Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бытие человека. Соотношение бытия и сознания

Поиск

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Бессознательная информация — это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека.

Реальное бытие — это категория, которая означает существова­ние, основанное на положении «я есть».

Идеальное бытие это бытие, которое имеет пространствен- но-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и оз­начает действительное существование вещи или человека.

Самосознание — это бытие, которое представляет собой сущ­ность предмета, оно лишено временного, практического характе­ра, остается неизменным, им обладают идеи, ценности, поня­тия.

Философия это совокупность психических процессов, лежа­щих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю со сто­роны разума и рассудка.

Бытие — это ощущения, восприятия, эмоции, чувства, кото­рые не были переработаны сознанием.

Бессознательное — это свойство человеческого мозга воспри­нимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность.

Общественная психология — это вид общественного сознания, который отражает общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий.

Сознание это вид общественного сознания, характеризую­щий душевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыден­ном, бытовом уровне.

Общественная идеология — это осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Различают два вида бытия:

………………………;

идеальное.

• Наука выделяет четыре формы бытия:

……………………..;

бытие человека;

бытие духовного;

• Человек существует в трех измерениях бытия:

………………………;

как особь вида Homo sapiens;

………………………….

• Бытие духовного можно условно разделить на два вида:

индивидуализированное духовное;.

…………………………...

• Элементами бессознательного являются:

 бессознательная информация;

………………………….;

………………………..

• Бессознательные процессы — это:

………………………;

сновидения;

……………………...

• В науке выделяются три уровня бессознательного:

неосознанный психический контроль человека за своим телом;

…………………………;

…………………………..

• Общественное сознание подразделяется на:

……………………….;

общественную психологию.

 • В зависимости от сферы проявления выделяют формы созна­ния:

……………………;

правовое;

научное;

……………………….;

………………………..

философское и др.

• Формами самосознания являются:

самочувствие;

………………………;

………………………..

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

• Бытие человека означает, что природа существует вне созна­ния человека, она бесконечна в пространстве и во времени, являясь объективной реальностью, так же как и объективной реально­стью являются все предметы, созданные человеком.

• Бытие вещей, процессов, природы включает в себя единство телесного и духовного существования человека.

• Сознание не связано с деятельностью мозга и нервной систе­мы индивида.

•Язык — один из ярких примеров несоответствия индивидуа­лизированного и объективированного духовного.

Отношение бытия и сознания является предметом споров в науке с глубокой древности — идеалисты считают, что бытие определяет сознание, материалисты же указывают на первичность сознания по отношению к бытию.

Задание 4. Платон писал, что «материалисты смотрят на зем­лю и воздух, огонь и воду как на первоначала всех вещей и имен­но это-то они и называют природой. Душу же они выводят по­зднее из этих первоначал. Идеалисты же утверждают, что перво­начало и есть душа, а не огонь и не воздух, ибо душа первична». Как он раскрывает сущность отличий между материалистами и идеалистами? Дайте развернутый ответ.

Задание 5. Прочитайте высказывание. О какой форме бытия говорит автор?

М.Ф.Ахундов: «Говоря о бытии, мы имеем в виду сущность и субстанцию вещей. Эта сущность в смысле индивидуальном про­тивоположна абсолютному небытию; в смысле же всеобщем она является единым, совершенным и всеобъемлющим бытием, т.е. совокупностью материи всех множеств, которые в своих родовых и видовых изменениях и переходах находятся в зависимости друг от друга. Таким образом, сущность вещей есть "необходимое бы­тие", и Вселенная, составляющая совокупность вещей, с точки зрения сущности не нуждается в другой сущности и не находится в зависимости от какой-либо причины. Вселенную в смысле сущ­ности нельзя признать "возможным бытием", нуждающимся в причинности, так как иначе предстанут перед глазами сцепление и бесконечность; сущность вещей не имеет ни начала, ни конца, но видоизменения и переходы ее в своем множестве в материи бесчисленны и беспрерывны и так же достоверны, как прилив и отлив моря».

Задание 6. Прочитайте текст. О какой форме самосознания идет речь? Что является фактором формирования самосознания? Объяс­ните мнение автора о том, что является главным в человеческом бытии. Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.

