Беседа 9. В чем состоит роль учителя при обучении детей полноценному восприятию литературного произведения на начальном этапе? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа 9. В чем состоит роль учителя при обучении детей полноценному восприятию литературного произведения на начальном этапе?



Из дневника учительницы А.

 

…27 августа

Уроки внеклассного чтения, которые на начальном этапе обучения я буду проводить теперь еженедельно, конечно же, способствуют формированию у детей и техники чтения (я всегда предлагаю тому, кто сомневается, подсчитать, сколько времени на этих уроках дети действуют с книгами и читают их совершенно самостоятельно, а я только наблюдаю и оцениваю их деятельность, объясняя мотивы своих оценок). Нетрудно убедиться, что на этих уроках мы постоянно работаем и над развитием речи учащихся: над ее выразительностью, над расширением и обогащением словаря, над правильностью словоупотребления и введением в обиход речи новых, доступных детям синтаксических конструкций. Но главное для уроков внеклассного чтения – это формирование читательского кругозора учащихся, а точнее – его расширение, упорядочение и накопление литературных ассоциаций. Однако я всегда помню, что отработка техники чтения и особенно способности самостоятельно думать над тем, что читаешь, и оценивать прочитанное по справедливости, т. е. критически относясь прежде всего к себе как читателю («Если голова и книга приходят к столкновению и слышен звук пустого тела,- всегда ли виновата книга» Г. Лихтенберг) – это дело, которое требует значительно больше времени, чем осмысленное и индивидуальное накопление читательского кругозора. Поэтому, как и в 1 классе, на всех остальных уроках чтения, запланированных на неделю, я отработаю с детьми умения, необходимые для правильного, беглого, выразительного озвучивания печатного и письменного текста («чужой речи») и обдумывания его смысла на максимально доступном каждому ребенку уровне. В этом случае беседа=рассуждение о прочитанном становится приемом, совершенствующим и умение слышать голос собеседника=книги, и умение осмыслять сказанное, переживать его, и литературные ассоциации, способности, развитие детей, т. к. каждому ребенку приходится, аргументируя свое мнение, сопоставлять прочитанное произведение с уже известными, апеллировать к непроизвольно возникающим и уже накопленным литературным образам и т.п. Словом, эти уроки для меня есть собственно обучающие уроки чтению как виду речевой деятельности, в то время как уроки внеклассного чтения – это способ контроля за тем, чему мы научились за неделю, как читатели, и показатель того, насколько хорошо мы это сделали.

Имея все сказанное в виду, свой первый урок обучения чтению как виду речевой деятельности, или так называемого классного чтения, я построю так.

Учебный материал для урока: Родная речь. Учебник для нач.шк.В 3 кн. Кн.1. Ч.1 / Сост. М. В. Голованова и др. 2-е изд.-М: Просвещение,1999.-224с.:ил.

Второклассники получают новые для них учебные книги (их раздают учащиеся, которые сидят на последних партах в каждом ряду), и класс сразу приступает к работе. Задание, определяющее, что надо делать, заранее записано мной на доске, дети должны его самостоятельно прочитать, понять и выполнить:

Рассмотрите книгу. Приготовьтесь о ней рассказать.

Я наблюдаю, как дети прочитали, поняли и выполняют задание. Время на знакомство с новой книгой – 3-5минут.

Ответ, которого я ожидаю:

-Книга называется «Родная речь». Перед нами 1 книга и ее 1 часть. Буквы на переплете необычные, красивые. На рисунке – лето, а может осень: много желтого цвета. Мальчик сказочный. Внизу раскрытая книга, как подсолнечник. Наверное, мы должны подумать, что книга добрая, веселая, в ней много страниц. На корешке название - «Родная речь» - напечатано обычным шрифтом.

На форзаце веселые русские девочки и мальчики. Они нарисованы группами. Лица довольные. Каждая группа что-то делает. И под рисунком рукописным шрифтом написаны пословицы и изречения…

Прошу детей эти пословицы самостоятельно прочитать и обдумать дома, а сейчас рассказать, что же они найдут в книге.

Дети открывают содержание (оглавление) и рассказывают мне, что в этой книге 4 части. Название каждой части выделено голубым цветом.

Прошу прочитать эти названия вслух, хором, по моему знаку. Дети читают:

Устное творчество русского народа.

