Методы обучения чтению на подготовительном этапе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обучения чтению на подготовительном этапе



Итак, вам теперь уже известно, что при обучении чтению первоклассники осваивают два основных вида учебных материалов: детскую книгу как собеседника, который оставил им свой опыт, и печатный или письменный текст, подлежащий полноценному раскодированию, - важнейшее условие, необходимое для самостоятельной беседы с книгой=собеседником. А метод – это путь в учебный материал, подлежащий освоению. И эффективность этого пути зависит, с одной стороны, от того, насколько он учитывает особенности учебного материала, который предстоит ученику «пройти», а во-вторых, прямым или окольным является этот путь по отношению к цели…

Основной учебный материал для подготовки читателя, как вы теперь знаете, - это доступные ему книги. Цель обучения чтению=общению – умение думать над книгой, сначала предвосхищая то, что и как может рассказать собеседник, по внешним приметам книги, потом воссоздавая, переживая и осваивая высказанные им мысли, факты, образы, и наконец, - оценивая себя и своего собеседника на предмет важности, полезности состоявшегося «разговора», и личной заинтересованности в такого рода беседе.

Специфика книги как учебного материала заключается в том, что она как инструмент для чтения предоставляет читателю два информационных ряда, подлежащих сопоставлению, если мы хотим, чтобы было над чем думать и беседа состоялась: это текст и внетекстовая информация, т. е. язык книги. Его-то и должен освоить под руководством учителя ребенок=читатель. А освоить его – значит научиться выделять обе информационные системы и тщательно сопоставлять их, т. е. думать над книгой. Отсюда ведущий метод обучения чтению книг – это метод их чтения=рассматривания.

Метод чтения=рассматривания - это непрерывная цепь взаимосвязанных, последовательно осуществляемых при обращении к книге и книгам умственных и практических действий, в результате которых ребенок самостоятельно выделяет внешние показатели содержания каждой книги, взаимно их соотносит и делает общий, но достаточно обоснованный вывод о тематике, характере, количестве и специфике помещенных в книге произведений, затем, исходя из общей предварительной оценки книги, ставит цель чтения и сразу же по-настоящему включается в освоение этого содержания, выбирая подходящий способ прочтения. И действительно, нельзя же читать книги К. Паустовского с тем же настроением, что и книги Н. Носова, или те и другие так же, как маленькую энциклопедию Г. Юрмина «Про тетрадь и карту, карандаш и парту» или энциклопедический справочник для младших школьников «Что такое? Кто такой?». Но чтобы читать книги по-разному, надо знать об их возможном различии и, конечно же, понимать, книгу какого рода и с какими особенностями ты взял в руки, осознавать, каково к ней твое собственное отношение, оценивать свои возможности для прочтения именно той книги, которую взял в руки, и свои читательские задачи, а в заключение, прочитав книгу, делать вывод о том, подходящим ли был для тебя этот собеседник, чем и насколько значимой оказалась беседа с ним.

Однако, как отмечалось уже не единожды, беседа с книгой невозможна, если читатель не в состоянии бегло, правильно, сознательно и выразительно озвучивать текст литературных произведений, т. е. слушать, слышать и пониматьречь своего собеседника.

Это самостоятельная задача обучения чтению. Она решается ежедневно на особом учебном материале (слоги, слова, предложения). И цель у нее своя: у с л ы ш а т ь чужую речь, раскодировав значки, которыми она передается, и озвучить ее за собеседника -автора речи.

Сложность и специфика этого учебного материала состоит в особенностях взаимоотношения, с одной стороны, звучащей и письменной речи, а с другой, - во взаимодействии элементов того строительного материала, из которого складывается и звучащая, и письменная речь.

