Глава 1. Подготовительный этап обучения чтению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Подготовительный этап обучения чтению



§ 1.Общая характеристика подготовительного этапа обучения чтению.

§ 2.Основные виды учебных материалов на подготовительном этапе обучения.

§ 3.Основные структуры уроков обучения чтению на подготовительном этапе

§ 4.Методы обучения чтению на подготовительном этапе

§ 5.Основные приемы и результаты работы с учебным материалом на подготовительном этапе обучения.

§ 6.Основной принцип обучения чтению, который закладывается на подготовительном этапе обучения.

§ 7.Текущий и периодический учет эффективности обучения первоклассников на подготовительном этапе

Глава 2. Начальный этап обучения чтению.

§ 1.Общая характеристика начального этапа обучения чтению.

§ 2.Особенности учебного материала и работа с ним на начальном этапе

§ 3Система работы с детской книгой на начальном этапе обучения чтению

§ 4.Специфика работы с текстом литературного произведения на начальном этапе обучения чтению.

§ 5.Основы совершенствования техники и навыка чтения на начальном этапе.

§ 6Текущий и периодический учет эффективности уроков чтения на начальном этапе обучения.

§ 7Приниципиальные изменения в логике обучения чтению на начальном этапе.

 

Глава 3. Основной этап обучения чтению.

§ 1.Общая характеристика основного этапа обучения чтению.

§ 2.Особенности структурирования учебного материала и его освоения на основном этапе обучения чтению.

§ 3.Способы и приемы работы с литературным произведением на основном этапе обучения чтению.

§ 4.Принципы включения периодической печати в круг чтения младших школьников.

§ 5.Обучение младших школьников чтению справочной литературы.

§ 6.Система уроков чтения на заключительном этапе обучения.

§ 7.Текущий и периодический учет эффективности уроков чтения на основном этапе обучения.

Раздел 3. Из опыта обучения младших школьников чтению.

Беседа1.С чего начинается подготовка к обучению чтению?

Беседа2.В чем особенность первого для детей урока чтения?

Беседа3.Как я формирую у первоклассника технику и навык чтения?

Беседа4.О том, какой ясности недостает учителю при обучении первоклассников технике и навыку чтения?

Беседа5.Как уроки чтения обеспечивают детям основы литературного образования на подготовительном этапе обучения?

Беседа6.В чем сущность методического мастерства учителя?

Беседа7.Создание каких условий обеспечивает эффективность обучения чтению и облегчает работу учителя?

Беседа8.Как ввести детей в новый этап читательской деятельности?

Беседа9.В чем состоит роль учителя при обучении детей полноценному восприятию литературного произведения на начальном этапе?

Беседа10.В чем особенности уроков обучения чтению на основном этапе (первый период).

Беседа11.О каких особенностях заключительного урока по циклу произведений одного автора надо помнить учителю?

Приложение (методический практикум).

Послесловие.

Раздел 1Чтение в русской начальной школе: Обязательные профессиональные знания

 

§ 1. Что такое чтение?

Как учитель-профессионал вы должны знать, что чтение- это вид речевой деятельности. «Ну и что? – скажете вы.- Что из этого вытекает?..» А вытекает из этого определения, если над ним хорошенько подумать, сущность того понятия, которым вы должны владеть всесторонне и на самом современном научном уровне.

Что же именно вытекает из этого определения?

Во-первых, если чтение – это деятельность речевая, а речь – это видчеловеческого общения, причем самый основной вид, которым владеет в полной мере только человек разумный, то значит, что чтение – это тоже вид человеческого общения. Отсюда перед вами сразу встают два вопроса: а) чтение – это общение кого с кем? б) в чем специфика чтения=общения, поскольку чтение, как сказано в первом, основном определении, - это не речь, а вид речевой деятельности, т. е. что-то особое, хотя и речь?

Попробуем ответить на каждый из этих вопросов.

Итак, кто и с кем общается в процессе чтения?

