III. Схема конспекта внеклассного мероприятия для 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Схема конспекта внеклассного мероприятия для



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЮ, ПРОВЕДЕНИЮ И ОЦЕНКЕ КОНСПЕКТА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ И РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ.

 

Под редакцией В.Ю. Ереминой, канд.пед.наук, проректора по организационно-методической работе ГБОУ ДПО НИРО;

Авторы - составители:

Еремина В.Ю., Р.Ю.Белоусова, Г.Г.Григорьева, О.Н.Лебедева, Л.С.Сековец, С.А.Фадеева.

Содержание.

Рекомендации по написанию конспекта воспитательного мероприятия в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, детских домах. 2
Решение педагогических ситуаций для воспитателей ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. 13
Решение педагогических ситуаций для воспитателей детских домов. 16
Решение педагогических ситуаций для воспитателей школ-интернатов. 20
Методические рекомендации по разработке воспитательного мероприятия для инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей: подготовка конспекта любой формы организации непосредственно образовательной деятельности как форма квалификационного испытания педагогических работников ДОУ с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. 22
Решение педагогических ситуаций как форма квалификационного испытания педагога с целью подтверждения соответствия занимаемой должности для инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей ДОУ. 30
Методические рекомендации по разработке воспитательного мероприятия для воспитателей ДОУ. 33
Банк заданий для проведения письменных квалификационных испытаний в форме решения педагогических ситуаций для воспитателей ДОУ. 40
Методические рекомендации по разработке воспитательного мероприятия для старших воспитателей ДОУ. 41
Банк заданий для проведения письменных квалификационных испытаний в форме решения педагогических ситуаций для старших воспитателей ДОУ. 43
Подготовка конспекта воспитательного мероприятия как форма квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности специалиста сферы воспитания в ОУ (cоциального педагога, старшего вожатого, воспитателя ГПД). 46
Решение педагогических ситуаций как форма квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности специалиста сферы воспитания в ОУ (cоциального педагога, старшего вожатого, воспитателя ГПД). 55

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНСПЕКТА

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

I. Цель: Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которого выносится суждение о соответствии аттестуемого занимаемой должности. Задача педагога в ходе написания конспекта занятия - продемонстрировать владение воспитательной работой и достаточным уровнем сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации основных направлений воспитательной работы.

 

II. Общие требования к написанию конспекта воспитательного мероприятия

1. При разработке конспекта воспитательного мероприятия аттестуемому  предлагается тема по одному из направлений воспитательной работы, дается 1.5- 2.0  часа для выполнения задания. 

Перечень основных направлений воспитательной работы:

· духовно-нравственное;

· военно-патриотическое;

· гражданско-правовое;

· трудовое;

· физкультурно-оздоровительное;

· художественно-эстетическое;

· экологическое.

2. В ходе написания конспекта воспитательного мероприятия аттестуемый освещает основные аспекты воспитательного мероприятия:

целенаправленность, содержание, методику проведения, результативность.

При разработке конспекта аттестуемый может прописать структуру мероприятия в соответствии со своим индивидуальным видением его построения, особенностями психофизического развития воспитанников.

3. Аттестуемый в квалификационной работе раскрывает содержание воспитательного мероприятия, формулирует его цели и задачи, демонстрирует владение методами и приемами воспитательной работы, обоснованность выбора формы проведения мероприятия, её соответствие поставленной цели, учет индивидуальных особенностей воспитанников и конкретной характеристики группы, в которой будет проводиться мероприятие.