К.Ясперс: «Человек обретает самого себя лишь в коммуника­ции с другими, что никогда не достигается только через посред­ство одного знания. Мы становимся собой лишь в той мере, в какой становится самим собой "другой", и обретаем свободу только в той мере, в какой обретает свободу "другой" <...> В конечном счете все идеи можно проверить и испытать, применяя один кри­терий: способствуют они коммуникации или препятствуют ей. Это мерило приложимо даже к самой истине: истина — то, что нас связывает. Можно сказать иначе: ценность истины следует изме­рять истинностью той связи, которую она делает возможной <... >

Главное в человеческом бытии — чтобы отдельный человек был причастен ко всей жизни в целом, в то же время делая нечто незаурядное в своей сфере деятельности. Если бы все были только узкими специалистами, человечество легко стало бы добычей того, кто подчинит массу своей воле посредством насилия».

Цель и смысл жизни человека

Задание 1. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Как в них раскрывается проблема смысла жизни? Что общего во взгля­дах авторов?

Сенека: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит мугь, для него ни один ветер не будет попутным».

Л.Н.Толстой: «Самое короткое выражение смысла жизни та­кое: мир движется, совершенствуется; задача человека — участво­вать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему»; «Из всех знаний самое нужное знание того, как жить хорошо, т.е. жить так, чтобы делать как можно меньше зла и как можно больше добра».

М. Горький: «Как человек, как личность писатель русский сто­ял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни — литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик прав­ды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с ду­шою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России».

Андрей Болконский, герой романа Л.Н.Толстого «Война и мир»: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

О.Уайлд: «Смысл жизни — самовыражение, проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем».

А.Стендаль: «Чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить для себя».

Марк Аврелий: «Живи так, как будто ты сейчас должен про­ститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть не­ожиданный подарок».

Ф. Брукс: «Суть жизни — стремление к счастью, и оптимизм — лишь неотъемлемое для разумного человека условие такого стрем­ления».

А. Шопенгауэр: «Нет лучшего утешения в старости, чем созна­ние того, что удалось всю силу молодости воплотить в творения, которые не стареют».

Омар Хайям: «О душа! Ты меня превратила в слугу. /Я твой гнев ощущаю на каждом шагу. /Для чего я родился на свет, если в мире все равно ничего изменить не могу?»; «То, что Бог нам од­нажды отмерил, друзья, /увеличить нельзя и уменьшить нельзя.

Постараемся с толком истратить наличность, /на чужое не за­рясь, взаймы не прося».

Августин Блаженный: «Нет великой заслуги в том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно; но велика заслуга того, кто живет добродетельно».

Д. Руми: «Не ищите после смерти могилу нашу в земле — ищи­те ее в сердцах просвещенных людей».

Д.Мадзини: «Жизнь имеет смысл как задача или долг».

В. Г. Белинский: «Если бы вся цель нашей жизни состояла только в нашем личном счастии, а наше личное счастие заключалось бы только в одной любви, тогда жизнь была бы действительно мрач­ною пустынею... Но хвала вечному разуму, хвала попечительному промыслу! Есть для человека и еще великий мир жизни, кроме внутреннего мира сердца, — мир исторического созерцания и общественной деятельности».

Задание 2. Прочитайте текст. В чем автор видит смысл жизни? Что такое иерархия целей? В чем, по мнению автора, заключается основная цель жизни? Как бы вы объяснили понятие «полнота жизни»?

Е.Трубецкой: «Вся жизнь наша есть стремление к цели. От на­чала и до конца она представляется в виде иерархии целей, из которых одни подчинены другим в качестве средств. Есть цели, желательные не сами по себе, а ради чего-нибудь другого: напри­мер, нужно работать, чтобы есть и пить. Но есть и такая цель, которая желательна сама по себе. У каждого из нас есть что-то бесконечно дорогое, ради чего он живет. Всякий сознательно или бессознательно предполагает такую цель или ценность, ради ко­торой безусловно стоит жить.

Эта цель, или, что то же, жизненный смысл, есть предполо­жение неустранимое, необходимо связанное с жизнью, как тако­вой; и вот почему никакие неудачи не могут остановить человече­ство в искании этого смысла. Полное разочарование выразилось бы даже не в самоубийстве, а в смерти, в полной остановке жиз­ни: ибо самоубийство есть все-таки акт волевой энергии, направ­ленный к цели и, стало быть, предполагающий цель. Акт этот свидетельствует не о прекращении стремления к смыслу, а, на­оборот, о силе этого стремления и об отчаянии, проистекающем из неудачи в его достижении.

