Специальные умения по открытию и завершению групповой сессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальные умения по открытию и завершению групповой сессии



Обучая и подвергая супервизии групповых консультантов, я обнаружил, что многим из них недостает умения эффективно открывать и закрывать групповую сессию. Например, некоторые просто выбирают одного из членов группы и фокусируют на нем свое внимание, в то время как вся остальная группы пассивно присутствует на заднем плане. Поскольку консультанты часто боятся того, чтобы все шло своим чередом, спонтанно, любой член группы, который задает вопрос, вызывает на себя все внимание, и консультант не предпринимает никаких попыток вовлечь во взаимодействие других участников. Когда групповая сессия слабо и бледно начинается, очень трудно достичь удовлетворительного уровня работы в оставшееся время.

Способ закрытия каждой сессии не менее важен, чем процедура начала. Я наблюдал за консультантами, которые просто позволяли времени утекать, а потом вдруг резко говорили: «На сегодня все, наше время истекло, встретимся на следующей неделе». Поскольку консультант упускает возможность подвести итоги и предложить некоторую оценку сессии, ценность встречи оказывается утерянной. Эффективное открытие и закрытие сессии обеспечивает связь между сессиями. Эта связь увеличивает вероятность того, что участники будут размышлять о том, что случилось на группе, когда будут находиться за ее пределами, и когда попытаются применить в повседневной жизни то, чему они научились. Вместе с тем, что члены группы получают от консультанта некоторое направление, он также помогает им осознать свой собственный уровень участия в каждой сессии.

 

ПРОЦЕДУРЫ ОТКРЫТИЯ ГРУППОВОЙ СЕССИИ

В группе, которая встречается каждую неделю или на регулярной, основе, консультант имеет несколько возможностей для начала сессии.

1. Можно попросить участников прямо выразить то, что они хотят получить от групповой сессии. Я предпочитаю быстро провести круговой опрос, благодаря которому каждый член группы определяет цели и содержание, которые должны быть исследованы в течение сессии. Прежде чем сфокусировать свое внимание на одном человеке, полезно предоставить каждому члену группы возможность хотя бы высказать, чего он хочет достичь в результате сессии. Таким образом мы расширяем перечень вопросов, требующих проработки, и устанавливаем «повестку дня». Если несколько членов группы имеют одни и те же трудности, то эта процедура позволяет вовлечь в работу и их.

2. Полезно предоставлять людям возможность высказать любые мысли, которые касаются прошедшей сессии, или вынести на рассмотрение проблемы, неразрешенные на прошлой встрече. Нерешенные проблемы членов группы или проблемы между ними и консультантом могут прогрессировать, и тогда структура проблем, требующих исследования, усложняется. Подобная скрытая «повестка дня» мешает продуктивной работе до тех пор, пока ее не сделают очевидной и не проработают.

3.Можно попросить участников группы дать отчет о прогрессе или сложностях, которые возникли в течение предыдущей недели. В идеале члены группы должны были поэкспериментировать с новыми формами поведения вне группы, поскольку они вовлечены в выполнение «домашнего задания» и работают над конкретными планами, которые ориентированы на действие. Даже если не все виды этой активности имеют место, оставшееся время может быть эффективно использовано для обсуждения достигнутых успехов и внесения в группу новых проблем.

4.Консультант может сделать обзор предыдущих встреч или высказать некоторые мысли, которые возникли у него на предыдущей сессии или по ее поводу.

Одним из способов открытия сессии может стать использование структурированных упражнений, чтобы помочь членам группы понять, какое именно содержание они хотят исследовать. В зависимости от того, как, когда и почему они используются, структурированные упражнения могут усилить взаимодействие и обеспечить сосредоточенность на дальнейшей работе или же сформировать зависимость членов группы от консультанта, который указывает направление сессии. В своей готовности продвинуть группу и обеспечивать это движение некоторые консультанты пытаются выдавать одно упражнение за другим в стиле «все или ничего». Упражнения, которые соответствуют полному плану группы и используются время от времени и в нужный момент, могут стать чрезвычайно эффективным инструментом для изменения. Но неадекватное и несвоевременное применение этих средств может сделать их непродуктивными для группового процесса и индивидуального роста.

Структурированные упражнения могут быть очень полезными на начальной и заключительной стадии развития группы или как способ открытия встречи. В начале работы с группой я использую конкретные упражнения, разработанные для того, чтобы помочь членам группы прояснить их личные цели, проработать их ожидания и страхи и построить атмосферу доверия. Эти упражнения могут состоять в просьбе к членам группы поработать в паре или маленьких группах над некоторыми отобранными темами, например, обсудить, что они надеются получить от групповой сессии.

