Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема смерти в духовном опыте человечества

Поиск

Задание 1. Во все времена люди обращались к проблеме смерти. 11рочитайте высказывания. Объясните взгляды авторов на эту про­блему. Что в них сходного и отличного? С кем из авторов вы боль­ше согласны? Почему?

Марк Аврелий Антоний: «Все, что видишь, скоро погибнет, и исикий, кто видит, как оно гибнет, скоро и сам погибнет. По с мерти и долгожитель, и кто безвременно умер станут равны».

Н.А.Добролюбов: «Говорят, что мой путь смелой правды при- иедет меня когда-нибудь к погибели. Это очень может быть; но я сумею погибнуть не даром».

Г.Гейне: «В сущности, все равно, за что умираешь; но если \мираешь за что-нибудь любимое, то такая теплая, преданная i мерть лучше, чем холодная, неверная жизнь».

И.Гёте: «Смерти можно бояться или не бояться — придет она неизбежно».

Ф.Ахундов: «Доказано, что лишение жизни в наказание за убий- i то не только не прекращает подобного рода преступлений, но млже и не уменьшает таковых».

Новалис: «Смерть есть прекращение обмена между внутрен­ним и внешним возбуждением, между душой и миром... Смерть — но романтизирующее начало нашей жизни».

В. Кесарийский: «Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть НС бойся».

Августин Блаженный: «Заботы о погребении, устройство гроб­ницы, пышность похорон — все это скорее утешение живым, чем помощь мертвым»; «Смерть — зло лишь в силу того, что за ней

следует».

А. Рудаки: «Все тленны мы, дитя, таков вселенной ход. Мы — i iiobho воробьи, а смерть, как ястреб, ждет. И рано ль, поздно hi — любой цветок увянет, своею теркой смерть всех тварей пере­грет».

А. Маарри: «Когда наступит срок, хотим иль не хотим, душа, полна грехов, пойдет путем своим».

Авиценна: «От праха черного и до небесных тел я тайны разга- длл мудрейших слов и дел. Коварства я избег, распутал все узлы, нишь узел смерти я распутать не сумел».

И. Аль-Хусри: «Смерть — это стрела, пущенная в тебя, а жизнь — 10 мгновение, что она до тебя долетит».

Омар Хайям: «Так как собственной смерти отсрочить нельзя, гак как свыше указана смертным стезя, так как вечные вещи не слепишь из воска — то и плакать об этом не стоит, друзья!»

Ф. Бэкон: «Я много думал о смерти и нахожу, что это — наи­меньшее из зол».

Х.Де ла Саль: «Мы смертными являемся на свет, у смерти от рожденья мы во власти... Но ты живи так, словно смерти нет, и ты узнаешь, что такое счастье».

Д.Свифт: «Невозможно представить себе, чтобы такое есте­ственное, необходимое и универсальное явление, как смерть, за­думывалось Небесами в виде наказания человечеству».

Ж. Ж. Руссо: «Тот лжет, кто утверждает, что не боится смер­ти».

Д.Дидро: «Если бояться смерти, ничего хорошего не сдела­ешь; если все равно умираешь из-за какого-нибудь камешка в мочевом пузыре, от припадка подагры или по другой столь же нелепой причине, то уж лучше умереть за какое-нибудь великое дело».

Задание 2. Прочитайте выдержку из священной книги зороаст­ризма «Авеста». Почему Заратуштра попросил бога о бессмертии? Чем объясняются причины перемены его мнения? Как взаимо­связаны проблемы смерти и бессмертия и проблемы смысла жиз­ни в приведенном тексте?

«Заратуштра предстал перед великим Богом Ахура Маздой и, плача, сказал:

• О Ахура Мазда! Сделай меня бессмертным!

• Я не могу исполнить этой просьбы, — возразил пророку Ахура Мазда. — Если я сделаю тебя бессмертным, то и Братрок- реш Тур, карапан, которого Ангхро Майнью создал, чтоб он тебя убил, тоже сделается бессмертным. А если Братрок-реш Тур обре­тет бессмертие, то не состоится конечное очищение мира от Зла и будущее существование для праведников станет невозможно.

Заратуштра воскликнул, плача:

• Ты создал ветер, ты создал воду, <...> ты создал огонь, ты создал все, что есть на Земле и во Вселенной, а сделать меня бессмертным не можешь!

