О каких качествах процесса чтения должен постоянно помнить учитель-профессионал? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О каких качествах процесса чтения должен постоянно помнить учитель-профессионал?



Традиционная русская методика различает в самомпроцессе чтения и в обучении чтению четыре основных качества: п равильность, беглость, сознательность, выразительность. Но даже вы, учащиеся, готовящиеся стать учителями начальных классов в ХХ1 веке, изучив предшествующие три параграфа и прочитав первую фразу в параграфе 4, если вы читали вдумчиво, т. е. с целью все понять и запомнить, чтобы стать хорошим учителем, должны были сразу почувствовать, что вас что-то в содержании этой фразы не устраивает. Что же именно? Постарайтесь ответить самостоятельно…

Вы правы, такое вычленение основных качеств чтения касается только техники раскодирования языковых знаков и озвучивания текста читателем. Оно никак не отражает высшей цели чтения: читая, познавать себя, т. е. найти для себя в мире книг подходящих собеседников – в зависимости от времени, места и цели чтения. И это не случайно. Представленная в первой фразе классификация качеств чтения пришла к нам из глубокой древности, а закрепилась в методике обучения чтению, характерной для русской начальной школы, в 50-70 годы Х1Х века. Однако за эти более чем полтора столетия наука о формировании читателя значительно продвинулась вперед, т. е. накопила объективно-истиные знания и о читателе, которого можно считать хорошим, квалифицированным, и о процессе чтения, о подходах к его становлению с помощью учителя, о законах, которые либо помогают учителю работать эффективно, либо, если он о них не подозревает, делает процесс обучения чтению мучительным и нелюбимым как для него самого, так и для детей.

Так вот, с точки зрения современной науки о формировании читателя, основное качество процесса чтения – это уровень самостоятельности, к которому подготовлен читатель и при выборе книги=собеседника, и при озвучивании чужой речи таким образом, каким ее следует озвучивать, подчиняясь всем знаковым указаниям о смысле той беседы, которую предлагает читателю книга, и при решении вопроса о том, сколько нужно и можно читателю общаться с книгой сразу, за один присест, без перерыва.

Вам уже должно быть известно из педагогики и психологии, что самостоятельность –это очень важное свойство личности, которое характеризуется «двумя факторами: во-первых, совокупностью средств – знаний, умений и навыков, которыми владеет личность», чтобы умело осуществить определенную деятельность; во-вторых, «отношением личности к процессу деятельности, и ее результатам и условиям осуществления, а также складывающимися в процессе деятельности связями с другими людьми. Оба эти факторы взаимосвязаны».(Педагогическая энциклопедия, т. 3, с. 787)

Другими словами, чтобы осуществить любую деятельность, в том числе и читательскую, самостоятельно, не прибегая к непосредственной помощи других людей, человек, в нашем случае – читатель, ребенок или взрослый, должен к моменту выполнения деятельности, во-первых, знать, какие книги=собеседники существуют на свете и в его ближайшем окружении, как узнать нужную ему книгу среди других книг, чтобы выбрать для чтения именно ее; он должен уметь правильно, бегло, сознательно, выразительно прочитать текст, заключенный в книге, выделить, обдумать и оценить предложенный ему там опыт, ориентируясь на себя, на свои личные потребности и, наконец, никто при этом не должен его принуждать обращаться к книгам. Никто не должен даже напоминать ему о самой возможности обращаться в мир книг за какой-то определенной книгой, чтобы ответить себе «на возникшие в душе вопросы» и тем самым приблизиться к идеалу человека разумного, посоветовавшись с мудрецом, специально оставившим для него недостающий ему опыт. Читатель, который обладает всеми этими достоинствами, и должен быть признан тем, кого мы называем квалифицированным, самостоятельным читателем, а его чтение, поскольку оно осуществляется без непосредственной помощи любого другого читателя, называем самостоятельным. Соответственно   несамостоятельным читателем будет тот, кто нуждается и при выборе определенной книги из мира книг, и при озвучивании и освоении чужой речи, и даже при оценке того, насколько беседа с книгой и чем именно обогатила его личный опыт, в помощи более квалифицированного читателя, а на первой ступени обучения учителя=профессионала, т. к. читательская деятельность – это сложнейший вид интеллектуально-эмоциональной деятельности, присущей только человеку.