Наименьшей произносительной единицей звучащей речи нашего родного языка является слог, а основной номинативной единицей звучащей речи является слово: оно непременно имеет значение и либо называет какой-то объект, либо указывает на какие-то отношения. Звуковые частицы – слоги являются строительным материалом для слов, если, конечно, сам по себе слог с помощью интонации не превращается в слово, т. е. не приобретает смысла на уровне называния какого-то объекта или на уровне указания на какие-то отношения: «А!» (больно или вспомнил что-то). «На!» (в смысле –возьми) или соотношение объектов: «книга лежит НА столе» и т. п.. Итак, люди общаются не просто с помощью слов, которые что-то называют или на что-то указывают. Общаясь, мы комбинируем слова в предложения, а предложения в текст, и только тогда наша речь становится средством общения, т. е. позволяет нам выразить, а слушателю понять, что и как мы хотим ему сказать. Но и слова или, говоря по-другому, звуковые комплексы, с которыми мы с рождения привыкаем связывать определенную номинацию и смысл, если эта номинация окрашивается интонацией, даже не комбинируясь с другими словами, нередко начинают выражать известный опыт и становятся средством человеческого общения на уровне предложения и даже текста,. приобретая функции речи, – познавательную, гносеологическую, экспрессивную. Например: «Пожар?" (Другими словами, где-то что-то горит? Нужна моя помощь? Нужно кого-то известить?) Или: «Пожар!» (Бегите сюда! Беда!...).

Как видите, тот учебный материал, который подлежит освоению ребенком=читателем, при раскодировании и озвучивании (слоги, слова, предложения, текст) находятся в весьма неоднозначных и достаточно многообразных взаимосвязях, особенно, если вспомнить, что даже озвучивание слога, представленного буквами изолированно, не в слове, и слога как частицы слова тоже никак нельзя назвать единообразным. Например, дом, но <дам>ашний- где слог дом- звучит совсем иначе; код овый замок, но ко<т>; <ли са>- зверек или зеленые насаждения - в зависимости от того, о чем идет речь,- о лисьих повадках или об охране леса…Именно поэтому главная трудность при озвучивании чужой письменной речи состоит в привычке читателя к умению в известном смысле предопределять, предвосхищать,предугадывать общий аспект, смысл того, что подлежит прочтению и что надо услышать. А для этого необходимо умение вычленять и правильно прочитывать, т. е. озвучивать прежде всего слоги- как вне слов, так и в словах. Следовательно, цель, к которой должен привести учитель учащихся, помогая им освоить технику раскодирования и навык чтения – првильное, беглое, выразительное и сознательное озвучивание слогов в контексте слов и слов в контексте предложения. Только в этом случае у детей, обучающихся читать и уже располагающих “банком данных” звучащей речи, звуковыми комплексами, передающими жизненно важный смысл, будет накопляться параллельный “банк данных” зрительных комплексов и их возможного озвучивания, интонирования, т. е. основа для правильного и осмысленного восприятия чужого текста –вслух или “про себя”. Вот почему и основной метод формирования у учащихся техники чтения в русской школе, было бы правильнее всего назвать методом слого-звуковым

Слого-звуковой метод- это путь к правильному раскодированию и осознанному озвучиванию чужой речи через слог в контексте слова и слова в контексте предложения, а предложения в контексте абзаца.

И если чтение=рассматривание – это основной метод, позволяющий читателю на максимально доступном уровне общаться с дистанцированным собеседником с помощью книги, т. е. думать над чужой речью в отсутствии собеседника и осознавать ее общий и частный смысл, то слого-звуковой метод работы с текстом – это обязательное условие, позволяющее читателю услышать чужую речь, не исказить ее смысла и не подменить чужой опыт своим собственным, ограниченным и бытовым.

 

!Выполните задание:

Назовите ведущий метод обучения младших школьников чтению книг и дайте его определение. А какие методы формирования техники и навыка чтения вам известны? Что вы знаете о каждом из них (не забудьте то, что рассказала вам о них учительница А. – беседа №№ 3 и 4). Какой метод в этом случае следует считать основным: как он называется, в чем его суть?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.005 с.)