Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы обучения чтению на подготовительном этапе
Итак, вам теперь уже известно, что при обучении чтению первоклассники осваивают два основных вида учебных материалов: детскую книгу как собеседника, который оставил им свой опыт, и печатный или письменный текст, подлежащий полноценному раскодированию, - важнейшее условие, необходимое для самостоятельной беседы с книгой=собеседником. А метод – это путь в учебный материал, подлежащий освоению. И эффективность этого пути зависит, с одной стороны, от того, насколько он учитывает особенности учебного материала, который предстоит ученику «пройти», а во-вторых, прямым или окольным является этот путь по отношению к цели… Основной учебный материал для подготовки читателя, как вы теперь знаете, - это доступные ему книги. Цель обучения чтению=общению – умение думать над книгой, сначала предвосхищая то, что и как может рассказать собеседник, по внешним приметам книги, потом воссоздавая, переживая и осваивая высказанные им мысли, факты, образы, и наконец, - оценивая себя и своего собеседника на предмет важности, полезности состоявшегося «разговора», и личной заинтересованности в такого рода беседе. Специфика книги как учебного материала заключается в том, что она как инструмент для чтения предоставляет читателю два информационных ряда, подлежащих сопоставлению, если мы хотим, чтобы было над чем думать и беседа состоялась: это текст и внетекстовая информация, т. е. язык книги. Его-то и должен освоить под руководством учителя ребенок=читатель. А освоить его – значит научиться выделять обе информационные системы и тщательно сопоставлять их, т. е. думать над книгой. Отсюда ведущий метод обучения чтению книг – это метод их чтения=рассматривания. Метод чтения=рассматривания - это непрерывная цепь взаимосвязанных, последовательно осуществляемых при обращении к книге и книгам умственных и практических действий, в результате которых ребенок самостоятельно выделяет внешние показатели содержания каждой книги, взаимно их соотносит и делает общий, но достаточно обоснованный вывод о тематике, характере, количестве и специфике помещенных в книге произведений, затем, исходя из общей предварительной оценки книги, ставит цель чтения и сразу же по-настоящему включается в освоение этого содержания, выбирая подходящий способ прочтения. И действительно, нельзя же читать книги К. Паустовского с тем же настроением, что и книги Н. Носова, или те и другие так же, как маленькую энциклопедию Г. Юрмина «Про тетрадь и карту, карандаш и парту» или энциклопедический справочник для младших школьников «Что такое? Кто такой?». Но чтобы читать книги по-разному, надо знать об их возможном различии и, конечно же, понимать, книгу какого рода и с какими особенностями ты взял в руки, осознавать, каково к ней твое собственное отношение, оценивать свои возможности для прочтения именно той книги, которую взял в руки, и свои читательские задачи, а в заключение, прочитав книгу, делать вывод о том, подходящим ли был для тебя этот собеседник, чем и насколько значимой оказалась беседа с ним.