Надеждой на смысл сознательно или бессознательно приво­дится в движение все человеческое — и воля, и чувство, и мысль. А потому всякий неуспех на этом пути является лишь новым толч­ком к самопознанию и вместе с тем — к сознанию того смысла, которого мы ищем и которым мы, сами того не ведая, живем. Волей-неволей вся жизнь строится в расчете на какую-то безус­ловную цель; а свидетельство совести говорит нам о том, что эта цель, ради которой стоит жить, есть некоторая объективная прав­да, безусловная и всеобщая, которая бесконечно возвышается над всяким субъективным желанием и мнением.

В чем же заключается эта цель, ради которой стоит жить, и эта объективная правда жизни, которая должна в ней осуществлять­ся? — В чем заключается искомое нами содержание смысла жиз­ни? В этом вопросе выражается основной мотив религиозного ис­кания всех веков. Различные религиозные и философские учения дают на него различные ответы; но есть и общее, что сближает между собою искателей правды всех веков. Это — самый предмет их исканий. Чтобы разобраться в особенностях отдельных реше­ний, необходимо прежде всего внимательно всмотреться в это общее, что сближает всех.

Уже давно замечено, что искание истины было бы невозмож­но без некоторого предварительного о ней знания, ибо отыскать что-либо можно только по тем или другим признакам искомого, которые должны быть заранее известны искателю. Это верно и относительно искомого нами смысла жизни. В предыдущем изло­жении мы уже выяснили те заранее известные его признаки, ко­торые предполагаются всяким его исканием. Это — признаки пол­ноты и всеединства.

Полнота жизни как единая цель для всего живущего — таков предмет искания всякого жизненного стремления; единая истина для всех — таково предположение всякого сознания вообще, и, наконец, единая правда для всех — таково предположение нрав­ственного сознания. Тоска по всеединству — вот что лежит в ос­нове всего нашего страдания о суете и бессмыслице жизни; и по­скольку мы возвышаемся сознанием над этой суетой, этот мыс­ленный подъем уже представляет собою некоторый предваритель­ный выход из того порочного круга, в котором мы томимся».

Задание 3. Проблема смысла жизни занимала людей с глубо­кой древности. Прочитайте выдержку из произведения «Эпос о I ильгамеше». Какой смысл жизни провозглашается в этом произ­ведении? Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свое мнение.

Гильгамеш! Куда ты стремишься? Жизни, что ищешь, не найдешь ты! Боги, когда создавали человека, — Смерть они определили человеку, Жизнь в своих руках удержали.

Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок, Днем и ночью да будешь ты весел, Праздник справляй ежедневно. Днем и ночью играй и пляши ты! Светлы да будут твои одежды,

 

          Волосы чисты, водой омывайся, Гляди, как дитя твою руку держит, Своими объятьями радуй подругу — Только в этом дело человека!

Задание 4. Прочитайте высказывание. Как временный характер бытия и необратимость человеческого существования связаны с поиском смысла жизни? Как вы поняли последнюю фразу цита­ты?

В.Франкл: «Перед лицом смерти — как абсолютного и неиз­бежного конца, ожидающего нас в будущем, и как предела на­ших возможностей — мы должны максимально использовать от­веденное нам время жизни, мы не имеем права упускать ни еди­ной из возможностей, сумма которых в результате делает нашу жизнь действительно полной смысла.

Конечность, временный характер, таким образом, не просто являются характерными чертами бытия, но и помогают сделать его осмысленным. В основе смысла человеческого существования лежит принцип необратимости.

Жизнь превосходит себя не в "длину" — в смысле самовоспро­изводства, а в "высоту" — путем реализации ценностей — или в "ширину" — воздействуя на общество».

Задание 5. Прочитайте высказывание. Какие вопросы подни­мает автор? Почему его взгляд столь пессимистичен? Можно ли считать это мнение справедливым? Почему? Как необходимо стро­ить свою жизнь, чтобы не было оснований жалеть о прошлом?

М. Горький: «Вы лежите в могиле, в тесном гробу, и перед вами проходит, вращаясь, как колесо, бедная жизнь ваша. Она движется мучительно медленно и вся проходит — от первого со­знательного шага до последней минуты жизни вашей. Вы увидите все, что скрывали от себя при жизни, всю ложь и мерзость вашего бытия, все мысли ваши вы вновь передумаете, вы увидите каж­дый неверный ваш шаг, вся жизнь ваша возобновится — вся до секунды! И для того чтоб усилить муки ваши, вы будете знать, что по той тесной и глупой дороге, по которой шли вы, идут другие, и толкают друг друга, и торопятся, и лгут... И вы пони­маете, вы ясно видите — все это они делают лишь для того, чтоб со временем узнать, как позорно жить такой гнусной, бездушной жизнью».