 

ПРОЦЕДУРЫ ЗАКРЫТИЯ ГРУППОВОЙ СЕССИИ

Прежде чем закрыть сессию, выделите время, для того чтобы суммировать все, что было достигнуто, отрефлексировать пережитое, поговорить о том, что участники могут сделать сейчас и на следующей сессии, то есть подвести итоги. Иногда полезно остановиться посреди сессии и сказать что-то вроде этого: «У нас осталось около часа, прежде чем мы закончим на сегодня. Поэтому я хочу свериться с вами и спросить, есть что-нибудь, что вы хотели бы вынести на рассмотрение, прежде чем мы закончим». Или такую фразу: «Я бы хотел, чтобы каждый из вас сказал, что он думает или чувствует по поводу текущей встречи. Вы могли бы сказать мне, чего вы хотите от нее?» Этот прием не должен использоваться часто, в качестве постоянной процедуры, но, если использовать его время от времени и к месту, он может помочь членам группы оценить достигнутый ими прогресс. Если они не удовлетворены собственным участием или тем, что происходит на сессии, у них еще есть время, для того чтобы изменить направление движения группы, прежде чем сессия закончится.

В целом члены группы не могут автоматически оценивать степень собственного участия в группе или ту пользу,"которую они приносят. Консультант может получить большую выгоду, ориентируя участников на осознание временных ограничений встречи и на осознание того, удовлетворены ли они участием в группе. Члены группы также нуждаются в направлении для оценки того, насколько они продвинулись к достижению своих целей и насколько эффективно работает группа. Если подобная оценка периодически используется, члены группы получают возможность для формулирования своих планов, которые могут изменить ход встречи, до того как она подойдет к концу. По крайней мере, значительно уменьшается вероятность того, что человек покинет группу, чувствуя, что он не получил того, на что надеялся.

Рассмотрим навыки консультанта, касающиеся закрытия сессии и., интеграции группового опыта и того, чему члены группы научились в ходе сессии. Здесь приведен перечень шагов, которые консультант может предпринимать в конце каждой недели, чтобы помочь членам группы оценить их участие и навести мосты над пропастью между группой и ее повседневным существованием.

1. Групповой консультант стремится к тому, чтобы, закрывая сессию, не поставить крест на тех проблемах, которые появились в процессе сессии. Несмотря на то что тревога, появляющаяся в результате незавершенности, оставляет членов группы как бы в «зависшем» положении и может быть непродуктивной, слишком быстрое закрытие проблем и трудностей будет не терапевтичным. Многие консультанты совершают ошибку, преждевременно закрывая проблемные области. Ориентируясь на задачу, они чувствуют дискомфорт от предоставления членам группы того времени, в котором они нуждаются, чтобы исследовать свои проблемы и бороться с ними. В таком случае вмешательство консультанта может иметь эффект поверхностною разрешения того, что обладает глубоким содержанием и требует тщательного изучения. Хорошо, когда люди покидают сессию с некоторыми вопросами, на которые они не получили ответа. Они будут мотивированы на то, чтобы поразмышлять об этом и прийти на группу с предварительным решением, которое будет их собственным. Консультант нуждается в том, чтобы создать тонкое равновесие между приближением к закрытию проблемы в конце сессии и полным закрытием проблемы.

2. Подведение итогов эффективно в конце любой сессии. Полезно попросить членов группы подвести итоги как по групповому процессу в целом, так и по отношению к их личному прогрессу. Можно делать комментарии по соответствующим темам и проблемам, разобранным на сессии. Групповой консультант может добавить итоговые комментарии, особенно в том, что касается группового процесса, но еще лучше — научить членов группы самостоятельно интегрировать то, чему они научились в ходе сессии.

3. Можно попросить участников рассказать группе о том, какой они видят прошедшую сессию, предложить комментарии и обратную связь другим членам группы и сделать вывод о собственном участии в работе группы. Если делать это регулярно, участники группы начинают ощущать свою ответственность за принятие решений, связанных с внесением изменений в работу группы, если они не удовлетворены ею. Например, какой-то участник неделю за неделей повторяет, что ему скучно. Тогда вы можете спросить его, что он может и хочет сделать, чтобы преодолеть свою скуку.

4. Полезно сосредоточиться на позитивной обратной связи. Люди, которые вовлечены в работу, будут чувствовать, что их участие осознано и поддержано и консультантом, и группой.

5. Члены группы могут рассказать о своем «домашнем задании», в ходе которого они пытались применить на практике то, что поняли в момент инсайта. Они могут прямо выразить то, чему они научились посредством взаимоотношений в групповом контексте, или строить планы относительно того, как применить навыки решения проблемных ситуаций, которым они научились, во внешнем мире.

6. Можно попросить участников группы назвать любую тему или проблему, которую они хотели бы обсудить на следующей сессии. Поскольку этот прием протягивает ниточку между сессиями, он подталкивает участников к тому, чтобы поразмыслить о том, как можно исследовать предложенную тему или проблему на следующей сессии, то есть стимулирует работу между сессиями.

7. Групповой консультант может выразить собственные реакции на сессию и сделать небольшой обзор. Эти реакции и комментарии о работе группы могут быть очень полезными для стимулирования мыслей и действий некоторых членов группы.

Вмешательство консультанта, которое я описал, демонстрирует, что тщательное внимание к открытию и закрытию групповой сессии помогает обучению. Оно помогает членам группы осознать свою роль в определении результатов работы группы.

