Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность как способ существования общества

Поиск

Задание 1. Прочитайте высказывания. Какие аспекты поведе­ния затрагивают авторы?

Ф.Ларошфуко: «Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению».

И.Гёте: «Поведение — это зеркало, в котором каждый показы­вает свой лик».

У.Теккерей: «Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу».

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Структуру деятельности составляют:

…………………………,

объект;

……………………..,

• Важную роль в совершении деятельности играют:

цель;

средства;

………………………….,

 

• А. Маслоу предложил следующую классификацию потребно­стей:

 

физиологические;

……………………,

социальные;

……………………,

духовные.

• Практическая деятельность бывает:

…………………….,

социальная.

 

• В зависимости от результатов деятельность подразделяется

на:

……………………….,

разрушительную.

• В зависимости от форм деятельности выделяют:

трудовую деятельность;

……………………….,

………………………..,

творческую деятельность;

…………………………….,

…………………………….,

преподавательскую деятельность.

Задание 3. Составьте логическую схему, используя ключевые понятия.

«Деятельность», «структура деятельности», «субъект деятель­ности», «объект деятельности», «орудия деятельности», «цель», «средства», «поведение», «действия», «мотив», «потребности (пер­вичные, вторичные)», «виды деятельности».

Задание 4. Поступки человека часто зависят от его воли и жела­ния. Об одном человеке можно сказать: «У него есть сила воли», а о другом: «Он безвольный». Выскажите свое мнение о том, что такое воля. Прочитайте высказывания. Как авторы объясняют смысл этого качества? Почему воля необходима человеку?

Платон: «Воля — целеустремленность, соединенная с правиль­ным рассуждением».

Л.Фейербах: «Воля — стремление к счастью».

Г.Гегель: «Если воля цепляется только за мелочи, то она пре­вращается в упрямство»; «Воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля: бесхарактерный никогда не доходит до решения».

Б. Шоу: «Там, где нет воли, нет и пути».

Л.Н.Толстой: «Что назначено непременно исполнить, то ис­полняй несмотря ни на что».

И.М.Сеченов: «Волевой человек хочет, а безвольный — толь­ко хочет хотеть».

• А.      Бестужев-Марлинский: «Что такое воля, как не мысль, переходящая в дело».

• А.Сухомлинский: «Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. Долженствование — главный источник воли».

И. Шиллер: «Воля есть отличительный признак человеческого рода, а сам разум — только вечное правило для руководства во­лею».

А. Шопенгауэр: «Бытие мира, по моему учению, объясняется всемогуществом воли... В самом деле, если воля человека может иногда сделать то, что считалось только во власти дьявола, то в ее власти совершить и то, что до сих пор приписывается только все­могуществу богов».

Задание 5. Как известно, деятельность имеет целенаправлен­ный характер. Какую роль отводят авторы приведенных высказы­ваний цели деятельности человека? Как взаимосвязаны цель и средства?

М.Монтень: «Благородная цель облагораживает деятельность во имя этой цели».

Г. Мурей: «Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может».

И.Гёте: «Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь, подобно звездам, спокой­но, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели»; «Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других; в силу чего из всей их деятельности ничего не выходит или выходит обратное тому, к чему они стремились».

К. Маркс: «Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель».

И.Шиллер: «Человек вырастает по мере того, как растут его цели».

Г.Гегель: «Истина средства заключается в его адекватности цели».

Ф.Лассаль: «Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной при­родой цели».

В.О.Ключевский: «Исторический процесс вскрывается в явле­ниях человеческой жизни, известия о которых сохранились в ис­торических памятниках или источниках. Явления эти необозримо разнообразны, касаются международных отношений, внешней и внутренней жизни отдельных народов, деятельности отдельных лиц среди того или другого народа. Все эти явления складываются в великую жизненную борьбу, которую вело и ведет человече­ство, стремясь к целям, им себе поставленным».

 

Развитие общества

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Экстенсивный путь развития это процесс движения и взаи­модействия предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений.

Революция это качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени.

Эволюция — это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человечес­кого общежития.

Развитие общества — это постепенные, медленные, количе­ственные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние.

Развитие — это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отноше­ний, носящие всеобщий характер и опирающиеся в некоторых случаях на насилие.