Русские писатели.

Люблю природу русскую.

Писатели – детям.

Спрашиваю, с какой части им хотелось бы начать чтение и почему. Подвожу к мысли или просто предлагаю, что лучше всего начать с раздела «Писатели – детям».

Снова пользуемся оглавлением и хором прочитываем имена, отчества, фамилии писателей, которые представлены в этом разделе. Выделяем тех, кто нам уже известен. Очень быстро вспоминаем, какие произведения этих писателей помним. Затем прошу детей про себя прочитать, какие произведения включены в этот раздел, отметить знакомые и самостоятельно открыть книгу там, где помещено произведение, которое сегодня будем учиться читать. Название произведения записано мной по всем правилам на доске:

Гайдар.
Совесть.

 

Дети открывают книгу на странице 147. Видят, что произведение достаточно объемное; о его содержании мы можем пока догадаться только по заглавию –«Совесть» (пытаемся определить сущность этого понятия) и по иллюстрации, где нарисованы дети, собака и осенний лес.

Поскольку по этим данным достоверно предугадать, о чем нам хочет рассказать автор, трудно, я предлагаю детям прочитать записанные на доске слова и задуматься над ними, сопоставив их с заглавием текста и иллюстрацией к нему в книге.

Слова на доске:

Карнаухова

готов – готовила – приготовила – не приготовила

болтается- не занимается делом, попусту проводит время

краду- украду- украдкой

гулять - прогульщик

хмурый - нахмурилась

ткнул – наткнулась

вера – верить - доверчивый

вложить – положить – закладка – заложить - заложенный

шутить - подшутить

счастье - несчастье

добрый – душа - добродушный

шмыгнул – вышмыгнул

Каждый ряд слов дети читают сначала глазами и полушепотом, потом чуть громче, стараясь плавно сливать слоги, и, наконец, громко и плавно - целыми словами. Значение того или иного слова объясняется вслух только в том случае, если кто-то из детей поднимет руку и попросит уточнить смысл прочитанного. К отдельным словам после их прочтения ставлю вопросы я сама. Дети отвечают с места – по желанию, иногда сразу несколько человек. Например:

-Карнаухова.

-Это что?

-Фамилия.

После того, как все слова прочитаны, а заглавие и иллюстрация известны, дети по желанию высказывают предположения о возможном содержании рассказа. Самого слабого прошу ответить, есть ли на картинке Карнаухова и показать, где она.

Вместо физминутки, поскольку перед чтением длинного текста второклассникам надо передохнуть, а кроме того, наладить дыхание, чтобы не делать вынужденных и необоснованных пауз при чтении длинных предложений, мы проводим дыхательную гимнастику: пользуясь скороговоркой («Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…»), 2-3 раза пробуем на одном дыхании насчитать как можно больше Егорок.

Отдохнув, возвращаемся к рассказу Гайдара «Совесть» и читаем его вслух – от начала до конца. Дети читают по вызову. Вызывая их в этот раз, я руководствуюсь уровнем сформированности у ребенка техники чтения. Поэтому Наташа В. прочитает у меня заглавие «Совесть» и затем – в последнем абзаце – предложение «Нет!». Володя Р. и Катя Д. –сильные ученики – зададут темп чтения 2-мя первыми абзацами, а потом текст рассказа будут читать по очереди остальные второклассники.

Некоторые сложные предложения в тексте я разделю на простые, чтобы в чтении рассказа участвовал каждый второклассник.

Прежде чем начать беседу=рассуждение о прочитанном, предлагаю второклассникам выделить то, о чем они сумели догадаться, приступая к чтению рассказа, и о чем догадаться никак не могли.

Выслушав свободные высказывания детей и внеся в них необходимые коррективы, если будут явные ошибки, поставлю перед ними ряд вопросов:

-Что мы прочитали? (Рассказ).

-Кто действовал в рассказе? (Нина Карнаухова, малыш, собака, птицы).

