Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беседа 7. Создание каких условий обеспечивает эффективность обучения чтению и облегчает работу учителя?Из дневника учительницы А. …2 октября Наш разговор о приемах, реализующих методический замысел учителя, естественно перерос в разговор об условиях, которые учитель обязан создать в классе для того, чтобы процесс обучения чтению проходил эффективно. Запишу то, о чем говорили и о чем договорились…Вкратце… Наконец-то, мы все поняли, что, если никакими другими способами, кроме личного непосредственного восприятия книг и деятельности с ними (их чтения=рассматривания) ни взрослый, ни тем более ребенок стать читателем не может, то обязательные условия эффективного обучения чтению в начальных классах – это создание учителем при взаимодействии с детьми доступного учащимся книжного окружения и организация повседневной непосредственной деятельности учащихся с детскими книгами из доступного круга чтения – как на уроках, так и во внеурочное время. Этот тезис я, а теперь и мои коллеги, приняли как аксиому, как заповедь учителя=профессионала, который хочет формировать учащихся=читателей, а не перекладывать эту задачу на родителей, соседей и благоприятные обстоятельства, которые складываются для детей далеко не всегда. Чтобы превратить эту аксиому в закон, в каждом классе необходим Уголок чтения. Что такое Уголок внеклассного чтения и как его организовать? Уголок внеклассного чтения – это специально отведенное в классе место, оборудованное так, чтобы первоклассники с первых шагов привыкали к упорядоченному книжному окружению и вырабатывали умение пользоваться им: обращаться к книгам в соответствии с личными возможностями и потребностями, соблюдая при этом все известные им читательские нормы. Основная норма для первоклассника – чувствовать себя в Уголке чтения хозяином, знать, где какие книги находятся, что можно делать в Уголке чтения и чего нельзя. М о ж н о: 1) подходить к книгам в Уголке чтения, если хочется, в любое свободное от уроков время (в частности, на перемене); 2) брать в руки любую книгу, которая интересна, рассматривать ее, читать, листать, но потом ставить на место; 3) приносить в класс и выставлять в Уголке чтения в определенном месте любую книгу, принесенную из дома; 4) выставлять и вывешивать в Уголке чтения на свободном месте любую поделку или рисунок в связи с прочитанным; 5) брать свою книгу (рисунок, поделку) домой, когда считаешь нужным. Н е л ь з я: 1) брать домой без разрешения чужую книгу (поделку, рисунок); 2) шуметь, толкаться, вырывать из рук товарищей книги и т.п., словом, мешать другим ребятам – таким же полноправным хозяевам Уголка; 3) брать книги грязными руками. В соответствии с указанным нормами, содержанием и задачами обучения определяются структура Уголка чтения и его оборудование. В Уголке чтения должны быть: 1. Полки для книг, размещенные так, чтобы ребенок 6-7 лет легко доставал книги с каждой из них. Полок должно быть три: а) для книги (или двух книг во втором полугодии), которая читалась и рассматривалась на комбинированном уроке; б) для книг, которые по желанию принесены учащимися «о том же» из домашней библиотечки; в) для книг, которые принесены учащимися в класс, но не соответствуют теме прошедшего урока (любимые книги и те, которые оставлены детьми для классной библиотечки с предыдущих уроков, и т. п.). На подготовительном этапе обучения чтению расстановка книг на последней, нижней полке свободная: дети перебирают их и систематизируют, как хотят, т. е. по любому признаку (по теме, по размеру, выделяя только сказки и т.п.). К концу этапа все книги на этой полке должны быть расставлены по темам чтения (о Родине, о героях и подвигах, о разных людях, в том числе и о детях, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, о вещах и машинах, сказки, сборник стихов). Расстановку книг по темам и изготовление разделителей осуществляют под руководством учителя сами первоклассники. Они же поддерживают порядок на книжных полках в Уголке чтения, следят, чтобы книги были аккуратно расставлены. 2. Стол, чтобы класть книгу и рассматривать, читать ее индивидуально или вместе с друзьями. 