Труд и игра

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Непроизводительный труд — это деятельность, связанная с со­зданием разнообразных материальных предметов.

Производительный труд — это деятельность, направленная не на создание, а на обслуживание самых разных материальных пред­метов.

Технологический процесс это то, что подвергается преобразо­ванию в процессе трудовой деятельности.

Производительность труда это способы воздействия на объект труда.

Объект труда — совокупность операций по преобразованию исходного продукта в конечный.

Технологии это категория, которая выражается в количестве продукции, произведенной за единицу времени.

Инициатива — это вид трудовой деятельности, отличающийся характером и целью трудовых функций, например: врач, учитель, юрист.

Квалификация — это наличие особых, более углубленных на­выков и знаний по данной профессии.

Профессия это уровень подготовки, опыта, знаний по дан­ной специальности.

Специальность — это творческий подход к выполнению зада­ний.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Существует две разновидности деятельности:

труд;

……………………..;

• В зависимости от результата труд подразделяется на:

…………………………..;

непроизводительный.

 • Каждый вид трудовой деятельности состоит из:

………………………….;

действий;

……………………..

• Трудовая деятельность в зависимости от ее характера, целей, затрат усилий и энергии может быть:

индивидуальной;

……………………………….

• Существуют различные виды игр:

игры с предметами;

…………………………;

………………………..;

подвижные;

……………………;

спортивные и др.

 

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

• Производительный труд более важен, чем непроизводитель­ный.

• С развитием науки и техники, появлением машин в промыш­ленном производстве умственный труд все более заменялся физи­ческим.

• В современном обществе роль знаний, квалификации, нрав­ственных качеств существенно снижается.

• Удовлетворение потребностей является средством трудовой деятельности.

• В период становления и развития индустриального производ­ства рабочий стал рассматриваться наряду с машинами как ак­тивный субъект производства; такой подход исключал инициа­тивность при исполнении трудовых обязанностей.

• Игровая деятельность в отличие от трудовой ориентирована не столько на процесс, сколько на сам результат.

• Труд и игра — это два вида деятельности, которые существу­ют изолированно, без взаимосвязи друг с другом.

Задание 4. Заполните таблицу.

Понятая Сходство Отличия
Труд    
Игра    

Задание 5. Прочитайте высказывания. Какое значение авторы придают трудовой деятельности? Почему труд лучше праздности? Совпадает ли ваше отношение к труду с точкой зрения авторов высказываний?

Марк Аврелий: «Работай постоянно, не почитай работу для себя бедствием или бременем и не желай себе за это похвалы и участия. Общее благо — вот чего ты должен желать».

Конфуций: «То, что трудно творить, следует делать с великой настойчивостью».

В. Брюсов: «Надо работать! Надо что-нибудь сделать! За рабо­ту, жизнь не ждет».

JT. Н.Толстой: «Стыдиться можно и должно не какой-либо рабо­ты, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».

А. Шопенгауэр: «Трудно обрести покой в праздности».

Л.Вовенарт: «Праздность утомляет больше, нежели труд».

Д. И. Менделеев: «Трудитесь, находите покой в труде, ни в чем другом не найти! Удовольствие пролетит — оно себе, труд оставит след долгой радости — он другим».

И.П.Павлов: «Самое важное в каждом деле — пересилить мо­мент, когда вам не хочется работать».

М.Сафир: «Труд — отец голода, дед пищеварения, прадед здо­ровья».

Б. Дизраэли: «Трудолюбие — душа всякого дела и залог благо­состояния».

Т. Карлейль: «Всякий труд благороден, и благороден один лишь груд».

JI. ван Бетховен: «Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград».

И.Гердер: «Труд — целительный бальзам, он добродетели ис­точник».

И.Гёте: «Одно только несчастие существует для человека... это когда им овладевает идея, не имеющая никакого влияния на дей­ствительную жизнь или же отвлекающая его от труда».