Итак, мотив обращения к книгам, желание читать, с одной стороны, и конкретные знания, умения, навыки обеспечивающие взаимодействие читателя с книгой и текстом, с другой, –это обязательный неразрывный тандем, который в процессе обучения, сплавляясь в особое личностное свойство – читательскую самостоятельность - и составляет сущность того, чему вам предстоит учить детей и что должно стать целью вашей работы при обучении детей чтению.

Уровень читательской самостоятельности у поступающих в школу детей может быть нулевым или чуть-чуть отклоняться от нуля, но как правило, только в каком-то одном отношении. А вам надо будет проследить, чтобы читательская самостоятельность как главное качество процесса чтения у ваших учащихся совершенствовалось сразу – о д н о в р е м е н н о – по крайней мере в трех направлениях: в отношении техники озвучивания текста, в отношении умения видеть в книгах собеседников и ориентироваться в этих собеседниках по их внешним приметам и в отношении полноценного восприятия прочитанного, что зависит от способа чтения.

Качества, за которыми вам надо будет следить, имея в виду технику озвучивания закодированной языковыми знаками чужой речи, наши предшественники определили давно и правильно. С упоминания этих качеств мы начали данный параграф. Повторим их названия: это правильность или безошибочность прочтения текста, выразительность, беглость или темп и сознательность восприятия чужой письменной речи.

Мы рекомендуем вам запомнить эту терминологию, подумать над ней предварительно, а детально каждое понятие мы рассмотрим с вами ниже. Сейчас же, в этом параграфе нам остается обратить ваше внимание на последнее обстоятельство, характеризующие процесс чтения и уровень самостоятельности читателя, а именно на то, сколько времени ему полезно проводить за чтением, чтобы оно его обогащало, а не одурманивало мозг.

В этом отношении современные научные знания таковы: ребенок –первоклассник может продуктивно заниматься чтением без перерыва не более 10-15 минут; для второклассника –эта норма увеличивается вдвое; в 3 классе самостоятельное вдумчивое чтение книги может продолжаться от часа до полутора часов; в 4 классе –не более 2 часов подряд; потом надо непременно сделать длительный перерыв, как бы ни хотелось продолжить чтение. Обучая детей читать, вы должны их, как и себя, сразу приучить к тому, что беседа с книгой, как и разговор с очень значимым для тебя дорогим человеком, чтобы ты запомнил и осмыслил его слова, обращенные к тебе, нуждаются во внутренней переработке, в серьезном самостоятельном обдумывании. А для необходимо нужно время. Кроме того, опыт такой переработки – это результат обратной стороны чтения, т. е. особой деятельности, не менее важной, чем чтение=общение. И объем, так сказать порции материала, подлежащие переработке, должны не менее строго дозироваться сначала учителем, а впоследствии и самим читателем, чтобы серьезный доверительный разговор с книгой не превратился в пустое времяпрепровождение, оставляющее после себя лишь утомление.

! Выполните задание:

Просмотрите уже сделанные в вашей тетради записи и определите, чем вы можете и должны их теперь дополнить, в каком отношении уточнить. Ну, например, (1) вспомните, что вы узнали о качествах чтения? Составьте их перечень. Выделите то качество, которое в процессе чтения справедливо считается основным. Или (2) – объясните, как, по какому признаку надо разграничивать чтение с а м о с т о я т е л ь н о е и н е с а м о с т о я т е л ь н о е? И надо ли это делать? Кому надо? Ведь в сущности, если человек ч и т а е т, то он делает это сам(нельзя оставаться ч и т а т е л е м, если за тебя читает кто-то другой… Ты становишься в этом случае уже не читателем, а кем?..) Зачем же м е т о д и к а обучения чтению требует от учителя умения разграничивать эти понятия?..

По предложенному образцу продолжайте сами ставить перед собой вопросы по тексту параграфа 4. Запишите их. Ответьте на них сначала по памяти, а затем, перечитав текст параграфа 4. Действуйте! Совершенствуйтесь в мастерстве способа и з у ч а ю щ е г о ч т е н и я, или чтения с проработкой, ибо нельзя учить других тому, чем в совершенстве не владеешь сам!

 

§ 5. Чем определяется для ребенка и что определяет в жизни ребенка желание и умение читать книги?

