Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рекомендую для дополнительного чтения:. Acting-in: Practical applications of psychodramatic methods (blatner, 1996) — это великолепное введение и руководствоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Acting-In: Practical Applications of Psychodramatic Methods (Blatner, 1996) — это великолепное введение и руководство для практика, заинтересованного в использовании психодраматическихдехник в группе. Эта небольшая книжка написана очень ясно и касается основных элементов психодрамы — ее методов, стадий, принципов и применения, а также рассказывает о ее ловушках. Она помогает правильно воспринять базовые тексты и содержит множество ссылок. Если у вас есть время для чтения только одного источника, я рекомендую вам эту книгу. The Art of Play: Helping Adults Reclaim Imagination and Spontaneity (A. Blatner & A. Blatner, 1997) показывает, как ролевая игра может быть применена в работе со взрослыми для воссоздания различных ситуаций как в образовательных, так и в терапевтических целях. A Clinician's Guide to Psychodrama (Levetone, 1992) предлагает великолепный эклектичный взгляд на психодраму. Книга написана ясно, жизненно и интересно. Ряд психодраматических техник описан и проиллюстрирован примерами, которые демонстрируют креативность и высокий профессионализм автора в применении этих техник. Групповые консультанты могут многое получить от прочтения этой книги и вслед за автором использовать экспериментальные техники групповой работы. Psychodrama: Inspiration and Technique (Holmes & Karp, 1991) описывает, как границы психотерапии могут быть творчески раздвинуты при использовании психодраматических техник. Авторы описывают свою работу с различными группами клиентов. Psychodrama Since Moreno: Innovations in Theory and Practice (Holmes, Karp & Watson, 1994) касается ключевых понятий психодрамы. В книге переоценивают место Я.Л.. Морено в развитии групповой психотерапии. Focus on Psychodrama: The Therapeutic Aspects of Psychodrama (Keller-mann, 1992) обеспечивает полный обзор теории и практики психодрамы. В книге изложены основные затруднения, с которыми можно столкнуться в ходе применения психодрамы на практике. Psychodrama: Experience and Process (Goldman & Morrison, 1984) содержит краткое и выразительное описание практики психодрамы. Автор описывает специальные техники для фазы разогрева, действия и шеринга. Их книга также содержит глоссарий терминов и техник. The Evolution of a Group: Student Video and student Workbook (G. Corey, M. Corey & Haynes, 1999) — это двухчасовое видео, изображающее стадии психодраматической группы. Корей демонстрирует интегративный подход к групповой работе, особенности психодраматического вмешательства и разнообразные техники ролевой игры. Видео продается в комплекте с учебником (предназначен для студентов в качестве интерактивного обучающего средства), который иллюстрирует способы формирования доверия в группе.
Ссылки и литература для углубленного изучения темы Blatner, А. (1985). The dynamics of catharsis. Journal of Psychotherapy, Psychodrama and Sociometry, 37(4), 157—166. *Blatner, A. (1988). Foundations of psychodrama: History, theory, and practice. New York: Springer. Blatner, A. (1991). Role dynamics: A comprehensive theory of psychology. Journal of Group Psychotherapy, Psychodrama and Sociometry, 44 (1), 33—40.
Г Л А В А 9 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ГРУППЕ
Введение Экзистенциальную терапию лучше рассматривать как подход или философию, которой оперирует терапевт. Это не отдельная школа или ясно определенная, систематическая модель, обладающая особыми терапевтическими техниками. Групповой консультант не считает, что он единственный знает о целях группы, скорее он стимулирует каждого участника к тому, чтобы он вырабатывал собственные цели и задачи. В этой главе я изложу основные темы и универсальные человеческие понятия, составляющие этот подход. Психоаналитики считают, что свобода ограничена бессознатель- ными силами, иррациональными влечениями и событиями прошлого. Бихевиористы считают, что свобода ограничена социокультурными условиями. Экзистенциальный подход отвергает детерминистский взгляд на человеческую природу и подчеркивает нашу свободу выбирать способ действия в наличных, объективных обстоятельствах. Это динамический подход, который основывается на четырех предельных понятиях, лежащих в основе человеческого существования (экзистенции): смерть, свобода, изоляция и бессмысленность (Yalom, 1980). Экзистенциальная терапия