И.Кант: «Молодой человек, полюби труд; отказывай себе в удовольствиях и не для того, чтобы отказаться от них навсегда, но для того, чтобы тем более иметь их в перспективе! Не затупляй иосприимчивость к ним преждевременным наслаждением!»

К.Маркс: «Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превос­ходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершен­ным и великим человеком».

Новалис: «Чем выше культура, тем выше ценится труд».

Р. Браунинг: «Долг человека — трудиться и по мере сил пре­вращать землю в небеса».

Общение

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Этикет это взаимодействие между людьми.

Ритуальное общение — это общение, которое связано со спо­собностью человека улавливать психическое состояние собесед­ника, чувствовать его.

Перцептивное общение это общение с помощью слов, т.е. речевое общение.

Бытовое (повседневное) общение — это общение, которое воз­никает при взаимодействии людей в процессе совместной дея­тельности.

Вербальное общение — это общение между близкими людьми (родственниками, друзьями, знакомыми) при решении возника­ющих каждый день бытовых вопросов.

Убеждающее общение это общение, которое осуществляется па работе, в процессе совершения трудовых обязанностей, оно проявляется в виде приказов, инструкций, указаний и имеет цель достижения положительных результатов трудовой деятельности.

Интерактивное общение — это общение, которое проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его убеж­дения и поведение.

Деловое (служебное) общение — это взаимодействие людей в процессе приобщения к культурным ценностям.

Межкультурное общение — это общение, которое сопровожда­ет исследовательскую деятельность.

Культурное общение — это общение, которое происходит меж­ду людьми, разделяющими разные культурные ценности.

Общение это выполнение заранее предписанного поведения.

Научное общение — это совокупность правил поведения, каса­ющихся внешнего проявления отношений к окружающим.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Различают два вида общения:

речевое;

………………………..

• В зависимости от способов взаимодействия выделяют обще­ние:

……………………….;

вербальное;

………………………..

• Общение выполняет несколько важных функций:

информационную;

……………………….;

воспитательную;

………………………..

• Выделяют несколько форм общения:

……………………….;

 

деловое;

……………………….;

……………………….;

культурное;

………………………….;

…………………….;

ритуальное и др.

Задание 3. Прочитайте текст. Охарактеризуйте правила поведе­ния на улице и в транспорте. Почему их необходимо соблюдать? Сталкивались ли вы с нарушениями этих правил? Стараетесь ли вы сами их соблюдать?

Н. М.Гончарова: «На улице правила хорошего тона предписы­вают не сорить, не плеваться, не показывать пальцем, не кричать на детей, не останавливаться внезапно посередине дороги, не бросать огрызки, не лузгать семечки, не носить включенным тран-шстор или магнитофон, не пробивать себе дорогу к витрине, рас­талкивая всех локтями, не оборачиваться часто, идя по улице, а мужчинам — не оглядываться вслед проходящим женщинам, не делать громких замечаний по поводу одежды, роста и выраже­ния лица прохожих, не есть на ходу, не спрашивать у знакомо­го, встреченного на улице, куда он идет, и не останавливать приятеля, который идет не один. Нельзя ходить по улице вчетве­ром. Когда вы идете втроем, середина отводится лицу, более ува­жаемому, — женщине или пожилому человеку. Мужчина идет в центре, если он с двумя женщинами. Вдвоем с мужчиной жен­щина идет с правой стороны. Он может поддерживать идущую с ним женщину под руку. Мужчина всегда пропускает женщину вперед, но если он сам идет впереди, то предлагает женщине руку.

Мужчина всегда помогает идущей с ним женщине нести сумку с продуктами и вещами, но дамскую сумку, свой плащ, жакет или зонтик женщина несет сама.

Мужчина курит на улице, хотя по правилам хорошего тона этого делать не следует. Женщина на улице не курит. Если просят прикурить, вежливее протянуть спичку, а не сигарету.

Нетактично сказать незнакомому человеку, что у него пальто забрызгано грязью, но можно сообщить женщине, что у нее от­крылась сумка.

В дверях магазина или учреждения сначала надо пропустить выходящих, а уж затем входить.

В транспорте также необходимо помнить о соблюдении опре­деленных правил приличия. При посадке в автобус — придержи­ваться очереди, уступая первенство старшим, стоящим рядом, мужчины уступают женщинам. Если женщина находится в обще­стве мужчины, то в транспорт они садятся согласно своей очере­ди. Женщина не должна стараться подняться в вагон трамвая или в автобус первой, пользуясь своим преимуществом и оставляя при этом спутника. Если все же случилось, что он оказался далеко позади своей спутницы, то ему вовсе не следует нетерпеливо устремляться вперед, расталкивая при этом других женщин. Не произойдет ничего ужасного, если на короткое время вас с ва­шей знакомой толпа разделит.