Мы очень надеемся на правильный ответ: с помощью любого вида речи общаются собеседники. Один из них говорит, другой – слушает, запоминает сказанное, понимает его смысл (или переспрашивает собеседника, если не понял), эмоционально реагирует на то, что слышит, т. е. переживает смысл чужой речи, наконец, оценивает для себя, полезно ему общение или нет, хочет он слушать собеседника дальше или не хочет… При этом – обратите особое внимание – в процессе речевого общения всегда участвуют только двое. Даже если собеседников много, допустим, целая аудитория слушателей, то говорящий-то при этом всегда один! И каждый слушатель в отдельности либо вступает с этим говорящим в речевое общение, либо не реагирует на речь того, кто говорит, и тогда собеседником вообще не является…

Кто же говорит с нами, когда мы читаем? И кем являемся мы, читатели, когда читаем?

Ну уж тут ответ для вас, если вы изучили первую часть нашего пособия,1[1])абсолютно ясен: говорит с нами книга, т. к. именно книга для того и существует, чтобы фиксировать, хранить и передавать читателям заключенный в ней опыт, т. е. п р о с в е щ а т ь их. А читатели – это собеседники книги, ее слушатели, опытные или неопытные, активные или пассивные… Вспомните, как часто в быту мы говорим: «В книге сказано…», «Книга утверждает…», «В книге рассказывается…». Причем, начинающий, неопытный, плохо обученный читатель нередко никогда и не задумывается, кто стоит за этой книгой, кто ставит перед ним вопросы, рассказывает о чем-то новом и передает ему свой опыт. И это закономерно. Только с вашей помощью и то совсем не сразу ребенок сначала увидит в книге собеседника, а потом, со временем, захочет узнать, кто этот собеседник, и почему один из них близок ему и нравится, а беседа с другим удовольствия не доставляет.

Теперь, когда вы усвоили, что чтение- это беседа книги с читателем, а не наоборот, вам нетрудно понять, в чем специфика чтения=общения как вида речевой деятельности, чем она вызвана, чем обусловлена.

Вспомните, с чего начинается процесс речевого общения. Один собеседник делает что? – г о в о р и т. Другой – с л у ш а е т, т. к. слышит и понимает язык, на котором с ним говорят. А когда вы читаете и в качестве говорящего выступает книга, то беседа может состояться только в том случае, если вы у с л ы ш и т е заключенную в ней и хранящуюся там для вас, но уже самостоятельно не звучащую чужую речь. Значит, чтобы услышать речь, которая не звучит, но существует в виде закодированного определенными значками текста, читателю=слушателю ее надо о з в уч и т ь, а значит воспроизвести ее звучание – причем, не обязательно вслух, можно и «про себя». Попробуйте-ка, поговорить с книгой не озвучивая, не вслушиваясь в то, что она вам говорит.. Вспомните, как трудно, когда вам мешают, отвлекают от чтения и глаза ваши бегут по строчкам, а вы вдруг перестаете понимать то, что читаете, и вам приходится возвращаться к написанному и перечитывать текст. Почему? Только потому, что вы внутренне не слышали звучащей речи своего собеседника. На занятиях русским языком вам, вероятно, уже рассказали о том, как сложны механизмы речи и как человек, у которого повреждены органы речи, а не слух, перестает понимать текст, прочитанный «про себя», потому что не может его озвучить. Конечно, эта проблема скорее медицинская, чем педагогическая, и экспериментально этот вывод был подтвержден, к сожалению, именно при лечении бойцов, получивших ранение, повредившее им органы речи. Но вам, учителям начальных классов, об этом тоже надо знать. Без этого вы не поймете значимость для ребенка чтения вслух и трудности перехода к чтению «про себя», основному виду чтения, которым владеет каждый квалифицированный читатель. В способности читателя увидеть в книге своего будущего собеседника, по его «внешнему виду» предугадать, о чем он с тобой и как будет говорить, и потому озвучит ь за него его –для тебя чужую речь, озвучить так, как сделал бы это он, и   состоит специфика того вида речевой деятельности, которая называется чтением=общением. А все остальное в непосредственном общении с собеседником, который сам озвучивает свою речь, и в чтении=общении совершенно идентично: услышав чужую речь, ее надо запомнить, понять (или переспросить, перечитать), элементарно пережить и сделать для себя выводы относительно того, чем и насколько была полезна для тебя данная беседа, хочешь или не хочешь ты еще раз слушать этого собеседника, трудной или легкой, приятной или утомительной оказалась она для тебя, и кто в этом виноват: твой собеседник или ты?.. Так что обучая детей чтению, не забудьте о сущности и специфике этого особого вида речевой деятельности, без которого, как справедливо заметил некогда К. Паустовский, мы не можем теперь ни учиться, ни работать, ни жить, если конечно, хотим быть и оставаться людьми.

