Особенности инфекционного больного и уход за ним 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности инфекционного больного и уход за ним



Сущность ухода за инфекционными больными – это широкий комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, диагностических и лечебных процедур, а также воспитательной работы с больным, направленный на его быстрое выздоровление и предотвращение рассеивания инфекции. Для обеспечения надлежащего ухода необходимо знать основные особенности инфекционного больного.

- Главная особенность состоит в том, что большинство больных выделяют во внешнюю среду возбудителей, т. е. являются источником заразного начала. Отсюда важно знать, где в организме находятся возбудители, каким образом они выделяются во внешнюю среду, как заражают здоровых людей, пути и способы заражения, необходимые меры, чтобы не допустить распространения инфекции.

- Вторая особенность: инфекционные болезни сопровождаются лихорадкой, интоксикацией и токсическим поражением центральной нервной системы, поэтому у больных часто развиваются нервнопсихические расстройства. Нужно знать характер этих нарушений, чтобы правильно подойти к больным, установить с ними нужный контакт. Хорошее состояние психики больного – один из важных факторов быстрого выздоровления.

- Третья особенность: инфекционные болезни – острые, динамичные заболевания, при которых состояние больного может внезапно меняться. В связи с этим часто возникает необходимость быстрого неотложного решения вопросов об оказании срочной помощи пациенту и об изменении характера ухода за ними.

- Четвертая особенность состоит в том, что клиническое выздоровление при инфекционных болезнях, как правило, намного опережает полное восстановление возникших в организме человека органических и функциональных расстройств. В периоде выздоровления (реконвалесценции) больные долгое время физически ослаблены, у них нарушена психика, имеются расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы и других органов и систем, но, несмотря на это, их самочувствие нередко бывает вполне удовлетворительным и совершенно не соответствует глубоким изменениям, сохраняющимся в организме.

Медицинские работники (врачи, медсестры) должны хорошо знать все отмеченные особенности, чтобы осуществлять уход за инфекционными больными в стационаре и дома.

СХЕМА СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА.

 

Сестринский процесс - это серия действий, ведущих к определенному результату.

5 этапов сестринского процесса:

1. Обследование.

2. Сестринский диагноз.

3. Планирование.

4. Выполнение.

5. Оценка.

Обследование.

· Субъективное.

· Объективное (осмотр по системам органов).

· Психологическое.

· Социологическое.

· Область развития.

· Культура.

· Духовное.

· Окружающая среда.

Сестринский диагноз.

Сестринский диагноз - это формулировка действительной или потенциальной возможной реакции пациента на заболевание (проблема состояния здоровья, которую медицинская сестра компетентна лечить, на что у нее имеется соответствующая лицензия).

Цель диагноза медицинской сестры отличается от врачебной. Цель сестринского диагноза - установить действительную и возможную реакцию пациента, в то время, как цель врачебного диагноза - наметить план лечения. Задача диагностики медицинской сестры - это разработка индивидуального плана ухода за больным, чтобы пациент и его семья смогли бы адаптироваться к изменениям, возможным из-за возникших проблем со здоровьем.

Проблемы: физические, психосоматические, духовные. Эмоциональные, социальные. Физические и психосоматические проблемы у инфекционного больного, например, связанные:

· с нарушением дыхания – одышка, удушье, кашель;

· с нарушением питания - отсутствие аппетита, нарушение глотания, истощение, рвота;

· с нарушением выделения - запоры, диарея, недержание кала, задержка мочи, учащенное и болезненное мочеиспускание, кровь в моче;

· с ограничением или отсутствием двигательной активности; с нарушением сна - бессонница, нарушение засыпания, повышенная сонливость, с болью;

· лихорадкой; повреждением целостности кожных покровов;

· со снижением иммунитета; с контактом с инфекционного больного;

· с нарушением гигиенических навыков - снижение навыков самообслуживания;

· с нарушением обучения – дефицит знаний, отсутствие интереса.

 

К физическим проблемам пациента относятся проблемы, связанные с крахом потребностей: приступ удушья, обморок, шок, коллапс, кома, боль в сердце, приступ болей (почечная и печеночные колики, боль в животе), кровотечение.

Социальные проблемы инфекционного больного: нарушение вербального общения, одиночество, нарушение восприятия, снижение слуха, снижение зрения, слепота, нарушение родственных связей. Психосоциальные проблемы: потеря свободы, дружбы, любви, снижение и потеря социального статуса; снижение чувства собственного достоинства, снижение творческой активности.