Если отвечать на этот вопрос коротко, то мотив обращения к книгам, желание читать, и умение читать книги для современного ребенка определяются генетической потребностью впитывать в себя, воспринимать чужой опыт, чтобы не погибнуть и вырасти здоровым самостоятельным человеком, потому что традиционно существовавшие средства и способы передачи ребенку такого опыта и ограждения ребенка от непосильных ему физических и нервно-психических перегрузок, сейчас во многом перестали действовать. Общественная жизнь резко изменилась таким образом, что подавляющее большинство детей попадает в положение сирот при живых родителях Дефицит спокойного доброжелательного обогащения ребенка нужным ему для современной жизни опытом – это главная беда конца ХХ начала ХХ1 века. Ребенок не может вырасти полноценным человеком вне общения с другими полноценными людьми. А вот этих-то полноценных людей в окружении современного ребенка сейчас крайне мало, и помочь ребенку разобраться в себе, чтобы наладить продуктивные отношения с окружающим миром, очень часто некому. Во всяком случае сейчас весьма типично крайнее осложнение отношений ребенка со взрослыми, даже родителями. Зачастую причиной таких осложнений, как указывают исследователи, является утрата родителями духовных, нравственных ценностей или уверенности в их пригодности для современной жизни, алкоголизм, постоянная занятость и отклонения в поведении, связанные со стрессами. Все это нарушает естественные социальные нормы во взаимоотношениях и образе жизни родителей и формирует у детей недоверие к людям и миру. В результате в душе ребенка рождается страх перед жизнью, чувство растерянности, обиды, и на взрослых и на сверстников, переходящие с возрастом в озлобленность, агрессию, цинизм, или так называемый аутизм, т. е. Болезненное стремление к одиночеству, от которого сам же ребенок безмерно страдает. Выход может быть двояким: неблагоприятный выход – обращение к наркотикам, самоубийства; благоприятный выход – создание условий, которые оградят ребенка от стрессов, утвердят его положительное отношение к людям и к миру, заставят поверить в свои силы и в то, что все трудности преодолимы и что само качество жизни постоянно меняется и меняется в зависимости от того, в каких людей превращаются дети, в частности, ты сам.

Сейчас, вероятно, как никогда прежде учителю надо не столько запомнить, сколько прочувствовать и воспринять мироощущение современного ребенка, которое как ни странно, почти совпадает с мироощущением малообеспеченных детей в мещанском – не по сословию, а восприятию жизни мире людей конца Х1Х века. Вчитайтесь в эти откровения: «…Книги вымыли мне душу, очистив ее от шелухи нищей и грязной действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял ее необходимость для меня. От этих книг в душе спокойно сложилась стойкая уверенность: я не один на земле и не пропаду!»

Конечно, путь к хорошей книге у Алеши Пешкова был крайне труден. Он мог и не сложиться вовсе, если бы не воля случая, ведь ему самому надо было продираться сквозь бурелом так называемого интересно запутанных книг, в которых он впоследствии писал: «Несмотря на разнообразие событий, на различие стран и городов, речь все идет об одном: хорошие люди – несчастливы и гонимы дурными, дурные – всегда более удачливы и умны, чем хорошие, но в конце концов что-то неуловимое побеждает дурных людей, и обязательно торжествуют хорошие…Это однообразие становилось не только скучным, но и возбуждало грустные подозрения…» И вдруг ему попала в руки повесть Гринвуда «Подлинная история маленького оборвыша». «Заголовок книги,- вспоминает Горький, - несколько уколол меня, но первая же страница вызвала в душе улыбку восторга, - так с этою улыбкою я читал его книгу до конца, перечитывая иные страницы по два, три раза.

Так вот так трудно и мучительно даже за границею живут мальчики! Ну, мне вовсе не так плохо, значит – можно не унывать!

Много бодрости подарил мне Гринвуд, а вскоре после него мне попалась уже настоящая «правильная» книга – «Евгения Гранде»…У Гонкура, Гринвуда, Бальзака – не было злодеев, не было добряков, были просто люди, чудесно живые; они не позволяли сомневаться, что все сказанное и сделанное ими было сказано и сделано именно так и не могло быть сделано иначе. Таким образом я понял, какой великий праздник «хорошая, правильная» книга

Но как найти ее?..»

