Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разнообразие упражнений каждого типа достигается за счет усложнения учебного материала, на котором упражнения проводятся.
Основные предпосылки эффективности упражнений с детскими книгами на этом этапе те же, что и всегда: 1.Учащиеся должны хорошо осознавать цель каждого упражнения и решать задачу, точно следуя ее условиям, которые формулирует учитель. 2.Дети должны освоить последовательность и приемы выполнения учебной деятельности, в которой они упражняются: порядок рассматривания одной книги, прием сопоставления внешних примет содержания в одной книге, а затем – двух - трех книг на одну тему, или одного автора, или одного жанра, и – как новое - прием расчленения аргументации «за» и «против» при выделении одной нужной книги из ряда книг или ее включении в группу книг. 3.Наконец, учащиеся под руководством учителя должны приучиться оценивать результаты своей работы с книгой и понимать причины ошибок, если таковые допускаются. Однако, не забудьте: чтобы работать с группой книг, ориентироваться в них, дети должны обладать умением легко и быстро ориентироваться в одной книге. Способность предопределять содержание предстоящего чтения без помощи взрослых, с помощью самой книги, по трем ее внешним показателям – это основной тип упражнений, который проводится на каждом уроке - особенно теперь, когда учащиеся под наблюдением учителя осваивают приемы самостоятельного чтения новых книг. При этом последовательность читательских действий такова: например, получив для самостоятельного знакомства новую книгу (допустим: В. Осеева. «Три сына») (Рис), ребенок, прошедший подготовительный этап обучения, сразу сосредотачивается на картинке, помещенной на обложке. Он видит трех мальчиков, занятых игрой. Затем читает надписи, начиная сверху, и при этом рассуждает примерно так: «Осеева» - она написала книжку. На картинке мальчики. Подпись – «Три сына». Это заглавие, а на рисунке, наверное, эти «три сына». Значит, книга о детях?». Вспоминает: «Осеева пишет о детях. Знаю ее сказку «Добрая хозяюшка» про девочку, которая всех меняла. В той книжке была одна сказка, а в этой? (Смотрит в конец книги, ищет содержание.) Здесь много. Посмотрю, все ли о детях. (Перелистывает книгу, всматривается в иллюстрации, прочитывает заглавия.) Да, везде о ребятах. А мне нужно что прочитать?» Смотрит на доску, читает:
Возвращается к оглавлению, находит нужное произведение и углубляется в чтение, уже будучи уверен в том, что книга расскажет ему о детях. Разумеется, кроме решения задач по ориентировке в книге и книгах по предвосхищению содержания книги до чтения, на каждом уроке дети читают молча, но под наблюдением учителя указанное им произведение, рассуждают о прочитанном, обучаясь слушать своих собеседников и приводить аргументы, высказывая собственную точку зрения, и многое другое. Структура урока внеклассного чтения на начальном этапе обучения такова: Часть 1.Решение задач по ориентировке в книгах до 5 мин. 2.Чтение учителем вслух художественного произведения до 7 мин. 3.Беседа=рассуждение о прочитанном до 5 мин. Часть 4.Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать (то есть рассматривание книги до чтения, предугадывание, о чем она) до 5мин. 5.Чтение учащимися про себя названного учителем произведения – тоже полностью самостоятельно до 10-12 мин. 6.Выявление и оценка качества самостоятельного чтения=рассматривания книги и прочитанного из нее произведения в коллективной беседе=дискуссии до 7 – 10 мин. 7.Рекомендация к внеурочной деятельности с книгой на текущую неделю 1 –2 мин. Характеризуя эти части, можно было бы говорить, что первая из них аналогична занятию внеклассным чтением на подготовительном этапе обучения, если бы не одно существенное различие: теперь учитель читает вслух художественное произведение из книги, в которой дети уже сами самостоятельно сориентировались путем чтения=рассматривания ее до начала урока. Та же закономерность обязательна и для второй, новой части урока (пункты 4-6). У учащихся есть все необходимые знания и умения, чтобы, пользуясь методом чтения=рассматривания, привыкать самостоятельно думать над книгой до чтения и предположительно определять ее примерное содержание. Этот же метод позволяет детям в процессе чтения новой книги про себя сразу же перепроверять качество чтения сопутствующим рассматриванием иллюстраций, чтобы после чтения, для подтверждения правильности восприятия и рассуждений в коллективной беседе, воспроизводить не только отрывки текста, но и содержание иллюстраций.
Следует иметь в виду, что части урока можно менять местами, но последовательность компонентов урока и их продолжительность в пределах каждой части без ущерба для результатов обучения нарушать нельзя. Это многократно подтвердила практика. ! Выполните задание. Перечислите типы задач, которые дети на начальном этапе обучения чтению должны научиться самостоятельно решать, ориентируясь в книге и книгах. Какой тип надо считать основным? Почему? (Как их решение связано между собой?). Сколько раз решение каждого типа задач должно быть повторено, чтобы дети уверенно и охотно применяли их в жизненных ситуациях без учителя? Какой метод является при этом ведущим? Дайте его определение. Объясните, чем он необходим и как он помогает читателю, особенно начинающему.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.005 с.) |