Ценность для конкретных категорий клиентов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценность для конкретных категорий клиентов



Групповое консультирование может работать с потребностями разных клиентов, например, детьми, подростками, студентами колледжа или взрослыми. Пример такой консультативной группы описан в книге «Группы: процесс и практика» (М. Corey, & Corey, 1997), где предлагаются способы взаимодействия с разными категориями клиентов и описывается, какие техники можно использовать, чтобы решать уникальные проблемы каждой из них. Ниже кратко изложены ценности группового консультирования для некоторых категорий клиентов.

КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Консультативные группы для детей могут преследовать превентивные или оздоровительные цели. В школах групповое консультирование часто предлагается детям, которые проявляют неадекватное поведение, такое, как чрезмерная драчливость, вспышки ненависти, неспособность общаться со сверстниками, хроническая усталость, отсутствие присмотра дома или неприятие своей внешности. Малые группы дают ребенку возможность выразить свои чувства по поводу этих и других проблем. Выявление детей, которые имеют серьезные эмоциональные и поведенческие проблемы, чрезвычайно важно. Если эти дети смогут получить психологическую поддержку в раннем возрасте, они изменятся в лучшую сторону и смогут более эффективно приспособиться к задачам, которые встанут перед ними в будущем.

КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ГРУППЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ. В подростковом возрасте многие остро ощущают одиночество, и нередко подростку кажется, что рядом нет никого, кто мог бы ему помочь. Отрочество — это время, когда принимаются ключевые решения, способные оказать влияние на всю дальнейшую жизнь. Борьба зависимости/независимости, конфликт принятия/отвержения, кризис идентичности, поиск безопасности, давление конформности и потребность в самоутверждении являются неотъемлемыми составляющими этого периода. Многие подростки стремятся действовать и достичь цели, и они часто переживают серьезный стресс при столкновении с внешними ожиданиями.

Групповое консультирование особенно удачно для работы с подростками, потому что дает им возможность выразить конфликтующие чувства и переживания, преодолеть неуверенность в себе и прийти к осознанию того, что они могут обсуждать эти проблемы совместно с ровесниками. Группа приводит подростка к постановке открытого вопроса о своих ценностях и о необходимости изменения некоторых из них. В группе подростки учатся взаимодействовать друг с другом, они получают выгоду от моделирования, основу для которого им предлагает консультант, и в безопасности экспериментируют с реальностью и исследуют свои пределы и ограничения. Другая уникальная ценность группового консультирования для подростков заключается в том, что оно предлагает им шанс стать участником процесса роста другого человека. Поскольку в группе представлены все возможности для взаимодействия, участники могут выражать себя и быть услышанными, могут помогать друг другу на пути обретения самопонимания и самопринятия.

КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ГРУППЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ. Консультативные группы — это ценный инструмент для работы с переживаниями многих студентов, которые чувствуют, что в колледже или университете востребованы их интеллектуальные навыки, но не учитывается их эмоциональный и социальный рост. Когда я работал в консультативных центрах двух университетов, я осознал, насколько велика потребность в таких группах в университетском городке. В этих университетах группы были предназначены для относительно здоровых студентов, которые переживали какой-либо кризис в своем развитии. Основной целью этих групп было предоставление возможности роста и организация ситуации, в которой учащиеся могли бы проработать решения, касающиеся карьеры, межличностных отношений, проблемы идентичности, планов своего обучения, чувство изоляции в безличном университетском городке и другие существенные моменты, которые помогли бы им стать самостоятельной, автономной личностью.

Сейчас многие консультативные центры университетов и колледжей предлагают широкий выбор структурированных групп, которые могут удовлетворить насущные потребности студентов. Это группы самоутверждения, группы, направленные на расширение сознания, группы для меньшинств, группы физического развития, группы для снятия стресса, группы для студентов, рассматривающих возможности смены карьеры и изменения жизненного стиля, а также группы для снижения тревожности.

КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ГРУППЫ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ.

Консультативные группы могут быть ценными для пожилых людей, во многом в тех же моментах, в которых они полезны для* подростков. По мере того как люди стареют, они нередко испытывают чувство изоляции. Подобно подросткам, пожилые люди часто чувствуют свою непродуктивность, бесполезность и ненужность. Они не видят в будущем никакой надежды, они боятся остаться в одиночестве, многие, уходя на пенсию, начинают чувствовать, что в их жизни отсутствует смысл. Многие пожилые люди принимают мифы о старении, которые превращаются в самоисполняющееся пророчество. Примером может послужить ошибочное представление о том, что пожилые люди не способны измениться или что, как только они уйдут с работы, они будут обречены на депрессию. Консультативные группы могут многое сделать, для того чтобы помочь пожилым людям бросить вызов этим мифам и, как любая другая возрастная группа, встретиться лицом к лицу с очередной задачей развития, сохранив свою целостность и самоуважение. Групповая ситуация может помочь этим людям разрушить свою изоляцию и предлагает пожилым клиентам поддержку, необходимую для поиска смысла жизни, чтобы они смогли полноценно жить, а не просто существовать.