Вероятно и вы, вчитавшись в эти отрывки, поняли, какую ответственность вы берете на себя, обучая современных детей выбирать и читать книги, и какие задачи при этом вам предстоит решать.

Но может быть, все это, скажете вы, касается лишь проблемы детей из малообеспеченных семей? Не обольщайтесь: для детей из другой части наших современных сограждан все эти проблемы встают не менее остро, чем для тех, у кого почти нет средств к существованию.

Как утверждают исследователи, в этих семьях, как и в элитарных школах, где учатся дети богатых родителей, сегодня действует три основных вида установок на воспитание, которые формируют психику современного элитарного ребенка.

1. «Антогонистический» вариант (бедные сами виноваты – они лентяи и пьяницы) по сути дает установку на презрительное отношение к неимущим. Но нормальный ребенок по природе не высокомерен. И это биологически оправдано: высокомерие снижает круг интересов и общения, нельзя быть одновременно высокомерным и пытливым. Кроме того, классовые предрассудки в демократическом веке будут подзаряжаться агрессией, разрушительной для детской психики. Получится так, что ребенок будет жить в огромном враждебном мире, а вариантом ухода от этого конфликта могут быть наркотики.

2. «Отстраненный» вариант (жизнь бедных – это чужая жизнь, лучше интересоваться своей). В основе этой позиции лежит равнодушие, то есть эмоционально она не заряжена и кажется более благоприятной, чем первая, так как психику ребенка не травмируют агрессия и презрение.

Но ребенку трудно отделить то, что его касается, от того, чем интересоваться не следует. Например, придет такой ребенок в Третьяковскую галерею, и его заинтересует, ему запомнится жанровая, сюжетная живопись Перова, Репина, Федотова, Сурикова. А так как ребенок не в состоянии четко отделить ту жизнь, которой интересоваться не следует, от своей, то, чтобы облегчить себе трудную задачу, он включает в категорию «чужих» всех людей вообще. В психиатрии это явление называется аутизацией. Аутизм – патологическая отгороженность от мира – тяжелейший психический недуг. Под равнодушием у аутистов прячутся сильные страхи, отгороженность от мира ведет к трудностям в установлении контактов, а это, в свою очередь, - к торможению развития человека.

И лишь очень редко встречается так называемый «гуманистический» стиль воспитания (бедных жалко, им надо оказать посильную помощь, но менять сложившийся порядок вещей – это абсурд). Такая позиция, казалось бы, не отгораживает ребенка от мира, не ведет к конфронтации с ним, но не вырабатывает способности к творческому преобразованию жизни, А это тоже плохо, т. к. в конце концов рождает чувство суетности, пустоты, бесцельного существования. Уже сейчас профессионалы объясняют рост агрессии (в детской среде до 40%) неудовлетворенностью качеством жизни. Причем психический дискомфорт ведет к ухудшению здоровья и прежде всего к развитию сердечно-сосудистых, онкологических, легочных заболеваний[2]

Из всего сказанного вытекает ответ и на второй вопрос из заглавия данного параграфа: что дает современному ребенку желание и умение самостоятельно выбирать и читать книги, если его формирует учитель=профессионал? Оно гарантирует ребенку своевременное получение недостающего ему позитивного жизненного опыта и своевременное его пополнение в нужное для него время и в достаточном количестве.

! Выполните задание:

Вспомните. Что вы узнали из параграфа 5 об особенностях психического развития современного младшего школьника. Запишите ответ. Проверьте его по тексту § 5. Объясните, зачем в практическую методику обучения чтению включены эти сведения. (Дополнительный материал см. на стр.    ).

§ 6 Урок чтения как основная форма подготовки ребенка=читателя к самостоятельной читательской деятельности

 

Из курса педагогики и из личной практики вам известно, что в современной школе основной формой организации учебно-воспитательной работы является урок. Это положение аксиоматично и для формирования у учащихся начальных классов способности к самостоятельной читательской деятельности. Однако, чтобы у нас была полная уверенность в том, что выражение «урок – это основная форма обучения» мы понимаем одинаково, давайте рассмотрим вопрос о том, что такое форма и когда эта форма стала особой и основной в процессе подготовки учащихся=читателей к самостоятельной читательской деятельности.