                                

 


Основные этапы работы

Содержание этапа

Деятельность педагога Деятельность воспитанников
1 Цель и задачи    
2 Предварительная подготовка (оформление помещения, анкетирование, музыкальное сопровождение и прочее)    
3 Организационный момент, включающий • постановку цели, которая должна быть достигнута воспитанниками на данном этапе занятия (что должно быть сделано воспитанниками, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) • определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе занятия; • описание методов организации работы воспитанников на начальном этапе занятия, настроя детей на деятельность, предмет и тему занятия (с учетом реальных особенностей детского коллектива, с которым работает педагог)    
4 Ход занятия Данный этап предполагает: • постановку конкретной воспитательной цели перед детьми (какой результат должен быть достигнут воспитанниками на данном этапе занятия); • определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия; • изложение основных положений нового материала, который должен быть освоен воспитанниками; • описание форм и методов изложения (представления) нового материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников с учетом особенностей детского коллектива, в котором работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса воспитанников к новому материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) активности воспитанников в ходе освоения нового материала    
5 Заключительная часть, предполагает: • постановку конкретной цели перед воспитанниками (какой результат должен быть достигнут воспитанниками на данном этапе занятия); • определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия; • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учетом индивидуальных особенностей детей, с которыми работает педагог. • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения воспитанниками нового материала; • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть воспитанников не освоила содержание материала.    
  Рефлексия    

Дата ______________________________________________________________

Подпись______________________________________________________


IV. Общие требования к написанию конспекта воспитательного мероприятия (занятия) воспитателем ДОУ компенсирующего, комбинированного видов

 

1. При разработке конспекта воспитательного мероприятия, аттестуемый определяет образовательную область, тему, программное содержание и продолжительность каждого этапа воспитательного мероприятия (занятия), исходя из предложенного перечня основных направлений воспитательной работы.

Перечень основных направлений воспитательной работы в соответствии с ФГТ:

· физическое;

· познавательно-речевое;

· социально-личностное;

· художественно-эстетическое.

2. В ходе написания квалификационного испытания (конспекта воспитательного мероприятия (занятия), аттестуемый освещает основные аспекты воспитательного мероприятия: целенаправленность, содержание, методику проведения, результативность. При разработке конспекта аттестуемый может прописать структуру мероприятия в соответствии со своим индивидуальным видением его построения, особенностями психофизического развития воспитанников.

3. Аттестуемый в квалификационной работе раскрывает содержание воспитательного мероприятия, формулирует его цели и задачи, демонстрирует владение методами и приемами воспитательной работы, обоснованность выбора формы проведения мероприятия, её соответствие поставленной цели, учет индивидуальных особенностей воспитанников и конкретных характеристик группы, в которой будет проводиться мероприятие.


Этапы работы

Содержание этапа (заполняется педагогом)

Деятельность педагога Деятельность воспитанников 1. Организационный момент       2. Основная часть разрешение проблемы с помощью:         3. Заключительная часть      

Дата ______________________________________________________________

Подпись______________________________________________________


VI. Примерная схема анализа воспитательного мероприятия

Общие сведения

· Название мероприятия.

· Дата и место его проведения. Кто проводит?

· Состав группы учащихся: мальчики, девочки по интересам и др.

· Вид деятельности: входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием.

· Цель мероприятия: на решение каких задач и формирование каких качеств личности воспитанников рассчитано данное мероприятие

· Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности -

соответствие занятия общим воспитательным и коррекционно-развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям.

2. Анализ подготовки мероприятия

2.1. Кто был инициатором данного мероприятия, и как оно готовилось? В чем и как проявлялись активность, самостоятельность и инициатива?

2.2. Методика подготовки мероприятия:

2.3. Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности?

Ход мероприятия

3.1. Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед воспитанниками цели и задачи предстоящей деятельности?

3.2. Насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа?

3.3. Какие знания приобрели воспитанники в ходе мероприятия, какие социальные установки формировались у воспитанников, к какой общественно - полезной деятельности побуждало их занятие, какие жизненно важные ценности формировались?

3.4. Какие выводы сделали воспитанники по ходу и в заключении работы? Каких результатов достигли?

3.5. Как сказалось проведенное мероприятие на формировании общественного мнения группы и отдельных воспитанников на их взаимоотношениях? Каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности?

3.6. Каково его воздействие на отдельных воспитанников:

3.7. Роль и место старших (воспитателя, психолога, приглашенных) на данном занятии.

3.8. Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития взаимоотношений в коллективе группы.

Пример оценки письменной работы педагога

Таблица 2.

