Образец одного из таких уроков по «Русской азбуке» ( авторы-составители – В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько, В. Д, берестов. М. М. : просвещение, 1998, С. 57) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образец одного из таких уроков по «Русской азбуке» ( авторы-составители – В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько, В. Д, берестов. М. М. : просвещение, 1998, С. 57)



Рис. Общий вид «Русской азбуки»                              Рис. разворота стр. 56-57

Тема: Звуки Т, Т и буква Т,т

Учебная книга – Русская азбука (авторы –составители В. Г. Горецкий,В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько, В. Д. Берестов. М.: Просвещение, 1998, с. 57)

1. Выставление детьми на наборное полотно и чтение индивидуально и хором гласных букв А, О, У, Ы, И. Чтение может проводиться как фонетическая зарядка, т. е. с установкой на произнесение одной или нескольких гласных, или как можно большего количества повторения этих гласных на выдохе

Затем на наборном полотне последовательно выставляются изученные всеми детьми согласные - Н, К, С; каждая согласная прочитывается со всеми известными гласными, образуя слоги, которые тут же дополняются детьми до целых слов. Понимание смысла этих слов проверяется вопросами учителя, например: читаются слоги

на ка са

но ко со

ну ку су

ны кы сы

ни ки си

В зависимости от настроенности на работу и особенностей класса учитель может сразу, когда слог прочитан, поставить перед детьми вопрос: слог или слово вы прочитали? Если все эти слоги представлены детям на таблице или на доске и доступны обозрению одновременно, то вопросы такого рода могут быть поставлены после прочтения всех слогов. Допустим –в нашем случае:

-Найдите такие слоги, которые сразу составляют целое слово (на, или но, или ну).

Затем каждое слово-слог интонируется по заданию учителя, например, слог на.

- Прочитайте его так, как будто вы удовлетворяете чью-то просьбу что-то кому-то дать (вежливо): на!

- - Теперь вы просите своего друга что-то взять (На!). В этом случае можно составить и прочитать предложение: На, Тома, сани! (возьми, прокатись, не грусти!).

- - Наконец, вы отдаете что-то кому-то с раздражением: На! (Возьми и не трогай меня!) и т. п.

- Так же, со специальными заданиями могут быть прочитаны и слова-слоги но, ну. Для составления предложения со словом «но!» дети могут обратиться к картинке на стр. 44 Азбуки.

-Теперь составляйте новые слова из слогов, которые мы прочитали (дети составляют, например, такие слова: ко-са, но-си, ко-си, са-ни, со-ни, со-ки, косы, или ко-ко-ко, ку-ку и т. п.) Количество слов определяется временем, отведенным для работы.

Чтобы задание выполнялось в энергичном темпе, учитель чередует ответы читающих и не читающих детей. Если нужно, дает образцы ответов, а сложные или интересные в чем- то ответы формулирует сам. Допустим: «Ко-ко-ко, -читает учитель. -Кто это?» (Дети должны догадаться, что это, вероятно, куры).

Наконец, учитель предлагает детям составить из прочитанных и осознанных слов предложения. При этом могут использоваться схемы или комбинированные способы воссоздания структуры предложения - слова, рисунки, схемы, например:

(Рис.)

Или

 

(Варианты ответов: У Сони сани (косы или соки). И т.п.)

2. Выделение очередного изучаемого согласного из слов. В учебной книге предложены слова ТРИ и ПЯТЬ.

Учитель может организовать работу с этими словами или заменить их любыми другими, например: кот, соскочить.

Алгоритм работы:

Опорное слово отчетливо произносится. В нем постепенно выделяются все звуки или, если учитель не считает нужным затягивать работу, только тот звук, который должен быть детьми услышан и выделен. В данном случае, это звуки вне слияния (т-ри) или на конце слова (пять, кот, соскочить).

Звуки сравниваются и разграничиваются по твердости-мягкости.

Дети вместе с учителем находят букву Т и решают, как с помощью этой буквы они уже умеют обозначить звуки Т и Т на письме. Ответы могут быть разные: весь класс знает, что мягкость согласного обозначается последующим гласным И, а наблюдательные, внимательные учащиеся, если соответствующие наблюдения проводились на стр. 45, могут ответить, что Т обозначается также буквами Т и Ь

Детям предлагается фонетическая зарядка: Как тикают часы? (Ответ: «тик-так».

Этот ответ произносится детьми сначала медленно, с четким проговариванием звуков на одном выдыхательном толчке воздуха. Внимание привлекается к звукам <т> и < т>. Затем учитель предлагает детям глубоко вдохнуть, выдохнуть воздух до конца, еще раз вдохнуть и, очень медленно выдыхая, постараться на одном выдохе как можно больше раз повторить «тик-так» (от 15 до 30-35 раз).

Далее дети учатся находить слова с нужным звуком, внимательно вглядываясь в окружающие их предметы, например «Кто больше?»[5] 1. Назовите предметы в классе, в названиях которых есть звук <т> и <т>. (Стол, стул, цветок, картина, парта). 2. Какие предметы есть в вашем портфеле, в названиях которых есть эти звуки? (Портфель, ластик, кисточка, тетрадь). 3. Придумайте слова, в которых звуки <т>, <т> в начале (ток, тигр), в середине (станок, ситец, соты), в конце слова (кот, рот, флот).