основывается на предположении о том, что мы свободны и ответственны за свои действия и осуществляемые выборы. Мы являемся творцами наших жизней и сами строим свое будущее. Базовая предпосылка экзистенциализма состоит в том, что мы не являемся жертвами обстоятельств, поскольку мы можем выбирать, кем мы хотим быть. Таким образом, одной из целей терапевтического процесса является открытие альтернатив и выбор из них. Как писала ван Дерзен-Смит (van Deurzen-Smith, 1988), экзистенциальная терапия — это процесс исследования ценностей и смыслов, которые мы можем отыскать в жизни. Основной терапевтической задачей является поощрение клиента к принятию мысли о том, что он может менять направление своей жизни. Экзистенциальный подход предполагает наличие у человека индивидуальной способности делать продуманные выборы в течение жизни. Экзистенциальное групповое консультирование включает в себя исследование права выбора, которое создает наполненную смыслом жизнь. Для многих из нас осознание способов, благодаря которым мы удерживаем себя в состоянии беспомощных жертв, отмечает собой начало изменений. Группа может помочь нам осознать, что мы больше не можем оставаться пассивными жертвами обстоятельств, и, таким образом, мы можем сознательно превратиться в авторов собственных жизней.
СФЕРА ВНИМАНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ Экзистенциализм — это ответвление философской мысли, которое началось в Европе. В числе ключевых фигур этого направления можно назвать Мартина Хайдеггера (1889—1976) и Жана-Поля Сартра (1905—1980), хотя их нельзя прямо отнести к теоретикам психотерапии. Экзистенциальная традиция подчеркивает ограниченность и трагичность человеческого существования. Она выросла из желания помочь людям разрешить основные дилеммы современности, такие как изоляция, отчужденность и бессмысленность. В центре внимания оказалось индивидуальное переживание бытия в мире, переживание своего одиночества и способность встретиться лицом к лицу со своей тревогой, вызванной изоляцией. Целью подхода является понимание универсальных человеческих переживаний такого рода. Одной из ключевых фигур, которые принесли экзистенциализм из Европы и перевели основные понятия в психотерапевтическую практику, является Ролло Мэй. Его работы оказали значительное влияние на экзистенциально ориентированных практиков. Согласно Мэю, становление личности — это не автоматический процесс, поскольку люди желают наиболее полноценно реализовать свой потенциал. Личность имеет смелость быть, и именно наш выбор определяет, кем мы станем. Эта внутренняя борьба не прекращается ни на минуту. Несмотря на то, что хотим расти и двигаться по направлению к зрелости и независимости, мы осознаем, что экспансия является болезненным процессом. Поэтому борьба идет между безопасностью зависимости и радостью и болью роста. В числе других значимых нам современных источников экзистенциальной терапии в Соединенных Штатах хотелось бы назвать имена Джеймса Бьюдженталя (J. Bugental, 1987) и Ирвина Ялома (I. Yalom, 1980). Экзистенциализм сосредоточен на понимании личностного, субъективного взгляда на мир. Это феноменологический подход. Терапия — это путешествие, предпринимаемое терапевтом и клиентом в мир, который воспринимается и переживается клиентом. Но это путешествие требует, чтобы терапевт был в контакте со своим собственным феноменологическим миром. Бьюдженталь (Bugental, 1987) пишет о психотерапии, изменяющей жизнь, которая пытается помочь клиенту исследовать и оценить, как он ответил на экзистенциальные вопросы, пронизывающие нашу жизнь, а также предлагает изменить свои ответы и начать жить аутентичной жизнью. Этот подход не заинтересован в простом предложении техник, разрешающих конкретные задачи для перехода к аутентичной жизни. Экзистенциальное консультирование не ставит себе целью лечение людей в традиционном медицинском смысле этого слова. Люди не рассматриваются как больные, скорее они играют нездоровые роли или «неуклюже» живут. Клиент нуждается в помощи, чтобы осмотреться и решить, какой путь выбрать. Проходя через экзистенциальную терапию, клиент получает расширенное видение себя как человека, свободного порождать действия, ведущие к изменениям, поддерживаемого мудростью знания о том, что мы (пользуясь словами Хайдеггера) «вброшены» в мир, который не мы создали. Клиент постепенно обучается тому, как принимать жизнь со всеми ее сложностями и парадоксами, и этот процесс включает в себя умение сталкиваться лицом к лицу с неразрешенными проблемами, трудностями, разочарованиями и кризисами, которые являются частью нашей жизни. Клиент приходит к пониманию того, что он не ограничен строго определенным комплексом реакций, а значит, может развивать свою гибкость. Он лучше принимает то, что есть, и обретает смелость соприкасаться с неизвестным, неопределенным. Терапия обеспечивает его возможностью размышлять о жизни, за которую стоит бороться (van Deurzen-Smith, 1988, 1990а).