Эмоциональные проблемы инфекционного больного это беспокойство, тревога, страх, безнадёжность, отчаяние, недовольство, пренебрежение заболеванием.

 

Итак, сестринский диагноз – клиническое суждение медицинской сестры, в котором даётся описание характера ответной реакции пациента на болезнь и своё состояние с желательным указанием вероятной причины такой реакции.

Цель сестринского диагноза, определить в каком уходе нуждается больной. Постановка цели сестринского ухода даёт направление при индивидуальной работе с больным. Составление плана ухода предусматривает наличие стандартов сестринской практики, т.е. того минимального качественного уровня обслуживания, который обеспечивает профессиональный уход за пациентом. Например, среди соматических проблем пациента есть проблема – контакт с инфекционными больными, проанализировав, её медицинская сестра устанавливает приоритетность – обеспечение инфекционной безопасности пациента и себя. Медицинская сестра должна сформулировать цели обеспечения лечебно-охранительного режима. Заканчивая решение третьего этапа сестринского процесса, она планирует мероприятия по уходу, изучив нормативную документацию по использованию дез. средств обеспечивает больного индивидуальной посудой, бельём, предметами ухода, организовывает его инфекционную безопасность, контролирует и обеспечивает санитарное состояние палаты, контролирует соблюдение личной гигиены больным, контролирует выполнение функциональных обязанностей младшим медицинским персоналом.

Планирование.

Во время планирования определяются цели, ожидаемые результаты и формируется план сестринского ухода.

Пример.

Сестринский диагноз: Диарея.

Краткосрочная цель: к концу недели частота стула составит

5-6 раз в сутки.

Долгосрочная цель: прекращение диареи к моменту выписки.

Планирование:

1. Медсестра обеспечит прием легкоусвояемой пищи в небольшом количестве через два часа.

2. Медсестра обеспечит пациенту прием жидкости в большом количестве.

3. Медсестра обеспечит прием антидиарейных средств в соответствии с назначениями врача.

4. Медсестра обеспечит обмывание теплой водой с мылом кожи в перианальной области после каждого акта дефекации.

5. Медсестра обеспечит смену постельного и нательного белья по мере загрязнения.

6. Медсестра будет контролировать водный баланс. Одни раз в неделю взвешивать пациента.

7. Медсестра проведет беседу с родственниками об особенностях лечебного стола ее пациента и характере передач.

8. Ведение "стуловой" тетради.

9. Сбор анализов на бак. исследование.

10. Медсестра будет проводить текущую дезинфекцию.

 

Выполнение.

Данная категория включает: выполнение, оказание помощи, обучение и консультирование пациента и его семьи. Деятельности медсестры в данном случае складывается из следующих моментов:

· Помощь в выполнении деятельности, связанной с жизненными потребностями.

· Советы и инструкции больному и его семье.

· Уход за больным для достижения терапевтических целей.

· Наблюдение и оценка работы других штатных сотрудников.

· Сбор анализов на бак. исследование.

· Проведение дезинфекции.

Оценка.

Полное и частичное достижение цели, не достижение цели.

Медсестра должна понять, что оценка находится в движении и изменяется в зависимости от сестринского диагноза и состояния пациента.

 

При осмотре обращают внимание на окраску, эластичность, влажность кожи, различного рода высыпания.

Бледная окраска кожи связана со спазмом сосудов. при тяжелых нарушениях метаболизма и гипоксии тканей появляется акроцианоз. Тяжелый шок, когда развиваются стойкая длительная дилятация сосудов и стаз крови сопровождается появлением пятен (менингококковый сепсис).

Возбудители некоторых инфекционных заболеваний обладают вазотропным свойством, протекают с гиперемией кожи (геморрагические лихорадки, псевдотуберкулез). Окраска кожи может меняться вследствие отложения билирубина, это свидетельствует о глубоком поражении печени (вирусные гепатиты).

 

ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ.