Воспитанный мужчина сядет в транспорте только в том слу­чае, если вблизи не стоит ни одна женщина. И старается тотчас же предложить свое место женщине, которая, войдя в вагон, встала рядом с ним. Его обязанностью является уступить место пожилой женщине, женщине с тяжелой сумкой или знакомой.

Женщина, которой уступили место, должна тотчас же за это поблагодарить. Не годится в таких случаях на освобожденное мес­то сажать своего здорового ребенка, даже младшего школьного возраста».

Задание 4. Прочитайте высказывания. Какие правила общения в них содержатся? Следуете ли вы им в процессе общения с окру­жающими? Как вы думаете, что было бы, если люди не выполня­ли этих правил?

Конфуций: «Владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали... выше этого нет ничего».

А. С. Макаренко: «Внешность имеет большое значение в жизни человека, и трудно представить себе человека грязного, неряшли­вого, чтобы он мог следить за своими поступками».

Т.Эдисон: «Встречал я подчас людей безобразных, и в некра­сивых чертах их лица открывалась мне доброта, превосходящая миловидностью все прелести заносчивой красоты».

Сократ: «В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — изли­шество».

А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Стендаль: «Умение вести разговор — это талант».

Б.Паскаль: «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым — за умением ими пользоваться».

Ш.Монтескье: «Освобождать себя от соблюдения правил при­личия — не значит ли искать средства для свободного проявления своих недостатков?»

Р.У.Эмерсон: «Хорошие манеры состоят из мелких самопожерт­вований».

Д.Свифт: «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Н.Мальбрант: «Манеры — это естественное и непринужден­ное благородство».

Д.Локк: «Первый признак грубого человека — не считаться с тем, что нравится или не нравится окружающим людям».

Т.Г.Шевченко: «Никакая причина не извиняет невежливости».

И.Гёте: «Обращаясь с ближними так, как они того заслужива­ют, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше».

Задание 5. Важным правилом общения является вежливость. Прочитайте высказывания. Сделайте вывод о том, какую роль иг­рает вежливость в процессе общения.

Э. Роттердамский: «Вежливость порождает и вызывает вежли­вость».

Д.Локк: «Истинная вежливость есть не что иное, как старание не высказывать при общении с людьми ни пренебрежения, ни презрения по отношению к кому бы то ни было».

М.Сервантес: «Ничто не обходится нам так дешево и не це­нится так дорого, как вежливость».

Н. А. Бердяев: «Вежливость — это желание всегда встречать теп­лое обращение и слыть обходительным человеком».

Н. В. Щелгунов: «Истинная вежливость основана на искренно­сти. Она должна быть полна добродушия и должна проявляться в готовности способствовать счастью ближнего».

Человек, индивид, личность

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Личность — это существо, принадлежащее к биологическому виду Homo sapiens.

Человек — это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами.

Талант — специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных.

Индивид — это целостность социальных свойств человека, про­дукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной дея­тельности и общения.

Индивидуальность — это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества.

Воспитание — человек, способный к активной социальной дея­тельности.

Модальная личность — это принятый культурой соответствую­щего общества тип личности, в наибольшей степени отражаю­щий особенности данной культуры.

Социальный субъект — это человек, разделяющий те же куль­турные образцы, что и большинство членов данного общества, >го тип личности, наиболее распространенный на данной терри­тории и в данный момент времени.

Самосознание — процесс целенаправленного воздействия на человека по формированию определенных качеств.

Нормативная (базисная) личность это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия лруг с другом в условиях данного общества.

Социальные отношения — это индивидуально-психические ка­чества человека, которые позволяют ему успешно приобретать шания, умения и навыки.

Социализация — это ярко выраженная способность.

Самовоспитание — это талантливый человек, постоянно раз­ни вающий свои способности и достигший высоких результатов в своей деятельности.

Способности это процесс освоения социальных ролей, при­обретения социальных статусов и накопления социального опыта.

Гений — это процесс, при котором человек сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• В социологии выделяются такие виды личности, как:

……………………….;

модальная.

