Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема смерти в духовном опыте человечестваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Задание 1. Во все времена люди обращались к проблеме смерти. 11рочитайте высказывания. Объясните взгляды авторов на эту проблему. Что в них сходного и отличного? С кем из авторов вы больше согласны? Почему? Марк Аврелий Антоний: «Все, что видишь, скоро погибнет, и исикий, кто видит, как оно гибнет, скоро и сам погибнет. По с мерти и долгожитель, и кто безвременно умер станут равны». Н.А.Добролюбов: «Говорят, что мой путь смелой правды при- иедет меня когда-нибудь к погибели. Это очень может быть; но я сумею погибнуть не даром». Г.Гейне: «В сущности, все равно, за что умираешь; но если \мираешь за что-нибудь любимое, то такая теплая, преданная i мерть лучше, чем холодная, неверная жизнь». И.Гёте: «Смерти можно бояться или не бояться — придет она неизбежно». Ф.Ахундов: «Доказано, что лишение жизни в наказание за убий- i то не только не прекращает подобного рода преступлений, но млже и не уменьшает таковых». Новалис: «Смерть есть прекращение обмена между внутренним и внешним возбуждением, между душой и миром... Смерть — но романтизирующее начало нашей жизни». В. Кесарийский: «Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть НС бойся». Августин Блаженный: «Заботы о погребении, устройство гробницы, пышность похорон — все это скорее утешение живым, чем помощь мертвым»; «Смерть — зло лишь в силу того, что за ней следует». А. Рудаки: «Все тленны мы, дитя, таков вселенной ход. Мы — i iiobho воробьи, а смерть, как ястреб, ждет. И рано ль, поздно hi — любой цветок увянет, своею теркой смерть всех тварей перегрет». А. Маарри: «Когда наступит срок, хотим иль не хотим, душа, полна грехов, пойдет путем своим». Авиценна: «От праха черного и до небесных тел я тайны разга- длл мудрейших слов и дел. Коварства я избег, распутал все узлы, нишь узел смерти я распутать не сумел». И. Аль-Хусри: «Смерть — это стрела, пущенная в тебя, а жизнь — 10 мгновение, что она до тебя долетит». Омар Хайям: «Так как собственной смерти отсрочить нельзя, гак как свыше указана смертным стезя, так как вечные вещи не слепишь из воска — то и плакать об этом не стоит, друзья!» Ф. Бэкон: «Я много думал о смерти и нахожу, что это — наименьшее из зол». Х.Де ла Саль: «Мы смертными являемся на свет, у смерти от рожденья мы во власти... Но ты живи так, словно смерти нет, и ты узнаешь, что такое счастье». Д.Свифт: «Невозможно представить себе, чтобы такое естественное, необходимое и универсальное явление, как смерть, задумывалось Небесами в виде наказания человечеству». Ж. Ж. Руссо: «Тот лжет, кто утверждает, что не боится смерти». Д.Дидро: «Если бояться смерти, ничего хорошего не сделаешь; если все равно умираешь из-за какого-нибудь камешка в мочевом пузыре, от припадка подагры или по другой столь же нелепой причине, то уж лучше умереть за какое-нибудь великое дело». Задание 2. Прочитайте выдержку из священной книги зороастризма «Авеста». Почему Заратуштра попросил бога о бессмертии? Чем объясняются причины перемены его мнения? Как взаимосвязаны проблемы смерти и бессмертия и проблемы смысла жизни в приведенном тексте? «Заратуштра предстал перед великим Богом Ахура Маздой и, плача, сказал: • О Ахура Мазда! Сделай меня бессмертным! • Я не могу исполнить этой просьбы, — возразил пророку Ахура Мазда. — Если я сделаю тебя бессмертным, то и Братрок- реш Тур, карапан, которого Ангхро Майнью создал, чтоб он тебя убил, тоже сделается бессмертным. А если Братрок-реш Тур обретет бессмертие, то не состоится конечное очищение мира от Зла и будущее существование для праведников станет невозможно. Заратуштра воскликнул, плача: • Ты создал ветер, ты создал воду, <...> ты создал огонь, ты создал все, что есть на Земле и во Вселенной, а сделать меня бессмертным не можешь! Тогда Ахура Мазда наделил Заратуштру Божественным Разумом, и пророк увидел все: что было и что будет <...