Адлерианское групповое консультирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Адлерианское групповое консультирование



 

Введение

В то время как Фрейд развивал свою систему психоанализа, ряд других психиатров, тоже заинтересовавшихся психодинамическим подходом, независимо от него исследовали человеческую личность[5]. Одним из них был Альфред Адлер. Фрейд и Адлер пытались сотрудничать друг с другом, но базовые понятия Фрейда, такие как сексуальность и биологический детерминизм, были неприемлемы для Адлера. Фрейд считал, что вытеснение сексуальности приводит к невротическим расстройствам, в то время как Адлер (Adler, 1996а, 1996б), утверждал, что невроз является результатом отступления человека перед жизненными задачами, которые необходимо решить. Адлер концентрировался на борьбе индивида за то, чтобы стать тем, кем он может быть. Эта психология роста весьма сильно отличалась от психологии Фрейда, изучавшей отклоняющуюся личность. После девяти лет свободного сотрудничества этот союз распался, а Фрейд счел, что Адлер предал его.

Другим важным отличием в подходах Фрейда и Адлера можно считать тех клиентов, с которыми они работали. Фрейд все свое время уделял индивидуальной динамике невротических пациентов, и психоанализ Фрейда был доступен только богатым клиентам. Адлер, напротив, был политически и социально ориентированным терапевтом, который занимался обычными людьми. Одной из составляющих его миссии было привнесение психотерапии в рабочий класс и перевод психологических понятий в практические методы, с помощью которых можно было бы помочь самым разным людям.

Адлер верил в социальную природу человеческого бытия, и его больше интересовала работа с клиентами в групповом контексте. Он открыл более тридцати детских клиник, в которых первым продемонстрировал возможность работы со средним и рабочим классом, занимаясь с детьми, подростками, учителями и родителями.

Чтобы наиболее полно оценить вклад психологии Адлера в психотерапевтическую практику, мы должны упомянуть о вкладе Рудольфа Дрейкурса, который принес идеи Адлера в США. Он развил и перестроил понятия Адлера, создав ясную, краткую и легко изучаемую систему, которая имеет практическое приложение к семейной жизни, образованию, профилактике психического здоровья и особенно к групповой психотерапии (Terner & Pew, 1978). Дрейкурс является ключевой фигурой в развитии адлерианских семейных обучающих центров в США. Дорога к групповой работе с детьми и их родителями была проложена Дрейкурсом и стала его вкладом в групповую психотерапию. Он ввел группы в психиатрическую практику в 1928 году как меру, сберегающую время, однако вскоре обнаружил, что групповая терапия может быть даже более эффективным методом исследования человеческой личности, чем индивидуальная терапия. Адлер, который был наиболее видным практиком, использующим в свое время групповой метод, был первым, кто применил групповую терапию как способ достижения инсайта о собственном жизненном стиле в каждом участнике группы (Terner & Pew, 1978).

Вклад Адлера в консультирование, особенно в групповое консультирование, обсуждается в отдельной главе, поскольку его работы имели огромное значение, и в настоящее время наблюдается возрождение интереса к теории и практике адлерианской терапии. Этот всплеск интереса заметен в связи со всевозрастающим числом национальных и интернациональных институтов и обществ, которые предлагают обучение адлерианским техникам, включая адлерианское групповое консультирование. Некоторые из этих организаций, центров и институтов перечислены в конце этой главы.

 

Ключевые понятия

ОБЗОР АДЛЕРИАНСКОГО ПОНИМАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Система взглядов Адлера подчеркивает социальные детерминанты, а не биологические аспекты поведения. Этот «социотелеологический» подход подразумевает, что люди прежде всего мотивированы социальными силами и руководствуются соответствующими целями. Адлер считал, что мы создаем цели, как краткосрочные, так и долгосрочные, и именно они мотивируют наше поведение и влияют на наше развитие. Особое значение приобретают долгосрочные цели, которые направляют наше движение к предполагаемому завершению жизни и иногда даже к совершенству. Поиск «значимого» (объекта, человека) тесно связан с базовым чувством неполноценности в сравнении с другими людьми, которое мотивирует нас к стремлению к мастерству, превосходству, власти и, конечно, совершенству. Таким образом, чувство неполноценности может быть источником творчества. Несмотря на то что совершенство, являющееся конечной целью жизни, недостижимо, большинство из нас все же ищет завершенности или совершенства. Наши цели всегда фиктивны, поскольку представляют собой картину личностной реализации, «как если бы» они были истинными. Социотелеологический подход Адлера обеспечивает идеальное основание для групповой работы (Sonstegard, 19986).