Если обучение чтению, как уже упоминалось, насчитывает тысячелетия, то уроки чтения как самостоятельное, т. е. включенное в расписание время, которое целенаправленно используется учителем именно для обучения младших школьников основам читательской деятельности, а затем совершенствованию их в ней, возникли – с исторической точки зрения - совсем недавно, в 60-е годы Х1Х века, выделившись из уроков родного языка. Заслуга этого нововведения принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому, т. к. он был убежден в том, что, с одной стороны, «преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты», а с другой,- в том, что «разнообразные и обширные цели отечественного языка должны быть достигаемы совместно. К этому ведут три рода совместных занятий, а именно: 1) беседы с детьми, 2) толковое чтение и изучение литературных образцов и 3) изучение грамматики». При этом «приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить к такой беседе - есть, по нашему мнению, - писал К. Д. Ушинский,- одна из важнейших задач школы».

Принимая эти утверждения как гениальные предвидения К. Д. Ушинского о направлении в формировании у ребенка читательской деятельности, мы, продолжая эту линию, тем не менее имеем сейчас все данные говорить как о единстве, так и разграничении для современных детей методов обучения чтению и письму. Другими словами, мы считаем, что, оставаясь в рамках предмета родной язык (ведь чтение –вид речевой деятельности), обучение чтению все более и более обособляется от обучения письму, т. к. психофизиологические и даже филологические и философские основы этих процессов различны. Поэтому все более различными и самостоятельными становятся (и это тоже закономерно) уроки обучения разного вида речевой деятельности, которые и не могут не быть специфичными. Ведь форма – это «вид, тип, устройство, структура, внешнее выражение чего-нибудь, обусловленные определенным содержанием» и одновременно «приспособление для придания чему-нибудь тех или иных очертаний»,- так трактует номинацию данного слова Толковый словарь русского языка.

Итак, если уроки чтения – это основная форма подготовки ребенка-читателя к самостоятельной читательской деятельности, то их вид и структура должны быть нацелены именно на эту деятельность, а все другие виды деятельности могут и должны при этом привлекаться, но лишь как средства или приемы, помогающие придать процессу обучения чтению такие очертания, задать и такую последовательность отдельных, необходимых операций, такие их взаимосвязи, которые придадут результату обучения очертания типа правильной читательской деятельности. Пока мы рекомендуем вам понять и запомнить именно это, а детальнее мы рассмотрим эти профессионально важные для вас явления в следующем параграфе и 2-3 разделах.

! Выполните задание:

Какие вопросы вы поставите себе, чтобы проверить, освоили ли вы то, что мы вам рассказали в этом параграфе? Сформулируйте эти вопросы (их должно быть как минимум 3).Ответьте на них. Ответы запишите в тетрадь.

Примечание: обратите внимание, что вам надо поставить для себя те вопросы, которые возникли у вас в результате чтения шестого параграфа, хотя вы можете записать и любые другие вопросы, которые у вас возникли, в связи с чтением этого раздела. Имейте в виду, что само возникновение вопросов после чтения должно вас радовать, т. к это свидетельствует о пытливости вашего ума и о том, что вам интересен предмет изучения. Но в данном задании вам надо суметь поставить не менее трех конкретных вопросов потексту параграфа, чтобы проверить, все ли вы в нем увидели, запомнили, поняли, пережили и таким образом обогатились профессионально.

§ 7 Разновидности уроков чтения и их общая характеристика

 

В 4 параграфе этой главы вы уже познакомились с тем, что читательская деятельность как весьма сложный процесс характеризуется по крайней мере тремя группами основных качеств, которые ей должны быть присущи. Основная ее характеристика - самостоятельность читателя. Самостоятельность в чтении или читательская самостоятельность как личностное свойство, и это доказала современная методическая наука, легче всего формируется у любого ребенка с первого дня обучения чтению.