! Выполните задание:

 

Задание

Рассмотрите предложенную ниже таблицу, скопируйте ее в тетрадь.

Сопоставляемые виды речевой деятельности Непосредственная беседа Опосредованная книгой беседа или чтение

Основные действия

слушателя, составляющие сущностное содержание общения

 

Увидеть собеседника, узнать или представить

-  

 

 

 

 

 

 

Ваша задача – правильно ее заполнить (см. первую строку)

Подумайте, отчего вторая строка, подлежащая заполнению, представлена иначе, чем первая и все последующие.

Дайте этому объяснение.

Что еще объединяет названные здесь виды речевого общения. Дайте этому объяснение. Если вам трудно выполнить задание, значит вам надо еще раз внимательно вчитаться в § 1 главы1.Там есть ответы на все вопросы.

§ 2. Как следует оценивать чтение=общение с исторической точки зрения?

Чтение=общение, о котором вы получили сейчас представление, этовысший и универсальный вид речевой деятельности, опосредованный для читателя книгой. Почему высший? Да потому, что это творческий вид чтения, поскольку общение не может не быть нетворческим: понятно, что тот, кто создал текст, заключенный в книге, и передал нам свой опыт через книгу, – это творец; но творец и тот, кто осознанно озвучивает чужую речь, думает над ней (запоминает, осмысливает, переживает, оценивает), словом, перерабатывает ее, «присваивает» и делает чужой опыт своим.

Конечно, читатель может этого и не делать или делать только частично, например, лишь озвучивать, раскодировать текст, помещенный в книге, но тогда не будет и чтения=общения, так как текст, передающий чужой опыт, не будет таким читателем услышан, а следовательно, читатель его не запомнит, не обдумает, не переживет и не оценит. Процесс окажется односторонним: творец, создавший текст, обратит свою речь к читателю, но она, как образно выражались наши предки, отскочит от потенциального слушателя=читателя «как от стенки горох…». Такой опыт чтения=раскодирования, чтение=озвучивание без обдумывания, без размышлений над смыслом чужой речи и называется механическим. На такое чтение давно способны простейшие, придуманные людьми, считывающие механические устройства. Правда, когда-то, в глубокой древности и чтение=раскодирование имело социальный смысл, т. к. позволяло человеку, знающему грамоту, озвучивать тексты псалмов, псалтырей и других религиозных книг, содержание которых предполагалось просто запомнить, чтобы верить в высказанные постулаты, а вовсе не для того, чтобы размышлять над ними, понимать их. Напротив, всякого рода вопросы при таком чтении считались излишними и греховными, за них следовала кара. Вспомните, например, эпизод из романа Н. Островского «Как закалялась сталь»: «…Как-то Павка подрался с Левчуковым Мишкой, и его оставили «без обеда». Чтобы не шалил в пустом классе, учитель привел шалуна к старшим, во второй класс, Павка уселся на заднюю скамью.

Учитель, сухонький, в черном пиджаке, рассказывал про землю, светила. Павка слушал, разинув рот от удивления, что земля уже существует много миллионов лет и что звезды тоже вроде земли. До того был удивлен услышанным, что даже пожелал встать и сказать учителю: «В законе божием не так написано, но побоялся, как бы не влетело.

По закону божию поп всегда ставил Павке пять. Все тропари, Новый и Ветхий завет он знал назубок; твердо знал, в какой день что произведено богом. Павка решил расспросить отца Василия. На первом же уроке закона, едва поп уселся в кресло, Павка поднял руку, и получив разрешение говорить, встал:

- Батюшка, а почему учитель в старшем классе говорит, что земля миллион лет стоит, а не как в законе божием – пять тыс…- и сразу осел от визгливого крика отца Василия

- Что ты сказал, мерзавец? Вот как ты учишь слово божие!