Компетенции   Структурные компоненты ПД в области постановки целей и задач педагогической деятельности в области мотивации детской деятельности в области информационной основы педагогической деятельности в области воспитательных программ в области оценки результатов воспитательной деятельности ∑+ Колич. оценок
Целеполагание + + - - + 0,6
Дидактическое обеспечение + - - + + 0,6
Мотивационно-ориентировочная часть - + + + + 0,8
Организация деятельности с воспитанниками + - - + - 0,4
Рефлексивно-оценочная часть + - - + + 0,6
∑+ / Колич. оценок 0,8 0,4 0,2 0,8 0,8  
Итог: 0,6 – соответствие занимаемой должности  

 

 

VIII. РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

как форма квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности специалиста, работающего в специальных (коррекционных) учреждениях

Общие требования к решению педагогических ситуаций:

  1. При проведении квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности педагогу предлагается решить три ситуации (мини-кейса). На выполнение предложенных заданий отводится 1- 1,5 часа.
  2. Выбор ситуаций для квалификационного испытания проводится случайным образом из имеющегося банка ситуаций. Аттестующемуся педагогу предлагается три ситуации из подготовленного для квалификационного испытания набора ситуаций. При оценке результатов будет учитываться конструктивность и обоснованность предложенного способа разрешения сложившейся ситуации: умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах ее возникновения; умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения, умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях; умение учитывать особенности обучающихся; умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации; умение предвидеть результаты воздействия.
  3.  За предложенный вариант по каждой из ситуаций педагог получает от «0» до «3» баллов:

0 баллов – вариант ответа отсутствует или предложенный вариант является антипедагогическим. Предлагается такой вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы обучающихся (нарушение дисциплины, асоциальность, противодействие, конфликтность и т.д.) усилятся. Предложенный вариант может свидетельствовать о попустительстве и равнодушии к происходящему. В ответе может проявиться негативное отношение к другим участникам образовательного процесса, неудовлетворенность собственным социальным положением и др. 

1 балл – приведен вариант разрешения ситуации нейтрального типа, это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится.

Воспитательный и обучающий эффект будут минимальными. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование является не существенным. Решение направлено на то, чтобы «здесь и теперь» ситуация выглядела безпроблемной, а его негативное влияние на поведение и личностные характеристики обучающегося в будущем практически не учитывается.

2 балла – предложенный вариант реагирования направлен на достижение положительного воспитательного и (или) обучающего эффекта. В предлагаемом решении демонстрируется понимающее отношение к обучающимся, учитываются условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не содержит достаточного обоснования, направленность педагога на положительный эффект не подкреплена знаниями об особенностях возраста обучающихся, ведущих потребностях и мотивах, возможных причинах проблемного поведения, последствиях выбранного способа воздействия и др.

3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование. Предложенный вариант будет способствовать достижению определенных (указанных педагогом) целей, формированию позитивных новообразований в форме знаний, умений или качеств личности обучающегося. Обоснование включает анализ педагогической ситуации, изложение возможных причин ее возникновения, постановку педагогических целей и задач; учет особенностей обучающихся; описание возможных ответных реакций обучающихся и других участников инцидента, предвидение результатов воздействия.

      

8.1. Для воспитателей ДОУ компенсирующего и комбинированного видов (с возможными вариантами ответов):

 

1.Оцените поведение взрослого с точки зрения формирования устойчивых представлений о нормах поведения у ребенка.

Сережа 5 лет, погнавшись за бабочкой, не разбирает дороги, спотыкается и падает. Разбив коленку, начинает громко плакать. Воспитатель подходит к ребенку, берет его за руку и громко, настойчиво повторяет: «Не плачь, не плачь! Нельзя быть слабым!» Через несколько дней ситуация повторяется: после полученной прививки мальчик плачет, а взрослый пытается его успокоить: «Ты же мужчина! Стыдно плакать!» Через некоторое время Сережа, став свидетелем того, как Оля прищемила себе дверью палец и заплакала, начал над ней смеяться: «Слабачка, Слабачка!».

Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор. Напишите Ваш вариант ответа объемом не более 1 страницы.

2. Можно ли сделать вывод об уровне интеллектуального развития ребенка 4 лет на основании выполнения им заданий методики «4 лишний»? Какие действия следует предпринять воспитателю, если ребенок выполняет большинство заданий с ошибками?

Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор. Напишите Ваш вариант ответа объемом не более 1 страницы.

3. Как следует реагировать воспитателю на поведение ребенка?

На занятии по рисованию Катя 6 лет после предложения воспитателя нарисовать картину по теме: «Весна пришла» отодвигает от себя листок со словами: «Я не умею рисовать. У меня ничего не получится».

Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор. Напишите Ваш вариант ответа объемом не более 1 страницы.

4. Оцените положение ребенка в группе и приемы педагогического воздействия, используемые воспитателем.

Войдя в групповую комнату после прогулки, воспитатель обнаруживает на полу разбитый горшок с традесканцией, рассыпанную землю. Некоторые дети, переодевшись быстрее, уже вошли в группу, другие – и среди них Олег – находятся в раздевалке. Звучит вопрос воспитателя: «Кто разбил горшок?». Многие дети кричат: «Это Олег, Олег! Он всегда все портит!». Воспитатель подзывает к себе Олега и спрашивает: «Опять хулиганишь? Становись в угол».

Варианты ответа:

- ребенку нужны жесткие методы контроля поведения;

- ребенок нуждается в специальном обследовании по поводу гиперактивности;

- необходим дифференцированный подход, учитывающий индивидуальность каждого ребенка.

Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор. Напишите Ваш вариант ответа объемом не более 1 страницы

 

5. Несколько детей в группе стали играть в прятки. Они громко кричали и бегали. Воспитательница готовила материал к занятию. Зашла заведующая и сделала замечание, после этого все играющие дети были наказаны.

Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор. Напишите Ваш вариант ответа объемом не более 1 страницы

 

6. Согласны ли вы с утверждением воспитателя: «Я хорошо освоила методику воспитательной работы с дошкольниками. Умею найти общий язык с родителями, добиться того, чтобы они прислушались к моим советам. В своей работе я совсем не пользуюсь компьютером и считаю, что информационные технологии совсем не нужны в работе воспитателя».

Объясните свой ответ и напишите его объемом не более 1 страницы

 

7. Катя подходит к уголку с игрушечной мебелью, перебирает посуду, стоящую на столе, берет в руки куклу, рассматривает ее платье, расстегивает его, снимает и откладывает куклу в сторону. Рядом Оля сидит около кукольной кроватки, вынимает из нее постельные принадлежности и снова кладет их на место. Обе девочки совсем не обращают внимания друг на друга, не разговаривают между собой и не общаются с игрушками.Оцените уровень развития игровой деятельности старших дошкольников. 

Объясните свой ответ и напишите его объемом не более 1 страницы

 

8. Сережа играет в «стройку» (погрузка и перевозка кубиков, складывание дома, снова перевозка и т. д.), сопровождая игру комментариями: «Сейчас нагружу кирпичи и отвезу на стройку. Вот мой грузовик, а там будет стройка. Все, я поехал. Давай, сгружай кирпичи...». Подходит Оля с мишкой в руках и сажает его в грузовик. Сережа с яростью выкидывает игрушку. Разгорается конфликт между детьми.

Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор. Напишите Ваш вариант ответа объемом не более 1 страницы

9. В детский сад обратилась мама пятилетнего Коли с жалобой на воспитателя. Она считает, что воспитатель не должна заставлять ребенка убирать за собой игрушки, для этого есть нянечка. Ребенок должен развиваться, а не заниматься уборкой.

Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор. Напишите Ваш вариант ответа объемом не более 1 страницы.

10. Андрей 6,5 лет пытается сложить из бумаги поделку на основе схемы оригами. Схема сложная, и самостоятельно справиться с работой мальчик не может.

Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор. Напишите Ваш вариант ответа объемом не более 1 страницы

8.2. Для воспитателей детских домов:

Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор. Напишите Ваш вариант ответа объемом не более 1 страницы.

1. Проанализируйте предложенную ситуацию с точки зрения реализации определенных принципов воспитания. Какие методы воспитания были использованы учительницей и в чем их эффективность применения?

Костя шел по коридору, и вдруг он решил на стене нарисовать рожицу своего друга. Воспитатель, Наталья Александровна, видевшая это, подошла и сказала, что придется ему самому вымыть стену. Костя стал ожесточенно тереть пятна. Скоро они исчезли, но свежевымытая полоса отчетливо выделялась на стене. Тогда он решил промыть всю стену коридора. За этим занятием его застала директор детского дома.

— Решил помочь тете Маше?

Костя утвердительно махнул головой. Вечером воспитатель перед всей группой детей громко заявила:

— Мы от всей души должны поблагодарить Костю за помощь тете Маше, которую он добровольно оказал ей вчера. Костя видел одобрительные взгляды товарищей. Сам не зная почему, мальчик вдруг встал.

— Я совсем не хотел помочь...— и рассказал, как было дело.

— Я всегда. Костя, считала, что ты — честный человек,— заметила воспитательница.— А с этой минуты буду верить тебе еще больше. И все ребята будут тебя уважать, если будешь поступать так же честно, как сегодня.

 

2. У Веры пропал набор разноцветных фломастеров. Вера со слезами побежала к воспитателю Инне Николаевне. Вечером, когда дети собрались идти гулять, Инна Николаевна спокойно зашла в класс, сняла очки и внимательно посмотрела на всех, задерживая внимание на каждом из них. И вдруг обратилась к детям:

Варианты

«Кто взял фломастеры, сейчас же их вернет».

«Мы не пойдем гулять, пока не вернет фломастеры тот, кто их взял».

«Мы сейчас пойдем гулять, а тот, кто взял фломастеры отдаст их Вере».

«Ребята, а ведь никто и не брал у Верочки фломастеры. Здесь я вижу просто шутку. Считаю до тридцати. Закроем глаза. И мы увидим, как эти фломастеры сейчас появятся».

Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор. Напишите Ваш вариант ответа объемом не более 1 страницы

3. Ребята вместе с воспитателем пошли вскапывать лунки для деревьев в саду. Ребятам объяснили, как нужно выполнять эту операцию, и они с готовностью взялись за работу. Воспитательница подходила то к одному воспитаннику, то к другому, подбадривала их. Дело спорилось. Но через полчаса энтузиазм детей иссяк: многие просто стояли, опершись на лопаты.

Никакие уговоры не помогали, воспитательница начала покрикивать на ребят, спорила с ними, нервничала и даже отдельных называла «лодырями». Дети рывками брались за работу, но дело вперед не двигалось.

Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор. Напишите Ваш вариант ответа объемом не более 1 страницы

 

4. С наступлением весны прибавилось работы на школьной усадьбе: убрать территорию, вскопать клумбы, посадить молодые деревья и т, п. Вся территория была разбита на участки, которые закрепили за классами. Выбрали главного, которого называли командиром. Воспитатель шел с лопатой где-то сзади, шутил с ребятами и ожидал от командира указаний, где и что делать. Порученное дело выполнялось старательно, При этом находил время шутить и поглядывать на работу ребят. По окончании работы командир увидел плохо выполненную работу и обратился к воспитателю:

- Николай Евгеньевич, скажите им что-нибудь. Саша. Коля и Женя плохо выбрали дерн и не хотят переделывать.

 - Товарищ командир, - с серьезностью в тоне громко ответил воспитатель, поглядывая на непослушную тройку, - а я при чем? Ты командуй. Не выполнят - после будут работать. Или как вы там решите на совете отряда.

Командир, несколько разочарованный, пошел «командовать» дальше.

Вникните в ситуацию и дайте ей оценку.

Как вы оцениваете действия воспитателя?

Правильно ли, что воспитатель выполняет пассивную роль?