Система Адлера подчеркивает самодетерминацию и сознательность (а не бессознательное, которое выдвигалось на первое место Фрейдом) как центр личности. Мы не являемся жертвами судьбы, мы творческие и активные личности, способные совершать выбор, каждое наше действие имеет цель и значение. Движение к цели и наше предвосхищение будущего более важны, чем то, что случилось с нами в прошлом. Мы сможем понять поведение человека, только если мы примем холистический подход и будем смотреть на все действия с точки зрения индивидуального выбора стиля жизни. Каждый из нас — это уникальный жизненный стиль, это личность, которая начинает развиваться в раннем детстве, чтобы компенсировать и преодолеть некоторую неполноценность. Наш жизненный стиль упорядочивает наши переживания и управляет взаимодействием с другими. Он содержит наши взгляды на себя, других и мир, а также на характерное поведение, к которому мы прибегаем для достижения наших целей.

Поскольку Адлер делает серьезный акцент на ответственности, стремлении к превосходству и поиске ценностей и смысла жизни, его модель в целом является моделью роста. Стремление к превосходству в его подходе понимается как «движение от воспринимаемых минусов к плюсам» (Ansbacher & Ansbacher, 1956). Адлерианцы отвергают идею, что некоторые индивиды психологически «больны» и нуждаются в «излечении». Они рассматривают свою работу как возможность научить людей оптимальным способам разрешения жизненных задач и нахождения направления в жизни, как помощь в изменении ошибочных представлений и вселение смелости в тех, кто не уверен в себе.

 

ХОЛИЗМ

Подход Адлера, также известный как индивидуальная психология, базируется на холистическом взгляде на человека. (Слово индивидуальный не подразумевает, что терапия ориентирована на индивида, в противоположность группе. Адлер выбрал это слово, чтобы, показать необходимость понимания личности в целом, а не по частям и в социальном контексте.) В индивидуальной психологии холизм подразумевает, что личность рассматривается как единая и неделимая целостность: «сложная личность, живущая в конкретном контексте, в конкретный исторический момент, внутри конкретной культуры и мира, определяемого наследственностью, порядком рождения и полом» (Sonstegard, 1998б, р.217).

Индивид — это всегда больше, чем сумма частей. Мысли, чувства, убеждения, поведенческие паттерны, черты и характеристики, отношения — все это является выражением уникальности личности. Одним из приложений холистического взгляда является то, что клиента рассматривают как интегральную часть социальной системы. Он позволяет сосредоточиться на межличностных факторах, а не на внут-риличностных. Терапевт, придерживающийся холистического взгляда, ориентирован на понимание социальной ситуации клиента и его или ее отношений с ней. Рассмотрение людей в соотношении с социальной системой является основой групповой и семейной терапии. Сонстегард (Sonstegard, 1998б) смотрит на групповое консультирование как на естественное средство для установления взаимоотношений. Это возможно в группе, члены которой могут экспериментировать с взаимодействием, результатом которого является трансформация ошибочных целей и убеждений.

ТЕЛЕОЛОГИЯ

Согласно Адлеру, все формы жизни характеризуются стремлением к росту и развитию. Он отрицает причинный детерминизм Фрейда в пользу телеологического объяснения: человеческая жизнь управляется целями, которые направлены на предвосхищение, упреждение будущего и творят смысл. На достаточно раннем этапе своей жизни человек начинает предполагать, каким он был бы, если б был совершенным. Он кладет это видение в основу фиктивной жизненной цели и действует так, как если бы однажды он смог ее достичь.

Индивидуальная психология утверждает, что нас можно лучше понять, если увидеть, куда мы идем и чего пытаемся достигнуть. Таким образом, в противоположность психоанализу Фрейда, который делал акцент на прошлом, Адлер больше заинтересован в будущем. Три аспекта времени интерпретируются динамически: наши решения основываются на том, что мы пережили в прошлом, на ситуации настоящего и на целях, к которым мы стремимся. Короче, адлерианцы ищут некоторую протяженность или паттерн в жизни клиента, но всегда подчеркивая при этом, что поведение ориентировано на цель.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Адлер был, наверное, первым теоретиком, который перенес феноменологическую ориентацию в область терапии. Его психология феноменологична, поскольку привлекает внимание к субъективным способам восприятия мира. Этот личностный взгляд включает в себя индивидуальные взгляды, убеждения, восприятия и заключения. Люди придают смысл своим переживаниям. Более того, каждый индивид одновременно является творцом и творением, «художником и картиной» своей жизни (Sherman & Dinkmeyer, 1987, р.8). Люди — это творческие существа, которые принимают решения относительно собственных действий, основываясь на субъективном восприятии.