-Как вы оцениваете детей: они хорошие, плохие или обычные? Нравятся вам или нет? Чем? Отчего? (подкрепляя ответы, дети пользуются выборочным чтением текста, т.к. без этого совершенно невозможно доказать, например, что Нина озорница, но не злобная, а добрая, с большим чувством юмора; что она уже начинает ощущать себя взрослой и пытается подражать взрослым, по крайней мере, в словесных реакциях на те или иные детские промахи; что малыш не просто смешной и добродушный (новое слово вводим в активный словарь), но и глупенький: ему еще предстоит научиться сначала оценивать свои поступки, а потом действовать, т. е. либо не ходить одному в школу, а найти себе попутчиков, либо вырабатывать в себе необходимую для жизни привычку справляться со страхом, чтобы не терять цели…)

В результате класс должен понять, что и Нина и малыш – обыкновенные дети, у каждого из которых есть свои недостатки и свои достоинства. В частности, второклассникам должно нравиться, что ни Нина, ни малыш не обвиняют в своих неудачах собаку, хотя и не доросли до того, чтобы сразу предъявить нравственный счет себе. Малыш вообще еще об этом не задумывался, а Нина чувствует свое несовершенство как личность пока лишь интуитивно, оттого и плачет. Но она хороший человек, потому что ей стыдно за то, что она в данной ситуации оказалась хуже, чем могла и хотела бы быть … А это в с е г д а и в с е м горько и обидно!..

Если дети покажут такой уровень освоения рассказа, я переведу беседу=рассуждение в беседу=дискуссию.

Центральный вопрос беседы=дискуссии – зачем про историю с малышом и Ниной вам, детям, рассказал писатель Гайдар? Ведь он рассказал-то вам! Раздел так и называется «Писатели – детям»!..

Ответ на этот вопрос я могу отложить до следующего урока, если увижу, что учащимся надо еще и еще раз перечитать рассказ дома, чтобы понять его по-настоящему. В этом случае я вывешу плакатик с главным вопросом в Уголке чтения: пусть подумают, поспорят, решат…

Если же мои ученики проявят себя в самом лучшем смысле как читатели, то на уроке останется время, чтобы ответить на этот вопрос всем вместе и понять: дети потому и дети, что они многого не знают и не умеют. Но любые дети, если они хотят вырасти хорошими людьми, должны уже сейчас, с детства, приучаться обдумывать свои поступки и оценивать их прежде, чем что-то делать. Иначе придется плакать от стыда и горя за то, что ты оказался хуже, чем мог бы и должен был бы быть.

Частным, но весьма важным для установки на запоминание и осмысление роли каждого слова в контексте, а также проверки того, есть ли у моих детей в этом отношении хоть какие-то заделы (Ведь это первый урок! Прошло целое лето!), я считаю постановку перед учащимися вопроса о том, когда, где, почему и зачем автор упоминает в этом рассказе о птицах. «Может быть, - спрошу я детей, - это совсем не важная деталь текста, лишняя деталь?».

Я буду очень рада, если дети хотя бы точно воспроизведут, где, когда и как Гайдар говорит об этих самых птицах. Это будет уже победой. А потом мы перечитаем нужное место – про себя и вслух, пытаясь голосом, интонацией, мимикой выразить интуитивно скрывающийся там ответ, после чего я помогу детям понять и сформулировать его: гармония в окружающем мире должна была помочь каждому из участников этой истории почувствовать гармонию с самим собой, а она подчеркнула, что внутренняя красота уничтожена, разрушена – и не кем-то, не чьей-то злой волей, а самим ребенком, в данном случае Ниной.

И еще один важный вывод. Его подскажу классу я: конечно, прочитав рассказ, нам хочется надеяться, что слезы помогут Нине понять, что любой человек – даже ребенок – всегда сам отвечает за свои поступки и прежде всего перед собой – п е р е д с в о е й с о в е с т ь ю. Но, к сожалению, слезами совсем не всегда можно исправить следствия своих дурных поступков и дел. И об этом тоже надо знать и помнить всегда. «Вот что говорит нам, а точнее, вам, детям, мудрый писатель Гайдар, - скажу я детям. - Вот о чем он вас предупреждает. И теперь это уже только ваше дело – помнить про это предупреждение или забыть о нем: ответ зависит от того, какими вы хотите стать…».

Домашнее задание: научиться бегло, правильно и выразительно читать весь рассказ. Попробовать представить себя Ниной или малышом, или рассказчиком и вместе с товарищами разыграть в классе сцену встречи малыша и Нины. Лучше, если слова малыша и Нины будут выучены наизусть, а не прочитаны по книге.

