Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развивайте свой стиль групповой работы

Поиск

Существует столько же методов группового консультирования, сколько консультантов, и даже те консультанты, которые придерживаются некоей базовой терапевтической модели, такой как поведенческая терапия или транзактный анализ, демонстрируют серьезные различия в стиле ведения группы. Как групповой консультант, вы приносите с собой в группу ваши прошлые переживания, ваш опыт и вашу личность, вашу систему ценностей и уникальные способности и навыки.

Одной из детерминант вашего будущего стиля будет то, какие группы вы ведете: долгосрочные или краткосрочные. Как вы увидите в шестой главе, психоаналитические группы тяготеют к тому, чтобы быть долговременными, поскольку их главной целью является осуществление изменений в структуре характера. Как бы то ни было, подобная глобальная цель невозможна и неприемлема для кратковременных групп. Ваша роль как консультанта в кратковременных группах довольно сильно отличается от роли консультанта, ведущего долго** срочную группу.

Вероятнее всего, вам придется собрать и провести множество разнообразных краткосрочных групп, а это означает, что вы должны быть активным, даже директивным, осознавать временное ограничение и сотрудничать с членами группы для определения конкретной проблемной области, которую вы будете прорабатывать в этой ситуации. Краткосрочные группы требуют более структурированного стиля, поскольку члены группы стремятся достичь конкретных целей. Например, вы будете в большей степени заинтересованы в работе с проблемами настоящего, чем в проработке прошлого клиентов. Руководя краткосрочными группами, консультант должен уделять серьезное внимание предгрупповому отбору и подготовке потенциальных членов группы к началу работы; он должен сосредоточить свое внимание на конкретном перечне тем для работы во время сессии и стремиться к тому, чтобы групповая сплоченность развивалась как можно быстрее; напоминать членам группы об ограниченном времени существования группы и проводить работу по подведению итогов. Консультанты более активны в краткосрочной групповой работе, чем в долговременной группе (как на этапе отбора группы, так и в процессе работы), поскольку необходимо решить поставленные задачи в относительно короткий промежуток времени (Rosenberg & Wright, 1997).

Независимо оттого, работаете вы преимущественно в краткосрочных или долгосрочных группах, важно, чтобы вы знали себя и развивали тот стиль, который соответствует вашей личности. Моя цель заключается в том, чтобы помочь вам развить свой стиль ведения группы, который был бы вашим собственным и выражал вашу уникальность. Если вы попытаетесь скопировать чей-то стиль, вы можете потерять большую часть вашей потенциальной эффективности как консультанта. Без сомнения, на вас окажут влияние ваш супервизор, ко-терапевт, и коллеги. Но есть только одна вещь, влияние которой нужно испытать на себе, — это убежденность большинства консультантов в том, что большую часть своих ресурсов они черпают из собственного стиля ведения группы. И не стоит отказываться от своей собственной уникальности, копируя терапевтические стили, которые хорошо работают у других, но могут не подходить лично вам.

Теоретический подход, который вы выбираете и в рамках которого собираетесь развиваться, должен быть близок вашим ценностям, убеждениям и личностным характеристикам. Вы можете защищать подход, который делает акцент на мышлении или на выражении переживаний и чувств„или тот, который сконцентрирован на методах работы, ориентированных на действие. Или ваш подход может интегрировать мышление, чувство и действие. Независимо от предпочитаемого вами подхода, ваши теоретические предпочтения, без сомнения, повлияют на ваш стиль, особенно на те аспекты взаимодействия в группе, на которых вы решили сконцентрироваться.

Одним из способов построения основы для вашего стиля — это стремление изучить весь ассортимент теорий группового консультирования и их значение для стиля ведения группы. Вести группу без эксплицитного теоретического основания — это все равно что пытаться летать на самолете без карты и приборов. Некоторые студенты воспринимают теоретическую модель как ригидную структуру, которая шаг за шагом прописывает, что делать в каждой ситуации. Это не соответствует моему пониманию теории. Я рассматриваю теорию как руководящее направление, ряд основополагающих принципов, которые вы должны использовать в своей практике. Теория — это карта, которая указывает направление и руководит оценкой ваших первичных представлений о человеческом бытии, определяет цели, которые вы стремитесь достичь в группе, уточняет ваши роли и функции как консультанта, объясняет групповое взаимодействие и оценивает результат работы группы.