Первый день обучения чтению – это нижняя граница формирования у ребенка читательской самостоятельности и самый низкий ее уровень. Высшей границы у формирования читательской самостоятельности просто нет: даже такой гениальный читатель, каким был великий Гете, незадолго до своей смерти писал: «Добрые люди не знают, сколько времени и усилий стоило иному, чтоб научиться читать. Я потратил на это восемьдесят лет и еще сейчас не могу сказать, что достиг цели» (подч. нами – Н. С. и Т. П)

Однако для формирования читательской самостоятельности необходимо одно обязательное условие: наличие разных детских книг, в которых учащиеся и должны будут с вашей помощью постепенно научиться видеть потенциальных собеседников, различать их для себя, чтобы выбирать тех, с которыми им хочется вступать в беседу, которых им интересно услышать и слушать. При этом у учащихся непременно обостряется желание поскорее овладеть правильным, беглым, выразительным и сознательным озвучиванием речи своего избранника, чтобы, как вы уже знаете, услышать ее, запомнить, понять и представить, о чем им говорит собеседник, вообразить и пережить сказанное им, а затем оценить приобретенный опыт.

С детскими книгами учитель и учащиеся работают на уроках внеклассного чтения. Но обратите внимание, хотя книга=собеседник на этих уроках стоит в центре внимания, а точнее говоря, именно потому, что она стоит в центре внимания, ребенок, обучаясь и приучаясь видеть в книге собеседника и правильно общаться с ним (это основная задача данных уроков), одновременно совершенствуется и во всех прочих обязательных читательских умениях. Правда, происходит это постепенно.

При правильном обучении уже на 1-4 неделе - в зависимости от способностей ребенка - читательская самостоятельность может проявляться у учащихся на разных уровнях, т. е в чем-то ребенок чувствует себя уверенно и может обходиться без помощи учителя, что-то он правильно делает вместе с учителем и приобретает нужные привычки, а что- то учитель ему только демонстрирует, т. е. делает за него сам. Когда ребенок всесторонне овладеет читательской деятельностью, т. е перестанет нуждаться в помощи учителя при осознанном выборе и осмысленном чтении для себя любой нужной или полезной ему книги, начальное обучение чтению закончится.

Другая группа читательских качеств связана, как вы помните, с умением младших школьников озвучивать чужую речь и делать это правильно, бегло, сознательно, выразительно. Отработка этой группы качеств хорошего чтения предполагает в первую очередь уже не книгу=собеседника, а специально подобранный для этого незнакомый текст. При этом правильность, беглость и элементарная выразительность (соблюдение простейших знаков препинания)и элементарное понимание чужой речи при воспроизведении текста, т. е. то, что в традиционной методике принято называть техникой чтения, отрабатывается в процессе обучения значительно скорее и легче, если приобретенные в процессе обучения первоначальные умения ребенок систематически применяет, обращаясь к доступным детским книгам, и всякий раз убеждается, что это ему, а не вам совершенно необходимо овладеть техникой чтения.

Если мы спросим вас, на каких уроках по преимуществу отрабатывается в начальных классах техника чтения, то вы не задумываясь и совершенно справедливо назовете нам уроки обучения грамоте в первом классе. Но это будет неполная с профессиональной точки зрения информация, т.к. названные умения, если их постоянно не совершенствовать на уроках чтения во 2, 3 и 4 классах, так и останутся у учащихся элементарными. И они будут абсолютно недостаточными как для последующего обучения, так и для проявления читательской самостоятельности, которая предполагает навык правильного, беглого чтения в привычном читателю темпе речи и с уровнем выразительности, заданным текстом литературного произведения и при максимально доступной осознанности содержания этого текста.

Такие характеристики озвучивания чужой речи – это уже не просто техника, а навык ее приспособления к цели и материалу чтения. Такой навык отрабатывается читателем тоже практически всю жизнь, хотя нижний его предел – освоение грамоты (чтения) в 1 классе.

Наконец, 3-ья группа читательских качеств отрабатывается младшими школьниками при чтении не вообще текста, а литературных (особенно художественных) произведений. Для этого существуют уроки классного чтения. Там при совершенствовании всех читательских умений приоритетной задачей становится формирование у детей желания и умения обдумывать литературное произведение, потому что читать и думать (запоминать, понимать, переживать, чтобы объективно оценивать и себя и текст литературного произведения) очень трудно. Современная наука до конца не раскрыла этого процесса. А если выражать нашу личную точку зрения, то причина тут не в науке, а в читателе, в его способности думать вообще и обдумывать речь отсутствующего собеседника, раскодируя для этого ряды специально принятых знаков, в частности. Нам кажется, что В. Г. Белинский был недалек от истины, когда предупреждал о том, что способность к полноценному восприятию чужой речи, тем более художественной, - это особый талант, и никакими упражнениями этот талант развить нельзя, если им читатель обойден, как нельзя достичь истинного наслаждения, слушая музыку, если у тебя нет музыкального слуха… Но можно и должно знать, что ты обойден этим талантом, что прекрасные произведения, недоступные твоим чувствам, от этого не перестают существовать, и ты можешь, даже должен стараться с помощью тех, кто чувствует их прелесть, проникать в нее, хотя бы интеллектуально.

