Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глобализация человеческого обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Задание 1. Допишите недостающие понятия. • Наиболее характерными чертами глобализации являются: формирование единого мирового экономического пространства; ………………………; ……………………….; формирование единого языка; унификация культуры; …………………………….; ……………………………. • Глобальными проблемами являются: предотвращение мировой ядерной войны; ………………………….; истощение природных ресурсов; преодоление экологического кризиса; …………………………….; …………………………….; распространение опасных, неизлечимых болезней; ……………………………….; …………………………………. • И. Валлерстайн выделил два типа стран: развитые (ядро); ……………………………. Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях. • С распадом колониальной системы взаимодействие народов уменьшилось за счет усовершенствования средств сообщения. • На современном этапе всемирно-исторического процесса приостанавливается интернационализация общественной жизни. • В настоящее время на нашей планете не складывается общечеловеческая цивилизация, ветвями, подвидами, модификациями которой являются все ныне существующие общества и культуры. • В настоящее время мы можем говорить о формировании многополюсного мира. • Отсутствие взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах получило название «глобализация». • С конца XX в. постепенно появляется территориальность как принцип организации экономической и культурной жизни. • В настоящее время в ряде стран возникло и активно развивается движение антиглобалистов, которые выступают против сохранения национальных традиций, в том числе в сфере экономики и культуры. • Глобальные проблемы порождены равномерностью общественного развития, равноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами. Задание 3. Объясните концепцию глобализации, предложенную Валлерстайном. Используя материалы СМИ, приведите примеры взаимодействия стран «ядра» и «периферии». Составьте схему, показывающую это взаимодействие. Задание 4. Прочитайте текст. Сформулируйте определение понятия «развивающиеся страны». Почему, по мнению автора, разрыв между развитыми и развивающимися странами увеличивается? Какие проблемы типичны для развивающихся стран? К какому типу стран — развитых («ядро») или развивающихся («периферия») — можно отнести современную Россию? Обоснуйте свой ответ. Т.Шанин: «Я полагаю, что характеристика страны как развивающейся связана с рядом внутриструктурных и внешнеструктурных факторов. К последним относится то, что страна оказывается завязанной в мир, где мощные индустриальные страны завладели рынками и развитыми технологиями. И эта страна не может догнать их не потому, что не прилагает к этому усилий, но потому, что не может сделать этого без тех стран, в которых уже создана база для быстрого развития. В свое время, в 50-е гг., считалось, что отставшие страны должны догнать ушедших вперед, поскольку первые могут учиться и многое перенимать у вторых. Но выяснилось, что не все так просто. В ушедших вперед странах создается база развития, а в тех, что отстали, возникает структура отставания. В результате более вероятно не устранение разрыва, а дальнейшая поляризация развитых и развивающихся стран. С другой стороны, внутри страны из-за усилий пробиться вперед складывается сильный раскол между очень развитыми социальными технологическими формами и очень отсталыми. И этот раскол задерживает развитие страны. Подобная ситуация весьма типична. Например, половина Бразилии — это крестьяне, обрабатывающие свою землю вручную. Невдалеке же нередко расположены самые современные крупные заводы. В Рио-де-Жанейро внизу — необыкновенное богатство, а поднимаешься наверх — совершенно другой мир. То есть для развивающихся стран типична низкая интеграция общества, и это накладывает отпечаток на процессы социального развития. Я думаю, что Россия начала XX в. вполне вписывается в такое понимание развивающейся страны. С той только разницей, что она была государством с долгой традицией независимости, в то время как большинство нынешних развивающихся стран — бывшие колонии. В начале XX в. у России был неплохой шанс перейти из развивающейся в развитые страны. Сейчас у нее встает проблема позитивного включения в мировое сообщество, прежде всего в то, что нынче называют "общеевропейским домом"». Задание 5. Прочитайте высказывание. О каких негативных чертах глобализации говорит автор? Почему, по мнению автора, глобализация выгодна международному терроризму? О.В.Зотов: «Глобализация направлена на всемерное размывание границ, эрозию государств и захват внешних рынков. Ее идеал — неограниченная легкость и простота перемещения сырья, продукции, труда и капитала с целью извлечения сверхприбылей с минимальными издержками. Этот порядок выгоден международному терроризму. Именно глобализация позволяет террористам легко внедряться в любую экономическую и государственную систему, уничтожая ее изнутри. Глобальный "кочевник" и глобальный террорист друг от друга практически неотличимы». Задание 6. Прочитайте высказывание. Какой способ борьбы с терроризмом авторы считают наиболее эффективным? Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ. Л.Я.Гозман, Е. Б. Шестопал: «Террористов можно и нужно обезвреживать и наказывать, однако победить терроризм как явление можно будет тогда, когда в обществе создастся такая атмосфера, что все, в том числе и сами террористы, поймут, что даже для тех, кто разделяет их политические или религиозные взгляды, они, в лучшем случае, являются опасными сумасшедшими... Бороться с террористами должно государство, но победить их может только общество». Типология обществ Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением. Экономический базис общества — это классификация обществ на основании определенных критериев (социальных, экономических, исторических, культурных и т.д.). Простое общество — это форма, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов определенного вида. Типология обществ — это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структурное деление либо отсутствует, либо находится в зачаточном состоянии. Тип — это общество с сильно развитыми структурными элементами, которые взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, существует расслоение людей на богатых и бедных, возникает специальный аппарат управления (государство), развитие общества идет в разных направлениях и более быстрыми темпами. Общественно-экономическая формация — это общество с неизменной социальной структурой, для него характерны невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная идеология, коллективизм. Закрытое общество — это общество с динамичной социальной структурой, способностью к новшествам, индивидуализмом и демократической идеологией. Сложное общество — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Открытое общество — это тип производственных отношений, основанный на форме собственности на средства производства. Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста. • В зависимости от числа уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения) выделяют общества: простые; ………………………. …. • По наличию письменности различают общества: …………………………………; письменные. • По способу производства различают общества: собирателей и охотников; ………………………………..; скотоводов; …………………………………. • По степени контроля над личностью и степени свободы индивида выделяют общества: ……………………………; открытые. • Формационный подход к типологии обществ выделяет пять общественно-экономических формаций: …………………………..; рабовладельческую; ………………………….; капиталистическую; ………………………... • Американский социолог Д.Белл выделил общества: …………………………; индустриальные; …………………………. Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях. • Имущественная дифференциация общества возникла еще в рамках первобытно-общинного строя, но формирование подлинно сложной структуры общества связано с развитием экономики. • В дописьменных обществах письменности нет, люди передают информацию только с помощью знаков; в письменных обществах люди научились передавать информацию с помощью речи. • На смену собирательству приходит земледелие, а на смену охоте — скотоводство, происходит переход от производящей экономики к присваивающей. • Тип производственных отношений, основанный на определенной форме собственности на средства производства, составляет надстройку общества, которая определяет соответствующий тип экономического базиса с основными его элементами — государством и правом. • Индустриальное общество отличалось аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, традиционным способом регулирования общественных отношений. • Постиндустриальное (информационное) общество — это сложное общество, основанное на промышленном производстве. • В традиционном (доиндустриальном) обществе добывание и переработка продуктов природы сменяются производством и переработкой информации, удельный вес производства товаров в экономике снижается, увеличивается доля сферы услуг. • В доиндустриальном обществе основную группу населения составляли служащие, управленцы, менеджеры, в индустриальном — крестьяне, в постиндустриальном — рабочие. Задание 4. Заполните таблицу.
Задание 5. Прочитайте высказывание. Чем, по мнению автора, отличается постиндустриальное общество от индустриального? В.Л.Иноземцев: «С переходом от индустриального общества к постиндустриальному... изменяется сама сфера применения человеческих способностей. По мере механизации и автоматизации традиционных операций люди оказываются занятыми только там, где необходимы человеческие оценки, суждения и творчество... главным становится не физическая сила, а способность к инновациям. Соответственно и вовлеченные в производство люди утрачивают сугубо материальную мотивацию своих действий, столь свойственную прежним цивилизациям». ГЛАВА 2 ЧЕЛОВЕК
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1979; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.164.153 (0.008 с.) |