Не успел Павка и пикнуть, как поп схватил его за оба уха и начал долбить головой об стенку. Через минуту, избитого и перепуганного, его выбросили в коридор».

Конечно, не во всех случаях реакция законоучителя была столь неадекватной проступку и жестокой. Но в Х1Х веке ни в одной школе на уроках закона Божьего вопросы детей не поощрялись.

Механическое чтение, т. е. беглое, правильное, но бездумное раскодирование чужой речи, к сожалению, омрачало жизнь русским детям вплоть до второй половины Х1Х века – до К. Д. Ушинского; затем было публично признано позором при обучении чтению. Однако этот стойкий позор, к величайшему нашему огорчению, проявляется в ряде случаев и сейчас, если учитель не понимает сущности процесса чтения, а значит не соответствует своей профессии…

Кроме механического чтения, в истории русской школы известно и так называемое информативное чтение, т. е. такой процесс, при котором, раскодируя чужую речь, читатель вычерпывает из книги вместо полноценного опыта, заложенного там автором, только фактические знания: даты, числа, имена, события, сюжеты и т. п., никак не переживая их, а принимая как объективную данность, пригодную для утилитарной цели. Этот вид чтения, совершенно естественно, бытует и сейчас. Но он нужен и хорош, поскольку экономит силы и время читателя, когда читатель обращается, например, к справочной литературе.

Существует и так называемое эстетическое чтение, когда читатель=собеседник оценивает заключенный в книге текст главным образом с точки зрения искусства слова и наслаждается им, как всяким искусством. Но, к сожалению, даже такое чтение в определенных случаях и условиях может быть нетворческим, а потребительским. И только чтение=общение, сущностью которого, как вы должны были уже понять, является всестороннее полноценное восприятие чужой речи и ее оценка для себя со всех существующих точек зрения, чтобы принять или отторгнуть данного собеседника и его опыт, не может быть потребительским, т. к. даже отторгая собеседника или включая его в круг своих духовных наставников, помогающих жить, разумно перенося и радости и горести, и успехи и провалы, читатель=собеседник отдает переработке воспринимаемого опыта все свои душевные силы, и воспринимает чужую речь в неразрывном единстве формы и содержания. Именно поэтому чтение=общение - универсальный вид, присущей только человеку, речевой деятельности. Путем чтения=общения, овладев им, читатель избирает для себя друзей и тем самым - вольно или невольно - включает себя в их круг. А русская народная пословица гласит: «Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты». Так читатель, владеющий чтением=общением и познает себя, вглядываясь в тех, о ком читает, вдумываясь в опыт, который осваивает, перенося его на себя и оценивая со своей точки зрения.

! Выполните задание:

 Задание

Постарайтесь сначала по памяти, а затем, проверив себя по тексту параграфов 1 и 2, записать – каждый раз с красной строки- все известные вам теперь определения «чтения=общения».

Затем в каждом предложении подчеркните слова, обозначающие в этих определениях ведущие качества чтения=общения.

В заключение укажите, каких из этих качеств нет и не может быть в чтении механическом и в чтении информативном. А какое действие объединяет все названные (и неназванные) виды чтения? Назовите его и запомните.

 

§ 3Какими могут быть цели чтения?

О том, зачем человеку надо читать, люди думали давно. В нашей стране этот вопрос особенно интенсивно исследовался на рубеже Х1Х-ХХ веков и в 20-е годы сразу после революции, когда неграмотная Россия овладевала грамотой. Как свидетельствует Д. Рид в книге «10 лет, которые потрясли мир», в это время «вся Россия училась читать и действительно читала книги по политике, экономике, истории – читала потому, что люди хотели знать (подч. нами – авторы)… Жажда просвещения, которую так долго сдерживали, вместе с революцией вырвалась наружу со стихийной силой…Россия поглощала печатный материал с такой же ненасытностью, как сухой песок впитывает воду.

