Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельность как способ существования общества↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Задание 1. Прочитайте высказывания. Какие аспекты поведения затрагивают авторы? Ф.Ларошфуко: «Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению». И.Гёте: «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик». У.Теккерей: «Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу». Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста. • Структуру деятельности составляют: …………………………, объект; …………………….., • Важную роль в совершении деятельности играют: цель; средства; ………………………….,
• А. Маслоу предложил следующую классификацию потребностей:
физиологические; ……………………, социальные; ……………………, духовные. • Практическая деятельность бывает: ……………………., социальная.
• В зависимости от результатов деятельность подразделяется на: ………………………., разрушительную. • В зависимости от форм деятельности выделяют: трудовую деятельность; ………………………., ……………………….., творческую деятельность; ……………………………., ……………………………., преподавательскую деятельность. Задание 3. Составьте логическую схему, используя ключевые понятия. «Деятельность», «структура деятельности», «субъект деятельности», «объект деятельности», «орудия деятельности», «цель», «средства», «поведение», «действия», «мотив», «потребности (первичные, вторичные)», «виды деятельности». Задание 4. Поступки человека часто зависят от его воли и желания. Об одном человеке можно сказать: «У него есть сила воли», а о другом: «Он безвольный». Выскажите свое мнение о том, что такое воля. Прочитайте высказывания. Как авторы объясняют смысл этого качества? Почему воля необходима человеку? Платон: «Воля — целеустремленность, соединенная с правильным рассуждением». Л.Фейербах: «Воля — стремление к счастью». Г.Гегель: «Если воля цепляется только за мелочи, то она превращается в упрямство»; «Воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля: бесхарактерный никогда не доходит до решения». Б. Шоу: «Там, где нет воли, нет и пути». Л.Н.Толстой: «Что назначено непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что». И.М.Сеченов: «Волевой человек хочет, а безвольный — только хочет хотеть». • А. Бестужев-Марлинский: «Что такое воля, как не мысль, переходящая в дело». • А.Сухомлинский: «Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. Долженствование — главный источник воли». И. Шиллер: «Воля есть отличительный признак человеческого рода, а сам разум — только вечное правило для руководства волею». А. Шопенгауэр: «Бытие мира, по моему учению, объясняется всемогуществом воли... В самом деле, если воля человека может иногда сделать то, что считалось только во власти дьявола, то в ее власти совершить и то, что до сих пор приписывается только всемогуществу богов». Задание 5. Как известно, деятельность имеет целенаправленный характер. Какую роль отводят авторы приведенных высказываний цели деятельности человека? Как взаимосвязаны цель и средства? М.Монтень: «Благородная цель облагораживает деятельность во имя этой цели». Г. Мурей: «Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может». И.Гёте: «Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь, подобно звездам, спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели»; «Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других; в силу чего из всей их деятельности ничего не выходит или выходит обратное тому, к чему они стремились». К. Маркс: «Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель». И.Шиллер: «Человек вырастает по мере того, как растут его цели». Г.Гегель: «Истина средства заключается в его адекватности цели». Ф.Лассаль: «Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели». В.О.Ключевский: «Исторический процесс вскрывается в явлениях человеческой жизни, известия о которых сохранились в исторических памятниках или источниках. Явления эти необозримо разнообразны, касаются международных отношений, внешней и внутренней жизни отдельных народов, деятельности отдельных лиц среди того или другого народа. Все эти явления складываются в великую жизненную борьбу, которую вело и ведет человечество, стремясь к целям, им себе поставленным».