 

Инфекционные больные могут весьма своеобразно реагировать на окружающую обстановку, что объясняется особенностями раз­вития заболевания. Так, больные с брюшным тифом в период раз­гара заболевания бывают замкнуты, немногословны, неохотно всту­пают в словесный контакт, у них часто нарушается сон, а больные с сыпным тифом, наоборот - эйфоричны, словоохотливы, не всегда адекватно оценивают свое состояние. Даже больные с лег­ким течением инфекционных болезней также своеобразно могут реаги­ровать на больничную обстановку, что объясняется не только ха­рактером инфекционного процесса, но и особенностями нервно-психического склада самого больного, т.к. микробы и их токсины воздействуют на ЦНС, то у больных часто наблюдается повышенная утомляемость, неустойчивость настроения, раздражительность, плаксивость, быстрая истощаемость психики, легкая внушаемость.

Столь разное психологичес­кое состояние пациентов требует от медицинской сестры терпе­ния и выдержки. Ни при каких обстоятельствах не следует показы­вать раздражения. Медицинская сестра своим вниманием к пациенту, чутким отношением создает обстановку покоя, которая способствует скорейшему выздоровлению. Искреннее внимание к больному, спокойная и терпеливая реакция на просьбы и даже капризы, готовность оказать помощь иногда могут быть более эффективными, чем лекарственная терапия.

В присутствии больного, даже если он находится в бессознательном состоянии, недопустимо вести разговоры о тяжести его состояния. Наоборот, в беседах с больным надо укреплять его веру в благоприятный прогноз заболевания.

В палатах необходимо соблюдать и поддерживать чистоту и порядок, регулярно проветривать их, поддерживая температуру воздуха 18 — 20 °С. В отделении, где находится больной, следует посто­янно соблюдать тишину и покой, особенно в ночные часы. Катего­рически недопустимы громкие разговоры и смех в палатах и коридорах. Необходимо помнить, что внезапно появившийся шум плохо переносится больными.

Медицинский персонал отделения должен постоянно следить за чистотой постели и белья больного, поскольку это создает определенный комфорт и улучшает настроение больного. При потоотделении нательное белье нужно менять по мере необходимости, не следует повторно использовать высушенное, пропитанное потом белье. Нельзя допускать, чтобы лихорадящий больной находился в прохладном и влажном белье, поскольку это может привести к развитию осложнений (пневмо­нии и т.д.). Перед каждой сменой нательного белья тело больного необходимо насухо протереть.

Постель больного должна быть удобной, на простыне и наволочке не должно быть складок. Особенно внимательно за этим необходимо следить у тяжелых (лежачих) больных. Нельзя допускать, чтобы белье под больным было влажным или мокрым. У тяжелобольных, которые находятся в бессознательном состоянии, часто бывают непроизвольные мочеиспускание и дефекация. В этих случаях во избежание частой смены всего постельного белья рекомендуется под таз больного подкладывать клеенку, покрытую пеленкой подстилкой, которые меняются по мере загрязнения. Это позволяет дольше сохранить постельное белье сухим и чистым. При смене постельного белья у тяжелобольных их или приподнимают на руках, или осторожно передвигают в постели сначала к одному ее краю, снимают старую и застилают новую простыню, а затем к другому краю и проделывают аналогичные процедуры. При этом необходимо проследить, чтобы на простыне не было складок. О каждой смене белья медицинская сестра должна делать пометку в истории болезни или в температурном листе.

 

Больничные режимы.

В зависимости от характера инфекционного заболевания, его стадии и периода больному предписываются различные виды больничных режимов, являющиеся наиболее благоприятными для его выздоровления.

Медицинский персонал должен строго следить за соблюдением больными режима, который им предписал врач. Нарушение постельного режима больными Нр: с брюшным или сыпным тифом может привести к развитию серьезных осложнений. В то же самое время длительное пребывание больных в лежачем положении мо­жет вызвать развитие застойных явлений в легких и развитие пневмонии, что резко ухудшает их и без того тяжелое состояние.

Расширение больничного режима (особенно переход от постельного к полупостельному) является ответственным шагом, и в таких случаях его следует делать постепенно, разрешая на первых порах боль ному только садиться в постели. Следует помнить, что у лиц старшего возраста возможны патологические реакции со стороны сердечно-сосудистой системы при излишне быстром переходе на полупостельный режим.

Медицинские сестры должны следить за больным и не допускать его длительного пребывания в одном и том же положении (например, на спине), для чего следует переворачивать больного время от времени с одного бока на другой. Если больной ослаблен или находится в бессознательном состоянии, для удержания его в положении на боку необходимо подложить под спину подушку. Менять положение больного в постели необходимо с большой осторожностью и без резких движений. Режим больного может изменить только его лечащий врач.