Тогда Ахура Мазда наделил Заратуштру Божественным Разу­мом, и пророк увидел все: что было и что будет <...> в плотском мире и в мире духовном; и судьба каждого человека, живущего на земле, открылась ему.

Узрел он мысленным взором и нечто другое: тех, кто бессмер­тен, но при этом бездетен, и тех, кто смертен, но имеет семью и детей. Первые показались Заратуштре печальными и горестными, вторые — преисполненными радости.

И тогда он сказал Ахура Мазде:

• Простая счастливая человеческая жизнь кажется мне луч­шим уделом, чем бессмертие при бездетности.

И сказал на это Ахура Мазда:

Ты изрек истинные слова, и мне, великому Богу, тоже лю­безнее, если ты будешь жить, как все люди, приведешь в дом супругу, и она родит тебе детей, нежели чем ты станешь бессмерт­ным, но бездетным. Это мое наставление тебе, праведный Зара­туштра, — передай его людям».

Задание 3. Прочитайте высказывание. Почему автор считает, что не нужно бояться смерти? Чем, по его мнению, отличаются it II ляды на смерть мудреца и «людей толпы»?

Эпикур: «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения. Поэтому правиль­ное знание того, что смерть не имеет к нам никакого отношения, делает смертность жизни усладительной — не потому, чтобы оно прибавляло к ней безграничное количество времени, но потому, что отнимает жажду бессмертия. И действительно, нет ничего i трашного в жизни тому, кто всем сердцем постиг [вполне убеж­ден], что вне жизни нет ничего страшного. Таким образом, глуп ют, кто говорит, что он боится смерти не потому, что она при­чинит страдание, когда придет, но потому, что она причиняет страдание тем, что придет: ведь если что не тревожит присут­ствия, то напрасно печалиться, когда оно только еще ожидается. 1аким образом, самое страшное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не суще­ствуем. Таким образом, смерть не имеет отношения ни к живу­щим, ни к умершим, так как для одних она не существует, а другие уже не существуют.

Люди толпы то избегают смерти как величайшего из зол, то жаждут ее как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняет­ся от жизни, но и не боится не-жизни, потому что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не представляется каким-нибудь злом. Как пищу он выбирает вовсе не более обильную, но самую приятную, кис и временем он наслаждается не самым долгим, но самым при­ятным».

Задание 4. А.Камю утверждает, что «чувство абсурда» присуще различным сторонам жизни человека (абсурдный — бессмыслен­ный, противоречивый, довести до абсурда — доказать внутреннее противоречие утверждения). Для А.Камю абсурд — это разум, кон­статирующий свои пределы. Прочитайте выдержку из произведе­ния А. Камю «Стены абсурда». Как автор рассматривает отноше­ние человека к смерти?

«Я подхожу наконец к смерти и тому, как она нами пережива- стся. По этому поводу все уже сказано, и от патетики подобает ноздержаться. Тем не менее никогда не удастся в достаточной мере изумиться тому, что все живут так, как если бы они о смерти "знать не знали". Никто и в самом деле не имеет опыта смерти.

Ведь опыт в собственном смысле есть то, что лично испытано и осознано. А в случае со смертью возможно говорить разве что об опыте кого-то другого. Это заменитель опыта, нечто умозритель­ное и никогда не убеждающее нас вполне. Условные меланхоли­ческие сетования не могут внушать доверия. В действительности источником ужаса является математическая непреложность собы­тия смерти. Если ход времени нас ужасает, так это тем, что задача сперва излагается, потом решается. Все красноречивые слова о душе получают здесь, по крайней мере на какой-то срок, под­тверждение от противного с его новизной. Душа из вот этого не­движимого тела, на котором и пощечина не оставляет следов, куда-то исчезла. Простота и бесповоротность произошедшего и дают содержание чувству абсурда».

Задание 5. Прочитайте текст. Почему автор видит возможность примирения со смертью? Почему смерть включена автором в «не­оценочную сферу», т.е. сферу, не подлежащую оценке? При отве­те используйте приведенные автором слова литературного героя.