Изменение — это увеличение производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуа­тации рабочей силы, расширения посевных площадей в земледе­лии.

Социальные изменения это использование новых методов про­изводства, опирающихся на достижения научно-технического прогресса.

Интенсивный путь развития — это различные перемены, про­исходящие в течение некоторого времени в социальных общно­стях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношени­ях друг с другом, а также с индивидами.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• В социологии для характеристики движения общества упо­требляются понятия:

социальное развитие;

………………………..,

• Выделяются четыре вида социальных изменений:

структурные;

………………………..,

………………………..,

мотивационные.

• Г. Гегель выявил основные принципы диалектики:

……………………………,

единство противоположностей;

……………………………...

• В зависимости от скорости протекания развитие бывает:

эволюционным;

………………………………...

• Революции бывают:

…………………………………..;

долговременные.

• К долговременным революциям относятся:

неолитическая революция;

………………………………...

• В характеристике процесса развития применительно к эконо­мике выделяют:

………………………………..;

интенсивный путь развития.

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

• Диалектика изучает искусство спора, диалога.

• Различные изменения не связаны между собой; изменения одного вида не влекут за собой изменений других видов.

• Античные диалектики представляли мир неизменным, они выделяли категорию развития как возникновение чего-то нового.

• Понимание развития как процесса количественных измене­ний произошло в средневековой христианской философии.

• Диалектические противоположности по концепции Г. Гегеля не связаны между собой.

Задание 4. Прочитайте высказывания. О каких законах диалек­тики говорят авторы? Приведите свои примеры, иллюстрирую­щие эти законы.

Г. Гегель: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и мож­но было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бы­тием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытес­няют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходи­мость и составляет жизнь целого»; «Нечто жизненно, только если оно... в состоянии вмещать в себя... противоречие и выдерживать его».

Ф.Энгельс: «Качественные изменения — точно определен­ным для каждого отдельного случая способом — могут происхо­дить лишь путем количественного прибавления либо количествен­ного убавления материи или движения (так называемой энер­гии)».

К. Поппер: «Если мы приглядимся немного к этим так называ­емым противоречивым фактам, то обнаружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтверждают всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявляется иногда структура, ко­торую можно, пожалуй, описать с помощью слова "полярность". Пример такой структуры — существование положительного и от­рицательного электричества».

К.Маркс: «Не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования».

В.И.Ленин: «Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположно­сти — при каких условиях они бывают тождественны, превраща­ясь друг в друга».

В. Л. Комаров: «Если бы жизнь на Земле, раз возникнув, возрас­тала затем только количественно, то поверхность Земли покры­лась бы толстым слоем студени, подобной той, которую и теперь вырабатывают бактерии, амебы и другие близкие к ним организ­мы. Но количество имеет свойство переходить в качество. При этом массы веществ, находящихся в различных взаимоотношениях (хи­мических, физических и пр.) с внешней средой, приобретают различные качества, или, как говорят, дифференцируются. Одно­образная масса становится разнородной».

М.Гесс: «Необходимостью человеческого развития, истории развития или естественной истории, необходимостью творческой истории людей является их взаимное разрушение, происходя­щее из противоречий их общения внутри их обособления в еди­ничность. История возникновения человеческой сущности или человечества является прежде всего саморазрушением этой сущно­сти».

Задание 5. На основе текста дайте характеристику основных черт диалектики.

В.И.Ленин: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("от­рицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофиче­ское, революционное; — "перерывы постепенности"; — пре­вращение количества в качество; — внутренние импульсы к раз­витию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах дан­ного явления или внутри данного общества; — взаимозависи­мость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явле­ния (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движе­ния, — таковы некоторые черты диалектики, как... учения о развитии».

Задание 6. Сравните точки зрения Г.Гегеля и Ф.Энгельса на движущую силу исторического развития. Какая из них вам кажет­ся более верной? Используя свои знания по истории, выскажите свое мнение о том, что влияет на процесс исторического разви­тия.

Ф.Энгельс: «У Гегеля зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития. И в этом заключается дво­який смысл. С одной стороны, каждый новый шаг вперед необхо­димо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом про­тив старого, отживающего, но освященного привычкой порядка. С другой стороны, с тех пор как возникла противоположность классов, рычагами исторического развития сделались дурные стра­сти людей: жадность и властолюбие».