 

Уход за кожными покровами и слизистыми оболочками.

Медицинский персонал должен постоянно следить за чистотой кожи больных. Если больной не в состоянии самостоятельно пользо­ваться ванной или душем, то необходимо делать обтирание кожи. Лихорадка не является противопоказанием к проведению гигие­нических мероприятий. Кожу тяжелых больных нужно системати­чески обмывать (не менее двух раз в сутки), особенно тщательно следя за ее состоянием в области промежности, подмышечных впа­динах, межпальцевых пространствах, а у женщин и под молочны­ми железами. У тяжелых больных, находящихся в бессознательном состоянии, при недостаточном уходе быстро развивается раздра­жение кожи, образуются опрелости и могут появиться пролежни и гнойнички.

Ранним признаком формирования пролежней явля­ется появление на коже в месте постоянного давления болезнен­ного красного пятна, которое в дальнейшем темнеет, затем фор­мируется некроз с образованием глубоких, плохо заживающих язв.

Необходимо также следить за чистотой половых органов и заднего прохода больных, находящихся на стро­гом постельном режиме. Кожу таких больных следует обмывать после каждой дефекации, а затем обтирать насухо.

Перед каждым приемом пищи больной должен мыть руки с мы­лом. Необходимо следить за его ногтями, которые должны быть коротко острижены.

Такие гигиенические процедуры, как умыва­ние и чистка зубов, должны проводиться больными ежедневно. Если состояние больного позволяет, то он сам чистит зубы утром и вечером. После каждого приема пищи больные должны полоскать ротовую по­лость. Тщательный туалет ротовой полости у инфекционных боль­ных предупреждает развитие стоматита, воспаления околоушных слюнных желез (паротита), воспаления среднего уха. Эти осложне­ния могут существенно ухудшить общее состояние больного.

У тяжелых и лихорадящих больных часто наблюдается сухость губ, которая способствует образованию трещин и корок, а в углах рта — «заед», что говорит о наличии гиповитаминоза.

Необходимо следить и за проходимостью носовых ходов. При образовании и скоплении сухих корок их размягчают вазелиновым маслом и удаляют с по­мощью ватного тампона.

При недостаточном уходе больные могут отмечать также «склеивание» ресниц после сна.

 

Уход при нарушении функции органов дыхания.

У ряда инфекционных больных (корь, дифтерия), особенно при ОРВИ, в патологический процесс вовлекаются органы дыхания. В носовой полости, трахее и бронхах у них скапливается и загустевает слизь, это создает благоприятные условия для размножения патогенной бактериальной флоры и развития осложнений (пневмония, трахеит), которые утяжеляют состояние больного. Для профилактики этих осложнений нужно следить за чистотой и проходимостью дыхательных путей, создавать больному положение в постели, облегчающее его дыхание, проводить дыхательную гимнастику.

Для разжижения и облегчения отхаркивания густой мокроты делают ингаляции с препаратами, стимулирующими отхаркивание, ставят горчичники.

 

Уход при нарушении функции органов пищеварения.

У инфекци­онных больных, особенно в острой стадии заболевания, часто на­блюдается нарушение функции органов пищеварения. Как прави­ло, у больных отмечается снижение аппетита, вплоть до анорексии (полного отсутствия аппетита). Снижение аппетита в острую стадию, особенно при среднетяжелом и тяжелом течении заболе­вания, является скорее нормальной реакцией организма на бо­лезнь, поскольку в этот период отмечается снижение секреторных функций пищеварительных желез. Не следует поэтому стремиться насильно кормить такого больного, так как это может вызвать по­явление рвоты.

Иначе обстоит дело с приемом жидкости. У инфек­ционных больных с лихорадкой всегда имеются на­рушения водного баланса, поэтому ограничивать им прием жид­кости не следует, особенно с учетом того факта, что повышение температуры тела сопровождается дополнительной потерей жид­кости. Если больной находится в бессознательном состоянии или у него нарушено глотание вследствие паралича глотки или других причин, то поступление жидкости и кормление таких больных должны осуществляться только через специальный зонд, введен­ный в желудок через нос. Таким больным через зонд вводятся так­же и лекарственные средства.

Однако зондовое питание имеет свои недостатки и ограничения, связанные с тем, что зонд может вызвать пролежни. В связи с этим зондовое питание больного необхо­димо начинать только со 2 — 3 дня после того, как он перестает глотать. В таких случаях целесообразно проводить также паренте­ральное питание, вводя внутривенно растворы глюкозы, амино­кислотные составы и т.д.