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ Экзистенциальные группы представляют собой микрокосм мира, в котором участники живут и функционируют. Они встречаются с целью раскрытия себя такими, какие они есть, через раскрытие экзистенциального содержания. Экзистенциальные группы могут быть описаны как группы людей, которые приняли на себя обязательство о путешествии в самоисследование длиною в жизнь, предпринимаемое с тремя целями: (1) стать честным по отношению к себе; (2) расширить свое видение личных перспектив и окружающего мира в целом; (3) прояснить, что придает смысл настоящей и будущей жизни (van Deurzen-Smith, 1990а). Группа помогает своим участникам начать прислушиваться к себе и обращать внимание на свой субъективный, личный опыт. Это феноменологическое самоисследование расставляет акценты в том, что члены группы открывают в потоке осознания, не управляемом терапевтом. Открыто делясь с другими и исследуя универсальное личностное содержание, члены группы развивают в себе ощущение зрелости. Тесная связь, которую они ощущают по отношению друг к другу, дает им множество возможностей использовать группу иначе, опираясь на другие аспекты их культуры. Группа становится местом, где люди могут быть вместе, объединенные глубокой смысловой связью.
Ключевые понятия В этой главе мы рассмотрим некоторые ключевые понятия экзистенциального подхода и их приложение к групповой практике. Это самосознание, самоопределение и ответственность, экзистенциальная тревога, смерть и небытие, поиск смысла, поиск аутентичности, одиночество/взаимосвязь с другими. Вместо того чтобы сконцентрироваться на групповых техниках, я буду подчеркивать то, как эти ключевые понятия могут быть приложены к группе. Наконец, некоторые темы, красной нитью проходящие через различные труды экзистенциалистов, будут кратко изложены в контексте их применения к групповой работе.
САМООСОЗНАНИЕ Способность к самоосознанию отличает нас от других животных и делает доступным свободным выбор. Увеличивая самоосознание, мы увеличиваем наши возможности в достижении свободы. Мы все подвержены влиянию детерминистских сил, социокультурных условий и ограничений, наложенных нашей генетикой, но мы все, же остаемся-способными выбирать, основываясь на нашем осознании ограничивающих факторов. Как пишет Мэй (May, 1961): «Неважно, насколько велики силы, превращающие человека в жертву, человек обладает способностью знать, что он стал жертвой, и таким образом в некоторой степени влиять на то, что он связываете судьбой» (pp. 41—42). Более того, поскольку мы обладаем самоосознанием, мы осознаем ответственность, связанную со свободой делать выбор и действовать. Бьюд-женталь (Bugental, 1997) видит главную задачу экзистенциальной терапии в усилении широты и глубины осознания клиента: «Осознание основных элементов чьей-либо системы, конструирующей себя и мир, чрезвычайно важно для полноценной жизни и силы» (р. 192). ПРИМЕНЕНИЕ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ. Как уже отмечалось ранее, основная цель экзистенциальной терапии заключается в расширении самоосознания и таким образом увеличении потенциала для выбора. В группе эта цель преследуется посредством помощи членам группы в раскрытии их уникального «бытия в мире». Задавая себе ключевые вопросы, члены группы ищут определение своего «я», и осознают центральные измерения своего существования: «В какой степе-' ни я осознаю, кто я есть и куда я иду? Как я воспринимаю мой мир? Какие смыслы делают меня сопричастным событиям, которые я переживаю? Как я могу расширить самоосознание? Каким способом расширенное сознание увеличит спектр доступных альтернатив?» Согласно Мэю (May, 1983), задача терапии состоит в освещении и прояснении существования. Клиент пытается осознать свое существование настолько полно, насколько это возможно, что включает в себя реализацию своего потенциала и умение действовать, опираясь на него..