Как вы увидите в последующих главах, многие современные теории учли факт субъективного восприятия реальности клиентом или личного мировоззрения, как основного фактора, объясняющего поведение. В числе других групповых подходов, опирающихся на феноменологию, можно назвать психодраму, экзистенциальную, личностно-центрированную терапию, гештальттерапию, когнитивные типы терапии, терапию реальностью и нарративную терапию.

 

ТВОРЧЕСТВО И ВЫБОР

С точки зрения Адлера, люди не обуславливаются только наследственностью и средой, скорее это основа или строительные блоки жизни. Социотелеологический подход основан на представлении о том, что люди — это самообуславливающее бытие. Мы обладаем способностью творить события и влиять на них. Мы выражаем себя различными способами, которые соотносятся с нашим прошлым опытом, настоящими отношениями и ожиданиями относительно нашего будущего (Sonstegard, 1998б). Адлер считает, что то, с чем мы родились, не столь важно в сравнении с той пользой, которую мы можем получить от наших дарований. Адлерианцы осознали, что биологические и средовые условия ограничивают нашу способность выбирать и творить. Несмотря на то что они отвергают детерминистские утверждения Фрейда, они не ударились в противоположность и не стали утверждать, что люди могут становиться всем, чем захотят. Этот подход основывается на предположении, что внутри ограничивающих нас рамок располагается широкий спектр возможностей, которые открыты для выбора.

С точки зрения адлерианцев, здоровые люди стремятся к совершенству, но они не являются перфекционистами. Они пытаются стать творцами своей судьбы. Адлерианцы основывают свою практику на предположении, что люди — это творческие, активные и самодетерминирующие существа. Они отнюдь не симпатизируют подходам, в которых клиенту отводится роль пассивной жертвы. Чтобы проиллюстрировать приложение этой точки зрения на практике, рассмотрим обычное для Дрейкурса замечание, сделанное мужчине, который жалуется на поведение жены и пытается играть роль беспомощного человека. Дрейкурс (Dreikurs, 1967) задает ему вопрос: «И что вы делаете?» Он использует провокационный стиль, чтобы помочь человеку осознать тот способ, с помощью которого он может стать активным участником в ситуации, которая воспринимается им как проблемная. Задача его терапии — показать клиенту, что, хотя он не может прямо изменить поведение других людей, он обладает силой для изменения собственной реакции на это поведение и своего отношения к другим.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС И ЧУВСТВО ОБЩНОСТИ

Социальный интерес и чувство общности происходят от немецкого слова Gemeinschaftsgefuhl [6] это фундаментальное и важное понятие в индивидуальной психологии (Eckstein & Baruth, 1996). Это понятие выражает чувство связи со всем человечеством — прошлым, настоящим и будущим — и ощущение вовлеченности в улучшение мира. Термин социальный интерес означает действенную составляющую чувства общности. Социальный интерес — это индивидуальное позитивное отношение к другим людям, живущим в этом мире. Адлерианцы считают, что подобная связь и чувство общности являются врожденными, и, когда оно развивается, оно начинает выражаться в активном социальном интересе (Sonstegard, 19986). Социальный интерес, как противоядие социальной изоляции и самопоглощенности, ведет к храбрости, оптимизму и истинному чувству принадлежности. Адлер приравнивает социальный интерес к чувству идентификации и эмпатии. Авторство следующего высказывания неизвестно, это английский автор, который сказал, что социальный интерес означает «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого» (цит. по: Ansbacher <& Ansbacher, 1979, p. 42).

Индивидуальная психология основывается на убежденности в том, что наше счастье и успех соотносятся с социальной связью. Существуя в социуме, мы нуждаемся в том, чтобы быть полезными другим людям и вступать в значимые взаимоотношения в обществе. Поскольку мы внедрены в общество, мы не можем быть поняты в отрыве от социального контекста. Мы в первую очередь мотивированы желанием принадлежности. Только внутри группы мы можем актуализировать свой потенциал.