Какие пути и способы формирования актива кажутся вам наиболее приемлемыми?

а) Актив лучше всего формировать из воспитанников, которые имеют примерное поведение, выполняют все поручения воспитателя. Своим авторитетом они будут положительно влиять на своих одноклассников. Вот из таких ребят воспитатель и назначает активистов.

б) Основываясь на демократических принципах, воспитатель рекомендует воспитанникам выдвигать в состав актива своих товарищей. Тех кандидатов, которые, по его мнению, не подходят к выполнению руководящих функций, он решительно отвергает.

в) Воспитатель хорошо знает воспитанников, их особенности. Он заранее обдумывает, кого можно ввести в состав актива. Воспитатель предлагает детям свои кандидатуры, убеждает их в необходимости избрать их в актив.

г) Активисты - это те воспитанники, которые сознательно выполняют требования руководителя, оказывают помощь воспитателю в организации жизни и деятельности коллектива. Поэтому актив не избирают. Он формируется в процессе активной коллективной деятельности.

Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор. Напишите Ваш вариант ответа объемом не более 1 страницы

 

5. Воспитатели до сих пор по-разному относятся к выборам органов самоуправления. Из приведенных суждений выберите наиболее приемлемые с позиций демократизации детского дома.

а) Независимо от того, на какой стадии развития находится коллектив, воспитателю необходимо иметь прочную опору. Поэтому следует назначить в органы самоуправления наиболее преданных ребят. Ведь учащиеся еще не настолько зрелые в социальном отношении, чтобы самостоятельно избирать своих руководителей.

б) При сформированности коллектива воспитатель в полной мере предоставляет право учащимся избрать органы самоуправления на основе полной демократии. Ведь ребята хорошо знают своих товарищей и вполне могут доверять им функции руководства.

в) В избрании органов самоуправления необходимо опираться на актив. Воспитатель вместе с активистами решает, кого избрать в состав органов самоуправления, и информирует об этом остальных членов коллектива.

Объясните Ваш выбор. Напишите Ваш вариант ответа объемом не более 1 страницы

 

6. Какое влияние, на ваш взгляд, может оказывать коллектив на формирование личности?

а) Коллектив оказывает большое отрицательное влияние на личность. Ведь в коллективе осуществляется нивелирование, подавление личности. Слабовольные учащиеся легко попадают под влияние коллективного мнения, в них разрушается индивидуальное богатство, своеобразие. Личность становится безвольной.

б) Сущность развития личности заключается в конкурентной борьбе между членами коллектива. Здесь действует биологический закон естественного отбора, выживания. Победит тот, кто более развит, более умен, более настойчив. Поэтому в остальных тоже формируются качества, которые способствовали бы выживанию. Коллектив - это прекрасная арена борьбы. Здесь каждая личность может показать себя, закалить.

в) Коллектив играет лишь второстепенную роль в формировании личности. Ведь развитие человека детерминировано биологическими факторами. Поэтому влияние среды, коллектива мало что может внести в генетическую программу развития личности. Разве что подавить в определенной мере отдельные стороны генотипа,

г) Коллектив играет огромную роль в формировании личности. Если личность попадает в хороший коллектив, то в совместной деятельности формируются прекрасные человеческие качества: коллективизм, товарищество, чувство добра, гуманизм, правдивость, скромность, трудолюбие.

 

7. В педагогических коллективах детских домов продолжаются дискуссии вокруг вопроса: нужны или нет единые требования к детям в воспитании? Скрупулезное соблюдение единых правил некоторые считают своеобразным способом насилия над личностью, нарушением демократии. Как вы относитесь к этому? Из приведенных альтернатив выберите ту, которая отражает вашу точку зрения.

а) Единые требования не нужны вовсе. Они предполагают одинаковый подход к детям, тогда как каждый ребенок обладает индивидуальными физическими и психическими особенностями. Применяя единые требования, мы занимаемся нивелированием личности, подавлением ее индивидуальных особенностей. Это может привести к появлению некоторых средних личностей.