Для обеспечения необходимого ухода за больными, имеющими нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, медицинс­кая сестра должна знать причины и механизмы развития этих на­рушений для того, чтобы по возможности предотвратить их разви­тие или оказать необходимую помощь, если эти расстройства уже возникли.

Инфекционным больным в зависимости от характера, тяжести и периода болезни назначаются различные пищевые рационы, которые максимально адаптированы к особенностям развивающегося патологического процесса. В пищевом рационе должно содержаться достаточное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Энергетическая ценность принимаемой пищи должна быть не ниже 2000 — 3000 ккал, что соответствует суточ­ным потребностям взрослого человека при лихорадке.

При назначении соответствующей диеты, номер ко­торой указывается в истории болезни, необходимо учитывать осо­бенности поражения тех или иных органов при разных заболева­ниях. Диета больному назначается лечащим врачом, а в обязанно­сти медицинской сестры входит контроль за ее соблюдением. Боль­ные должны принимать пищу небольшими порциями 4—5 раз в сут­ки. Больные, не имеющие ограничений в режиме, обычно пита­ются в столовой, а лежачим больным пищу подают в постель.

В инфекционных больницах в основном используют следующие столы (диеты) лечебного питания: Стол № 2, № 4, № 5, № 13, № 15.

Помощь при вздутии кишечника: Вздутие кишечника (метеоризм) может причинять больному значительные неудобства и беспокой­ство. В основе развития метеоризма лежит усиление процесса бро­жения. Для облегчения состояния больного используется резино­вая газоотводная трубка.

Своевременное опорожнение кишечника также помогает уст­ранить метеоризм. Отсутствие в течение 2 дней самостоятельного стула у тяжелых лежачих больных служит показанием для проведения очистительной клизмы.

Помощь при рвоте: У инфекционных больных рвота может быть желудочного и центрального генеза.

«Желудочная» рвота типична для больных с пищевыми токсикоинфекциями и другими острыми кишечными инфекциями. У таких больных отмечается тошнота, которая предшествует рвоте. Несмотря на то, что «желу­дочная» рвота у больных с пищевыми токсикоинфекциями являет­ся защитной реакцией организма, она причиняет больному силь­ное беспокойство. В таких случаях хороший эффект оказывает про­мывание желудка.

Особенно опасно появление рвоты у больных, находящихся в бессознательном состоянии, так как при отсутствии должного внимания со стороны медицинского персонала рвотные массы могут попасть в дыхательные пути и стать причиной смерти.

«Центральная» рвота, как правило, появляется внезапно и ей не предшествует тошнота. Появление такой рвоты всегда служит грозным признаком, поскольку свидетельствует о выраженном токсическом воздействии на мозг больного. Промывание желудка у таких больных не проводится ввиду его неэффективности.

Помощь при задержке мочеиспускания. При многих инфекцион­ных болезнях может наблюдаться задержка мочеиспускания. Сле­дует знать причины ее возникновения, поскольку в зависимости от этого оказывается та или иная помощь.

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое эпидемиология как наука?

2. Что такое эпидемический процесс? Из каких звеньев он состоит?

3. Какие существуют источники инфекции?

4. Назовите механизмы и пути передачи инфекции.

5. Какова интенсивность эпидемического процесса?

6. Дайте определение эпидемического очага.

7. На что направлены противоэпидемические мероприятия в очаге?

8. Каковы показания к проведению прививок?

9. Какие препараты применяются для иммунизации населения?

10. Какие существуют виды дезинфекции?

11. Что такое дезинфекция? Какими способами она проводится?

12. Дайте определение дезинсекции и расскажите о способах ее проведения.

13. Что такое дератизация? Какими способами она проводится?

14. Что такое комплексность проведения противоэпидемических мероприятий?

15. Дайте определение сестринского процесса.

16. Каковы основные потребности человека?

17. Перечислите этапы сестринского процесса.

18. В чем заключаются особенности первого этапа сестринского процесса?

19. Каково содержание второго этапа?

20. Назовите принципы построения сестринского диагноза.

21. Перечислите мероприятия третьего этапа сестринского процесса.

22. Каков объем работы на четвертом этапе?

23. В чем заключается пятый этап сестринского процесса?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.067 с.)