Вопросы и задания к беседе №9.

 

Проанализируйте и оцените урок классного чтения, предложенный учительницей А. Выделите и обозначьте его компоненты. Сколько их в данном уроке? Какой из них во всех следующих уроках не повторится, т. к. является специфическим лишь для первого, вводного урока чтения? Какие компоненты урока должны присутствовать всегда? Постарайтесь восстановить те рассуждения, которыми руководствовался учитель, намечая план работы на этом уроке. В частности, определите, чем мотивируется выбор на первом уроке классного чтения работа по хрестоматии с рассказом Гайдара «Совесть»?

Перепроверить себя вы сможете, изучив § § 2-7 из 2-й главы 2 раздела. Приступайте к их изучению: вы к этому теперь готовы.

 

 

 Беседа 10. В чем особенности уроков обучения чтению на основном этапе (первый период)

 

Из дневника учительницы А

….5 января

… Каждый раз, когда я готовлюсь продемонстрировать моим молодым коллегам своеобразие основного этапа обучения чтению в начальных классах и показать, как это своеобразие может помочь учителю в решении учебно-воспитательных задач, оживить его, придать новый импульс учащимся в деле формирования их личных читательских интересов и умений, я все больше и больше убеждаюсь, что основным двигателем или тормозом на пути решения всех задач становится в это время сам учитель…

Это ему, если он не поймет и не примет рекомендаций методической науки, прежде всего ему, станет скучно и неинтересно на уроках чтения, потому что, работая по старинке, он либо никуда не ведет детей, делая вид, что обучает их читать, либо ставит перед ними такие цели (я имею в виду собственно литературоведение), которые для них абсолютно непосильны и учат детей только болтать о том, смысла чего они не понимают. Если же учитель понял и принял идею формирования в массовой школе не литератора, а именно квалифицированного читателя, который выбирает для себя и читает не ниже доступного ему уровня те литературные произведения, которые его занимают, то и учитель и дети ясно видят все, что им следует преодолеть, чему научиться на основном этапе обучения чтению, и потому энергично берутся за то, чтобы достичь цели.

Я на основном этапе обучения учу своих детей именно этому – умению ориентироваться в книгах, выбирать их, соотнося со своими возможностями и потребностями, и читать, пользуясь уже приобретенными знаниями, на максимально доступном уровне. И каждый раз, похвалив детей за усердие, я показываю им, как еще ограничены их читательские знания и умения и сколько интересного и полезного могут дать им собеседники-=книги, если дети постараются увеличивать и совершенствовать свои читательские знания и умения, обращаясь к каждой новой книге.

В связи с этим и для меня, и для детей нет вопроса о том, что мы делаем на уроках чтения на основном этапе обучения: мы читаем книги, причем книги разные по всем параметрам. И каждая хорошо прочитанная книга убеждает нас в том, что, потрудившись над ней, мы стали умнее и еще чуть-чуть продвинулись в читательском искусстве.

Заметить свое продвижение в общем и литературном развитии детям помогает то, что в это время я провожу с ними не отдельные уроки, а серии уроков или по освоению книг, представляющих творчество того или иного писателя, или по осознанию разновидности каких-то значимых для детей литературных произведений, в чем-то сходных и в чем-то различных.

В первый период основного этапа обучения чтению я сосредоточиваю внимание детей на умении вчитаться в текст произведения, запоминать его, как можно чаще (но по желанию) заучивать отрывки из прочитанного наизусть и формирую у детей привычку читать любые по объему произведения способом изучающего чтения.

Вот первый цикл уроков, которые я демонстрирую желающим осмыслить и оценить мой опыт. Его я провожу сразу после летних каникул.

Тема: Б. В. Заходер и его книги (основной учебный материал из БМШ 1,96).

Урок 1.Знакомство с одноименной книгой Б. Заходера и чтение сказки «Ма-Тари-Кари».

Ход урока

1. Поскольку мы переходим к новому этапу обучения чтению, я сразу же скажу детям о том, что они уже многое знают и умеют как читатели и потому уроки обучения чтению у нас будут проходить иначе, чем всегда: теперь каждую неделю мы будем читать книгу, в которой собраны разного рода произведения одного и того же писателя. Часть этих произведений мы прочитаем вслух, в классе, а те, что не прочитаем, любой ученик может прочитать сам дома, и я очень надеюсь, что в нашем классе не будет учеников, которые этого не сделают.