Задание 7. Прочитайте высказывание, характеризующее рево­люцию. Почему автор дает негативную оценку революции? При­ведите примеры из истории, подтверждающие эту точку зрения.

М.Райман: «Революция — не закономерный этап, а продукт общественного кризиса, неспособность властных структур открыть простор для необходимых новаций. Революция — решение край­нее и болезненное, деструктивные аспекты доминируют... Рево­люция выступает не только против старой власти, но и против модернизации в целом».

Культура и цивилизация

Задание 1. Заполните таблицу, вписав в нее определения поня­тий.

Понятие Культура Цивилизация
Определение    

... — это совокупность достижений человечества в материаль­ной и духовной сферах, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в про­дуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, совокупность отно­шений людей к природе, между собой и к самим себе.

... — это следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к упорядоченным совместным дей­ствиям с другими людьми; совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру; качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

Задание 2. Допишите недостающие понятия.

• Культура имеет проявления в двух сферах жизни человече­ства:

материальной;

…………………………...

• В соответствии с периодами исторического развития выделя­ют цивилизации:

…………………………….;

средневековые;

…………………………..

• В соответствии со спецификой развития различают цивилиза­ции:

……………………………….;

……………………………….;

смешанные.

• В соответствии с уровнем организации государственно-поли­тических институтов цивилизации делят на:

первичные (государство является политико-религиозной орга­низацией);

……………………………….

• В соответствии с уровнем экономического развития выделя­ют цивилизации:

    ………………………..;

индустриальные;

…………………………...

• В каждой цивилизации можно выделить четыре подсистемы:

………………………….;

экономическую;

………………………….;

культурную.

• Доиндустриальными цивилизациями считаются:

Древняя Индия;

………………..............;

государства мусульманского Востока;

…………………………;

………………………….;

цивилизации Средневековья.

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

• Духовная сфера включает в себя все предметы материального мира, созданные человеком.

• Культура предстает как природа естественная, стоящая над сотворенной человеком так называемой второй природой.

• Достоинством цивилизационного подхода является обра­щение к социально-экономическим факторам развития, кото­рые, несомненно, оказывали значительное воздействие на об­щество.

• Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура — это совокупность достижений техники и связан­ного с ними комфорта, в то время как цивилизация— выражение и результат самоопределения воли народа и индивида (культур­ный человек).

• Под глобализацией мирового сообщества понимается про­цесс обособления народов.

Задание 4. Прочитайте высказывание. В каком смысле здесь употребляется понятие «культура»? На основе этого высказы­вания сделайте вывод о значении культуры в развитии челове­чества.

Из «Лунь юй» («Беседы и высказывания») — собрания выска­зываний Конфуция, составленного его учениками:

«Учитель говорил:

— Если естество в человеке одолеет культуру — получится ди­карь. Если культура одолеет естество — получится книжник. Лишь тот, в ком естество и культура уравновешены, может стать до­стойным мужем».

Задание 5. Перед вами две точки зрения на проблему взаимо­действия цивилизаций. Охарактеризуйте каждую из них. Исполь­зуя примеры из истории и современности, приведите доводы в пользу той и другой точки зрения.

Н.Я.Данилевский: «Начала цивилизации одного культурно-ис­торического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя, при большем или меньшем влия­нии чуждых, ему предшествующих или ему современных цивили­заций».

В.С.Соловьев: «Помимо того внешнего влияния или воздей­ствия, которое допускается Данилевским, повсюду и всегда са­мые образующие духовные начала воспринимались друг от друга народами самых различных племен и культурно-исторических ти­пов... человечеству, как единому и солидарному целому, дано или задано одно общее дело, в котором различные народы и группы народов участвуют в различной мере, вырабатывая на своей на­циональной почве образовательные начала с более или менее широким общечеловеческим значением и передавая эти всемир­но-исторические начала и идеи другим народам и группам наро­дов не для "почвенного удобрения" их национальных культур, а для дальнейшего развития и осуществления самих этих начал в их человеческом содержании»

Задание 6. Как вы понимаете следующее высказывание? На его основе определите отличие понятий «цивилизация» и «цивилизо­ванность».