• На формирование личности оказывают влияние такие факто­ры, как:

……………………….;

воспитание;

………………………..

• Выделяют две составляющие социальной среды:

 макросреду;

……………………….

   • Социальные отношения включают в себя два уровня:

     ……………………….;

психологический.

• В зависимости от возраста различают этапы социализации:

начальную;

………………………..

• Существует две стороны воспитания:

……………………….;

стихийное усвоение правил поведения.

Задание 3. Прочитайте высказывания, характеризующие спо­собности, талант, гениальность. Как взаимосвязаны эти свойства личности? Каждый ли человек может стать гением? Что для этого необходимо?

В.А.Обручев: «Способности, как и мускулы, растут при тре­нировке».

Д.И.Менделеев: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни та­лантов, ни гениев».

• Шопенгауэр: «Каждый ребенок в известной степени гений; каждый гений некоторым образом ребенок».

Д. Милль: «Выдающиеся способности и глубокое изучение бес­смысленны, если время от времени они не приводят к заключе­ниям, отличным от тех, какие можно было бы сделать с обыкно­венными способностями и без изучения».

• Вейтлинг: «Средства, служащие к удовлетворению страстей, называют способностями, а применение способностей — это ме­ханическая и духовная работа человека.

Таким образом, способности являются естественными грани­цами страстей, потому что они доставляют средства для удовлет-норения страстей. Чтобы побудить организм к деятельности, при­рода вложила все свои чары во вкушение наслаждений и ими воз­действует на чувства человека. Чувства возбуждают страсти, стра- сти — способности, а способности вызывают деятельность чело- нска, плоды этой деятельности снова претворяются в наслажде­ния, к которым быстро примешивается раздражение чувств, а чувства возбуждают страсти.

Таким образом, страсти являются пружинами, приводящими it действие весь организм, а для того чтобы они не ослабевали, природа устроила так, что чем больше развиваются и совершен- i гвуются способности человека, тем сильнее становятся его стра­сти».

Л.Фейербах: «Где нет простора для проявления способности, гам нет и способности».

И.Гёте: «Человек, обладающий врожденным талантом, испы- н.!вает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант».

М.Арнольд: «Гениальность зависит главным образом от энер­гии».

Т. Карлейль: «Гениальность — это прежде всего выдающаяся | иособность быть за все в ответе».

Г. Гегель: «Талант без гения не намного возвышается над уров­нем голой виртуозности».

К. Гуцков: «Гений прокладывает след, а талант идет по нему, но идет по-своему».

Новалис: «Гений есть как бы душа души; это есть соотношение между душой и духом. Субстрат или схему гения уместно будет назвать идолом; идол есть подобие человека».

А. Шопенгауэр: «Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди».

Задание 4. Прочитайте высказывания о воспитании. Какие ка­чества отличают воспитанного человека? Почему воспитание не­обходимо для социализации и для формирования личности?

Платон: «Воспитание есть усвоение хороших привычек».

Домострой: «Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение; не улыбайся ему, играя: в малом послабишь — в большом пострадаешь, скорбя в будущем, будто занозы вгонишь II душу свою».

Д. Карнеги: «Не подражайте другим. Найдите себя и будьте со­бой».

Д. Локк: «В человеке плохо воспитанном отвага становится гру­бостью, ученость — педантизмом, остроумие — шутовством, про- (юга — неотесанностью, добродушие — лестью».

Х.Виланд: «Дети, правда, должны, пока они дети, быть руко- иодимы авторитетом; но надо их, однако, воспитывать так, что­бы они не всегда оставались детьми».

А.П.Чехов: «Хорошее воспитание не в том, что ты не про­льешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

С. Н. Паркинсон: «Наши попытки поучать малышей и подрост­ков приводят к одному: в конце концов мы сами скатываемся на доступный им уровень понимания. Они набираются ума-разума, а мы его теряем».

Р.Оуэн: «Благодаря воспитанию в отдаленном будущем несо­вершенное человечество превратится в новую расу людей — та­ково могущество воспитания»; «Человеческая природа, за ис­ключением мелких различий, встречающихся во всех сложных явлениях природы, везде одна и та же. Она без исключений всю­ду пластична, и с помощью разумного воспитания можно обра­зовать из детей какого угодно класса людей совершенно другого класса».

Г.Гегель: «В первое время важнее всего материнское воспита­ние, ибо нравственн<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.218 (0.018 с.)