Ю. М. Лотман: «Основа примирения со смертью — если исклю­чить религиозные мотивировки — ее естественность и независи­мость от воли человека. Неизбежность смерти, ее связь с пред­ставлениями о старости и болезнях позволяют включить ее в не­оценочную сферу. Тем более значимыми оказываются случаи со­единения ее с представлениями о молодости, здоровье, красоте, т.е. образы насильственной смерти. Присоединение признака доб­ровольности придает этой теме максимальную смысловую нагрузку. Сложность создаваемых при этом значений заключается в том, что для того, чтобы сделать эту ситуацию способной обладать смыс­лом, она должна восприниматься как противоречащая естествен­ному (т.е. нейтральному) порядку вещей. Стремление сохранить жизнь — неестественное чувство всего живого. И именно убеди­тельность такой позиции заставляет Шекспира — правда, устами Фальстафа — сказать следующее:

— Еще срок не пришел, и у меня нет охоты отдавать жизнь раньше времени. К чему мне торопиться, если Бог не требует ее у меня? Пусть так, но честь меня окрыляет. А что, если честь меня обескрылит, когда я пойду в бой? Что тогда? Может честь приста­вить мне ногу? Нет. Или руку? Нет. Или унять боль от раны? Нет. Значит, честь — плохой хирург? Безусловно. Что же такое честь? Слово. Что же заключено в этом слове? Воздух. Хорош барыш! Кто обладает честью? Тот, кто умер в среду. А он чувствует ее? Нет. Слышит ее? Нет. Значит, честь неощутима? Для мертвого — не­ощутима. Но, быть может, она будет жить среди живых? Нет. По­чему? Злословие не допустит этого. Вот почему честь мне не нуж­на. Она не более как щит с гербом, который несут за фобом. Вот и весь сказ».

ГЛАВА 3 ПОЗНАНИЕ

Понятие познания

Задание 1. Установите соответствие между определением и понятием.

Рациональное познание — это усвоение переживаемого с целью нахождения истины.

Образ предмета — это результат процесса познания.

Познание — это реакция организма человека на раздражение.

Восприятие — это возникновение идеального отражения пред­мета в сознании.

Знание — это философская концепция, подчеркивающая чув­ственное происхождение познания.

Представление — это целостный образ материального предме- га, данного посредством наблюдения.

Ощущение — это восприятие предмета в целостности даже в случае, когда мы его целиком не ощущаем.

Сенсуализм — это воплощенные в словах продукты социально- исторического процесса познания, которые выделяют общие су­щественные свойства предметов и явлений и одновременно сум­мируют важнейшие знания о них.

Творчество — это необходимый этап познавательной деятель­ности, следующий за чувственным восприятием предмета, в ходе которого человек осмысливает полученные ощущения, стремится нроникнуть в суть вещей.

Понятие — это отвлечение, сравнение и сопоставление пред­метов, выделение общего свойства, которое им присуще.

Абстрагирование — это процесс принятия нестандартных ре­шений.

Реинтерпретация — это этап понимания, первоначального при­писывания информации смысла и значения.

Дивергенция — это этап понимания, уточнения и изменения смысла и значения.

Интерпретация — это этап понимания, объединения, слияния прежде разрозненных смыслов и значений.

Конверсия — это этап понимания, разъединения прежде еди­ного смысла на отдельные части.

Конвергенция — это этап понимания, качественного видоизме­нения смысла и значения, их радикального преобразования.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Выделяют два вида познания:

 чувственное;

……………………….;

• Различают три вида памяти:

……………………….

краткосрочную;

……………………….

• В процессе познания наряду с рациональными операциями участвуют и нерациональные. Ими являются:

творчество;

……………………….

• Интуиция включает в себя ряд этапов: накопление и бессознательное распределение образов и аб­стракций в памяти;

……………………….

четкое осознание задачи;

……………………….

• Важнейшими элементами процесса познания являются:

……………………….

понимание.

• Теория познания различает следующие виды объяснения:

структурное;

……………………….

……………………….

• Выделяют несколько этапов понимания:

……………………….

реинтерпретацию;

……………………….

……………………….

конверсию.

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

• Понятия «знание» и «информация» часто отождествляются. На деле информация всегда является знанием, но не всякое зна­ние является информацией.

• Органы чувств человека воспринимают информацию в виде ощущений, которые затем перерабатываются нервной системой и мозгом, в результате чего совершается качественное изменение: сознание переходит в ощущение.

• Ощущение является объективным образом предмета, посколь­ку отражает, преломляет воздействие предмета через «призму» человеческого сознания.

Материализм подчеркивает субъективность источника ощу­щений, субъективность мира, отражаемого в ощущениях, а идеа-i изм абсолютизирует объективность образа, который дается ощу­щением.