3.Теперь класс читает слоги с буквой Т и всеми известными гласными, дополняя их до целых слов и объясняя каждое слово с помощью известных учителю эффективных приемов. Например, личные и указательные местоимения- ты, то, ту – это уже слова, их лучше включить в составленные детьми предложения, используя картинки (рис.), а слог ТИ дети могут превратить в самые разнообразные слова, начиная с имен Тима, Тимур, Тимофей или Тишка (последние два слова могут быть кличкой кота – учителю это надо иметь в виду!) до слов тихо, котик, тигр и т. п.

4. Работа с разворотом учебника (стр. 56-57)может быть, во-первых, использована для подбора слов со звуками Т и Т, типа терем, метла, ветки (стр. 56). Но главная задача работы с этим разворотом - поупражнять детей в чтении=общении, а именно в предугадывании содержания того текста, который им предстоит прочитать на стр.57

Аспект беседы:

-Что изображено на картинках? (Там нарисован кот, который сначала почему-то прыгает на подоконник, а потом – опрометью, т. е. очень быстро, либо испугавшись чего-то, либо задумав что-то – с подоконника, сваливая при этом цветок).

-Интересно, что же произошло с котом? Давайте подумаем,- предлагает учитель. -Но сначала скажите мне, где это происходит: в деревне или а городе, как вы думаете? (Скорее всего в деревне, а может быть на кухне в городской квартире).

-Что же мог увидеть кот за окном? Что его могло так взволновать?- спрашивает учитель и сразу же предлагает: «Давайте прочитаем, выделенные на стр 57 жирным шрифтом слова. Может быть они нам помогут».

Дети охотно и с интересом читают эти слова и начинают догадываться, что если у кого-то, например, у Никиты, которого на картинке нет, т. к. он, вероятно, за окном, - окуни, то тут котику есть отчего взволноваться: коты любят рыбу.

По совету учителя дети пробуют составить свой рассказ про этого кота, основываясь на иллюстрациях и словах, которые они прочитали. Они приучаются прогнозировать то, о чем им предстоит читать на стр. 57. Затем дети перепроверяют свой прогноз, т. е. читают текст на стр. 57.

Сначала читается текст вверху страницы. Дети выделяют то, о чем они догадаться сами не могли и что они узнали из текста. Затем прочитывается текст под картинкой, и дети решают, можно ли этот текст вставить в рассказ, который они только что прочитали, и куда лучше его вставить (Видимо, перед последним предложением). Наконец, рассказ озаглавливается. В качестве заглавия могут быть взяты предложения из текста (А кот тут как тут! Или: Ну и котик-коток!) или составлено новое предложение: Кот и окуни. Танин кот и под. Затем рассказ прочитывается еще раз с соблюдением интонации, т. к дети уже поняли, что Танин кот – проказник, но проказник наблюдательный и умный и что рыбу он не просто любит, а очень любит: не смог дождаться, пока Таня, Саня и Никита его рыбкой угостят. Выразительность озвучивания «чужой речи» отрабатывается.

5. В качестве возможной самостоятельной работы – по желанию- учитель может предложить детям прочитать и выучить дома отрывок, из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» со стр. 56 и выделить там буквы, слоги, слова, которые они уже могут прочитать сами. Кто хочет, может поискать в Уголке чтения или в домашней библиотеке интересные книги про проказников-котов и там попробовать читать то, что уже можешь: слоги, слова, предложения.

Примечание: Анализируя опыт обучения грамоте, при котором дети осознают, что знание грамоты и умение выразительно озвучивать чужой текст – это обязательное условие для самостоятельной беседы с книгой, которую хочется взять и прочитать, надо иметь в виду, что новые книги должны появляться в руках учителя лишь раз в неделю. Зато в Уголок чтения дети их по желанию постоянно приносят.. Учитель поощряет обращение к новым книгам тех детей, которые умеют читать, а у не умеющих читать формирует привычку многократно обращаться к уже прочитанным в классе книгам.

Например, как вспоминает учительница А., после описанного выше урока, читающие первоклассники принесли в Уголок чтения на следующий день книжку со стихами С. Маршака «Два кота», книгу со стихами Б. Заходера «Кискино горе», и она позволила этим детям в заключение урока прочитать оба произведения вслух для всех, а потом наблюдала, как один из читавших обучал, видимо по личной договоренности, умению читать стишок «Кискино горе» одного из не читающих детей, своего приятеля…

Она в этот процесс не вмешивалась, считая такого рода работу естественной внеурочной самостоятельной деятельностью детей с книгой.

Вопросы и задания к беседе №3

Задание1.

Воспроизведите урок из беседы №3 так, как вы это делали выше, а затем сопоставьте его с уроком №3 из беседы №2. Ответьте, чем эти уроки различаются? Почему? А что их объединяет?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.008 с.)