 

Другие типы групп

Несмотря на то что в центре внимания этой книги находятся консультативные группы, практика групповой работы расширяется, включая в себя такие вариации,"как психотерапевтические группы, образовательные группы, группы, фокусированные на решении задач, и другие. Многие из этих групп используют техники, Процедуры и процессы консультативных групп. Они различаются по специфике целей и роли консультанта, по типу людей, работающих в группе, и по акценту на таких проблемах, как предупреждение, восстановление, лечение и развитие. Давайте бросим краткий взгляд на то, чем психотерапевтические группы, образовательные (структурированные) группы, группы, фокусированные на решении задач, и группы самопомощи отличаются от консультативных групп.

 

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Основное различие между групповой терапией и групповым консультированием заключается в их целях. Принимая во внимание то, что консультативные группы сконцентрированы на росте, развитии, расширении, предупреждении, самоосознании и освобождении от всего, что препятствует росту, терапевтические группы обычно сконцентрированы вокруг восстановления, лечения и реконструкции личности. Групповая психотерапия — это процесс переобучения, который включает в себя как сознательное, так и бессознательное, как настоящее, так и прошлое. Некоторые терапевтические группы, прежде всего, ориентированы на коррекцию эмоциональных и поведенческих расстройств, которые препятствуют успешному функционированию, или посредничество в решении глубинных психологических проблем. Их целью может быть меньшая или большая трансформация структуры личности, степень которой зависит от теоретической ориентации терапевта. Преследуя подобные цели, терапевтические группы нуждаются в большем количестве времени для их реализации, чем другие виды групп. Люди, которые составляют такую группу, могут страдать от серьезных эмоциональных проблем, глубокого невротического конфликта или психотических состояний, а некоторые могут демонстрировать социально девиантное поведение. Многие из них нуждаются в лечении, а не в превентивной или развивающей работе.

 Групповой терапевт обычно является клиническим или консультирующим психологом, психиатром или социальным работником. Он использует широкий набор вербальных методик (которые используют и консультанты) и некоторые техники для осуществления регрессии к ранним переживаниям', для выявления бессознательной динамики и помощи клиентам в повторном переживании травматической ситуации, которое вызывает катарсис. Поскольку этот опыт повторно проживают в группе, другие члены группы переживают инсайт, касающийся принятого в прошлом решения, который вмешивается в текущее функционирование человека. Групповой терапевт помогает членам Группы в достижении коррективных эмоциональных переживаний и в принятии нового взгляда на мир, на других и на себя. Работа, сосредоточенная на переживаниях, связанных с незавершенным событием прошлого, которое коренится в бессознательном, — это одна из ключевых характеристик групповой терапии. Акцент на материале прошлого, бессознательной динамике, реконструкции личности и развитии новых паттернов поведения, основанных на инсайте, также является характерным для длительной групповой терапии.

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИЛИ ТЕМОЦЕНТРИРОВАННЫЕ ГРУППЫ

Образовательные группы или группы, структурированные вокруг какой-либо конкретной темы, также обретают широкую популярность. Когда я и мои коллеги начали работать в мастерских, психологи-практики, которые к нам приходили, очень творчески организовывали кратковременные группы, работающие над конкретной темой или с конкретной категорией клиентов. Эти консультанты воспринимали потребность, существующую в социуме, и предлагали удовлетворить ее посредством творческих групп. Подобные группы служат ряду целей: передача информации, возможность поделиться опытом, обучение людей тому, как решать проблемы, поддержка, помощь в развитии системы внутренней поддержки, которая будет действовать за пределами группы и после выхода из нее. Эти группы можно рассматривать как обучающие и терапевтические группы, поскольку они концентрируются вокруг одной темы и служат для передачи необходимой информации, и в то же время в них всегда присутствует компонент саморазвития.

Очевидно, что темоцентрированные группы, в противоположность консультативным группам или группам личностного роста, могут находить самое разнообразное применение. Они все чаше используются в общественных организациях, центрах и школах. Многие консультативные центры университетов и колледжей предлагают разнообразные группы для конкретных категорий клиентов, которые дополняют работу неструктурированных групп личностного роста и консультативных групп. Например, рассмотрим программы группового консультирования, доступные студентам Колорадского государственного университета. Учащимся одновременно предлагаются терапевтические группы для взрослых детей алкоголиков и обучающие и поддерживающие группы для этой же категории клиентов. Этот консультативный центр предлагает также группы управления тревожностью, группы для людей с нарушениями питания, группы решения семейных проблем, группы для студентов «нетрадиционных» возрастов, группы по установлению межличностных отношений, группы по развитию чувства собственного достоинства, группы для взрослых женщин, подвергшихся насилию в детском возрасте, и группы самоопределения для женщин.