Центральной темой экзистенциального подхода является серьезное принятие существования. В групповой ситуации участники имеют возможность выразить свои уникальные чувства и субъективный взгляд на мир.. Они также открыто вступают в конфронтацию с другими и учатся справляться с тревогой, которая появляется в связи с выбором, осуществляемым без прикрытия безопасных, привычных ролей. Как мы увидим позже, экзистенциалисты рассматривают тревогу в позитивных терминах. Тревога помогает нам «индивидуализироваться»: тревога пробуждает в нас понимание того, что жизнь не аутентична, если мы пытаемся быть такими, какими нас хотят видеть другие, и отражает понимание нашей уникальности. Я убежден, что групповой консультант должен предупредить членов группы о той цене, которую они должны будут заплатить за достижение нового уровня самоосознания. По мере того как люди осознают себя, они обнаруживают все больше трудностей при попытке «вернуться домой», вернуться к прошлому состоянию. Если жизнь сопровождается игнорированием качества собственного существования и приводит к застою, она может все же обеспечивать некоторую степень довольства или, по крайней мере, безопасности. Как только мы открываем закрытые двери, мы должны ожидать встречи с большими трудностями и более упорной борьбой за то, чтобы реализовать свой потенциал и изменить качество своей жизни. Переживания могут быть восхитительными и приносить удовольствие, но они также могут пугать и иногда вводить в депрессию. Эта проблема должна быть подробно рассмотрена уже на первых стадиях существования группы. Что же нам позволяет достигнуть более высокого уровня самоосознания? • Мы можем выбирать, хотим ли мы расширять наше осознание или ограничить свое видение себя. • Мы можем сами определять течение своей жизни или позволять другим людям или объективным средовым силам определять его вместо нас. • Мы можем использовать наш потенциал или выбрать бездействие. • Мы можем выбирать, устанавливать ли значимые отношения с другими, либо изолировать себя. • Мы можем отправиться на поиски нашей уникальности или позволить нашей идентичности раствориться в конформизме. • Мы можем создавать и искать смысл нашей жизни либо вести пустое и бессмысленное существование. • Мы можем принять на себя определенный риск и переживать тревогу, которая сопровождает изменения, или выбрать безопасность зависимости. • Мы можем сделать все, чтобы принять неизбежность нашей смерти, или мы можем отгородиться от этого знания, поскольку оно порождает тревогу. ПРИМЕР. Здесь приводится пример, который иллюстрирует, как участники группы могут постепенно достигнуть более высокого уровня осознания. Этот и другие примеры, иллюстрирующие ключевые понятия, изложенные в этой главе, взяты из моего опыта работы с группами, которые я вел. В целях защиты своих клиентов я изменил имена и некоторые конкретные обстоятельства, а также отобрал примеры, носящие универсальный характер, то есть те ситуации, которые наиболее часто встречаются в групповой работе. Когда Кристал впервые пришла в группу, она не видела ценности в переживании интенсивных эмоций и считала, что всегда должна быть рациональной. Она отчаянно пыталась держать свои чувства под постоянным контролем, поскольку боялась, что «сойдет с ума», если позволит проявиться интенсивным переживаниям. Потребность в тотальном контроле над чувствами проявляла себя несколькими способами. Например, когда другой член группы переживал болезненные эмоциональные события, Кристал начинала паниковать и пыталась покинуть комнату, она часто пыталась прервать выражение интенсивных эмоций другими членами группы. В ходе одной из сессий работа с одним из членов группы вызвала в Кристал болезненные воспоминания, которые были связаны с детскими воспоминаниями о разводе родителей. Вдруг она снова превратилась в напуганного ребенка, желающего, чтобы ее родители остались вместе, и позволила своим чувствам вырваться наружу и выйти из-под жесткого контроля. Этот неожиданный опыт позволил Кристал осознать, что она скрывала в себе очень сильные чувства и что ее защита от того, что «ранит слишком сильно», в результате привела к трудностям в сближении с людьми, в выражении злости и проявлении любви к своей семье, которую она чувствовала. Она также поняла, что она не «сходит с ума», позволяя себе переживать глубокие чувства. После этого опыта Кристал решила открыться своим чувствам и не выбегать из комнаты, когда она вновь испугается принятия интенсивных эмоций других членов группы. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Мы — самоопределяющиеся существа, свободные выбирать между различными альтернативами, несущие ответственность за то, как проходит наша жизнь, и самостоятельно формирующие собственную судьбу. Экзистенциалисты считают, что, хотя мы вброшены в этот мир, то, как мы живем, и то, чем мы становимся, определяется нашим выбором. Как об этом писал Сартр (Sartre, 1971), наше существование дано, но мы не имеем и не можем иметь фиксированной, строго определенной «природы» или «сути». Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью делать выбор, определяя, кем мы станем, и, пока мы живем, мы должны продолжать выбирать. Сартр замечает: «Человек, осужденный на свободу, принимает на свои плечи тяжесть целого мира; он несет ответственность за мир и за себя как способ бытия» (р. 553). По Сартру, мы свободны, поскольку мы есть не что иное, как то, что мы делаем, и то, что мы делаем, не является результатом нашего прошлого. Но мы можем придумывать себе оправдания и поступать «вероломно» по отношению к себе. Рассел (Russell, 1978) отмечает, что, согласно взглядам Сартра, ничто в мире не является независимым от нас и мы ответственны за мир. Рассел добавляет: «Каждый раз, когда мы действуем, мы выбираем и создаем себя такими, какими мы хотим быть, и этот процесс никогда не заканчивается (то, чем мы являемся, никогда не завершается), но он создает поступки, которые составляют нас» (р. 262). Мы ответственны за обстоятельства наших действий и любые неудачи: «Я автор осмысленности моего мира, поскольку придаю значимость каждой ситуации. Когда я вижу себя как творца своих действий и их смысла, я обретаю еще большее ощущение своей ответственности за этот мир» (р. 261). Виктор Франкл, экзистенциальный психиатр, подчеркивал связь между свободой и ответственностью и считал, что.свобода ни при каких условиях не может быть отнята у нас, поскольку у нас всегда остается возможность выбирать наше отношение к сложившимся обстоятельствам. В поддержку этого утверждения Франкл (Frankl, 1963) приводит примеры из своего опыта пребывания в немецком концентрационном лагере, где заключенные лишались любого подобия видимой свободы. Он утверждает, что даже в ситуации крайней беспомощности, подобной этой, люди могли оставаться хозяевами своей жизни, поскольку выбирали отношением, переносимым страданиям: «Жизнь означает принятие ответственности, необходимое, чтобы найти верный ответ и полноценно реализовать основные задачи, которые стоят перед каждым человеком» (р. 122). Франкл верил, что человеческая свобода — это не свобода от условий, а способность лицом к лицу встречать настоящее. Разновидность экзистенциальной терапии, логотерапия (logos = смысл), разработанная Франклом, учит, что смысл жизни не может быть продиктован или придуман, а только открыт в результате исследования нашей собственной экзистенциальной ситуации. В действительности мы несем в себе стремление к смыслу, волю к смыслу, мы обладаем свободой обнаружения смысла в том, как мы думаем и что мы делаем. Франкл верил, что цель не в том, чтобы достигнуть покоя в сознании, а в том, чтобы пережить смысл в здоровой борьбе. Поиск смысла, который является основой нашего путешествия, помогает нам ощущать свое существование вопреки чувству вины, страданиям и неизбежности смерти (Gould, 1993). Мы ответственны за те симптомы, которые препятствуют нашей способности жить свободно и полно. Важно, чтобы мы осознали это и приняли участие в формировании качества нашего существования — жизнь не просто «происходит с нами». Мы способны активно влиять на наши мысли, чувства и действия. Пока мы не примем нашу способность быть свободными, мы не изменимся. Если мы ждем изменений от других или надеемся, что изменится что-то вокруг нас, мы можем с успехом развивать свое несчастье и безнадежность, вместо хого чтобы предпринимать действия для изменения ситуации. ПРИМЕНЕНИЕ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ. Члены экзистенциально ориентированной группы снова и снова сталкиваются с тем фактом, что они не могут уйти от свободы и что они ответственны за свое существование. Принятие этой свободы означает принятие ответственности, порождающей тревогу, поэтому осуществление выбора тесно связано с риском. Другая цель экзистенциальной группы состоит в том, чтобы помочь участникам группы встретиться с этой тревогой и справиться с ней. Основная задача группового консультанта, учитывая трудности самоопределения, — это столкновение членов группы с реальностью их свободы и способами, с помощью которых они отвергают ее. Участники группы иногда предстают в роли жертв, рассказывая о своем чувстве бессилия и беспомощности, обвиняя в своих несчастьях других людей и внешние обстоятельства. Чтобы клиент начал свое движение по дороге к самоосознанию, он должен осознать те роли, на