию как нечто подобное первому дню в другой стране, попытке освоить основы нового языка и различные способы выражения себя на чужом наречии.
ПЕРВИЧНЫЕ ЗАДАЧИ НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ: ВКЛЮЧЕНИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Самоопределение в группе и определение той степени, в которой член группы сможет стать ее активным участником, являются основными задачами начальной стадии. Шутц (Schutz, 1973а)[2] говорил, что эта фаза включает в себя нахождение равновесия между утверждением индивидуальности и достижением согласия в группе. На начальной стадии развития группы участники часто спрашивают себя: • Буду ли я посещать эту группу или уйду из нее? • Насколько я хочу раскрыть себя? • Какой риск я готов принять? • Насколько безопасным для меня будет принятие риска? • Могу ли я действительно доверять этим людям? • Впишусь ли я в эту группу? • Кто в группе мне привлекателен, а с кем я держу дистанцию? • Примут меня другие члены группы или отвергнут? • Смогу ли я быть собой и в то же время стать частью группы?
ОСНОВА ГРУППЫ - ДОВЕРИЕ Установление отношений доверия жизненно важно для дальнейшего развития группы. Без доверия групповое взаимодействие будет поверхностным, самоисследование — низким, конструктивные изменения могут так и не наступить, а группа в целом будет плохо функционировать, поскольку ее работе будут препятствовать скрытые чувства. Ошибочно предполагать, что люди начнут естественным образом доверять друг другу, как только войдут в группу. А почему, собственно, они должны довериться другим людям, не испытывая сомнений и не задавая вопросов? Как они узнают, что группа предлагает им больше принятия и безопасности, чем общество в целом? Мое мнение состоит в том, что люди принимают решение — доверять группе или не доверять. Подобное решение зависит от способности консультанта показать, что группа может быть безопасным местом, где можно освободить себя и быть собой. Поощряя членов группы говорить о любых факторах, которые могут побудить их не доверять кому-либо, консультант поддерживает терапевтическую атмосферу, необходимую для открытости и принятия риска членами группы. СПОСОБЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОВЕРИЯ. Та манера, в которой консультант представляет себя, может оказать значительный эффект на общую атмосферу группы. Каков консультант? Он открыт, наполнен энтузиазмом, честен и психологически присутствует в группе? В какой степени консультант доверяет себе? В какой степени консультант демонстрирует группе свое доверие и веру в нее? Я часто слышу высказывания членов группы о том, что они чувствуют себя лучше, если консультант доверяет им. То, насколько консультант успешен в установлении базового чувства доверия и безопасности, зависит по большей части от того, как хорошо он подготовился к группе. Тщательный отбор членов группы и усилия, предпринятые, чтобы убедиться в том, что группа подходит им, — очень важны, равно как и способ, посредством которого консультант устанавливает в группе основные правила. Консультант, который показывает, что он заинтересован в благополучии.членов группы и группы в целом, вызывает доверие. Разговор на такие темы, как права участников, конфиденциальность, разнообразие, представленное в группе, и необходимость уважения к другим демонстрируют другим членам группы, что консультант серьезно относится к группе. Если консультант заботлив, вероятность того, что члены группы будут озабочены активным и эффективным участием в работе группы, повышается. Эти комментарии не должны быть интерпретированы так, будто построение доверия зависит только от консультанта. В действительности консультант может вызвать доверие своими действиями и высказываемой позицией, но уровень доверия зависит от членов группы — индивидуально и коллективно. Члены группы обычно приносят в группу свои страхи и надежды.. Участники будут доверять группе больше, если их поощряют говорить о своих страхах, поскольку разговор о них обычно показывает, что эти страхи разделяют и другие участники группы. Если один из участников беспокоится о том, что не сможет эффективно выражать себя, а кто-то другой выразит то же беспокойство, между ними почти неизбежно установится связь. Тишина и неуклюжесть являются весьма характерными для начала сессии. Чем более не структурирована группа, тем большую тревогу, связанную с тем, как вести себя в группе, она вызывает. Члены группы мучительно пытаются отгадать, как надо вести себя; как быть принятыми и одобренными. По мере разворачивания сессии они начинают относиться к этому проще и вовлекаются в обсуждение. Чаще всего люди пытаются сохранить свою безопасность и на начальных сессиях стремятся говорить о других или о событиях, произошедших там-и-тогда. Это один из способов, посредством которых они оценивают ситуацию, как бы «пробуют воду». Они как будто говорят: «Я покажу часть себя — не слишком глубоко, — и посмотрим, как вы отнесетесь ко мне». СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ АТМОСФЕРЫ ДОВЕРИЯ. Другим характерным аспектом начальной фазы является тенденция некоторых участников сделать резкий рывок вперед и начать тут же раздавать советы о том, как справиться с какой-то проблемой. Консультант должен убедиться в том, что «вмешательство с целью решения всех проблем» не станет паттерном, поскольку может вызывать серьезное раздражение у других членов группы и стимулировать конфронтацию между ними и тем, кто раздает «рецепты счастья». Атмосфера доверия в группе также подвергается влиянию негативных чувств членов группы по отношению к конкретным участникам или по отношению к консультанту, и скорее всего в этом случае группа пойдет совсем не по тому пути, по которому намеревалась. Доверие может быть потеряно или обретено, в зависимости от того способа, посредством которого преодолеваются негативные чувства. Если конфликт стал открытым и консультант выслушал негативные чувства, не переходя в ответное нападение, есть неплохой шанс, что их можно будет изменить. Члены группы должны знать и чувствовать, что их принимают даже тогда, когда они выражают негативные чувства. И только затем группа сможет повернуть голову вперед и перейти на более глубокий уровень работы. Члены группы чувствуют безопасность, достаточную для того чтобы принять риск и сосредоточиться на той борьбе, которая личностно значима для них, и выражать здесь-и-сейчас чувства. По мере того как члены группы все больше раскрываются друг другу, группа сплачивается, сплоченность, в свою очередь, усиливает доверие, уже существующее в группе, и создает оптимальную атмосферу для тех членов группы, которые опробуют новые способы поведения. Когда члены группы доверяют друг другу, они доверяют той обратной связи, которую получают, и используют ее, когда прилагают новые формы поведения к повседневной жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.96 (0.006 с.) |