Адлер (Adler, 1964) пишет, что мы обладаем сильной потребностью чувствовать единение с другими и что, только когда подобное единение имеет место, мы действуем с отвагой, сталкиваясь с жизненными проблемами. Он утверждает, что мы должны успешно решить три основные задачи: построить дружеские отношения, установить близкие отношения и сделать свой вклад в общество (главным образом посредством работы): Дрейкурс и Мозак (Dreikurs & Mosak, 1966, 1967) обсуждают две дополнительные жизненные задачи: личная задача (способность находиться с собой наедине) и духовная задача. Адлер утверждает, что та степень, в которой мы успешно делимся с другими и заинтересованы в благополучии других, является показателем уровня нашей зрелости. Другими словами, социальный интерес — это мера психического здоровья в той степени, в которой он понимается как способность давать и получать и как готовность сотрудничать для достижения общей выгоды (Sherman & Dinkmeyer, 1987).

Эти ключевые понятия (чувство общности и социальный интерес) имеют большое значение для группового консультирования. Общая цель группы заключается в усилении самоуважения и развитии социального интереса. Группа фокусируется на раскрытии ошибок членов группы, которые мешают им чувствовать себя адекватными и быть заинтересованными в других. Это понятие применяется к групповому консультированию, поскольку оно структурирует группу таким образом, чтобы ее участники могли открыть для себя свою потребность в единении с другими людьми,

Фиксация на себе и отчужденность, которая является ее результатом, противоположны социальному интересу и рассматриваются как основная проблема современного общества. Соответственно, одним из ожидаемых исходов группового опыта становится ожидание, что члены группы дорастут до принятия себя и других, несмотря на их несовершенство. По этим причинам большинство адлерианцев отвергают идею предварительного отбора в группы. Они убеждены, что этот процесс приводит к разрушению гетерогенности группы и препятствует принятию различных уровней несовершенства, свойственных большому обществу. Сонстегард и Биттер (Sonstegard & Bitter, 1998а) утверждают, что в целом предварительный отбор исключает тех людей, которые с наибольшей пользой для себя могут использовать групповой опыт, это люди, поглощенные собой, некоммуникабельные и деструктивные в своем поведении. Подобные люди могут решить свои проблемы именно в группе. Адлерианцы считают, что отказ от принятия участия в группе является антидемократичным. Они верят, что группа должна приветствовать всех, кто хочет принять участие в работе, а не исключать тех, кто больше всего в ней нуждается (Bitter, 1996; Sonstegard, 1998b). Устанавливая значимые отношения с другими и обучаясь быть продуктивным членом общества, члены группы становятся носителями социального интереса. В интервью об адлерианском консультировании в школах Сонстегард говорил:

В моем подходе к групповой работе предварительный отбор в группу или какая-либо подготовка к ней не практикуется, она очень произвольна. Автократичные рекомендации и советы слишком распространены в наших образовательных учреждениях, от детского сада до институтов. Это всего лишь другая форма проявления контроля. Я не думаю, что консультант должен определять, кто будет, а кто не будет членом группы. Я считаю, что никто не может знать, какой бы смысл вы в это ни вкладывали, кто именно сможет получить пользу от занятий в группе (цит. по: Bitter, 1996, р. 201).

НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ/ПРЕВОСХОДСТВО

В своих ранних работах Адлер писал о чувстве неполноценности, которое обычно связано с ранним осознанием своей зависимой позиции по отношению к родителям и природе. С самого начала наше осознание беспомощности характеризуется чувством неполноценности, и все же эта неполноценность не рассматривается как некая негативная сила. Согласно Адлеру, дети переживают чувство неполноценности в совокупности со стремлением к успеху (Eckstein & Baruth, 1996). Именно ощущение неполноценности ложится в основу нашей мотивации, двигая нас к совершенствованию. Мы пытаемся компенсировать чувство неполноценности, разыскивая пути и способы управления своей жизнью, вместо того чтобы находиться под ее контролем. Как заметил Биттер (Bitter, 1987), когда чувство неполноценности становится слишком преувеличенным, блокируя наши движения и наше чувство собственной состоятельности, оно превращается в комплекс неполноценности. Подобный комплекс может быть реакцией на воспринятое негативное влияние или может стать результатом ошибочных представлений или неправильных интерпретаций.

Наше стремление к реализации цели включает в себя движение от чувства неполноценности к ощущению превосходства. Но это движение в направлении превосходства не является стремлением к приобретению власти над другими людьми, а скорее преодолением своего одиночества и слабости через сотрудничество в сфере социального бытия (Richardson & Manaster, 1997). Адлер подчеркивал важность достижения превосходства в духе социального интереса. Чувства неполноценности и компенсация с годами теряли свое первостепенное значение для Адлера. В своих поздних работах Адлер больше говорил о такой цели, как успех, и движении к совершенству или мастерству, или же к становлению тем, кем человек может стать (Ansbacher, 1974).