«Уровень цивилизованности общества во многом определяется тем, насколько комфортно себя в нем чувствуют люди, не имею­щие по тем или иным причинам возможности полноценно уча­ствовать в производительном труде, самостоятельно обеспечивать себя необходимыми социальными благами. В их числе люди пожи­лого возраста, женщины-домохозяйки, учащаяся молодежь, а так­же физически неполноценные».

Общественный прогресс

Задание 1. Заполните таблицу, вписав в нее определения по­нятий.

Понятие Прогресс Регресс Объективный критерий прогресса
Определение      

... — это процесс, в результате которого уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ра­нее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и свя­зей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедея­тельность данной системы.

... — это развитие производительных сил (орудий труда), вклю­чая развитие самого человека.

... — это переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным, что связано с повышением уровня орга­низации системы.

Задание 2. Исправьте- ошибки в предложениях.

• Прогресс и регресс не взаимосвязаны; в процессе развития никогда не сочетаются прогрессивные и регрессивные тенденции.

• Современные представления о прогрессе предполагают борь­бу людей с живой и неживой природой, высокие достижения науки и техники, освобождение на этой основе от пагубных физических недостатков, болезней, высокой смертности и т.д.

• Общая совокупность социальных изменений в историческом масштабе от первобытного общества к современному может быть охарактеризована как регрессивное развитие.

• Одной из основных закономерностей развития общества яв­ляется обратимость социального прогресса в масштабе всемирной истории.

• Одна из важнейших особенностей социального прогресса — снижение его темпов, или «замедление ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательно­му развитию общества в современную эпоху в ее сравнении с прошлым.

• Различные исторические примеры доказывают, что большее влияние оказывает менее развитый народ на более развитый.

Задание 3. Вы знаете, что является объективным критерием прогресса. Какие критерии прогресса называют авторы приведен­ных высказываний? Согласны ли вы с их точкой зрения? Аргу­ментируйте свой ответ.

Н.Г.Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и раз­витии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах... Стало быть, основная сила прогресса — наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».

• И.Герцен:   «Прогресс человека — процесс содержания мыс­ли»; «Прогресс — неотъемлемое свойство созидательного разви­тия, которое не прерывалось; это деятельная память и усовер­шенствование людей общественной жизнью».

Г. Спенсер: «Прогресс — не случайность, а необходимость».

П.Л.Лавров: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости — вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом».

Н.Г.Чернышевский: «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан».

Л.Н.Толстой: «Общественный прогресс истинный — в боль­шем и большем единении людей».

Ф.Д.Рузвельт: «Наш прогресс проверяется не увеличением изо­билия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы доста­точно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».

Б.Ауэрбах: «Неудовлетворенность — источник не только стра­даний, но и прогресса в жизни отдельных людей и целых наро­дов».

Вейтлинг: «Тот, кто верит в прогресс, не должен считать совершенным ни одно учение. Если он и не знает более совер­шенного, это не должно служить основанием тому, чтобы сомне­ваться в возможности существования такого учения. Но, указывая недостатки, нужно уметь доказать их наличие и понимать, как их устранить, иначе ты будешь только хулителем, а не улучшателем»; «Человечество никогда не достигнет высшего идеала совершенства, иначе пришлось бы предположить наступление застоя в его духовном развитии».

Задание 4. На основе приведенных ниже высказываний сделай­те вывод о взаимосвязи прогресса и регресса.

К. Маркс: наряду с прогрессом «...постоянно наблюдаются слу­чаи регресса и кругового движения».

Ф.Энгельс: «Каждый прогресс в органическом развитии явля­ется вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях».

В.И.Ленин: «Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно».

Задание 5. Прочитайте текст. Что автор говорит о пределах раз­вития человечества? Что позволяет ему это утверждать? Какая за­кономерность развития общества была замечена автором?

Ж. А. Кондорсе: «Чтобы показать путем рассуждения и факта­ми, что не было намечено никакого предела в развитии челове­ческих способностей, что способность человека к совершенство­ванию действительно безгранична, что успехи в этом совершен­ствовании отныне независимы от какой бы то ни было силы, желающей его остановить, имеют своей границей только длитель­ность существования нашей планеты, в которую мы включены природой. Без сомнения, прогресс может быть более или менее быстрым, но никогда развитие не пойдет вспять».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.184.186 (0.01 с.)