Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образец одного из таких уроков по «Русской азбуке» ( авторы-составители – В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько, В. Д, берестов. М. М. : просвещение, 1998, С. 57)
Рис. Общий вид «Русской азбуки» Рис. разворота стр. 56-57 Тема: Звуки Т, Т и буква Т,т Учебная книга – Русская азбука (авторы –составители В. Г. Горецкий,В. А. Кирюшкин, А. Ф. Шанько, В. Д. Берестов. М.: Просвещение, 1998, с. 57) 1. Выставление детьми на наборное полотно и чтение индивидуально и хором гласных букв А, О, У, Ы, И. Чтение может проводиться как фонетическая зарядка, т. е. с установкой на произнесение одной или нескольких гласных, или как можно большего количества повторения этих гласных на выдохе Затем на наборном полотне последовательно выставляются изученные всеми детьми согласные - Н, К, С; каждая согласная прочитывается со всеми известными гласными, образуя слоги, которые тут же дополняются детьми до целых слов. Понимание смысла этих слов проверяется вопросами учителя, например: читаются слоги на ка са но ко со ну ку су ны кы сы ни ки си В зависимости от настроенности на работу и особенностей класса учитель может сразу, когда слог прочитан, поставить перед детьми вопрос: слог или слово вы прочитали? Если все эти слоги представлены детям на таблице или на доске и доступны обозрению одновременно, то вопросы такого рода могут быть поставлены после прочтения всех слогов. Допустим –в нашем случае: -Найдите такие слоги, которые сразу составляют целое слово (на, или но, или ну). Затем каждое слово-слог интонируется по заданию учителя, например, слог на. - Прочитайте его так, как будто вы удовлетворяете чью-то просьбу что-то кому-то дать (вежливо): на! - - Теперь вы просите своего друга что-то взять (На!). В этом случае можно составить и прочитать предложение: На, Тома, сани! (возьми, прокатись, не грусти!). - - Наконец, вы отдаете что-то кому-то с раздражением: На! (Возьми и не трогай меня!) и т. п. - Так же, со специальными заданиями могут быть прочитаны и слова-слоги но, ну. Для составления предложения со словом «но!» дети могут обратиться к картинке на стр. 44 Азбуки. -Теперь составляйте новые слова из слогов, которые мы прочитали (дети составляют, например, такие слова: ко-са, но-си, ко-си, са-ни, со-ни, со-ки, косы, или ко-ко-ко, ку-ку и т. п.) Количество слов определяется временем, отведенным для работы. Чтобы задание выполнялось в энергичном темпе, учитель чередует ответы читающих и не читающих детей. Если нужно, дает образцы ответов, а сложные или интересные в чем- то ответы формулирует сам. Допустим: «Ко-ко-ко, -читает учитель. -Кто это?» (Дети должны догадаться, что это, вероятно, куры).
Наконец, учитель предлагает детям составить из прочитанных и осознанных слов предложения. При этом могут использоваться схемы или комбинированные способы воссоздания структуры предложения - слова, рисунки, схемы, например: (Рис.) Или
(Варианты ответов: У Сони сани (косы или соки). И т.п.) 2. Выделение очередного изучаемого согласного из слов. В учебной книге предложены слова ТРИ и ПЯТЬ. Учитель может организовать работу с этими словами или заменить их любыми другими, например: кот, соскочить. Алгоритм работы: Опорное слово отчетливо произносится. В нем постепенно выделяются все звуки или, если учитель не считает нужным затягивать работу, только тот звук, который должен быть детьми услышан и выделен. В данном случае, это звуки вне слияния (т-ри) или на конце слова (пять, кот, соскочить). Звуки сравниваются и разграничиваются по твердости-мягкости. Дети вместе с учителем находят букву Т и решают, как с помощью этой буквы они уже умеют обозначить звуки Т и Т на письме. Ответы могут быть разные: весь класс знает, что мягкость согласного обозначается последующим гласным И, а наблюдательные, внимательные учащиеся, если соответствующие наблюдения проводились на стр. 45, могут ответить, что Т обозначается также буквами Т и Ь Детям предлагается фонетическая зарядка: Как тикают часы? (Ответ: «тик-так». Этот ответ произносится детьми сначала медленно, с четким проговариванием звуков на одном выдыхательном толчке воздуха. Внимание привлекается к звукам <т> и < т>. Затем учитель предлагает детям глубоко вдохнуть, выдохнуть воздух до конца, еще раз вдохнуть и, очень медленно выдыхая, постараться на одном выдохе как можно больше раз повторить «тик-так» (от 15 до 30-35 раз). Далее дети учатся находить слова с нужным звуком, внимательно вглядываясь в окружающие их предметы, например «Кто больше?»[5] 1. Назовите предметы в классе, в названиях которых есть звук <т> и <т>. (Стол, стул, цветок, картина, парта). 2. Какие предметы есть в вашем портфеле, в названиях которых есть эти звуки? (Портфель, ластик, кисточка, тетрадь). 3. Придумайте слова, в которых звуки <т>, <т> в начале (ток, тигр), в середине (станок, ситец, соты), в конце слова (кот, рот, флот).