3. Стенд, где вывешиваются рекомендательные задания, а также рисунки учащихся в связи с прочитанным, выставляются поделки. С Уголком чтения первоклассники знакомятся после первого комбинированного урока чтения, и он функционирует в течение всего учебного года (Рис.) Учителя начальных классов, проявляя творчество, создают самые разнообразные по форме Уголки чтения. Но в любом случае не рекомендуется размещать Уголок чтения у двери: практика показывает, что при этом в классе создается сутолока, дети мешают друг другу и взрослым, формирование привычки отключаться при работе с книгой от окружающей обстановки у них затормаживается. Однако плохо, если Уголок чтения в классе организован «для красоты» (полки размещены слишком высоко, порядок в расстановке книг непонятен детям, книги трогать запрещается – а и такое бывает!) или, если, напротив, учитель не рассматривает деятельность учащихся в Уголке чтения как органическую часть обучения и пускает ее на самотек: формированию учащихся=читателей наносится огромный вред. Книги «для интереса», равно как и заброшенные, забытые, случайные книги, к которым все равнодушны, - жалкое и страшное зрелище. И в том и в другом случае можно сразу же определить, что программа обучения чтению не выполняется или реализуется формально. Абсолютно прав В. А. Сухомлинский, утверждающий: «Атмосфера любви к книге, уважения к книге, благоговения перед книгой – в этом заключается сущность школы и педагогического труда. В школе может быть все, но если нет книг, нужных доля всестороннего развития человека, для ее богатой духовной жизни, или если книгу не любят и равнодушны к ней, это еще не школа; в школе может многого не хватать, во многом мы можем быть бедны и скромны, но, если у нас есть книги, нужные для того, чтобы перед нами всегда было открыто окно в мир, это уже школа» (Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа.-М.,1979.-С.57). Обсуждая функцию и состав Уголка чтения и классной библиотеки, мы пришли к выводу, что в современной школе– это, пожалуй, единственное условие, без которого обучать чтению детей нельзя, если, конечно, имеется в виду не простое раскодирование текста, а чтение=общение в круге доступных книг. Все остальные условия, освященные традицией и временем, облегчают работу учителя по обучению детей чтению, разнообразят читательскую деятельность учащихся, формируя у них способность к переносу приобретаемых умений на новый учебный материал в новые условия. Их в классе следует создавать, но не обязательно все, а в зависимости от того, насколько они предпочтительны для учителя, т. е. в какой мере он владеет ими, чтобы разнообразить процесс обучения, но не затягивать его, используя пособие ради пособия… Мы пришли к выводу, что для работы с первоклассниками, учителю надо овладеть умением пользоваться на уроках чтения следующими видами пособий: 1.Азбука в картинках - пособие помогает детям запомнить букву с опорой на предметную картинку. 2.Набор предметных картинок для проведения логических упражнений. Логические упражнения проводятся на каждом уроке обучения грамоте, причем постоянно меняется их содержание и структура. Названное пособие обеспечивает разнообразие логических упражнений. 3.Таблицы по обучению грамоте (Автор: Л. К. Назарова) – это учебное пособие используется при работе с «Азбукой» В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько. В таблицы включены сюжетные и предметные картинки для работы по слого-звуковому анализу слов, схемы-модели, группы слов и связные тексты, позволяющие варьировать учебный материал. 4.Разрезные слоги для классной работы (Авторы: А. В. Кеменова, В. А. Кирюшкин, М.Д. Шевелева) – разрезные слоги предназначены для организации упражнений в составлении слоговых таблиц, в классификации слогов, в составлении и чтении слов и предложений. Цель работы – вооружить первоклассников позиционным принципом чтения, сущность которого заключается в том, что при чтении учитывается позиция букв по отношению к соседним буквам. 5.Лента букв – один из существенных структурных компонентов «Азбуки». Она выполняется как отдельное наглядное пособие, помещается над доской и используется с целью повторения и обобщения изученных букв (Шанько Т. М. «Лента букв и работа с ней», журнал «Начальная школа»,1986,№8,с.45) 6.Фланелеграф (или магнитная доска) – пособие позволяющее быстро прикрепить для фронтальной работы слоги, слова и видоизменять их, заменяя отдельные буквы и части слов. 7.Виды разнообразных букв - из бумаги, пластмассы, с наждачным покрытием, вырезанными из дерева и т.п.. Перечисленные пособия – это тот минимум дидактических средств, который облегчает процесс обучения чтению и учителю, и детям, если учитель по-настоящему владеет этими средствами и передает свой опыт учащимся. Вообще надо сказать, что при овладении дидактическими пособиями каждый учитель, если захочет, может пройти три ступени совершенствования к полноценному методическому мастерству: Ступень первая. Учитель осваивает существующее стандартное пособие в точном соответствии с его целевым назначением. Именно в этом аспекте он находит место применению этого пособия на определенном уроке, но только в том случае, если использование пособия экономит время и силы как того, кто обучает, так и тех, кто обучается. Ступень