РОЛЬ СЕМЬИ

Адлер много внимания уделял семье, которая играет значимую роль в развитии личности в детстве. Атмосфера отношений между членами семьи известна как семейный климат. Адлер уделяет большое внимание социальной конфигурации семейной группы. Это система отношений, в которой развивается самоосознание. Она включает в себя самого человека, его родителей и сиблингов, а также тех, кто живет вместе с ним (Powers & Griffith, 1987).

Дети перенимают многие личностные характеристики своих родителей, и они учатся справляться со своей жизнью, взаимодействуя со своими родителями и наблюдая за ними (Christensen, 1993; Sherman & Dinkmeyer, 1987). Дрейкурс (Dreikurs, 1967) считает, что взаимоотношениям между сиблингами оказывают на развитие личности гораздо большее влияние, чем отношения между ребенком и родителем. Вдобавок члены семьи имеют свою позицию в ее структуре, и позиция сиблингов более значима, чем их реальный хронологический возраст. Личностные характеристики каждого члена семьи и пол сиблингов — это факторы, влияющие на структуру семьи. Позиция ребенка и его роль в семье влияют на его личностное развитие в дальнейшем (Powers & Griffith, 1987).

Пауэре и Гриффис пишут, что юные члены семьи отрабатывают способ взаимоотношений с другими людьми, который станет важной частью их взрослой жизни. Они добавляют, что семья — это не инкап-сулированная система, отделенная от общества. Данные, полученные о структуре семьи клиента, переводятся в своеобразное резюме, на основе которого можно делать интерпретации. Это резюме содержит сильные и слабые стороны клиента и используется для того, чтобы помочь ему в осознании того влияния, которое его семья оказывает на него в настоящее время.

Пауэре и Гриффис упоминают следующие темы, которые должны быть включены в резюме, касающееся структуры семьи: порядок рождения, семейная атмосфера, семейные ценности, мужская линия (характеристики, позиции, интересы и области компетенции, недоступные матери или закрепленные за отцом), женская линия (характеристики, позиции, интересы и области, в которых главенствует мать и куда не допускается отец), роль клиента в семье, роль сиблингов в семье, альянсы и союзы, опыт столкновения с соседями, а также переживания, касающиеся школы, в детстве и подростковом возрасте, переживание сексуальных трансформаций в период пубертата и основные неразрешенные проблемы, оставшиеся от детства, отрочества и юношества. Важно также принять во внимание этническую, религиозную, социальную и экономическую среду, в которой жил и живет клиент. Эти данные служат в качестве материала, на основе которого клиент воспринимает себя и строит свой взгляд на мир, но они не являются причинными факторами.

8

СТИЛЬ ЖИЗНИ

Наше базовое представление о себе в соотношении с миром (наша личностная ориентация в социальной жизни) выражается в паттерне, который характеризует наше существование. Биттер (Bitter, 1995) писал, что этот паттерн можно назвать жизненным стилем или «историей нашей жизни». Он утверждает, что целью консультирования является помощь в раскрытии этой истории, дабы сделать ее более полной и богатой. Как уже было замечено, жизненный стиль, прежде всего, происходит из структуры семьи и семейного климата. Опыт, приобретенный в семье, особенно в отношениях между сиблингами, имеет огромное значение для формирования жизненного стиля человека и помогает понять его жизнь (Sherman & Dinkmeyer, 1987).

Стремясь к целям, достижение которых значимо для нас, мы развиваем собственный, уникальный подход к жизни (Ansbacher, 1974). Базовые доказательства и предположения, лежащие в основе паттернов жизненного стиля, формируют личную логику, согласно которой мы действуем. Это понятие помогает объяснить, почему самое разнообразное поведение органично вплетается в нашу деятельность, объединяясь единой внутренней (понятной нам) логикой. Все, что мы делаем, касается нашей фиктивной цели по достижению совершенства. Адлерианцы назвали этот процесс фикционным финализмом, который является основной воображаемой целью, придающей направление поведению и целостность личности. Это образ того, кем человек хотел бы быть, если бы он был совершенным и абсолютно защищенным. Групповые консультанты, работающие в рамках адлерианского подхода, одновременно работают с жизненными паттернами и логикой, которая поддерживает их, чтобы облегчить достижение социально наполненной жизни (Sonstegard, 19986).