Мы приехали на фронт,- вспоминает Д. Рид,-в Х11 армию, стоявшую за Ригой, где босые и истощенные люди погибали в окопной грязи от холода и болезней. Завидев нас, они поднялись навстречу. Лица их были измождены, сквозь дыры в одежде синело голое тело. И первый вопрос был: «Привезли ли что-нибудь почитать?..»

Почему Д. Рид запомнил этот эпизод и передал его нам? Да потому, что такого рода жажда чтения – это не утилитарная, так называемая, низкаяцель – читать для того, чтобы «убить время», отвлечься от неприятных мыслей, читать для развлечения, почитать, чтобы заснуть и т. п. Это возвышенная потребность души в познании окружающего мира, в получении сведений о нем и о себе, чтобы выбрать и занять в этом мире именно свое, а не чужое место, и, следуя русской народной пословице, «где родился, там и пригодился», оптимально выполнить свою роль – стать человеком разумным и полезным для своего Отечества. Цели такого рода – чтение для осведомления о чем-нибудь, для пополнения сведений и т. п, «…чтение для известного нравственного «волевого» воздействия на душу – «воодушевляющее» чтение (есть книги, которые мы читаем не потому, что они дают новое знание, а потому, что вливают новые силы в грудь, подымают настроение, возбуждают к подвигам), наконец, чтение… для расширения своего кругозора и опыта, для углубления мировоззрения, мыслей, чувства», для изучения какого-нибудь вопроса, требующего, но еще не нашедшего разрешения, чтение для самообразования, саморазвития, - все это высшая группа целей чтения. Во всяком случае именно так разделял весь необъятный круг целей обращения в мир книг очень разных, в чем-то похожих и чем-то абсолютно различающихся друг от друга читателей еще в 1924 году профессор Сергей Иннокентьевич Поварнин. И мы с ним в этом вполне солидарны.

Разумеется, не нужно быть провидцем, чтобы понять, как связаны цели чтения и мир книг. Чтобы проиллюстрировать эту связь обратимся вновь к брошюре С. И. Поварнина «Как читать книги», поскольку пересказывать то, что уже прекрасно изложено кем-то, задача неблагодарная. А для вас, будущих учителей и потому читателей=профессионалов, это может быть или путь к одному из удивительных знатоков и ценителей чтения, или – по крайней мере – опыт уважительного отношения к чужому таланту…

Итак, вот что писал по этому поводу С. И. Поварнин: «Какую из этих (имеются в виду выше названные цели –объяснение наше - авторы) или подобных целей мы поставим при чтении, часто зависит от книги, вообще от материала чтения, - например «Критику чистого разума» Канта или «Науку логики» Гегеля вряд ли кто станет читать ради «развлечения» или увеселения, а газетный фельетон обычного типа – для изучения. «Приключения Шерлока Холмса» мало пригодны для целей образования, а кто ищет настроений, возбуждающих к подвигам, не возьмет для этой цели аналитическую химию.

Но и одну и ту же книгу можно читать с различными целями. Например, «Илиаду» Гомера можно читать, как великое поэтическое произведение; Александр Македонский, говорят, постоянно перечитывал ее потому, что образ Ахиллеса служил для него идеалом, соответственные места – источником воодушевления; ученый историк может читать ее с своей точки зрения, как источник сведений о быте Древней Греции, и т. п. Надо только помнить основной принцип, высказанный выше: от цели чтения зависят способы его. Кто читает «Иллиаду», как поэтическое произведение, очевидно, должен читать ее иначе, чем ученый или чем Александр Македонский».

Но о способах чтения (по общепринятой терминологии и по терминологии нашей, профессиональной, методической) мы поговорим несколько позже

! Выполните задание:

Проанализируйте свой читательский опыт: вспомните и запишите в столбик слева характерные для вас высшие цели чтения, а справа- низшие. В центре – тоже в столбик – запишите названия 3-х основных известных вам видов чтения, а затем попробуйте стрелками обозначить связи между видами чтения и возможными целями. Обдумайте и объясните то, что у вас получилось на схеме: закономерно ли это и почему?..

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.041 с.)