вторая. Учитель, овладев пособием по его прямому назначению, используя свой опыт и наблюдения за процессом работы с пособием, расширяет поле его применения. Например, создает к Азбуке в картинках дополнительный набор картинок с изображением разных предметов и объектов, названия которых начинаются с данной буквы или включают данную букву во все слоги, составляющие слово. Опыт показывает, что учителю достаточно приготовить по 4-5 таких картинок к нескольким листам азбуки в картинках, как класс, подражая учителю, составит целую картотеку слов=картинок на все буквы русского алфавита. Такая картотека весьма положительно повлияет и на развитие речи учащихся, и на их грамотность. А если к тому же учитель наладит в Уголке чтения работу по узнаванию новых слов, например, путем разгадывания загадок, кроссвордов и т.п., по запоминанию и отысканию слов=названий к тем или иным новым картинкам, то это будет развивать филологические способности, чувство слова у учащихся в целом и снимет эффект «Эллочки-людоедки», когда ограниченность словарного запаса мешает детям и осознать читаемое, и выразить собственные мысли. Ступень третья. Учитель не только совершенствует применение существующих дидактических пособий, расширяя сферу их использования на уроках, но и изобретает необходимые ему в соответствии с его личными особенностями и задатками новые дидактические пособия сам. Например, имевшие широкое и весьма положительное применение в 70-е годы ХХ века таблицы по внеклассному чтению, как известно, впервые были задуманы и изобретены учительницей 733 школы г. Москвы Марией Кирилловной Камшечко. Что представляют собой эти таблицы и зачем они понадобились учительнице? Серии настенных таблиц по внеклассному чтению «В мире книг» были рассчитаны на организацию группового и массового видов читательской деятельности учащихся во внеурочное время, в группах продленного дня. В сущности, каждая таблица организовывала или закрепляла формируемые у детей качества читателя: тип правильной читательской деятельности в доступном круге чтения или в любой книге, осознанность, правильность, беглость чтения текста, развивала читательский кругозор за счет отобранного и представленного на иллюстрациях фонда лучших детских книг, которых может и не быть в конкретном книжном окружении того или иного ребенка, но о существовании которых он непременно должен знать, чтобы узнать их «в лицо» при встрече или найти и прочитать при случае вместе с друзьями. Таблицы приучали детей соблюдать элементарные читательские правила, многократно обращаться к прочитанному, обсуждать и обдумывать его с очень разных сторон, разыгрывать, инсценировать, превращать в литературные игры, кроссворды, классифицировать и систематизировать доступные детские книги по разным признакам. В конечном итоге все задания и вопросы, обращенные к юным читателям с таблиц (а каждая таблица активно использовалась классом в течение недели – от одного урока внеклассного чтения до следующего), как показал опыт их применения, весьма благотворно влияли на общее и литературное развитие детей и готовили их к восприятию особого предмета – литературы в средних и старших классах. Ниже приводятся образцы этих таблиц, уже обработанных специалистами. Вглядитесь в них и вдумайтесь. Хотелось бы вам иметь такие таблицы? Комплекты этих таблиц для каждого класса на все 35 учебных недель издавались и переиздавались в 70-80-е годы ХХ века. Их можно даже найти в школах, которые были озабочены правильным формированием учащихся=читателей. (Рис.) А если в вашем распоряжении их нет, вы можете, используя методические пособия к урокам внеклассного чтения, разработать подобные настенные пособия самостоятельно и сделать их с помощью родителей. Словом, помните, что как и владение методическими приемами, так и использование наглядных дидактических средств при обучении чтению - это и способ совершенствования методического мастерства учителя, и его показатель. Вопросы и задания к беседе 7. Запомнили ли вы условие, без которого при любой индивидуальной одаренности учитель не сможет научить детей чтению=общению? Сформулируйте его. Что мешает современной массовой школе быть Ш К О Л О Й? В каком случае наличие книг в классе – позор для учителя? Расскажите, как должно быть организовано книжное окружение первоклассников, чтобы оно обучало и воспитывало. Перечислите дидактические пособия, которая учительница А. рекомендует иметь в 1 классе к урокам чтения. Охарактеризуйте каждое из них. Вспомните и назовите три ступени мастерства учителя в их использовании. Наконец, - по желанию – продолжите свое самообразование и обратитесь к заданиям «Методического практикума» №
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.004 с.) |