Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первое условие – детские книги в уголке чтения. Вопрос : сколько книг и какие именно книги я выставлю там.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Книг должно быть не более 5-7 (иначе ребенок растеряется от их обилия), но они должны разносторонне представить ребенку возможный круг чтения, а мне - помочь всесторонне проверить его как читателя. Поэтому я выберу книги в типовом оформлении, т. е. такие, где надписи на обложке напечатаны крупным, четким шрифтом, причем картинка и надписи соответствуют друг другу, например,
рис. рис. рис. рис. рис. рис. рис.
Итак, на моей выставке есть стихи и проза, книги о людях, о животных, о машинах и вещах (т. е. из разных областей жизни, с которыми ребенок встречался), тонкие и толстые, обычные и необычные, т.е. книжки=игрушки. Если среди этих книг нет ни одной, которая ребенка заинтересует, то они либо напомнят ему о каких-либо других, его любимых книгах, либо помогут мне убедиться в том, что ребенок книгу=объект из мира других материальных объектов пока не выделяет, т. е. к обучению чтению почти не готов. Теперь мне надо выбрать для себя такую позицию, т. е. сесть так, чтобы, разговаривая с сопровождающим ребенка взрослым, знакомясь с бытом, интересами семьи, я могла без всякого напряжения слушать взрослого и наблюдать за действиями ребенка в Уголке чтения и вовремя позвать его к себе для нашей с ним беседы. Условие второе – схема записи ответов ребенка, которая не потребует от меня больших усилий и в то же время даст возможность составить о классе в целом как коллективе будущих читателей объективное, подтвержденное конкретными фактами представление. Форма такой записи, я думаю, должна быть следующей:
Расшифровка формы записей: 1. Проявляет ли ребенок интерес к книгам? (+ = да; - = нет) 2. Знает ли буквы? (+=знает;- =не знает. Если знает отдельные буквы, записываю их в графе 2; но перепроверяю, находит ли ребенок эти буквы в тексте). 3. Читает ли предложения, текст? (+ = да; - = нет; читает слоги =СГ; читает слова = СЛ; читает слоги и слова = СГ+ СЛ; б= читает по буквам). 4. Есть ли дома детские книги? (+ = да; - = нет).
5. Помнит ли их? Что именно помнит? (Записываю названия как он говорит). 6. Читают ли ему дома вслух? Кто читает? 7. Есть ли какие-то читательские предпочтения? (Что любит читать? Или о чем?) – снова записываю то, что ребенок говорит. Заполнив схему таким образом, я смогу учесть все неожиданности и негативные реакции детей и безупречно подготовиться к первому уроку чтения. Вывод: полный анализ записи (а у меня в первом классе будут 23 ученика) показал, что пока всех моих учеников можно разделить на три группы: а) дети, которые знают буквы и пробовали читать(5); б) дети, которые ничего не знают, не умеют и не очень-то хотят учиться читать(8); в) дети, которые почти ничего не знают, но вместе со мной книгу рассматривают с интересом и проявляют интерес к обучению(12). Теперь моя задача построить первый урок обучения чтению так, чтобы все первоклассники в течение урока были заняты посильным делом и чтобы у всех, хоть не надолго, появилось желание учиться читать. * * * Вопросы и задания к изложенному выше: Задание 1. Проверьте себя – можете ли вы пересказать по памяти содержание этого параграфа. Согласны ли вы, что начинать подготовку к обучению чтению надо с проверки уровня готовности к обучению будущих учеников? Чем вы мотивируете свой ответ? Какие условия надо для этого создать? А как?..
Беседа 2: В чем особенность первого для детей урока чтения? Из дневника учительницы А. …31 августа. …Завтра, в этот праздничный светлый день, я проведу с моими первоклассниками только один, но зато самый главный урок – урок обучения чтению. Моя задача – неназойливо дать детям повод задуматься о том, что их радость и даже, пожалуй, счастье на ближайшие дни и годы в их собственных руках… Я же хочу и буду им в обустройстве этого счастья только помогать, потому что, как бы мне ни хотелось, я ни за кого из них не могу ничему научиться: научиться всему, что нам надо будет делать, они смогут только сами… Исходя из такой позиции, а также имея в виду, что многие из моих первоклассников любят сказки, я возьму в качестве основного учебного материала книгу В. Берестова «Мастер Птица». Вот она: (рис.) Эта книга позволит мне поставить в равные условия тех, кто читать умеет и не умеет, т. к. название сказки, которую я затем им прочитаю вслух, не совпадает с названием книги, в которой детям эту сказку придется отыскивать самостоятельно. Значит, одно умение раскодировать текст (заглавие книги) не подскажет ребенку ответа. Любому ребенку, чтобы отыскивать знакомую сказку в незнакомой книге, надо будет думать над книгой. А думать всегда трудно, зато интересно, если знаешь, над чем и о чем думать. И в этом случае умение читать скорее будет мешать ребенку, чем помогать: ведь читать и не думать легче, чем думать и пытаться понять связи между тем, что написано, что нарисовано и тем, что себе представляешь…
Кроме книги, мне надо продумать упражнения, которые неумеющих читать будут нацеливать на обучение технике чтения, а у умеющих читать - ее совершенствовать. Домашнего задания конечно я не задам никакого, но продумат ь рекомендации к самостоятельной работе с детской книгой, т. е. подсказать детям, что и как они могут попробовать сделать сами дома, на глазах у взрослых, чтобы убедиться в полезности и продуктивности уже первого дня обучения для себя лично, - я должна. Тогда реакция детей на мою рекомендацию и будет той обратной связью между мною и детьми, которая покажет мне, в чем я права, в чем нет, и насколько эффективно я провела урок . Конспект–сценарий урока обучения чтению по книге В. Берестова «Мастер Птица». 1 класс. 1 сентября.