> в плотском мире и в мире духовном; и судьба каждого человека, живущего на земле, открылась ему. Узрел он мысленным взором и нечто другое: тех, кто бессмертен, но при этом бездетен, и тех, кто смертен, но имеет семью и детей. Первые показались Заратуштре печальными и горестными, вторые — преисполненными радости. И тогда он сказал Ахура Мазде: • Простая счастливая человеческая жизнь кажется мне лучшим уделом, чем бессмертие при бездетности. И сказал на это Ахура Мазда: Ты изрек истинные слова, и мне, великому Богу, тоже любезнее, если ты будешь жить, как все люди, приведешь в дом супругу, и она родит тебе детей, нежели чем ты станешь бессмертным, но бездетным. Это мое наставление тебе, праведный Заратуштра, — передай его людям». Задание 3. Прочитайте высказывание. Почему автор считает, что не нужно бояться смерти? Чем, по его мнению, отличаются it II ляды на смерть мудреца и «людей толпы»? Эпикур: «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения. Поэтому правильное знание того, что смерть не имеет к нам никакого отношения, делает смертность жизни усладительной — не потому, чтобы оно прибавляло к ней безграничное количество времени, но потому, что отнимает жажду бессмертия. И действительно, нет ничего i трашного в жизни тому, кто всем сердцем постиг [вполне убежден], что вне жизни нет ничего страшного. Таким образом, глуп ют, кто говорит, что он боится смерти не потому, что она причинит страдание, когда придет, но потому, что она причиняет страдание тем, что придет: ведь если что не тревожит присутствия, то напрасно печалиться, когда оно только еще ожидается. 1аким образом, самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем. Таким образом, смерть не имеет отношения ни к живущим, ни к умершим, так как для одних она не существует, а другие уже не существуют. Люди толпы то избегают смерти как величайшего из зол, то жаждут ее как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни, но и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не представляется каким-нибудь злом. Как пищу он выбирает вовсе не более обильную, но самую приятную, кис и временем он наслаждается не самым долгим, но самым приятным». Задание 4. А.Камю утверждает, что «чувство абсурда» присуще различным сторонам жизни человека (абсурдный — бессмысленный, противоречивый, довести до абсурда — доказать внутреннее противоречие утверждения). Для А.Камю абсурд — это разум, констатирующий свои пределы. Прочитайте выдержку из произведения А. Камю «Стены абсурда». Как автор рассматривает отношение человека к смерти? «Я подхожу наконец к смерти и тому, как она нами пережива- стся. По этому поводу все уже сказано, и от патетики подобает ноздержаться. Тем не менее никогда не удастся в достаточной мере изумиться тому, что все живут так, как если бы они о смерти "знать не знали". Никто и в самом деле не имеет опыта смерти. Ведь опыт в собственном смысле есть то, что лично испытано и осознано. А в случае со смертью возможно говорить разве что об опыте кого-то другого. Это заменитель опыта, нечто умозрительное и никогда не убеждающее нас вполне. Условные меланхолические сетования не могут внушать доверия. В действительности источником ужаса является математическая непреложность события смерти. Если ход времени нас ужасает, так это тем, что задача сперва излагается, потом решается. Все красноречивые слова о душе получают здесь, по крайней мере на какой-то срок, подтверждение от противного с его новизной. Душа из вот этого недвижимого тела, на котором и пощечина не оставляет следов, куда-то исчезла. Простота и бесповоротность произошедшего и дают содержание чувству абсурда». Задание 5. Прочитайте текст. Почему автор видит возможность примирения со смертью? Почему смерть включена автором в «неоценочную сферу», т.е. сферу, не подлежащую оценке? При ответе используйте приведенные автором слова литературного героя. Ю. М. Лотман: «Основа примирения со смертью — если исключить религиозные мотивировки — ее естественность и независимость от воли человека. Неизбежность смерти, ее связь с представлениями о старости и болезнях позволяют включить ее в неоценочную сферу. Тем более значимыми оказываются случаи соединения ее с представлениями о молодости, здоровье, красоте, т.е. образы насильственной смерти. Присоединение признака добровольности придает этой теме максимальную смысловую нагрузку. Сложность создаваемых при этом значений заключается в том, что для того, чтобы сделать эту ситуацию способной обладать смыслом, она должна восприниматься как противоречащая естественному (т.