• В настоящее время еще отсутствует возможность пользоваться чувственным опытом других людей, познавать то, что в данный момент нами не ощущается.

• Процесс познания напрямую связан с так называемой пра- но-левой симметрией мозга: правое и левое полушария выполня­ют одинаковые функции; левое в основном перерабатывает и хра­нит информацию, ведущую к созданию чувственных образов, правое же осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение, вырабатывает и хранит рациональные правила.

Задание 4. Прочитайте высказывания. На их основе охаракте­ризуйте процесс познания. В чем состоит его значение? Какую роль в жизни человека играют знания?

Конфуций: «То, что неясно, следует выяснить»; «Научить тебя, что такое знание? Знать, что ты знаешь, и знать, чего ты еще не таешь, — вот это и значит — знать».

Хилон: «Познай себя — и ты познаешь весь остальной мир».

Т. Манн: «Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть».

И. П. Павлов: «Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать: я невежда».

Д. И. Писарев: «Знание составляется из мелких крупинок еже­дневного опыта».

Г. Бокль: «Единственное лекарство против суеверия — это зна­ние, ничто другое не может вывести этого чумного пятна из чело­веческого ума»; «Знание — не инертный, пассивный посетитель, приходящий к нам, хотим мы этого или нет; его нужно искать, прежде чем оно будет нашим; оно — результат большой работы и потому большой жертвы».

Т. Гексли: «Каждое из наших самых прочных убеждений может быть опрокинуто или, во всяком случае, изменено дальнейшими успехами знания».

Т. Маколей: «Хитрые люди презирают знание, простаки удив­ляются ему, мудрые люди пользуются им».

С.Смит: «Знание — сила, всезнание — слабость».

Й.Этвес: «Всякое знание лишь тогда имеет ценность, когда оно делает нас энергичнее».

И. Гёте: «Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение. Недостаточно только желать; надо делать».

А. Гумбольдт: «Человек не может воздействовать на природу, не может завладеть никакой из ее сил, если не знает законов приро­ды, не умеет измерять и вычислять их. Знание и изучение суть радость и право человечества; они суть части народного богатства и нередко замена благ, слишком скудно распределенных природой».

Г.Гегель: «Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление — это корень его жизни, его бессмертия».

И.Фихте: «В том, что мы называем познанием и рассмотрени­ем вещей, мы познаем и рассматриваем всегда только самих себя; во всем нашем сознании мы не знаем ничего, кроме нас самих и наших собственных определений».

И.Шиллер: «Несправедливо, когда приводят только неудачные попытки и тем пытаются подорвать доверие к лучшему человечес­кому стремлению — стремлению к знанию и к исследованию ис­тины».

Задание 5. Прочитайте высказывание. Какие способы позна­ния выделяет автор? В чем автор видит противоречивость позна­ния? В чем заключается конечная цель знания?

А.Шопенгауэр: «Есть два способа познавать жизнь: один — по закону основания, по разуму, другой — через познание идей. Пер­вый способ идет от следствия к причине и наоборот — в беско­нечность. Следуя этому способу, люди живут, надеются, чего-то ожидают, изучают, сочиняют науки, выводы которых совершен­но относительны, т.е. состоят из цепи причин и следствий. И этим же путем люди надеются даже создать философию! Следуя закону основания (который в своих четырех видах, как домовой, вечно дразнит и морочит их), они мечтают найти в знании удовлетворе­ние и счастье в жизни, продолжая бодро идти вперед. Они не замечают при этом, что это все равно, что гоняться за горизон­том с целью поймать облака или ощупывать и поворачивать шар со всех сторон с целью достать центр его. Поистине, они напоми­нают мне белку в колесе! Этим путем можно сделаться, в теорети­ческом отношении, умнее, опытнее, а в практическом отноше­нии, при благоприятных обстоятельствах, достигнуть счастья; дру­гими словами — при этом способе познавания за каждым желани­ем следует удовлетворение, которое в свою очередь вызывает новое желание — и так до бесконечности... Конечная цель всякого зна­ния заключается в том, что интеллект должен воспринимать все проявления воли не только путем наглядного созерцания (ибо так они воспринимаются сами собой), но и с помощью абстрактного познания, т.е. чтобы все, что есть в воле, было и в понятии. К этому стремится всякая рассудочная деятельность, а также и наука».

Истина

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Ложь — это знания, соответствующие действительности.