Для урока необходимы: Подвижная (разрезная) азбука, карточки, книга В. Берестова «Мастер Птица», звуковая запись соловьиного пения (звукозапись «Голоса птиц в природе») и картинки с изображением соловья и аиста. Ход урока 1 часть урока: Аналитико-синтетическая работа со звуками, буквами, слогами, словами – 10-15 минут -Дети,- говорю я,- вы пришли в школу, чтобы научиться читать. А что люди читают? (Книги, газеты, журналы…) -Очень хорошо! Молодцы! А что обязательно надо знать, чтобы читать книгу? (Буквы…) -Да! Надо обязательно знать буквы, уметь составлять из них слоги, слова, предложения и читать их или те слова и предложения, которые уже составил кто-то другой. Давайте попробуем почитать! Для начала прочитаем эти буквы (выставляю гласные: А, О., Ы, У, Э,). Дети индивидуально – по желанию –и хором их читают. Одобряю детей и сообщаю им, что эти буквы – гласные. -Теперь давайте попробуем прочитать слово, - говорю я и демонстрирую картинку с изображением аиста: -Кто это? (Птица, аист, журавль…) -Эту птицу зовут «аист». Скажем это слово хором: «аист». -Повторим, отчетливо выделим каждый звук: а-а-и-и-и-с-с-с-т. -Сколько звуков в этом слове? (Много…5, 4, 3..) -Еще раз повторим слово. Хорошо его слышим? Сколько же в нем звуков? (4). А прочитать его сможем? Где мы его увидим?.. Чтобы прочитать его, нам надо или его найти там, где оно записано, или сначала записать его буквами. И то и другое на первых порах нелегко, но записать и прочитать все-таки полегче. Давайте попробуем. -Сначала разделим это слово на части, слоги. Кто-нибудь умеет это сделать? Нет? Тогда слушайте, как это сделаю я: А – ИСТ (произношу слово по слогам). -Повторите вместе со мной слово аист по слогам: А-ИСТ. -Теперь только первый слог: А – (дети повторяют хором вслед за мной). -Второй слог:- ИСТ. -Еще раз по слогам, хором: А – ИСТ. -Молодцы, ребята! Теперь давайте записывать звуки в слове аист. Но пока писать мы не умеем, будем обозначать звуки карточками. Главное – не пропустить какой-нибудь звук или не добавить лишнего.
-Итак, говорим хором, по слогам слово: А- ИСТ -Только первый слог: А-А-А-!.. -Сколько звуков? (Один) -Сколько карточек надо? (Одну). -Ставим! -Какой это слог? (А). -Какой слог остался? (-ИСТ) -Сколько звуков? Считаем: и-и-и-и-с-с-с т (Три). -Сколько нужно карточек? (Три). -Сколько всего у нас карточек выставлено? (Четыре). -А сколько звуков в слове АИСТ, проверим на слух (Четыре). -Молодцы, ребята! Кто из вас уже догадался, как заменить карточки буквами? Какой буквой можно заменить первую карточку, чтобы обозначить звук А? (Буквой А..). -Верно, молодцы! А кто найдет ее в нашей кассе букв? (Карточка заменяется буквой А). -Прочтите первый слог – А -. -Какой второй звук в слове АИСТ? (И). -А кто уже знает, какой буквой мы обозначим второй звук И в слове АИСТ? -Молодцы! Вы правильно догадались! Буквой И! Замените этой буквой вторую карточку. Продолжим заменять карточки буквами во втором слоге. -Поднимите руку те, кто знает, какой буквой обозначим следующий звук – С-С-С-С-? (Дети снова находят нужную букву и заменяют ею третью карточку) -А последний звук? (Т) Повторяются те же действия. -Хорошо! Вот теперь прочтем все слово АИСТ. (Сначала медленно, по слогам А- ИСТ, затем все слово целиком (.АИСТ). Слышите, как мы выделяем голосом первый звук? А-ист… Первый звук (он здесь и слог!) – ударный, на него падает ударение. Давайте прочитаем слово аист еще раз – все вместе, а потом по очереди – и послушаем, научились ли мы читать это слово правильно, с ударением (дети читают по желанию).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.70 (0.01 с.) |