2. Затем мои помощники раздадут всем названную выше новую для детей книгу.

Задача учащихся: не раскрывая книги, внимательно вглядываясь в обложку, постараться определить, какие произведения могут быть собраны под такой обложкой.

Для справок и раздумий я предложу детям на доске такие группы слов:

грустные                  сказки                                                          в стихах

веселые                     истории                                                      в прозе

фантастические        разговоры (диалоги) или рассуждения

безобидные

беззлобные

смешные

страшные

комические

о разных недостатках и слабостях

Я попрошу детей внимательно прочитать все три столбика слов и, прежде чем отвечать мне, постараться вспомнить те произведения Б. В. Заходера, которые мы с ними уже прочитали.

Думаю, что мой класс справится с задачей и дети, сопоставив то, что они видят, и то, что смогли прочитать на обложке, детально объяснят мне, что под такой обложкой могут быть – скорее всего- комические, фантастические сказки и истории в стихах и в прозе о разных недостатках и слабостях, которые встречаются в этом мире.

Подтвердят они мне свои предположения и тем, что именно такие сказки и истории Заходер им уже рассказывал им прежде – «Волчья песня» в прозе, «Птичья школа» в стихах, «Никто» в стихах, «Серая звездочка» в прозе. Эти произведения знают все, кто не пропускал уроков чтения на подготовительном и начальном этапах обучения.

3.Похвалив детей, я предложу им, просмотрев книгу, сначала подтвердить или опровергнуть свое предположение, а затем сказать, как они смогут быстро определить, сколько таких, как они думают, произведений предлагается им в данной книжке и новы они для детей или нет. Таким образом, дети еще раз убедятся, что в книге именно комические произведения Заходера - в стихах и в прозе и что все они новы: мы их прежде не читали. А обратившись к оглавлению, дети подтвердят, что таких произведений здесь 11 и из них по крайней мере 2 – это сказки: в одно из заглавий слово «сказка» включено («Сказка про ежик»), а во втором оно дано в подзаголовке («Волчок. Сказка в стихах»). Термин «подзаголовок» я запишу на доске, и мы это слово несколько раз прочитаем индивидуально и хором, вникнув в его смысл.

4. Далее я предложу детям найти в книжке то произведение, эпизод из которого изображен на обложке, и приготовиться его читать вслух.

5.Чтение сказки «Ма-Тари-Кари» вслух по абзацам.

Сначала мы прочитываем вслух, с доски заглавие, где поставлено ударение: Ма- Тари- Кари. Смысл заглавия не объясняем. Напротив, я обращаю внимание детей, что смысл этого удивительного слова им надо будет понять из контекста. По первому абзацу устанавливаем, что читать будем именно сказку (приметы: жил-был.. и слово Крокодил с большой буквы).

Второй и третий абзацы дают мне материал и обязывает меня привлечь внимание детей к тому, чтобы сразу же выделять из читаемого текста факты исобытия, требующие комментариев, т.к. они нам либо совсем не знакомы, либо наши знания о них очень поверхностны. Я имею в виду Крокодила с Невского проспекта, т.е. из одноименной стихотворной сказки Чуковского. Я ничего не буду объяснять детям. Мне надо лишь, чтобы они сами зафиксировали для себя, что персонаж из этого произведения знаком им совершенно недостаточно. Но ведь для Заходера он значим, иначе Заходер не стал бы о нем упоминать? Чем он значим для Заходера? Чего не поймем мы, если не будем представлять этот персонаж так же хорошо, как и автор нашей сказки? Как упоминание этого персонажа Заходером связано с ним самим, с его жизнью?..