Однако, как отмечалось уже не единожды, беседа с книгой невозможна, если читатель не в состоянии бегло, правильно, сознательно и выразительно озвучивать текст литературных произведений, т. е. слушать, слышать и пониматьречь своего собеседника. Это самостоятельная задача обучения чтению. Она решается ежедневно на особом учебном материале (слоги, слова, предложения). И цель у нее своя: у с л ы ш а т ь чужую речь, раскодировав значки, которыми она передается, и озвучить ее за собеседника -автора речи. Сложность и специфика этого учебного материала состоит в особенностях взаимоотношения, с одной стороны, звучащей и письменной речи, а с другой, - во взаимодействии элементов того строительного материала, из которого складывается и звучащая, и письменная речь. Наименьшей произносительной единицей звучащей речи нашего родного языка является слог, а основной номинативной единицей звучащей речи является слово: оно непременно имеет значение и либо называет какой-то объект, либо указывает на какие-то отношения. Звуковые частицы – слоги являются строительным материалом для слов, если, конечно, сам по себе слог с помощью интонации не превращается в слово, т. е. не приобретает смысла на уровне называния какого-то объекта или на уровне указания на какие-то отношения: «А!» (больно или вспомнил что-то). «На!» (в смысле –возьми) или соотношение объектов: «книга лежит НА столе» и т. п.. Итак, люди общаются не просто с помощью слов, которые что-то называют или на что-то указывают. Общаясь, мы комбинируем слова в предложения, а предложения в текст, и только тогда наша речь становится средством общения, т. е. позволяет нам выразить, а слушателю понять, что и как мы хотим ему сказать. Но и слова или, говоря по-другому, звуковые комплексы, с которыми мы с рождения привыкаем связывать определенную номинацию и смысл, если эта номинация окрашивается интонацией, даже не комбинируясь с другими словами, нередко начинают выражать известный опыт и становятся средством человеческого общения на уровне предложения и даже текста,. приобретая функции речи, – познавательную, гносеологическую, экспрессивную. Например: «Пожар?" (Другими словами, где-то что-то горит? Нужна моя помощь? Нужно кого-то известить?) Или: «Пожар!» (Бегите сюда! Беда!...).
Как видите, тот учебный материал, который подлежит освоению ребенком=читателем, при раскодировании и озвучивании (слоги, слова, предложения, текст) находятся в весьма неоднозначных и достаточно многообразных взаимосвязях, особенно, если вспомнить, что даже озвучивание слога, представленного буквами изолированно, не в слове, и слога как частицы слова тоже никак нельзя назвать единообразным. Например, дом, но <дам>ашний- где слог дом- звучит совсем иначе; код овый замок, но ко<т>; <ли са>- зверек или зеленые насаждения - в зависимости от того, о чем идет речь,- о лисьих повадках или об охране леса…Именно поэтому главная трудность при озвучивании чужой письменной речи состоит в привычке читателя к умению в известном смысле предопределять, предвосхищать,предугадывать общий аспект, смысл того, что подлежит прочтению и что надо услышать. А для этого необходимо умение вычленять и правильно прочитывать, т. е. озвучивать прежде всего слоги- как вне слов, так и в словах. Следовательно, цель, к которой должен привести учитель учащихся, помогая им освоить технику раскодирования и навык чтения – првильное, беглое, выразительное и сознательное озвучивание слогов в контексте слов и слов в контексте предложения. Только в этом случае у детей, обучающихся читать и уже располагающих “банком данных” звучащей речи, звуковыми комплексами, передающими жизненно важный смысл, будет накопляться параллельный “банк данных” зрительных комплексов и их возможного озвучивания, интонирования, т. е. основа для правильного и осмысленного восприятия чужого текста –вслух или “про себя”. Вот почему и основной метод формирования у учащихся техники чтения в русской школе, было бы правильнее всего назвать методом слого-звуковым Слого-звуковой метод- это путь к правильному раскодированию и осознанному озвучиванию чужой речи через слог в контексте слова и слова в контексте предложения, а предложения в контексте абзаца. И если чтение=рассматривание – это основной метод, позволяющий читателю на максимально доступном уровне общаться с дистанцированным собеседником с помощью книги, т. е. думать над чужой речью в отсутствии собеседника и осознавать ее общий и частный смысл, то слого-звуковой метод работы с текстом – это обязательное условие, позволяющее читателю услышать чужую речь, не исказить ее смысла и не подменить чужой опыт своим собственным, ограниченным и бытовым.
!Выполните задание: Назовите ведущий метод обучения младших школьников чтению книг и дайте его определение. А какие методы формирования техники и навыка чтения вам известны? Что вы знаете о каждом из них (не забудьте то, что рассказала вам о них учительница А. – беседа №№ 3 и 4). Какой метод в этом случае следует считать основным: как он называется, в чем его суть?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.005 с.) |