Народная мудрость говорит о том же самом проще: «Книга никому не может дать больше, чем он может из нее взять». А задача учителя состоит в том, чтобы уроки чтения приучили каждого ребенка брать из книг, если не все, что можно, то по крайней мере, не меньше, чем ему дано природой, и при этом с трепетным уважением относиться к тем, кто может взять больше, пользоваться их непосредственными впечатлениями, следовать их советам. Для самого учителя, если он чувствует несовершенство в восприятии литературных произведений, такими советчиками и учителями должны стать хорошие литературные критики и более способные коллеги…

Имея в виду все сказанное, вам теперь нетрудно понять, почему мудростью наших и ваших предшественников в русской начальной школе исторически сложились такие виды уроков, как уроки обучения грамоте (чтению), уроки классного чтения и уроки внеклассного чтения. Вероятно, теперь нет нужды доказывать, что все названные виды уроков должны быть проникнуты и единой целью - сформировать квалифицированного читателя. Конечно, они должны быть подчинены и конечному результату – добиться, чтобы каждый ребенок овладел читательской самостоятельностью, или, что почти то же -типом правильной читательской деятельности, т. е. научился думать над книгой:видеть в любой книге собеседника, отличать этих собеседников друг от друга и, соотнося с собой, осознанно «делать свой выбор»; при этом, разумеется, начинающий читатель должен проявлять способность бегло, правильно, сознательно, выразительно озвучивать текст, созданный кем-то, кого он, читатель, как-то по-своему представляет, запоминать этот текст, осознавать, т. е. понимать и представлять сказанное, воссоздавать и переживать его, наконец, оценивать как сам текст, так и себя в роли читателя.

Однако названная цель и ее результат, поскольку, как мы уже говорили, на их отработку от учащихся и от учителя требуется разное количество времени и усилий, по-разному отрабатываются на уроках разного вида, а сами уроки эти выстраиваются в систему, которая помогает облегчить труд детей и учителя, т. е. проводятся в строго определенной последовательности.

Запомните схему, которая поможет вам ориентироваться в процессе обучения младших школьников чтению:

  Виды уроков чтения Этапы обучения Годы обучения
1. Обучение грамоте и занятия внеклассным чтением Подготовительный этап обучения читательской самостоятельности 1 класс 1 полугодие (1-3); 1 класс (1-4)
1. Уроки классного чтения и внеклассного чтения Начальный этап обучения читательской самостоятельности 1 класс 2 полугодие (1-3); 2 класс (1-4)
3. Уроки классного чтения и внеклассного чтения Основной этап обучения читательской самостоятельности 2-3 класс (1-3); 3-4 класс (1-4)

Из последнего, т.е. 3-его основного этапа, по качеству учебного материала и по уровню готовности учащихся к самостоятельному чтению, может быть выделен этап заключительный (т.е. 3 год обучения (1-3) и 4 класс (1-4).

Если вы вспомните, как обучали чтению вас, то эта схема может показаться вам либо привычной, либо новой, неожиданной. В первом случае, вас обучали, принимая во внимание данные современной науки. Во втором – данные современной науки ваш учитель просто игнорировал, а вас обделил и читательским кругозором, и читательским опытом, и литературным развитием – независимо от заложенного в вас таланта. И вы, к сожалению, это не раз почувствуете и как читатель, и как учитель.

! Выполните задание:

По памяти восстановите схему уроков, предложенную в параграфе 7. Запишите в свою тетрадь. Проверьте себя по тексту § 7. Как вы думаете, почему занятия внеклассным чтением или уроки внеклассного чтения присутствуют с 1 по 4 класс включительно и ведутся параллельно с обучением технике или навыку чтения и с совершенствованием умения полноценно воспринимать литературное произведение при чтении вслух и «про себя"

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.058 с.)