Глобализация человеческого общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глобализация человеческого общества



Задание 1. Допишите недостающие понятия.

• Наиболее характерными чертами глобализации являются:

формирование единого мирового экономического простран­ства;

………………………;

……………………….;

формирование единого языка;

унификация культуры;

…………………………….;

  …………………………….

• Глобальными проблемами являются:

предотвращение мировой ядерной войны;

 ………………………….;

истощение природных ресурсов;

преодоление экологического кризиса;

…………………………….;

…………………………….;

распространение опасных, неизлечимых болезней;

……………………………….;

………………………………….

• И. Валлерстайн выделил два типа стран:

 развитые (ядро);

…………………………….

Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях.

• С распадом колониальной системы взаимодействие наро­дов уменьшилось за счет усовершенствования средств сообще­ния.

• На современном этапе всемирно-исторического процесса при­останавливается интернационализация общественной жизни.

• В настоящее время на нашей планете не складывается обще­человеческая цивилизация, ветвями, подвидами, модификация­ми которой являются все ныне существующие общества и культу­ры.

• В настоящее время мы можем говорить о формировании мно­гополюсного мира.

• Отсутствие взаимодействия различных стран мира в эконо­мической, политической и культурной сферах получило название «глобализация».

• С конца XX в. постепенно появляется территориальность как принцип организации экономической и культурной жизни.

• В настоящее время в ряде стран возникло и активно развива­ется движение антиглобалистов, которые выступают против со­хранения национальных традиций, в том числе в сфере экономи­ки и культуры.

• Глобальные проблемы порождены равномерностью обществен­ного развития, равноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами.

Задание 3. Объясните концепцию глобализации, предложен­ную Валлерстайном. Используя материалы СМИ, приведите при­меры взаимодействия стран «ядра» и «периферии». Составьте схе­му, показывающую это взаимодействие.

Задание 4. Прочитайте текст. Сформулируйте определение по­нятия «развивающиеся страны». Почему, по мнению автора, раз­рыв между развитыми и развивающимися странами увеличива­ется? Какие проблемы типичны для развивающихся стран? К ка­кому типу стран — развитых («ядро») или развивающихся («пери­ферия») — можно отнести современную Россию? Обоснуйте свой ответ.

Т.Шанин: «Я полагаю, что характеристика страны как разви­вающейся связана с рядом внутриструктурных и внешнеструктурных факторов. К последним относится то, что страна оказывается завязанной в мир, где мощные индустриальные страны завладели рынками и развитыми технологиями. И эта страна не может до­гнать их не потому, что не прилагает к этому усилий, но потому, что не может сделать этого без тех стран, в которых уже создана база для быстрого развития. В свое время, в 50-е гг., считалось, что отставшие страны должны догнать ушедших вперед, посколь­ку первые могут учиться и многое перенимать у вторых. Но выяс­нилось, что не все так просто. В ушедших вперед странах создается база развития, а в тех, что отстали, возникает структура отстава­ния. В результате более вероятно не устранение разрыва, а даль­нейшая поляризация развитых и развивающихся стран.

С другой стороны, внутри страны из-за усилий пробиться впе­ред складывается сильный раскол между очень развитыми соци­альными технологическими формами и очень отсталыми. И этот раскол задерживает развитие страны. Подобная ситуация весьма типична. Например, половина Бразилии — это крестьяне, обра­батывающие свою землю вручную. Невдалеке же нередко распо­ложены самые современные крупные заводы. В Рио-де-Жанейро внизу — необыкновенное богатство, а поднимаешься наверх — совершенно другой мир. То есть для развивающихся стран типич­на низкая интеграция общества, и это накладывает отпечаток на процессы социального развития. Я думаю, что Россия начала XX в. вполне вписывается в такое понимание развивающейся страны. С той только разницей, что она была государством с долгой тра­дицией независимости, в то время как большинство нынешних развивающихся стран — бывшие колонии. В начале XX в. у России был неплохой шанс перейти из развивающейся в развитые стра­ны. Сейчас у нее встает проблема позитивного включения в миро­вое сообщество, прежде всего в то, что нынче называют "общеев­ропейским домом"».

Задание 5. Прочитайте высказывание. О каких негативных чер­тах глобализации говорит автор? Почему, по мнению автора, гло­бализация выгодна международному терроризму?

О.В.Зотов: «Глобализация направлена на всемерное размыва­ние границ, эрозию государств и захват внешних рынков. Ее иде­ал — неограниченная легкость и простота перемещения сырья, продукции, труда и капитала с целью извлечения сверхприбылей с минимальными издержками. Этот порядок выгоден междуна­родному терроризму. Именно глобализация позволяет террорис­там легко внедряться в любую экономическую и государственную систему, уничтожая ее изнутри. Глобальный "кочевник" и гло­бальный террорист друг от друга практически неотличимы».