Абсолютная истина — это знание о процессах окружающего мира, проходящих независимо от воли человека и от человечества в целом.

Истина — это неполное, неточное знание, зависящее от кон­кретных исторических условий, уровня развития науки.

Относительная истина — это совершенно полное, точное, все­стороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении.

Объективная истина — это несоответствие знания объектив­ной реальности.

Заблуждение — это намеренное искажение действительности.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста, обозначенные точками.

• Философская теория познания выдвигает следующие тезисы: объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изме­няется и развивается;

……………………….

……………………….

• В зависимости от полноты истинных знаний различают исти­ну:

относительную;

  ………………………..

• Источники заблуждения могут быть различные:

……………………….

плохое знание предмета познания;

……………………….

……………………….

 

предубеждения, стереотипы и др.

 • В зависимости от нужности в данный момент можно выделить знания:

полезные;

………………………..

Задание 3. Исправьте ошибки в приведенных ниже предложе­ниях.

• Знание, полученное в процессе познания, не всегда должно соответствовать окружающей действительности, так как в любом случае эти знания будут полезны человеку.

• Истина абстрактна, так как полученное в результате позна­ния знание отражает определенный объект действительности; кон­кретных истин, не привязанных к предмету познания, не бывает.

• Критерием истины являются знания.

Объективная истина представляет собой нечто застывшее, выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которых объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности.

• Каждая абсолютная истина содержит в себе долю относи­тельной, поэтому относительная истина — это предел бесконеч­ной последовательности истин абсолютных.

Задание 4. Составьте схему, используя приведенные ниже по­нятия.

«Истина», «объективная истина», «относительная истина», «аб­солютная истина», «критерий истины», «практика», «философ­ская теория познания»», «тезисы философской теории познания», «противоположность истицы», «заблуждение», «источники заб­луждения», «ошибки», «ложь».

Задание 5. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Объяс­ните взгляды авторов на вопрос о том, что такое истина и каков ее критерий.

Сократ: «Платон мне друг, но истина дороже».

Аристотель: «Искать истину — и легко и трудно, ибо очевид­но, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается вели­чественная картина».

М.Арнольд: «Истина застывает на губах умирающих».

У. Блейк: «Истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли; надо, чтобы в нее поверили».

Г. Бокль: «Истинное знание состоит не в знакомстве с факта­ми, которые делают человека лишь педантом, а в использовании фактов, которое делает его философом».

У. Грове: «Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипа­тий; единственная цель ее — истина».

Г.Гегель: «Самая серьезная потребность есть потребность по­знания истины».

И. Гёте: «Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине и не всякий может отыскать ее».

И.Кант: «Всеобщим критерием истины был бы лишь такой критерий, который был бы правилен в отношении всех знаний, безразлично, каковы их предметы».

К. Маркс: «В процессе борьбы с истиной заблуждение само себя разоблачает...»; «Истина всеобща, она не принадлежит мне одно­му, она принадлежит всем, она владеет мною, а не я ею».

А. Руге: «Ощущение, созерцание, знание истины есть само­цель, это верно; но сама истина есть историческая определен­ность, мир противостоит ее новым формам. Самоцели нельзя достигнуть абстрактно, а можно только в связи с уже достигнугай внешней действительностью, т.е. как определенную конеч­ную цель и как продукт конечной действительности. И свобода в стихии теоретического духа есть не абсолютная, ни с чем не связанная и полная свобода, но только освобождение духа из определенной связанности внешним или формы существования. Против таковой, хотя бы это и была его собственная форма мысли и образованности, дух всегда должен обращаться. Это — критика и практика».

И. Шиллер: «Истина — зеркало, отражение которого невыно­симо для притворства и лицемерия»; «Истина ничуть не страдает от того, что кто-либо ее не признает».

Б. Шоу: «Опыт — это хорошо, он увеличивает нашу мудрость, но, к сожалению, не уменьшает нашей глупости».

Т. Карлейль: «Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но и учит он лучше всех учителей».

И. Гердер: «Из истории мы черпаем опыт, на основе опыта образуется самая живая часть нашего практического ума».

К. Маркс: «Опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей...»

Научное познание

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Методология — это объективное изучение мира, независимо от взглядов и убеждений человека.

Метод — это научные предположения, истинность которых требует доказательств.

Гипотезы — это особые типы знаний, которые объединяют совокупность понятий и выводов по данному вопросу в единую систему, это уже доказанные научные положения.