е. нейтральному) порядку вещей. Стремление сохранить жизнь — неестественное чувство всего живого. И именно убедительность такой позиции заставляет Шекспира — правда, устами Фальстафа — сказать следующее: — Еще срок не пришел, и у меня нет охоты отдавать жизнь раньше времени. К чему мне торопиться, если Бог не требует ее у меня? Пусть так, но честь меня окрыляет. А что, если честь меня обескрылит, когда я пойду в бой? Что тогда? Может честь приставить мне ногу? Нет. Или руку? Нет. Или унять боль от раны? Нет. Значит, честь — плохой хирург? Безусловно. Что же такое честь? Слово. Что же заключено в этом слове? Воздух. Хорош барыш! Кто обладает честью? Тот, кто умер в среду. А он чувствует ее? Нет. Слышит ее? Нет. Значит, честь неощутима? Для мертвого — неощутима. Но, быть может, она будет жить среди живых? Нет. Почему? Злословие не допустит этого. Вот почему честь мне не нужна. Она не более как щит с гербом, который несут за фобом. Вот и весь сказ». ГЛАВА 3 ПОЗНАНИЕ Понятие познания Задание 1. Установите соответствие между определением и понятием. Рациональное познание — это усвоение переживаемого с целью нахождения истины. Образ предмета — это результат процесса познания. Познание — это реакция организма человека на раздражение. Восприятие — это возникновение идеального отражения предмета в сознании. Знание — это философская концепция, подчеркивающая чувственное происхождение познания. Представление — это целостный образ материального предме- га, данного посредством наблюдения. Ощущение — это восприятие предмета в целостности даже в случае, когда мы его целиком не ощущаем. Сенсуализм — это воплощенные в словах продукты социально- исторического процесса познания, которые выделяют общие существенные свойства предметов и явлений и одновременно суммируют важнейшие знания о них. Творчество — это необходимый этап познавательной деятельности, следующий за чувственным восприятием предмета, в ходе которого человек осмысливает полученные ощущения, стремится нроникнуть в суть вещей. Понятие — это отвлечение, сравнение и сопоставление предметов, выделение общего свойства, которое им присуще. Абстрагирование — это процесс принятия нестандартных решений. Реинтерпретация — это этап понимания, первоначального приписывания информации смысла и значения. Дивергенция — это этап понимания, уточнения и изменения смысла и значения. Интерпретация — это этап понимания, объединения, слияния прежде разрозненных смыслов и значений. Конверсия — это этап понимания, разъединения прежде единого смысла на отдельные части. Конвергенция — это этап понимания, качественного видоизменения смысла и значения, их радикального преобразования. Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста. • Выделяют два вида познания: чувственное; ……………………….; • Различают три вида памяти: ………………………. краткосрочную; ………………………. • В процессе познания наряду с рациональными операциями участвуют и нерациональные. Ими являются: творчество; ………………………. • Интуиция включает в себя ряд этапов: накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в памяти; ………………………. четкое осознание задачи; ………………………. • Важнейшими элементами процесса познания являются: ………………………. понимание. • Теория познания различает следующие виды объяснения: структурное; ………………………. ………………………. • Выделяют несколько этапов понимания: ………………………. реинтерпретацию; ………………………. ………………………. конверсию. Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях. • Понятия «знание» и «информация» часто отождествляются. На деле информация всегда является знанием, но не всякое знание является информацией. • Органы чувств человека воспринимают информацию в виде ощущений, которые затем перерабатываются нервной системой и мозгом, в результате чего совершается качественное изменение: сознание переходит в ощущение. • Ощущение является объективным образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через «призму» человеческого сознания. Материализм подчеркивает субъективность источника ощущений, субъективность мира, отражаемого в ощущениях, а идеа-i изм абсолютизирует объективность образа, который дается ощущением. • В настоящее время еще отсутствует возможность пользоваться чувственным опытом других людей, познавать то, что в данный момент нами не ощущается. • Процесс познания напрямую связан с так называемой пра- но-левой симметрией мозга: правое и левое полушария выполняют одинаковые функции; левое в основном перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов, правое же осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение, вырабатывает и хранит рациональные правила. Задание 4. Прочитайте высказывания. На их основе охарактеризуйте процесс познания. В чем состоит его значение? Какую роль в жизни человека играют знания? Конфуций: «То, что неясно, следует выяснить»; «Научить тебя, что такое знание? Знать, что ты знаешь, и знать, чего ты еще не таешь, — вот это и значит — знать». Хилон: «Познай себя — и ты познаешь весь остальной мир». Т. Манн: «Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть». И. П. Павлов: «Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать: я невежда». Д. И. Писарев: «Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта». Г. Бокль: «Единственное лекарство против суеверия — это знание, ничто другое не может вывести этого чумного пятна из человеческого ума»; «Знание — не инертный, пассивный посетитель, приходящий к нам, хотим мы этого или нет; его нужно искать, прежде чем оно будет нашим; оно — результат большой работы и потому большой жертвы». Т. Гексли: «Каждое из наших самых прочных убеждений может быть опрокинуто или, во всяком случае, изменено дальнейшими успехами знания». Т. Маколей: «Хитрые люди презирают знание, простаки удивляются ему, мудрые люди пользуются им». С.Смит: «Знание — сила, всезнание — слабость». Й.Этвес: «Всякое знание лишь тогда имеет ценность, когда оно делает нас энергичнее». И. Гёте: «Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать». А. Гумбольдт: «Человек не может воздействовать на природу, не может завладеть никакой из ее сил, если не знает законов природы, не умеет измерять и вычислять их. Знание и изучение суть радость и право человечества; они суть части народного богатства и нередко замена благ, слишком скудно распределенных природой». Г.Гегель: «Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление — это корень его жизни, его бессмертия». И.Фихте: «В том, что мы называем познанием и рассмотрением вещей, мы познаем и рассматриваем всегда только самих себя; во всем нашем сознании мы не знаем ничего, кроме нас самих и наших собственных определений». И.Шиллер: «Несправедливо, когда приводят только неудачные попытки и тем пытаются подорвать доверие к лучшему человеческому стремлению — стремлению к знанию и к исследованию истины». Задание 5. Прочитайте высказывание. Какие способы познания выделяет автор? В чем автор видит противоречивость познания? В чем заключается конечная цель знания? А.Шопенгауэр: «Есть два способа познавать жизнь: один — по закону основания, по разуму, другой — через познание идей. Первый способ идет от следствия к причине и наоборот — в бесконечность. Следуя этому способу, люди живут, надеются, чего-то ожидают, изучают, сочиняют науки, выводы которых совершенно относительны, т.е. состоят из цепи причин и следствий. И этим же путем люди надеются даже создать философию! Следуя закону основания (который в своих четырех видах, как домовой, вечно дразнит и морочит их), они мечтают найти в знании удовлетворение и счастье в жизни, продолжая бодро идти вперед. Они не замечают при этом, что это все равно, что гоняться за горизонтом с целью поймать облака или ощупывать и поворачивать шар со всех сторон с целью достать центр его. Поистине, они напоминают мне белку в колесе! Этим путем можно сделаться, в теоретическом отношении, умнее, опытнее, а в практическом отношении, при благоприятных обстоятельствах, достигнуть счастья; другими словами — при этом способе познавания за каждым желанием следует удовлетворение, которое в свою очередь вызывает новое желание — и так до бесконечности... Конечная цель всякого знания заключается в том, что интеллект должен воспринимать все проявления воли не только путем наглядного созерцания (ибо так они воспринимаются сами собой), но и с помощью абстрактного познания, т.е. чтобы все, что есть в воле, было и в понятии. К этому стремится всякая рассудочная деятельность, а также и наука». Истина Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением. Ложь — это знания, соответствующие действительности. Абсолютная истина — это знание о процессах окружающего мира, проходящих независимо от воли человека и от человечества в целом. Истина — это неполное, неточное знание, зависящее от конкретных исторических условий, уровня развития науки. Относительная истина — это совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении. Объективная истина — это несоответствие знания объективной реальности. Заблуждение — это намеренное искажение действительности. Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста, обозначенные точками. • Философская теория познания выдвигает следующие тезисы: объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и развивается; ………………………. ………………………. • В зависимости от полноты истинных знаний различают истину: относительную; ……………………….. • Источники заблуждения могут быть различные: ………………………. плохое знание предмета познания; ………………………. ……………………….