Не существует людей, которые обладали бы идентичным жизненным стилем. В стремлении к достижению успеха некоторые люди развивают свой интеллект, другие развивают себя физически и так далее. Несмотря на то что наш жизненный стиль формируется в первые шесть лет жизни, события, которые случаются позже, могут оказать существенный эффект на его развитие. Адлер считает, наряду с Фрейдом, что наши ранние впечатления лежат в основе нашего жизненного стиля. Но он подчеркивает, что эти детские переживания сами по себе не столь значимы. Скорее важна наша интерпретация этих событий. Адлер подчеркивает, что наши интерпретации раннего влияния могут привести к развитию ущербного, неверного жизненного стиля. Несмотря на то что мы не обусловлены нашим прошлым, мы подвергаемся значительному влиянию, воспринимая и интерпретируя его. Когда мы осознаем паттерны и их влияние на нашу

                                              

8 В отечественных переводах работ Адлера вы можете встретить два варианта употребления термина «lifestyle»: стиль жизни и жизненный стиль. Поскольку жесткой традиции словоупотребления не существует, мы будем использовать их в качестве синонимов. — Прим. перев.

жизнь, особенно ошибки, которые мы допустили, мы должны встать в позицию изменения своих ошибочных представлений и таким образом произвести изменения. Мы можем использовать детские переживания, для того чтобы сознательно творить наш жизненный стиль.

 

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Адлер рассматривает эмоциональные расстройства как «жизненные неполадки». Психологические и поведенческие расстройства можно понимать как ошибочный способ существования или ошибочные представления о нем. Они включают в себя ошибочный жизненный стиль, искаженное стремление к успеху или неразвитый социальный интерес. Поскольку адлерианцы утверждают, что клиент страдает не от болезни, а от неспособности разрешить те проблемы и задачи, которые ставит перед ним жизнь, терапия основывается на образовательной модели, а не на медицинской (Adler, 1996а, 19966). Применительно к групповому консультированию это означает, что большая часть того, что происходит в группе, — это процесс поддержки клиента и обучения его тому, как преуспеть.

Роль и функции консультанта

Понятие анонимного консультанта не входит в концепцию Адлера. Анонимный консультант поддерживает дистанцию в общении с клиентом и препятствует личностному общению с ним, построенному по принципу «человек — человек», на котором основывается адлерианский подход. Консультант-адлерианец имеет чувства и собственную позицию и свободен в их выражении (Mosak, 1995).

Групповой консультант служит для членов группы моделью, и они нередко научаются большему, благодаря тому, что консультант делает в группе, а не тому, что он говорит. С точки зрения Адлера, существует ряд особых свойств личности, которые необходимы для группового консультанта и полноценной реализации его роли и функций в группе. (Sonstegard, 1998b). Некоторые из этих характеристик таковы: психологическое присутствие, самоуважение, отвага, мужество быть несовершенным, готовность принять риск, чувство юмора, принятие, забота, дух сотрудничества, внимание к мотивам и целям людей, вера в пользу группового процесса. Для оптимального результата консультант нуждается в ясном понимании собственной идентичности, своих убеждений и чувств. Он также должен осознать базовые условия, необходимые для роста членов группы.

Адлерианский групповой консультант продвигает групповой процесс. Он делает это, проводя каждую групповую сессию так, как если бы она была последней. Перед групповым консультантом стоит задача создания структуры, которая обеспечит вовлеченность и взаимодействие внутри группы. Групповой консультант использует моделирование и открытые вопросы как ключевые процедуры для руководства и воплощения структуры в группе.

Другие авторы-адлерианцы подчеркивают активную роль консультанта как участника совместных терапевтических усилий. Ряд авторов (Dinkmeyer, Dinkmeyer & Sperry, 1987) видят роль группового консультанта в том, чтобы утверждать и устанавливать групповой процесс. Они утверждают, что члены группы ожидают от консультанта принятия ответственности за продвижение группового процесса. Консультант является фисилитатором, который одновременно создает и поддерживает развитие терапевтических условий, таких, как универсальность, поддержка, возможность экспериментировать с новым поведением и обратная связь. Эти процессы обеспечивают межличностное научение, индивидуальный рост и чувство групповой сплоченности. Групповой консультант может использовать техники, ориентированные на действие, которые стимулируют изменения в клиентах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.044 с.)