Темоцентрированные группы структурированы таким образом, чтобы помочь людям развить специальные навыки, разобраться в конкретных проблемах или преодолеть определенные жизненные трудности. Несмотря на то что темы изменяются в соответствии с интересами группы и ее ведущего,' эти группы в итоге обеспечивают процесс осознания клиентами какой-либо жизненной проблемы и тех средств, с помощью которых они могут адаптироваться к ней. Их целью является предотвращение ряда образовательных и психологических затруднений и расстройств. Обычно сессии проходят каждую неделю по два часа, и группа работает как кратковременная, то есть встречи длятся около четырех или пяти недель, максимум — один семестр, или 16 недель.

Участников группы обычно просят заполнить анкету, которая помогает максимально приблизить группу к конкретным запросам участников. Структурированные упражнения и домашние задания часто используются в таких группах как способ научения новым навыкам. Еще одна анкета обычно используется на последней сессии, чтобы оценить прогресс, достигнутый участниками. Осознание различий между своим состоянием в начале и на этапе завершения группы помогает участникам точно определить те цели, которые влияли на них в группе, а также стимулирует их к апробированию и закреплению полученных навыков за пределами группы.

Многие темоцентрированные группы основаны на теории научения и используют бихевиоральные процедуры. В 13-й главе подробно описываются подобные группы, включая группы тренировки социальных навыков и группы по развитию уверенности в себе, группы управления стрессом, группы самоуправления и мультимодальные терапевтические группы.

Недавно организованные темоцентрированные группы для жен-шин становятся сейчас очень популярными. Их формат варьируется от поддерживающих групп до терапевтических. Темы, затрагиваемые на группе, касаются чувства собственного достоинства и проблем во взаимоотношениях в целом, а могут касаться конкретного содержания, как, например, сексуальное насилие или нарушение питания (McManus, Redford & Hughes, 1997). Один из примеров такой обучающей группы для женщин, работающей над проблемой злости и гнева, описан в книге, которую я привожу в списке рекомендованной литературы (Juntunen, Cohen, Wolson, 1997). Женщины (группа по работе со злостью и гневом) встречаются в течение девяти сессий, которые структурированы вокруг таких тем, как идентификация злости и гнева, обучение способам выражения злости и гнева, не вызывающим чувства вины, уточнение ценностей и приоритетов, изучение барьеров, препятствующих изменению, и возможностей их устранения, формирование умения устанавливать позитивные взаимоотношения.

Обучающие группы для женщин часто основаны на принципах теории феминизма. Один из примеров феминистских принципов в действии описан Риттенхауз (см. Rittenhouse, 1997). Она пишет о важности развития равноправных отношений между членами группы и консультантом. Она также подчеркивает ценность внегрупповой социализации, которая включает в себя систему поддержки, развитие доверия к другим людям, получение более точной информации о себе, развитие навыков установления здоровых взаимоотношений.

Другие обучающие группы для женщин прежде всего ориентированы на помощь женщине в установлении связи с другими людьми (McManus, Redford & Hughes, 1997).

Они также опираются на принципы феминизма. На протяжении шести сессий исследуются девять тем. • Понимание воздействия половой и ролевой социализации.

• Определение личных ресурсов, собственной силы, слабостей и ограничений.

• Развитие эмпатии.

• Приобретение умения заботиться о себе.

• Принятие своих чувств и доверие к ним.

• Умение быть твердой и настойчивой.

• Исследование здоровых аспектов взаимоотношений.

• Обучение возможностям изменения взаимоотношений.

• Утверждение значимости отношений в своей жизни.

Эта разновидность групп дает ее участникам шанс узнать многое о себе и способах взаимоотношений с другими людьми в безопасной и поддерживающей среде. Посредством групповых переживаний женщины получают возможность удерживать равновесие между автономией и связью с другими людьми.

Темоцентрированные группы отлично подходят для клиентов любого возраста. Некоторые примеры подобных групп, работающих на самых различных уровнях, описаны в моей книге «Группы: процесс и практика» (М. Corey & Corey, Groups: Process and Practice, 1997). Они включают в себя:

• группы для детей начальной школы, родители которых находятся в разводе;

• группы для детей алкоголиков (средняя школа, старшие классы);

• группы для несовершеннолетних отцов, не состоящих в браке;

• группы для поддержки ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом;

• группы для мужчин в социальном центре;

• группы для детей (взрослых), подвергающихся (подвергавшихся) насилию в семье;

• группы поддержки для женщин, переживших инцест; • группы для пожилых людей, переживших тяжелую утрату.

Все эти группы являются темоцентрированными в той степени, в которой они предлагают определенную структуру для проведения встреч. Они развивают обмен мнениями, формируют обратную связь между членами группы, и их целью является стимуляция и сопровождение изменений в повседневной жизни членов группы. Эти группы могут быть организованы для любой категории клиентов и удовлетворять конкретные потребности и запросы, о которых заявляет индивид. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.024 с.)