предубеждения, стереотипы и др. • В зависимости от нужности в данный момент можно выделить знания: полезные; ……………………….. Задание 3. Исправьте ошибки в приведенных ниже предложениях. • Знание, полученное в процессе познания, не всегда должно соответствовать окружающей действительности, так как в любом случае эти знания будут полезны человеку. • Истина абстрактна, так как полученное в результате познания знание отражает определенный объект действительности; конкретных истин, не привязанных к предмету познания, не бывает. • Критерием истины являются знания. Объективная истина представляет собой нечто застывшее, выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которых объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности. • Каждая абсолютная истина содержит в себе долю относительной, поэтому относительная истина — это предел бесконечной последовательности истин абсолютных. Задание 4. Составьте схему, используя приведенные ниже понятия. «Истина», «объективная истина», «относительная истина», «абсолютная истина», «критерий истины», «практика», «философская теория познания»», «тезисы философской теории познания», «противоположность истицы», «заблуждение», «источники заблуждения», «ошибки», «ложь». Задание 5. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Объясните взгляды авторов на вопрос о том, что такое истина и каков ее критерий. Сократ: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель: «Искать истину — и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина». М.Арнольд: «Истина застывает на губах умирающих». У. Блейк: «Истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли; надо, чтобы в нее поверили». Г. Бокль: «Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в использовании фактов, которое делает его философом». У. Грове: «Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипатий; единственная цель ее — истина». Г.Гегель: «Самая серьезная потребность есть потребность познания истины». И. Гёте: «Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине и не всякий может отыскать ее». И.Кант: «Всеобщим критерием истины был бы лишь такой критерий, который был бы правилен в отношении всех знаний, безразлично, каковы их предметы». К. Маркс: «В процессе борьбы с истиной заблуждение само себя разоблачает...»; «Истина всеобща, она не принадлежит мне одному, она принадлежит всем, она владеет мною, а не я ею». А. Руге: «Ощущение, созерцание, знание истины есть самоцель, это верно; но сама истина есть историческая определенность, мир противостоит ее новым формам. Самоцели нельзя достигнуть абстрактно, а можно только в связи с уже достигнугай внешней действительностью, т.е. как определенную конечную цель и как продукт конечной действительности. И свобода в стихии теоретического духа есть не абсолютная, ни с чем не связанная и полная свобода, но только освобождение духа из определенной связанности внешним или формы существования. Против таковой, хотя бы это и была его собственная форма мысли и образованности, дух всегда должен обращаться. Это — критика и практика». И. Шиллер: «Истина — зеркало, отражение которого невыносимо для притворства и лицемерия»; «Истина ничуть не страдает от того, что кто-либо ее не признает». Б. Шоу: «Опыт — это хорошо, он увеличивает нашу мудрость, но, к сожалению, не уменьшает нашей глупости». Т. Карлейль: «Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но и учит он лучше всех учителей». И. Гердер: «Из истории мы черпаем опыт, на основе опыта образуется самая живая часть нашего практического ума». К. Маркс: «Опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей...» Научное познание Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением. Методология — это объективное изучение мира, независимо от взглядов и убеждений человека. Метод — это научные предположения, истинность которых требует доказательств. Гипотезы — это особые типы знаний, которые объединяют совокупность понятий и выводов по данному вопросу в единую систему, это уже доказанные научные положения. Научное познание — это способ решения познавательных задач. Теории — это применение к предмету исследования конкретных приемов и методов научного познания. Обыденное познание — донаучное познание, ставшее предпосылкой возникновения науки. Антинаучное познание — это вненаучное познание, использующее в познавательной деятельности домыслы и предрассудки. Мифология — это вненаучное познание, намеренно искажающее действительность. Лженаучное познание — это вненаучное познание, включающее повседневный практический опыт человека. Дедукция — это расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.