Научное познание — это способ решения познавательных задач.

Теории — это применение к предмету исследования конкрет­ных приемов и методов научного познания.

Обыденное познание — донаучное познание, ставшее предпо­сылкой возникновения науки.

Антинаучное познание — это вненаучное познание, использую­щее в познавательной деятельности домыслы и предрассудки.

Мифология — это вненаучное познание, намеренно искажаю­щее действительность.

Лженаучное познание — это вненаучное познание, включаю­щее повседневный практический опыт человека.

Дедукция — это расчленение целостного предмета на составля­ющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

 

Индукция — это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Анализ — это такой метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).

Синтез — это метод исследования, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера (от обще­го к частному).

Метод моделирования — это отвлечение от ряда свойств изуча­емого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств.

Аксиома — это выделение общих признаков и свойств изучае­мого объекта.

Метод обобщения — это создание копии изучаемого объекта для изучения оригинала с одной из сторон.

Абстрагирование — это утверждение, доказательства истинно­сти которого не требуется.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные ниже понятия, заполнив пропуски текста, обозначен­ные точками.

• Научное познание в отличие от обыденного обладает следую­щими особенностями:

……………………….

применением специальных средств и орудий;

……………………….

спецификой научных знаний;

................................................

особыми методами познавательной деятельности.

• К вненаучному познанию относятся:

мифология;

……………………….

……………………….

обыденное познание.

• В структуре научного познания выделяют два уровня:

................................................;

теоретический.

• Общелогическими методами познания являются:

анализ;

……………………….

……………………….

 

дедукция;

……………………….

обобщение;

……………………….

моделирование.

 

• Модели могут быть:

 материальными;

………………………..

• Элементами эмпирического познания являются:

……………………….

объект наблюдения;

……………………….

• К теоретическим научным методам познания относятся:

метод формализации;

……………………….

……………………….

 

• Научные знания о сложных исторически развивающихся объектах, которые чаще всего не могут быть воспроизведены в опыте, могут быть получены с помощью следующих методов ис­следования:

исторического;

……………………….

Задание 3. Исправьте ошибки в приведенных ниже предложе­ниях.

• По мере развития научных знаний язык науки не изменя­ется.

• Специфика научных знаний состоит в том, что их достовер­ность всегда может быть проверена опытным путем и применена на практике.

• Занятия наукой не требуют специальной подготовки, нали­чия базовых знаний и навыков владения специальными средства­ми исследования, специального образования.

• Научное познание персонифицировано, по его результатам можно охарактеризовать личность исследователя.

• В основе логического метода лежит изучение реальной исто­рии в ее конкретном многообразии, выявление исторических фак­тов и на этой основе такое мыслительное воссоздание историчес­кого процесса, при котором раскрывается логика, закономерность его развития; исторический же метод раскрывает объективную ло­гику истории путем изучения исторического процесса на высших стадиях его развития.

Задание 4. Как известно, философия является основой науч­ного мировоззрения. Прочитайте высказывание Р. Декарта. Как вы объясните его взгляд на значение философской этики? Какова связь философии с другими науками?

«Под последней (этикой) я разумею высочайшую и совершен­нейшую науку о нравах; она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости. Подобно тому,

как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, то и особая полезность философии зависит от тех его частей, которые могут быть изучены только под конец».

Задание 5. Прочитайте высказывания. Почему Т. Гоббс счита­ет, что философское мышление дано каждому человеку? На ос­нове слов Г. Гегеля определите роль философии в системе научно­го познания.

Т. Гоббс: «Философия — это естественный разум, данный каж­дому человеку от рождения, ибо каждый в известной степени рас­суждает о каких-нибудь вещах».

Г. Гегель: «Философия — это эпоха, схваченная в мысли»; «По­стичь то, что есть, — вот в чем задача философии».

 

 

ГЛАВА 4

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

4.1. Культура

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Диффузия культуры — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отно­шений людей к природе, между собой и к самим себе.

Духовная культура — это вид культуры, который представлен материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихо­да и т.д.

Язык — это вид культуры, который включает в себя знания, верования, убеждения, ценности, идеологию, мораль, язык, за­коны, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми, характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Ценностная ориентация — это понятийный, знаково-символи- ческий элемент культуры, система коммуникации, осуществляе­мая с помощью звуков и символов.