Развитие теоретической позиции включает в себя нечто большее, чем просто принятие принципов и убеждений любой теории. Это длительный процесс, в ходе которого групповой консультант задает вопросы «что», «как» и «почему» по отношению к своей практике. Я поощряю своих студентов, чтобы они бросили критический взгляд на ключевые понятия различных теорий и посмотрели на теоретиков-, которые стоят за ней, поскольку теория — это не что иное, как выражение личности ее создателя. Более того, я учу их, что не следует слепо следовать какой-либо теории во всем. Очень важно остаться открытым и серьезно оценивать тот уникальный вклад и те ограничения, которые присутствуют в различных подходах. Если кто-то глотает теорию целиком, она никогда не будет полностью переварена и интегрирована. Когда практик привержен одной теории и не осознает ее ограничений, он часто неправильно употребляет ее и воспринимает как аксиому и ряд доказанных фактов, нежели как средство, используемое для выполнения запроса клиента. Если ваш теоретический подход вынуждает вас игнорировать все остальные, то вы будете приспосабливать своего клиента к его границам, вместо того чтобы попытаться понять.

Многие групповые работники уравнивают свою практику с какой-то конкретной теоретической ориентацией, лежащей в ее основе, которая обеспечивает им хорошее объяснение человеческого поведения и удобную и содержательную базу для осуществления вмешательства в работу группы. Я не вступаю в полемику с практиками, которые тщательно оценивают теорию и идентифицируются с конкретной ориентацией. Они осмыслили свою позицию и имеют на это право. Но некоторые консультанты принимают теорию, не осознавая, почему они предпочли именно этот подход, и, поступая так, они принимают закрытую позицию, отгораживая себя от других перспектив. Принимая закрытую позицию, они иногда становятся «носителями истины», и проблема этих «верующих» заключается в том, что они ограничивают свое видение, отсекая все то, что не соответствует принятой ими структуре. Поскольку они считают, что их подход содержит в себе полную истину, они пытаются распространить его на других и ожидают от них такого же полного принятия.

Я также предупреждаю своих студентов об опасности отказа от теории во всей ее полноте только потому, что некоторые аспекты вызывают возражения. Например, некоторые студенты изначально видят небольшую практическую целесообразность в психоаналитическом подходе. Они отрицательно оценивают длительный период времени, требуемый для анализа, рассматривая анализ бессознательного материала как нечто, находящееся вне пределов их компетенции, и обычно не принимают анонимной роли терапевта. Я поощряю этих студентов к тому, чтобы они проанализировали эту модель и посмотрели, какие аспекты они могут использовать в своей практике.

По мере того как вы будете изучать десять теоретических моделей, представленных во второй части, сходства и различия между моделями и способы их влияния на ваш стиль ведения группы станут очевидными. По мере изучения каждой теории, подумайте, как она может влиять на развитие краткосрочной группы. Современному консультанту нужно знать все, что возможно, о краткосрочных группах. Среди описанных теорий психоаналитический подход в наибольшей степени тяготеет к долгосрочным терапевтическим группам, но даже на его основе можно развивать краткосрочную психодинамическую группу. Все остальные терапевтические подходы, рассмотренные во второй части, хорошо подходят к прямому воздействию и ограниченным по времени группам. Ориентированная на взаимодействие и опыт групповая терапия подчеркивает важность наличия терапевтического климата внутри группы и развития отношений сотрудничества между консультантом и членами группы. Когнитивно-поведенческий групповой подход также обеспечивает консультанта разнообразными техниками, которые отлично подходят для краткосрочных групп.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.6 (0.007 с.)