исполнение которых он запрограммирован. Когда люди приходят к убеждению, что они могут управлять собственной судьбой, они обретают реальный контроль над своей жизнью. Ланц (Lantz, 1993) убежден, что некоторые клиенты так сильно сосредоточены на требованиях социальной жизни, что очень ограниченно воспринимают свои чувства, цели, мысли, ответственность, фантазии и убеждения. Он добавляет, что эти клиенты обычно получают пользу от терапевтического подхода, который обращает их лицом к собственным силам и потенциалу. Поскольку групповая логотерапия обеспечивает внутреннюю рефлексию и развитие внутреннего самоосознания, Ланц рекомендует этот подход «для эмансипации взрослых, которые нуждаются в смене старых внутриличностных паттернов, которые были полезны для жизни в родительской семье, но сейчас создают проблемы клиенту, уже вышедшему из нее» (р. 67). Он также утверждает, что групповая логотерапия — это лечение детей, подростков и взрослых, которые не живут в естественной семейной группе или живут в группе, которая не способна поддержать внутренние изменения. Ялом (Yalom, 1980) считает, что группа обеспечивает оптимальные условия для терапевтической работы над личной ответственностью. Если группа сосредоточена на здесь-и-сейчас, то ее членов можно поощрить к наблюдению за тем, как они сами ставят себя в позицию жертвы. С точки зрения Ялома, члены группы ответственны за ту позицию, которую они принимают в группе, группа также показывает, как они действуют в ситуациях повседневной жизни. Члены группы, которые описывают себя как жертву внешних обстоятельств, могут получить шанс для изменения. Благодаря обратной связи члены группы узнают, как их видят другие, и понимают, как их поведение воздействует на других. Более того. Они узнают, как групповая ситуация отражает ситуации их обыденной жизни. Сделав подобные открытия, члены группы могут принять на себя ответственность за осуществление изменений. С точки зрения Ялома (Yalom, 1980), экзистенциально ориентированный терапевт подталкивает членов группы к принятию ответственности за функционирование группы. Таким образом, члены группы узнают, как полнее принять ответственность за свою жизнь: Групповая терапия выдвигает предположение о необходимости принятия ответственности, выражающееся не только в том, что члены группы осознают свой собственный вклад в создание неудовлетворительной жизненной ситуации, но и в акценте роли каждого участника в развитии группы. Основной принцип заключается в том, что, если члены группы примут ответственность за функционирование группы, они осознают, что они способны (и обязаны) принять на себя ответственность во всех сферах своей жизни (р. 240). Важно осознать, что экзистенциализм предлагает особый способ мышления, который воздействует на членов группы. Со временем члены группы, вероятно, осознают свою свободу и ответственность, которые являются значимыми составляющими инсайта. Но нельзя вести группу, руководствуясь поверхностной целью изменения словаря членов группы. Групповой консультант, который проповедует язык свободы и выбора и преждевременно обучает членов группы просто говорить о том, как они «выбирают» то или это, будет только поощрять людей пройти через принятие этих идей (Майкл Рассел, личная беседа, 22 марта 1992). ПРИМЕР. Эдвард неохотно посещал одну из моих групп. Я сказал «неохотно», потому что он серьезно сомневался в ценности своего участия в собраниях группы. В 62 года Эдвард погряз в монотонной и предсказуемой, однако комфортабельной и безопасной жизни, будучи руководителем довольно успешного бизнеса. Когда он присутствовал в группе, он ставил себя в отстраненную позицию: «Я не знаю, сделает ли эта группа что-нибудь хорошее для меня или нет. Честно говоря, я думаю, что слишком стар, для того чтобы меняться, я получил от жизни гораздо больше, чем желал. Я верю, что все останется так, как есть». В духе собственных утверждений и в полном соответствии с тем, что его жизнь стала упорядоченной и безопасной, он чувствовал, что он «высох» и жизнь потеряла свою силу и интерес. Он был готов к изменениям, хотя не был уверен, будут ли они позитивными. Благодаря своему участию в группе Эдвард начал осознавать, что он имеет множество возможностей, гораздо больше, чем он думал вначале. Совершенно одинокий, он обвинял свою жену, троих сыновей и дочь в том, что он мог сменить работу и зажить так, как ему хотелось бы. Он, конечно, избегал принятия ответственности за свои проблемы, сосредоточив свою жизнь на том, чего от него ожидала семья, и не размышляя, соотносится ли это с