Индукция — это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое. Анализ — это такой метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему). Синтез — это метод исследования, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера (от общего к частному). Метод моделирования — это отвлечение от ряда свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств. Аксиома — это выделение общих признаков и свойств изучаемого объекта. Метод обобщения — это создание копии изучаемого объекта для изучения оригинала с одной из сторон. Абстрагирование — это утверждение, доказательства истинности которого не требуется. Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные ниже понятия, заполнив пропуски текста, обозначенные точками. • Научное познание в отличие от обыденного обладает следующими особенностями: ………………………. применением специальных средств и орудий; ………………………. спецификой научных знаний; ................................................ особыми методами познавательной деятельности. • К вненаучному познанию относятся: мифология; ………………………. ………………………. обыденное познание. • В структуре научного познания выделяют два уровня: ................................................; теоретический. • Общелогическими методами познания являются: анализ; ………………………. ……………………….
дедукция; ………………………. обобщение; ………………………. моделирование.
• Модели могут быть: материальными; ……………………….. • Элементами эмпирического познания являются: ………………………. объект наблюдения; ………………………. • К теоретическим научным методам познания относятся: метод формализации; ………………………. ……………………….
• Научные знания о сложных исторически развивающихся объектах, которые чаще всего не могут быть воспроизведены в опыте, могут быть получены с помощью следующих методов исследования: исторического; ………………………. Задание 3. Исправьте ошибки в приведенных ниже предложениях. • По мере развития научных знаний язык науки не изменяется. • Специфика научных знаний состоит в том, что их достоверность всегда может быть проверена опытным путем и применена на практике. • Занятия наукой не требуют специальной подготовки, наличия базовых знаний и навыков владения специальными средствами исследования, специального образования. • Научное познание персонифицировано, по его результатам можно охарактеризовать личность исследователя. • В основе логического метода лежит изучение реальной истории в ее конкретном многообразии, выявление исторических фактов и на этой основе такое мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика, закономерность его развития; исторический же метод раскрывает объективную логику истории путем изучения исторического процесса на высших стадиях его развития. Задание 4. Как известно, философия является основой научного мировоззрения. Прочитайте высказывание Р. Декарта. Как вы объясните его взгляд на значение философской этики? Какова связь философии с другими науками? «Под последней (этикой) я разумею высочайшую и совершеннейшую науку о нравах; она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости. Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, то и особая полезность философии зависит от тех его частей, которые могут быть изучены только под конец». Задание 5. Прочитайте высказывания. Почему Т. Гоббс считает, что философское мышление дано каждому человеку? На основе слов Г. Гегеля определите роль философии в системе научного познания. Т. Гоббс: «Философия — это естественный разум, данный каждому человеку от рождения, ибо каждый в известной степени рассуждает о каких-нибудь вещах». Г. Гегель: «Философия — это эпоха, схваченная в мысли»; «Постичь то, что есть, — вот в чем задача философии».