Культура — одобряемые и разделяемые большинством обще­ства убеждения относительно поставленных перед человеком це­лей и основных средств их достижения.

Материальная культура — это совокупность принимаемых лич­ностью ценностей.

Ценности — это теоретически сформулированная система взгля­дов.

Субкультура — это совокупность проявлений народного твор­чества.

Идеология — это система ценностей, установок, способов по­ведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но свя­занная с ней.

Фольклор — это культура, которая не просто отличается от доми­нирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте.

Контркультура — это взаимное проникновение элементов куль­туры из одного общества в другое при их соприкосновении.

Культурное воспроизводство — это процесс эволюционного раз­вития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Выделяют два основных вида культуры:

……………………….

духовную.

• Основными элементами культуры являются:

……………………….

ценности;

……………………….

• Различают ценности нескольких видов:

……………………….

ценности отдельных социальных общностей, классов, групп.

 • Выделяют функции культуры:

регулятивную;

……………………….

воспитательную;

……………………….

……………………….

• Различают формы культуры:

……………………….

……………………….

массовую.

• Образцами народной культуры являются:

сказки;

……………………….

……………………….

одежда;

……………………….

орудия труда и быта и т.д.

 • Фольклор принято делить на виды:

……………………….

комплекс музыкальных, игровых и хореографических видов творчества;

………………………..

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

• Разделение культуры на материальную и духовную не соот­ветствует двум основным видам производства: материальному и духовному.

• Массовая культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой одновременно синтез материальных и духовных ценностей.

• Народная культура рассчитана на ее восприятие ограничен­ным кругом людей, которые обладают особой художественной иосприимчивостью.

• Элитарная культура сознательно ориентирует распространяе­мые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей сс произведений; средствами ее распространения являются кни- ш, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. гс объекты, которые могут многократно тиражироваться с по­мощью современных технических средств.

• Если представители контркультур хотя своеобразно и не пол­ностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители субкультур отказываются от этих цен­ностей и противопоставляют себя обществу.

Задание 4. Составьте схему, используя следующие понятия.

«Культура», «элементы культуры», «функции культуры», «фор­мы культуры», «материальная культура», «духовная культура», • язык», «ценности», «нормы», «регулятивная функция», «обра- ювательная функция», «воспитательная функция», «интегратив- пая функция», «ретранслирующая функция», «народная культу­ра», «элитарная культура», «массовая культура».

Задание 5. Прочитайте высказывания. Объясните взгляды авто­ров на понятие «культура». Как вы считаете, почему у этого поня­тия нет однозначного определения?

Э. Эррио: «Культура — это то, что остается, когда все осталь­ное забыто».

Ф. Ницше: «Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом».

М.Арнольд: «Если я во что и верю, так только в культуру. Куль­тура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура — это познание совершенства. Люди культуры — истинные апостолы равенства»; «Культура — что стремление к благозвучию и свету, главное же — к тому, что­бы и благозвучие, и свет преобладали».

Мораль

Задание 1. Подберите под определения соответствующие им понятия.

... — это правила, основанные на представлениях людей о пред­принимательской деятельности.

... — это правила, установленные общественными организаци­ями.

... — это правила взаимоотношений в политической сфере.

... — это правила, которые,- передаваясь из поколения в поко­ление, вошли в привычку и стали необходимой жизненной по­требностью людей.

... — это правила взаимоотношений между членами семьи.

... — это правила при проведении каких-либо обрядов.

... — это правила, основанные на нормах религии.

... — это правила, установленные и охраняемые государством.

... — это правила, основанные на представлениях людей о доб­ре и зле, чести, долге, справедливости.

Задание 2. Синонимом морали является понятие «нравствен­ность». Прочитайте высказывания. Какое значение имеет нравствен­ность в жизни общества, отдельного человека?

Л.Фейербах: «Хорошо и нравственно — это одно и то же. Но хорош только тот, кто хорош для других».

И. Гёте: «Главное условие нравственности — желание стать нрав­ственным».

Г.Флобер: «Все, что прекрасно, — нравственно».

Конфуций: «Когда ясно, в чем заключается истинная нрав­ственность, то и все остальное будет ясно».

Г. Гегель: «Истинная собственная польза достигается лишь нрав­ственным поведением».

Л.Н.Толстой: «Простота есть главное условие нравственной красоты... Для того чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать... Жизнь без нравственного ус<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 1198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.95 (0.018 с.)