Задание 6. Прочитайте высказывание. Какой способ борьбы с терроризмом авторы считают наиболее эффективным? Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.

Л.Я.Гозман, Е. Б. Шестопал: «Террористов можно и нужно обезвреживать и наказывать, однако победить терроризм как яв­ление можно будет тогда, когда в обществе создастся такая атмос­фера, что все, в том числе и сами террористы, поймут, что даже для тех, кто разделяет их политические или религиозные взгля­ды, они, в лучшем случае, являются опасными сумасшедшими... Бороться с террористами должно государство, но победить их может только общество».

Типология обществ

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Экономический базис общества — это классификация обществ на основании определенных критериев (социальных, экономи­ческих, исторических, культурных и т.д.).

Простое общество — это форма, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов опреде­ленного вида.

Типология обществ — это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчи­ненных, структурное деление либо отсутствует, либо находится в зачаточном состоянии.

Тип — это общество с сильно развитыми структурными эле­ментами, которые взаимосвязаны и взаимозависимы друг от дру­га, существует расслоение людей на богатых и бедных, возникает специальный аппарат управления (государство), развитие обще­ства идет в разных направлениях и более быстрыми темпами.

Общественно-экономическая формация — это общество с неиз­менной социальной структурой, для него характерны невоспри­имчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная идео­логия, коллективизм.

Закрытое общество — это общество с динамичной социальной структурой, способностью к новшествам, индивидуализмом и демократической идеологией.

Сложное общество это исторический тип общества, осно­ванный на определенном способе производства.

Открытое общество — это тип производственных отношений, основанный на форме собственности на средства производства.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• В зависимости от числа уровней управления и степени соци­альной дифференциации (расслоения) выделяют общества:

простые;

    ………………………. ….

• По наличию письменности различают общества:

…………………………………;

письменные.

• По способу производства различают общества:

собирателей и охотников;

………………………………..;

скотоводов;

………………………………….

• По степени контроля над личностью и степени свободы ин­дивида выделяют общества:

……………………………;

открытые.

• Формационный подход к типологии обществ выделяет пять общественно-экономических формаций:

…………………………..;

рабовладельческую;

………………………….;

капиталистическую;

………………………...

• Американский социолог Д.Белл выделил общества:

…………………………;

индустриальные;

………………………….

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

• Имущественная дифференциация общества возникла еще в рамках первобытно-общинного строя, но формирование под­линно сложной структуры общества связано с развитием эко­номики.

• В дописьменных обществах письменности нет, люди переда­ют информацию только с помощью знаков; в письменных обще­ствах люди научились передавать информацию с помощью речи.

• На смену собирательству приходит земледелие, а на смену охоте — скотоводство, происходит переход от производящей эко­номики к присваивающей.

• Тип производственных отношений, основанный на опреде­ленной форме собственности на средства производства, состав­ляет надстройку общества, которая определяет соответствующий тип экономического базиса с основными его элементами — госу­дарством и правом.

• Индустриальное общество отличалось аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией,

традиционным способом регулирования общественных отноше­ний.

• Постиндустриальное (информационное) общество — это сложное общество, основанное на промышленном производстве.

• В традиционном (доиндустриальном) обществе добывание и переработка продуктов природы сменяются производством и пе­реработкой информации, удельный вес производства товаров в экономике снижается, увеличивается доля сферы услуг.

• В доиндустриальном обществе основную группу населения составляли служащие, управленцы, менеджеры, в индустриаль­ном — крестьяне, в постиндустриальном — рабочие.

Задание 4. Заполните таблицу.

Типы обществ

Характерные черты

Экономика Социальная структура Права личности Время существования, примеры
Дои ндустриал ьное        
Индустриальное        
Постиндустриальное        

Задание 5. Прочитайте высказывание. Чем, по мнению автора, отличается постиндустриальное общество от индустриального?

В.Л.Иноземцев: «С переходом от индустриального общества к постиндустриальному... изменяется сама сфера применения че­ловеческих способностей. По мере механизации и автоматизации традиционных операций люди оказываются занятыми только там, где необходимы человеческие оценки, суждения и творчество... главным становится не физическая сила, а способность к иннова­циям. Соответственно и вовлеченные в производство люди утра­чивают сугубо материальную мотивацию своих действий, столь свойственную прежним цивилизациям».

ГЛАВА 2

ЧЕЛОВЕК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.012 с.)