его желаниями. Другие члены группы и я подвели Эдварда к тому, чтобы он поразмыслил о тех изменениях, которые он хотел бы произвести в своей жизни. Я задавал ему вопросы вроде таких: «Если бы вы продолжали жить так же, как и сейчас, без каких-либо изменений, что бы вы почувствовали? Представьте, что ваша семья захотела бы изменить свой жизненный стиль в соответствии с вашими желаниями. Чем бы ваша жизнь отличалась от теперешней спустя год? Спустя пять лет? Какие шаги вы можете предпринять сегодня, чтобы добиться некоторых изменений, которых вам хотелось бы? Что не позволяет вам сделать эти шаги?» Другое измерение экзистенциального подхода состоит в том, чтобы помочь людям встретиться лицом к лицу с их жизненной ситуацией и отношением к жизни. Например, Эдвард может осознать, что он чувствует себя комфортно благодаря тому, что выбирает рутину и убеждает себя в том, что это все, что есть в жизни или, по крайней мере, все, что он способен от нее получить. Находясь на позициях экзистенциальной философии, групповой консультант и Эдвард могут вместе поработать над его проблемой и увидеть, как он избегает своей свободы, определяя себя в статичных терминах (Russell, 1979). Ван Дерзен-Смит (van Deurzen-Smith, 1990а), напоминает нам о нашей уверенности в том, что наша жизнь настолько определяется ситуацией, что у нас не остается места для реального выбора. Однако, как только наступает кризис, он обеспечивает нас прямо противоположными доказательствами. Безопасность внутри группы позволяет ее членам, подобным Эдварду, исследовать смысл кризиса как источника новых возможностей и открытия старых, которые были забыты. Экзистенциально ориентированный групповой консультант может помочь Эдварду встретиться с реальным процессом распада, который, собственно, и происходит. Если он однажды осознает используемые им способы самообмана и увидит, что он выбирает почивание на лаврах, он может принять соответствующее решение и изменить ситуацию.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОГА С экзистенциальной точки зрения тревога — это переживание свободы, а не нечто, что должно быть преодолено или вылечено. Тревога — это результат выбора, который осуществляется без четкого руководства, без знания того, каков будет исход, и понимания той ответственности, которую мы несем за обстоятельства наших действий. По словам датского философа Серена Кьеркегора (1813—1855), экзистенциальная тревога — это «головокружение от свободы». В контексте группы мы будем и желаем чувствовать тревогу! На каком-то уровне мы знаем, что открытие в себе новых измерений нередко требует смерти старых частей нашей личности. Знание о том, что для начала роста мы должны сменить привычные и безопасные способы на нечто новое и неизвестное, уже само по себе является источником тревоги. С точки зрения ван Дерзен-Смит (van Deurzen-Smith, 1988, 1990а, 1991), экзистенциальная тревога основывается на жизни с полным осознанием. Смелость жить полно требует принятия реальности смерти и тревоги, связанной с неопределенностью. Несмотря на то что мы можем не приветствовать эту тревогу, это цена, которую мы должны заплатить за то, чтобы стать теми, кем мы можем и должны стать. Некоторые люди притупляют свою чувствительность, пытаясь избежать тех вызовов, которые бросает им жизнь, другие ищут различные способы уменьшения своей тревоги. И все же под маской, которая порождается попытками приспособиться, под спокойной и гладкой поверхностью своей жизни, люди переживают тревогу, которая продолжает ужасать их. Парадоксально, но именно это является источником трансформации. ПРИМЕНЕНИЕ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ. Бьюдженталь (Bugen-tal, 1978) описывал терапевтическую работу с экзистенциальной тревогой как удаление защит, подобное чистке лука. Ядром терапии является приход клиента к тем глубинным, основополагающим условиям человеческого бытия, которые прямо связаны с переживаемой им тревогой. Этот источник экзистенциальной тревоги можно обнаружить и проработать в ходе терапии, что включает в себя осознание нашей отдалѐнности и нашей потребности быть с другими, нашей вины за неаутентичную жизнь, враждебности вселенной и отсутствие смысла жизни, тяжесть ответственности, связанной с выбором,"и наш страх смерти и небытия. По мере прогресса в терапии и уменьшения сопротивления клиенты часто болезненно осознают, как много энергии они положили на утверждение и поддержание идеализированного образа себя, который в принципе недостижим. Они также видят, что должны оставить эти статичные представления