б) Единые требования обязательны в каждом воспитательном учреждении. Если воспитанники будут знать, что все воспитатели будут предъявлять единые требования, им придется соразмерять свои поступки с установленными требованиями. Но охватить все стороны жизни воспитанников невозможно. Поэтому в требованиях следует отразить главное из тех отношений, в которые дети вступают с окружающими. Но единые требования должны основываться на педагогически целесообразной платформе.

в) Выработка единых требований - занятие бессмысленное. Ведь это нереально. Каждый воспитанник является неповторимой индивидуальностью. Создавать единые требования - это насилие над личностью, лишение ее возможности развития и воспитания в соответствии с программой биологического наследования.

г) Единые требования нужны и для воспитанников, и для воспитателей. Воспитатели будут четко представлять, какие требования следует предъявлять к воспитанникам. Воспитанники, зная систему требований, будут их выполнять, что будет способствовать формированию целесообразных умений и навыков в поведении. Но надо позаботиться о выработке очень подробных требований, рассчитанных на все случаи жизни.

 

8. В детский дом поступил новый ребенок. Он был очень активным, агрессивным и все время обзывался. «Перевоспитаем», - сказала воспитательница, увидев его. Что вы понимаете под «перевоспитанием»? Из приведенных ответов выберите правильный, проанализируйте ошибочность остальных.

а) Перевоспитание - это воздействие воспитателя на личность воспитанника с целью побудить его к положительным действиям.

б) Перевоспитание предполагает целенаправленное воздействие воспитателя на перестройку неправильно сложившихся у воспитанника взглядов, суждений, особенностей поведения, осложняющих процесс формирования личности.

в) Под перевоспитанием следует понимать резкое торможение негативных особенностей поведения.

г) Перевоспитание направлено на внушение воспитаннику критического отношения к себе, к своим действиям с целью отказа от них.

 

9. Часто воспитанник младшего школьного возраста вызывает раздражение у воспитателя, когда не понимает его объяснений. Его упрекают в невнимательности, в том, что он не «думает». Нужны ли эти упреки? Как они действуют на ребенка?

Упреки не нужны, так как у детей младшего школьного возраста слабее внутреннее активное торможение, которым внимание сознательно удерживается на заданном объекте. Поэтому оно отвлекается и рассеивается.

Упреки и выражение отрицательных эмоций воспитателя являются сильным раздражителем, который не мобилизует, а блокирует активное внимание ребенка, подавляет способность воспринимать, соображать.

Упреки не нужны, так как утомляют центральную нервную систему ребенка.

Упреки нужны, так как они активизируют познавательную деятельность ребенка

Объясните Ваш выбор. Напишите Ваш вариант ответа объемом не более 1 страницы

 

10. Чаще всего дети воспринимают воспитателя как учителя, наставника, а Вы бы хотели, чтобы воспринимали Вас как друга. Что Вы для этого сделаете?

Буду вести себя как старший друг.

Педагог не может быть другом для детей.

Постараюсь угождать им во всем, что они пожелают.

Постараюсь наладить взаимоотношения сотрудничества.

 Объясните Ваш выбор. Напишите Ваш вариант ответа объемом не более 1 страницы

 

11. Диме 13 лет и он часто вступает в конфликт со сверстниками и взрослыми, ведет себя вызывающе, демонстративно проявляет отказ. Воспитательница решает пригласить мальчика на педсовет и обсудить его поведение. Может ли эта мера дать положительный результат? Может ли педсовет устранить причины, вызвавшие нежелательное поведение?

Нет, не может. Педсовет не имеет возможности установить причины, вызвавшие нежелательное поведение подростка (во всей совокупности и глубине). Обвинение ребенка преобладает над попытками что-то понять, в чем-то действительно разобраться.

Да, может. Ребенок осознает свое неправильное поведение. Ему будет стыдно.

Огромная массивность воздействия ситуации педсовета соответствует психофизическим возможностям подростка.

 

 12. Вы видите, что ребята не воспринимают, отторгают Ваши предложения, требования, но и взамен ничего не предлагают. Как быть?



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.127 с.)