3.Теперь класс читает слоги с буквой Т и всеми известными гласными, дополняя их до целых слов и объясняя каждое слово с помощью известных учителю эффективных приемов. Например, личные и указательные местоимения- ты, то, ту – это уже слова, их лучше включить в составленные детьми предложения, используя картинки (рис.), а слог ТИ дети могут превратить в самые разнообразные слова, начиная с имен Тима, Тимур, Тимофей или Тишка (последние два слова могут быть кличкой кота – учителю это надо иметь в виду!) до слов тихо, котик, тигр и т. п. 4. Работа с разворотом учебника (стр. 56-57)может быть, во-первых, использована для подбора слов со звуками Т и Т, типа терем, метла, ветки (стр. 56). Но главная задача работы с этим разворотом - поупражнять детей в чтении=общении, а именно в предугадывании содержания того текста, который им предстоит прочитать на стр.57 Аспект беседы: -Что изображено на картинках? (Там нарисован кот, который сначала почему-то прыгает на подоконник, а потом – опрометью, т. е. очень быстро, либо испугавшись чего-то, либо задумав что-то – с подоконника, сваливая при этом цветок). -Интересно, что же произошло с котом? Давайте подумаем,- предлагает учитель. -Но сначала скажите мне, где это происходит: в деревне или а городе, как вы думаете? (Скорее всего в деревне, а может быть на кухне в городской квартире). -Что же мог увидеть кот за окном? Что его могло так взволновать?- спрашивает учитель и сразу же предлагает: «Давайте прочитаем, выделенные на стр 57 жирным шрифтом слова. Может быть они нам помогут». Дети охотно и с интересом читают эти слова и начинают догадываться, что если у кого-то, например, у Никиты, которого на картинке нет, т. к. он, вероятно, за окном, - окуни, то тут котику есть отчего взволноваться: коты любят рыбу. По совету учителя дети пробуют составить свой рассказ про этого кота, основываясь на иллюстрациях и словах, которые они прочитали. Они приучаются прогнозировать то, о чем им предстоит читать на стр. 57. Затем дети перепроверяют свой прогноз, т. е. читают текст на стр. 57. Сначала читается текст вверху страницы. Дети выделяют то, о чем они догадаться сами не могли и что они узнали из текста. Затем прочитывается текст под картинкой, и дети решают, можно ли этот текст вставить в рассказ, который они только что прочитали, и куда лучше его вставить (Видимо, перед последним предложением). Наконец, рассказ озаглавливается. В качестве заглавия могут быть взяты предложения из текста (А кот тут как тут! Или: Ну и котик-коток!) или составлено новое предложение: Кот и окуни. Танин кот и под. Затем рассказ прочитывается еще раз с соблюдением интонации, т. к дети уже поняли, что Танин кот – проказник, но проказник наблюдательный и умный и что рыбу он не просто любит, а очень любит: не смог дождаться, пока Таня, Саня и Никита его рыбкой угостят. Выразительность озвучивания «чужой речи» отрабатывается. 5. В качестве возможной самостоятельной работы – по желанию- учитель может предложить детям прочитать и выучить дома отрывок, из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» со стр. 56 и выделить там буквы, слоги, слова, которые они уже могут прочитать сами. Кто хочет, может поискать в Уголке чтения или в домашней библиотеке интересные книги про проказников-котов и там попробовать читать то, что уже можешь: слоги, слова, предложения.
Примечание: Анализируя опыт обучения грамоте, при котором дети осознают, что знание грамоты и умение выразительно озвучивать чужой текст – это обязательное условие для самостоятельной беседы с книгой, которую хочется взять и прочитать, надо иметь в виду, что новые книги должны появляться в руках учителя лишь раз в неделю. Зато в Уголок чтения дети их по желанию постоянно приносят.. Учитель поощряет обращение к новым книгам тех детей, которые умеют читать, а у не умеющих читать формирует привычку многократно обращаться к уже прочитанным в классе книгам. Например, как вспоминает учительница А., после описанного выше урока, читающие первоклассники принесли в Уголок чтения на следующий день книжку со стихами С. Маршака «Два кота», книгу со стихами Б. Заходера «Кискино горе», и она позволила этим детям в заключение урока прочитать оба произведения вслух для всех, а потом наблюдала, как один из читавших обучал, видимо по личной договоренности, умению читать стишок «Кискино горе» одного из не читающих детей, своего приятеля… Она в этот процесс не вмешивалась, считая такого рода работу естественной внеурочной самостоятельной деятельностью детей с книгой. Вопросы и задания к беседе №3 Задание1. Воспроизведите урок из беседы №3 так, как вы это делали выше, а затем сопоставьте его с уроком №3 из беседы №2. Ответьте, чем эти уроки различаются? Почему? А что их объединяет?
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.008 с.) |