На эти и подобные вопросы я предложу детям ответить самостоятельно в свободное от уроков время, а сами вопросы и книгу со сказкой Чуковского «Крокодил» выставлю в Уголке чтения, и мы продолжим освоение сказки «Ма-Тари-Кари», как я говорила, по абзацам, поскольку в целом ее характер дети уже представляют. В процессе чтения мы обратим внимание на слова страшно, страшный. Установим, что это слово в русском языке одинаково хорошо передает и ужас, который внушает объект, характеризуемый этим словом, и превосходную степень какого-то качество у данного объекта. Однако последнее значение – это скорее не норма, а литературный прием, подчеркивающий комичность ситуации из сказки: «страшно коротенькие лапы». Думать так о себе - это не просто смешно, а претенциозно со стороны Крокодила, который привык всегда быть исключительным – всем всегда внушать ужас. Поэтому он не может допустить, чтобы хоть что-то в нем было обычным. Однако эта претензия и вызывает у читателя усмешку или смех, но означающий не веселье, не радость, а желание скрыть неловкость за Крокодила, проявившего глупость.

Несколько раз прочитаем мы и картину, которой Заходер передает зубную боль, которую испытывает Крокодил: «…казалось, что болят все зубы сразу. Потому что в зубе и кололо, и ныло, и словно буравом сверлило, и вдобавок стреляло!». Остальные слова и словосочетания типа не находил себе места, хныкал и т.п. дети будут с моей помощью комментировать по ходу чтения.

Если сочту нужным, я попутно с чтением буду выписывать их на доску, чтобы в конце урока помочь моим ученикам убедиться, как обогатило их речь внимательное чтение сказки Заходера.

Что же касается нравственно-эстетического опыта, заложенного в сказке, то он очевиден и находится как бы на поверхности, но пока только для меня, учителя. Детям его надо помочь представить и осознать, т.к. в противном случае, они не смогут в дальнейшем прочувствовать ни «Емшан» Майкова, ни «Воздушный корабль» Лермонтова, ни «Песнь о вещем Олеге» Пушкина да и многое другое.

В чем я вижу этот нравственно-эстетический опыт? Конечно же прежде всего в противостоянии добра и зла, как в любой сказке. Но здесь это противостояние обретает социально-значимые и жизненно узнаваемые черты, т.е. демонстрирует нам тот самый «урок», без которого никому не дано стать человеком. Ведь аллегорический вопрос, надо ли сочувствовать к р о к о д и л у и права ли птичка Ма-Тари-Кари, сострадая, помогая ему и возмущаясь безразличием и даже злорадством окружающих, - это главный жизненный вопрос для каждого из нас. Вот почему в процессе беседы=дискуссии и беседы=рассуждения я сделаю все для того, чтобы мои дети восприняли великую правду своих предков: убежденность в том, что только сочувствие, сострадание к беде другого, милосердие, желание и умение вовремя помочь ему, независимо от того, каков он и является основой мироздания, т.к. это и есть духовность. Напротив, бесчувствие, безразличие, равнодушие и злорадство – это антидуховность, это величайший грех, поскольку он порождает только зло, и ничего другого породить не может. А милосердие, сострадание и сочувствие, умение и желание помочь даже к р о к о д и л у – пусть не надолго, пусть на минуточку, но могут сподвигнуть и его на первое в его жизни доброе дело и доброе слово. В этом суть сказки…

Если будет время, я попрошу детей вспомнить, где, когда они встречались уже с этим главным заветом – обязательно делать добро, спешить делать добро, имея в виду уже прочитанные нами произведения. Думаю, что они вспомнят и рассказ В. Осеевой «Плохо» (диалог о том, что плохо и стыдно ничего не делать тогда, когда в твоей помощи кто-то нуждается, пусть даже котенок), и сказку В. Сутеева «Палочка-выручалочка», и «Мальчика-Огонька» Э. Киселевой и т. д. и т.п.

Если времени не остается, я вывешу этот вопрос на стенде в Уголке чтения и попрошу детей ответить на него(по желанию). Тут же я вывешу плакат со словами

сочувствие                                                                    бесчувствие

сострадание                                                                   безразличие

милосердие                                                                    равнодушие

                                                                                         злорадство

                                           добро зло

Заставив детей задуматься о сложной философии жизни, я таким образом помогу им в дальнейшем не только умом, но и сердцем воспринять мудрость жизни так коротко и прекрасно выраженную Ю. Фучиком: «Не бойся друзей: самое большее, что они могут – это предать тебя. Не бойся врагов: самое большее, что они могут – это убить тебя. Бойся равнодушных: это с их молчаливого согласия совершаются на свете все подлости, предательства и убийства».