Группы с двумя ведущими

И для вас, и для группы будет очень полезно, если вы будете вести ее не один, а с партнером, ко-терапевтом. Достаточно часто ведение группы — это процесс, осуществляемый одним человеком. Но ценность встречи с ко-терапевтом для планирования и проведения группы не должна недооцениваться. Стиль совместного ведения группы имеет ряд преимуществ и несколько недостатков. Вот некоторые из сильных сторон:

• Члены группы могут выиграть от удвоенного жизненного опыта и инсайта консультантов, поскольку они могут иметь разные взгляды на текущую ситуацию.

• Два консультанта могут дополнять друг друга, группа может выиграть от объединенной силы команды консультантов.

• Если одним из ведущих является женщина, а другим — мужчина, они могут воссоздать естественную динамику отношений с родителями, в которую вовлечены члены группы, и тогда открываются разнообразные возможности для ролевой игры.

• Ко-терапевты могут служить для участников группы моделью того, как на уважительной основе строить отношения друг с другом и с группой.

• Ко-терапевты могут обеспечить друг другу ценную обратную связь. Они могут обсуждать, что случилось на сессии и как улучшить свои навыки.

• Каждый консультант может расти как специалист, благодаря наблюдению за поведением другого, работе с ним и возможности учиться у него.

• Ко-терапевты обеспечивают большее количество возможностей для установления связей между членами группы. В то время как один ведущий работает с конкретным участником, другой может «сканировать» группу, определяя, насколько члены группы вовлечены в работу.

• Участники группы имеют возможность получать обратную связь от двух консультантов, а не от одного. Различие в реакциях может внести в группу свежесть и динамику и предоставить возможность для рефлексии и развития дискуссии.

Наибольшее количество проблем при использовании модели ко-терапии возникает тогда, когда оба консультанта терпят неудачу в формировании и поддержании эффективных взаимоотношений друг с другом. Центральным фактором, определяющим качество взаимоотношений, является уважение. Консультанты, вероятнее всего, будут иметь некоторые различия в стиле ведения группы, и они могут не соглашаться друг с другом или с некоторыми интерпретациями. Но они уважают друг друга, они будут открытыми и прямыми, и будут доверять друг другу, работать на основе сотрудничества, а не конкуренции и чувствовать себя в достаточной безопасности, для того чтобы не стремиться к самоутверждению себя за счет другого. Если доверие отсутствует или проявляется в недостаточной степени, члены группы ощущают отсутствие гармонии, и группа получит в целом негативный опыт и негативное впечатление.

Выбор ко-терапевта, таким образом, является весьма важным моментом. Борьба за власть между ко-терапевтами может разделить группу. Если консультанты не работают как гармоничная команда, вся группа следует их примеру и становится фрагментированной. Даже если консультанты в ходе сессии демонстрируют весьма тонкие трения, они подают плохой пример межличностных отношений. Эти трения могут привести к невыраженной враждебности между членами группы, которая обычно прорабатывается при эффективной групповой работе. Если между консультантами существует конфликт, его лучше открыто обсудить на группе. Но в идеале оба консультанта должны обсуждать любые возникающие между ними разногласия при частной встрече. Для группы отнюдь не полезны утверждения консультантов о том, что все прекрасно, когда в действительности все наоборот.

Несмотря на то что для ко-терапевтов принадлежность к одному и тому же теоретическому подходу не является обязательной, у них начнутся проблемы, если они будут придерживаться крайних, не согласующихся взглядов на цели групповой работы или по поводу их собственной роли и функций в групповом процессе. Например, рассмотрим ситуацию, в которой один консультант постоянно вмешивается в ход сессии, раздавая советы и предлагая решение для каждой проблемы, которая возникает у членов группы, в то время как другой не заинтересован в быстром решении проблем и предпочитает, чтобы члены группы стремились найти решение самостоятельно. Вероятнее всего, они будут постоянно работать на достижение разных целей, и их клиенты будут получать противоречивые сообщения относительно целей группы.

Важно, чтобы ко-терапевты регулярно встречались для обсуждения того, что происходит в их работе, — например, что они чувствуют По поводу совместной работы, как они видят группу и как они оценивают вклад друг друга. В идеале ко-терапевты должны проводить некоторое время вместе до начала и после окончания сессии, чтобы спланировать будущую сессию, поделиться своими мыслями и разрешить любые трудности, которые возникли между ними. В главах 4 и 5 я пишу о специфических проблемах, которые ко-терапевты должны обсуждать друг с другом на каждой стадии развития группы.

Я предпочитаю модель ко-терапии как для ведения группы, так и для обучающих групп и супервизии. Ко-терапия обеспечивает безопасность, особенно когда практик ведет группу впервые. Для начинающих групповых консультантов типично переживание сомнений и тревоги. Сталкиваясь с группой впервые, при поддержке коллеги, которого вы уважаете и которому вы доверяете, вы понимаете, что процесс, казавшийся тягостной задачей, превращается в удивительный обучающий опыт.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.014 с.)