ГЛАВА 4 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 4.1. Культура Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением. Диффузия культуры — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Духовная культура — это вид культуры, который представлен материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д. Язык — это вид культуры, который включает в себя знания, верования, убеждения, ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми, характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека. Ценностная ориентация — это понятийный, знаково-символи- ческий элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов. Культура — одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения. Материальная культура — это совокупность принимаемых личностью ценностей. Ценности — это теоретически сформулированная система взглядов. Субкультура — это совокупность проявлений народного творчества. Идеология — это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней. Фольклор — это культура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте. Контркультура — это взаимное проникновение элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении. Культурное воспроизводство — это процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие. Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста. • Выделяют два основных вида культуры: ………………………. духовную. • Основными элементами культуры являются: ………………………. ценности; ………………………. • Различают ценности нескольких видов: ………………………. ценности отдельных социальных общностей, классов, групп. • Выделяют функции культуры: регулятивную; ………………………. воспитательную; ………………………. ………………………. • Различают формы культуры: ………………………. ………………………. массовую. • Образцами народной культуры являются: сказки; ………………………. ………………………. одежда; ………………………. орудия труда и быта и т.д. • Фольклор принято делить на виды: ………………………. комплекс музыкальных, игровых и хореографических видов творчества; ……………………….. Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях. • Разделение культуры на материальную и духовную не соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному. • Массовая культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой одновременно синтез материальных и духовных ценностей. • Народная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной иосприимчивостью. • Элитарная культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей сс произведений; средствами ее распространения являются кни- ш, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. гс объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств. • Если представители контркультур хотя своеобразно и не полностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители субкультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу. Задание 4. Составьте схему, используя следующие понятия. «Культура», «элементы культуры», «функции культуры», «формы культуры», «материальная культура», «духовная культура», • язык», «ценности», «нормы», «регулятивная функция», «обра- ювательная функция», «воспитательная функция», «интегратив- пая функция», «ретранслирующая функция», «народная культура», «элитарная культура», «массовая культура». Задание 5. Прочитайте высказывания. Объясните взгляды авторов на понятие «культура». Как вы считаете, почему у этого понятия нет однозначного определения? Э. Эррио: «Культура — это то, что остается, когда все остальное забыто». Ф. Ницше: «Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». М.Арнольд: «Если я во что и верю, так только в культуру. Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура — это познание совершенства. Люди культуры — истинные апостолы равенства»; «Культура — что стремление к благозвучию и свету, главное же — к тому, чтобы и благозвучие, и свет преобладали». Мораль Задание 1. Подберите под определения соответствующие им понятия. ... — это правила, основанные на представлениях людей о предпринимательской деятельности. ... — это правила, установленные общественными организациями. ... — это правила взаимоотношений в политической сфере. ... — это правила, которые,- передаваясь из поколения в поколение, вошли в привычку и стали необходимой жизненной потребностью людей. ... — это правила взаимоотношений между членами семьи. ... — это правила при проведении каких-либо обрядов. ... — это правила, основанные на нормах религии. ... — это правила, установленные и охраняемые государством. ... — это правила, основанные на представлениях людей о добре и зле, чести, долге, справедливости. Задание 2. Синонимом морали является понятие «нравственность». Прочитайте высказывания. Какое значение имеет нравственность в жизни общества, отдельного человека? Л.Фейербах: «Хорошо и нравственно — это одно и то же. Но хорош только тот, кто хорош для других». И. Гёте: «Главное условие нравственности — желание стать нравственным». Г.Флобер: «Все, что прекрасно, — нравственно». Конфуций: «Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, то и все остальное будет ясно». Г. Гегель: «Истинная собственная польза достигается лишь нравственным поведением». Л.Н.Толстой: «Простота есть главное условие нравственной красоты... Для того чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать... Жизнь без нравственного ус<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.95 (0.018 с.) |