Развитие общества Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением. Экстенсивный путь развития — это процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений. Революция — это качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени. Эволюция — это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития. Развитие общества — это постепенные, медленные, количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние. Развитие — это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся в некоторых случаях на насилие. Изменение — это увеличение производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных площадей в земледелии. Социальные изменения — это использование новых методов производства, опирающихся на достижения научно-технического прогресса. Интенсивный путь развития — это различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста. • В социологии для характеристики движения общества употребляются понятия: социальное развитие; ……………………….., • Выделяются четыре вида социальных изменений: структурные; ……………………….., ……………………….., мотивационные. • Г. Гегель выявил основные принципы диалектики: ……………………………, единство противоположностей; ……………………………... • В зависимости от скорости протекания развитие бывает: эволюционным; ………………………………... • Революции бывают: …………………………………..; долговременные. • К долговременным революциям относятся: неолитическая революция; ………………………………... • В характеристике процесса развития применительно к экономике выделяют: ………………………………..; интенсивный путь развития. Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях. • Диалектика изучает искусство спора, диалога. • Различные изменения не связаны между собой; изменения одного вида не влекут за собой изменений других видов. • Античные диалектики представляли мир неизменным, они выделяли категорию развития как возникновение чего-то нового. • Понимание развития как процесса количественных изменений произошло в средневековой христианской философии. • Диалектические противоположности по концепции Г. Гегеля не связаны между собой. Задание 4. Прочитайте высказывания. О каких законах диалектики говорят авторы? Приведите свои примеры, иллюстрирующие эти законы. Г. Гегель: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого»; «Нечто жизненно, только если оно... в состоянии вмещать в себя... противоречие и выдерживать его». Ф.Энгельс: «Качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)». К. Поппер: «Если мы приглядимся немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обнаружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтверждают всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявляется иногда структура, которую можно, пожалуй, описать с помощью слова "полярность". Пример такой структуры — существование положительного и отрицательного электричества». К.Маркс: «Не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». В.И.Ленин: «Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности — при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга». В. Л. Комаров: «Если бы жизнь на Земле, раз возникнув, возрастала затем только количественно, то поверхность Земли покрылась бы толстым слоем студени, подобной той, которую и теперь вырабатывают бактерии, амебы и другие близкие к ним организмы. Но количество имеет свойство переходить в качество. При этом массы веществ, находящихся в различных взаимоотношениях (химических, физических и пр.) с внешней средой, приобретают различные качества, или, как говорят, дифференцируются. Однообразная масса становится разнородной». М.Гесс: «Необходимостью человеческого развития, истории развития или естественной истории, необходимостью творческой истории людей является их взаимное разрушение, происходящее из противоречий их общения внутри их обособления в единичность. История возникновения человеческой сущности или человечества является прежде всего саморазрушением этой сущности». Задание 5. На основе текста дайте характеристику основных черт диалектики. В.И.Ленин: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; — "перерывы постепенности"; — превращение количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; — взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, — таковы некоторые черты диалектики, как... учения о развитии». Задание 6. Сравните точки зрения Г.Гегеля и Ф.Энгельса на движущую силу исторического развития. Какая из них вам кажется более верной? Используя свои знания по истории, выскажите свое мнение о том, что влияет на процесс исторического развития. Ф.Энгельс: «У Гегеля зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития. И в этом заключается двоякий смысл. С одной стороны, каждый новый шаг вперед необходимо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом против старого, отживающего, но освященного привычкой порядка. С другой стороны, с тех пор как возникла противоположность классов, рычагами исторического развития сделались дурные страсти людей: жадность и властолюбие». Задание 7. Прочитайте высказывание, характеризующее революцию. Почему автор дает негативную оценку революции? Приведите примеры из истории, подтверждающие эту точку зрения. М.Райман: «Революция — не закономерный этап, а продукт общественного кризиса, неспособность властных структур открыть простор для необходимых новаций. Революция — решение крайнее и болезненное, деструктивные аспекты доминируют... Революция выступает не только против старой власти, но и против модернизации в целом». Культура и цивилизация Задание 1. Заполните таблицу, вписав в нее определения понятий.
... — это совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, совокупность отношений людей к природе, между собой и к самим себе. ... — это следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к упорядоченным совместным действиям с другими людьми; совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру; качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Задание 2. Допишите недостающие понятия. • Культура имеет проявления в двух сферах жизни человечества: материальной; …………………………... • В соответствии с периодами исторического развития выделяют цивилизации: …………………………….; средневековые; ………………………….. • В соответствии со спецификой развития различают цивилизации: ……………………………….; ……………………………….; смешанные. • В соответствии с уровнем организации государственно-политических институтов цивилизации делят на: первичные (государство является политико-религиозной организацией); ………………………………. • В соответствии с уровнем экономического развития выделяют цивилизации: ………………………..; индустриальные; …………………………... • В каждой цивилизации можно выделить четыре подсистемы: ………………………….; экономическую; ………………………….; культурную. • Доиндустриальными цивилизациями считаются: Древняя Индия; ………………..............; государства мусульманского Востока; …………………………; ………………………….; цивилизации Средневековья. Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях. • Духовная сфера включает в себя все предметы материального мира, созданные человеком. • Культура предстает как природа естественная, стоящая над сотворенной человеком так называемой второй природой. • Достоинством цивилизационного подхода является обращение к социально-экономическим факторам развития, которые, несомненно, оказывали значительное воздействие на общество. • Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура — это совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта, в то время как цивилизация— выражение и результат самоопределения воли народа и индивида (культурный человек). • Под глобализацией мирового сообщества понимается процесс обособления народов. Задание 4. Прочитайте высказывание. В каком смысле здесь употребляется понятие «культура»? На основе этого высказывания сделайте вывод о значении культуры в развитии человечества. Из «Лунь юй» («Беседы и высказывания») — собрания высказываний Конфуция, составленного его учениками: «Учитель говорил: — Если естество в человеке одолеет культуру — получится дикарь. Если культура одолеет естество — получится книжник. Лишь тот, в ком естество и культура уравновешены, может стать достойным мужем». Задание 5. Перед вами две точки зрения на проблему взаимодействия цивилизаций. Охарактеризуйте каждую из них. Используя примеры из истории и современности, приведите доводы в пользу той и другой точки зрения. Н.Я.Данилевский: «Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя, при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествующих или ему современных цивилизаций». В.С.Соловьев: «Помимо того внешнего влияния или воздействия, которое допускается Данилевским, повсюду и всегда самые образующие духовные начала воспринимались друг от друга народами самых различных племен и культурно-исторических типов... человечеству, как единому и солидарному целому, дано или задано одно общее дело, в котором различные народы и группы народов участвуют в различной мере, вырабатывая на своей национальной почве образовательные начала с более или менее широким общечеловеческим значением и передавая эти всемирно-исторические начала и идеи другим народам и группам народов не для "почвенного удобрения" их национальных культур, а для дальнейшего развития и осуществления самих этих начал в их человеческом содержании» Задание 6. Как вы понимаете следующее высказывание? На его основе определите отличие понятий «цивилизация» и «цивилизованность». «Уровень цивилизованности общества во многом определяется тем, насколько комфортно себя в нем чувствуют люди, не имеющие по тем или иным причинам возможности полноценно участвовать в производительном труде, самостоятельно обеспечивать себя необходимыми социальными благами. В их числе люди пожилого возраста, женщины-домохозяйки, учащаяся молодежь, а также физически неполноценные». Общественный прогресс Задание 1. Заполните таблицу, вписав в нее определения понятий.
... — это процесс, в результате которого уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы. ... — это развитие производительных сил (орудий труда), включая развитие самого человека. ... — это переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным, что связано с повышением уровня организации системы. Задание 2. Исправьте- ошибки в предложениях. • Прогресс и регресс не взаимосвязаны; в процессе развития никогда не сочетаются прогрессивные и регрессивные тенденции. • Современные представления о прогрессе предполагают борьбу людей с живой и неживой природой, высокие достижения науки и техники, освобождение на этой основе от пагубных физических недостатков, болезней, высокой смертности и т.д. • Общая совокупность социальных изменений в историческом масштабе от первобытного общества к современному может быть охарактеризована как регрессивное развитие. • Одной из основных закономерностей развития общества является обратимость социального прогресса в масштабе всемирной истории. • Одна из важнейших особенностей социального прогресса — снижение его темпов, или «замедление ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательному развитию общества в современную эпоху в ее сравнении с прошлым. • Различные исторические примеры доказывают, что большее влияние оказывает менее развитый народ на более развитый. Задание 3. Вы знаете, что является объективным критерием прогресса. Какие критерии прогресса называют авторы приведенных высказываний? Согласны ли вы с их точкой зрения? Аргументируйте свой ответ. Н.Г.Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах... Стало быть, основная сила прогресса — наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний». • И.Герцен: «Прогресс человека — процесс содержания мысли»; «Прогресс — неотъемлемое свойство созидательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью». Г. Спенсер: «Прогресс — не случайность, а необходимость». П.Л.Лавров: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости — вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом». Н.Г.Чернышевский: «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан». Л.Н.Толстой: «Общественный прогресс истинный — в большем и большем единении людей». Ф.Д.Рузвельт: «Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало». Б.Ауэрбах: «Неудовлетворенность — источник не только страданий, но и прогресса в жизни отдельных людей и целых народов». Вейтлинг: «Тот, кто верит в прогресс, не должен считать совершенным ни одно учение. Если он и не знает более совершенного, это не должно служить основанием тому, чтобы сомневаться в возможности существования такого учения. Но, указывая недостатки, нужно уметь доказать их наличие и понимать, как их устранить, иначе ты будешь только хулителем, а не улучшателем»; «Человечество никогда не достигнет высшего идеала совершенства, иначе пришлось бы предположить наступление застоя в его духовном развитии». Задание 4. На основе приведенных ниже высказываний сделайте вывод о взаимосвязи прогресса и регресса. К. Маркс: наряду с прогрессом «...постоянно наблюдаются случаи регресса и кругового движения». Ф.Энгельс: «Каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях». В.И.Ленин: «Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно». Задание 5. Прочитайте текст. Что автор говорит о пределах развития человечества? Что позволяет ему это утверждать? Какая закономерность развития общества была замечена автором? Ж. А. Кондорсе: «Чтобы показать путем рассуждения и фактами, что не было намечено никакого предела в развитии человеческих способностей, что способность человека к совершенствованию действительно безгранична, что успехи в этом совершенствовании отныне независимы от какой бы то ни было силы, желающей его остановить, имеют своей границей только длительность существования нашей планеты, в которую мы включены природой. Без сомнения, прогресс может быть более или менее быстрым, но никогда развитие не пойдет вспять».
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.184.186 (0.01 с.) |