6. В качестве домашнего задания я предложу учащимся научиться читать сказку настолько бегло и выразительно, чтобы на следующем уроке каждый, кого явызову читать к столу, мог получить за чтение текста сказки оценку «5». Кроме того, я посоветую детям подумать над вопросом, в чем и насколько фантастична написанная Заходером сказка. А чтобы думать и отвечать было легче, я выставлю в Уголке чтения книгу И. Акимушкина «Крокодилья зубочистка», где есть, подчеркну я, какое-то одно произведение (какое?), которое прямо отвечает на мой вопрос. Наконец, я напомню, что они смогут получить мою похвалу и отличную оценку, прочитав коллективно или индивидуально во внеурочное время и сказку Чуковского «Крокодил», чтобы ответить на вопросы из Уголка чтения. Таким образом, я сразу обеспечу детям выбор произведения для самостоятельного чтения и тем самым разбужу их читательскую инициативу, помогу каждому задуматься о своих предпочтениях, а значит и о себе самом.

7. В следующий раз, - скажу я детям, - на уроке чтения мы сначала минут 15-20 отведем на проверку домашнего задания, а оставшееся время посвятим освоению того произведения, в названии которого есть слово «сказка».

Примечание:

Я вообще считаю, что на основном этапе обучения, работая с книгой в классе и дома, приучаясь бегло читать текст произведения вслух и про себя, дети должны знать программу каждого урока уже накануне его проведения. Я убедилась, что такой подход к освоению читательской культуры на уроках чтения сам по себе мобилизует учащихся на серьезную целенаправленную работу с книгой и текстом, а меня избавляет от необходимости выдумывать какие-то «педагогические фокусы», как называл их А. С. Макаренко, вместо того, чтобы систематично учить детей тому, чему нужно, и помогать им видеть в тексте то, чего они без меня не увидят.

Дальнейшее планирование уроков чтения по книге, взятой мною сейчас в качестве основного учебного материала на 1-ую учебную неделю, таково:

№ п\п Основной учебный материал Дополнительный учебный материал Рекомендации на дом
2 Б. Заходер.»Сказка про ежик» Б. Заходер. «Серая звездочка» Заучивайте «Сказку про ежик» наизусть(обязательно первые три строфы, остальные по желанию) и приготовьтесь читать сказку «Серая звездочка» на оценку
3 Заходер. «Песенки Винни Пуха» и «Загадочный шум» Книга Милна «Винни Пух и все-все –все» (решение задачи: может ли эта книга стоять на книжной выставке Заходера?) Беглое чтение или заучивание наизусть стихотворения Заходера «Загадочный шум» или других песенок Винни Пуха – по выбору. Подумать и решить, что очень любит Заходер? (для меня важно – «играть словами и в слова»)
4 Заходер «Грушевое семечко» Китайские народные сказки, которые мы уже знаем, или сказки, в которых присутствие духа и сообразительность спасают героев Самостоятельное чтение и обдумывание произведений Заходера, которые не прочитали в классе; участие в составлении и выставки книг Заходера, которых мы еще не видели
5 Все книги Заходера из доступного детям круга чтения, представленные на нашей выставке Книги других авторов, которые Б. Заходер перевел для нас, читателей Читать и перечитывать то, что понравилось или что не успели,но хотели прочитать. Взять на заметку (записать на карточку) то, что не хочешь забыть (образец записи книг и произведений дан в Уголке чтения).

 

Вопросы и задание к беседе №10.

 Прочитайте дополнительную литературу, названную учительницей А детям в домашнем задании к уроку №1, и дайте ответ на все поставленные в домашнем задании вопросы. Подумайте, что и почему вы считаете необходимым объяснить детям из этого задания на уроке №2.

Вчитайтесь в образец урока учительницы А., выделите структурные компоненты урока, оцените их и постарайтесь разработать конспекты уроков №2,3,4 по предложенному ею плану. Результаты работы обсудите в группе.

Проанализируйте предложенное планирование уроков обучения чтению по теме «Заходер и его книги». Объясните, какие аспекты читательской подготовки детей оно обеспечивает. Обдумайте и обсудите в группе все возможныеварианты планирования этого материала для обучения чтению учащихся вторых (система 1-3) или третьих (система 1-4) классов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.057 с.)