о себе, ведущие их к ограниченному существованию. Как только клиент отказывается отложных ролей, он может привнести в жизнь новое качество, Смерть устаревшего и нефункционального в нас открывает пространства для новых переживаний, нового опыта. И все же этот процесс обычно провоцирует возникновение тревоги, и клиент нередко скатывается на старые способы существования, которые более привычны. В экзистенциальной групповой терапии членам группы помогают прийти к пониманию парадоксальности существования: жизнь не может существовать без смерти, успех преходящ и непрочен, мы обречены на свободу, мы ответственны за мир, который не выбирали, мы должны делать выбор, и эти выборы принимаются перед лицом сомнений и неопределенности. По мере того как члены группы осознают реальность рождения и смерти, они будут вступать в соприкосновение с болью и страданием, потребностью бороться за выживание и со своими ошибками и тревогой. Таким образом, тревога — это индикатор того, что происходит в группе, особенно когда ее члены исследуют способы, благодаря которым они погружаются в чрезмерный комфорт и строят свою жизнь таким образом, чтобы замаскировать и спрятать от себя свою незащищенность и тревогу. Ван Дерзен-Смит (van Deursen-Smith, 1991) утверждает, что основной целью экзистенциальной терапии является не создание иллюзии о легкости и простоте жизни, а вселение смелости в клиента, чтобы он мог стать более восприимчивым к осознанию источника своей тревоги и беззащитности и научился жить с ней. Встреча с экзистенциальной тревогой требует формирования нового взгляда на жизнь как на приключение, а не как на существование в безопасности стен, которые дают мнимую защиту. Она пишет об этом так: «Мы должны задать себе вопросы и отмести легкие, привычные ответы, открыв себя тревоге, которая вернет нас к жизни на более реальном и глубоком уровне» (р. 46). Для группового консультанта важно осознавать экзистенциальную тревогу как нечто, обеспечивающее рост, и найти в себе смелость встретиться лицом к лицу с собственной тревогой и глубоко исследовать ее. Следующий шаг заключается в получении согласия членов группы на действие. Благодаря поддержке консультанта и других участников группы индивид может начать исследование неизвестных путей и открытие в себе новых измерений. Этот поиск может привести к усилению тревоги, но, если человек находится в процессе роста, он знает, что от тревоги не следует избавляться, что это та цена, которую мы должны заплатить, чтобы разрушить застывшие представления о мире и нашем существовании. Бьюдженталь (Bugental, 1997) считает, что основная функция терапевта заключается в устранении тех способов, с помощью которых клиент ограничивает свое осознание, и в обучении обходиться без этих ограничений. ПРИМЕР. Большую часть своей жизни Знн позволяла другим принимать решения за себя. Она некритично принимала религиозные ценности своих родителей и стала зависимой от церкви, которая также принимала решения вместо нее. В этот момент ее жизни в ней началась борьба между этими ценностями и стремлением к внутреннему росту. Благодаря своей работе в группе она стала все более явно осознавать", что, если она хочет расти, она должна принять на себя ответственность за осуществляемый выбор. Энн решила обратиться к себе, чтобы получить силу и руководство. Это решение поставило ее лицом к лицу с сильной тревогой. Она постоянно спрашивала себя: «Правильно ли я поступаю? А что, если то решение, которое я принимаю сама, окажется неправильным, ошибочным?» Энн потребовалось некоторое время, чтобы начать доверять себе, и еще больше, чтобы отказаться от потребности во всем полагаться на чей-то авторитет, чтобы чувствовать себя в безопасности. Ее система ценностей немного изменилась, хотя некоторые остались теми же. Сейчас Энн чувствует, что это ее ценности. Она осталась в своей религии, но на новом основании — она приняла эту религию, она стала ее религией. Иногда к Энн приходило новое чувство — чувство собственной силы, восхитительное чувство того, что она определяет течение своей жизни, даже несмотря на то что она по-прежнему сталкивается с проблемами и конфликтами. Конечно, она чувствовала бы себя более комфортно, если бы продолжала жить под внешним руководством. И все же,-когда Энн осознала, что позволяет другим принимать большую часть решений вместо себя, она увидела, каким способом теряет контроль над своей жизнью. Выбрав себя, она не перестала ощущать тревогу, связанную с полным отсутствием гара<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.013 с.) |